Гендерный подход как средство индивидуализации образовательного процесса
статья на тему

Эрдынеева Светлана Намсараевна

В настоящее время реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине, взаимопонимания и осознания необходимой обоим полам взаимодополняемости, что является одним из условий успешной социализации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Мужчины с Марса, женщины с Венеры …

Джон Грэй.

(слайд 1) В современной школе одним из важнейших принципов организации образовательного процесса является создание условий для индивидуального развития каждого учащегося. И перед  учителем стоит важнейшая задача - подобрать и максимально эффективно использовать дифференцированные средства воздействия, формы и методы преподавания.

(слайд 2) Гендерный подход как составляющая индивидуализации процесса обучения имеет глубокие корни, уходящие в социальные отношения, являющиеся, по определению ООН, одной из основных проблем 21 века. Тенденции развития общества таковы, что при ослаблении традиционного разделения труда, изменении гендерных культурных стереотипов, снижении брачно-семейного статуса мужчины, активизации роли женщин в обществе, в том числе в сфере образования: в семье, в детских садах, школах и вузах – на первый план выходит личность человека, самореализация независимо от половой принадлежности. Однако мы не можем игнорировать гендерную принадлежность обучающихся,  их биосоциокультурные особенности.

(слайд 3) В настоящее время реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине, взаимопонимания и осознания необходимой обоим полам взаимодополняемости, что является одним из условий успешной социализации, поэтому необходимо учитывать специфику воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов образовательного процесса: содержания, методов и форм обучения, организации учебного пространства, стиля педагогического общения и др.

Гендерные особенности

Юноши

Девушки

(слайд 4) Психологический уровень:

  • правое полушарие более развито;
  • развитое восприятие зрительных образов, форм и структур предметов;
  • преимущественно кратковременная память;
  • абстрактное мышление;
  • легкая адаптация к окружающей среде;
  • тяжёлое восприятие стрессовых ситуаций;
  • объективная самооценка
  • левое полушарие более развито;
  • развитая регуляция речи и письма;
  • преимущественно долговременная память;
  • наглядно-образное мышление;
  • адаптация к среде - через переживания, эмоции;
  • быстрая реабилитация в стрессовых ситуациях;
  • субъективная самооценка

(слайд 5) Физический уровень

  • большая масса тела и физическая сила;
  • менее развита точность и координация движений;
  • доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали
  • меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность;
  • более развита точность и координация движений;
  • визуальное восприятие информации происходит по горизонтали

(слайд 6) Познавательный уровень

  • качественный подход к изучению учебного материала;
  • умение обобщать на рациональной основе;
  • высокая скорость концентрации внимания;
  • склонность к диалогу и дискуссии
  • количественный подход к изучению учебного материала;
  • стройность и четкость анализа;
  • склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону;
  • скорость внимания ниже, чем у юношей;
  • пристрастие к монологу

( слайд 7) Поведенческий уровень

  • оптимистичны, открыты, доверчивы, прямолинейны, независимы;
  • показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше;
  • низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения;
  • более четкое визуальное восприятие
  • послушны, приветливы, скрытны;
  • видение своего образа глазами окружающих, стремление к идеалу;
  • высокий уровень чувствительности и социальной ответственности;
  • восприимчивость к одобрению
  • более чёткое слуховое восприятие

 

Исходя из анализа перечисленных особенностей, при работе над будущим уроком следует учитывать следующее:

- (слайд 8) мальчикам интереснее работать с нестандартно поданной, разнообразной информацией, причём плотность и скорость подачи материала может быть довольно высокой; работу на уроке с ними лучше всего строить   в режиме поисковой активности, делая  акцент на самостоятельность принимаемых решений, использовать групповые формы работы с элементами соревновательности и сменой лидера; юношам свойственен подход к формулированию правил через практические действия, поэтому выявление закономерностей, осмысление на уровне теории следует организовывать после практической работы с материалом; в течение урока необходимо уделять большее внимание развитию самоконтроля, а также  максимально конструктивно оценивать выполненную учащимися работу;

- девочки (слайд 9) лучше воспринимают информацию, поданную эмоционально; при повторении пройденного материала будет эффективным использовать речевые средства, при изучении абстрактных понятий - предметные наглядные пособия; темп подачи учебного материала должен быть размеренным; необходимо стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий; групповую работу целесообразно строить на основе взаимопомощи; оценка должна быть эмоциональной и конструктивной, причём не только по результатам выполненной работы, но и во время  учебной деятельности.

(слайд 10) Работая над единой задачей, мальчики и девочки учатся смотреть на поставленную проблему с разных сторон, обогащают свой личный опыт познания опытом партнёра с иным взглядом на мир и способами его анализа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Мужчины с Марса, женщины с Венеры … Джон Грэй. Докладчик: Эрдынеева Светлана Намсараевна , заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Активизация роли женщин в обществе (политике, бизнесе, образовании и т.д.) Ослабление традиционного разделения труда Изменение гендерных культурных стереотипов Снижение брачно-семейного статуса мужчины

Слайд 4

Психологический уровень: правое полушарие более развито; развитое восприятие зрительных образов, форм и структур предметов; преимущественно кратковременная память; абстрактное мышление; легкая адаптация к окружающей среде; тяжёлое восприятие стрессовых ситуаций; объективная самооценка левое полушарие более развито; развитая регуляция речи и письма; преимущественно долговременная память; наглядно-образное мышление; адаптация к среде - через переживания, эмоции; быстрая реабилитация в стрессовых ситуациях; субъективная самооценка

Слайд 5

Физический уровень большая масса тела и физическая сила; менее развита точность и координация движений; доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; более развита точность и координация движений; визуальное восприятие информации происходит по горизонтали

Слайд 6

Познавательный уровень качественный подход к изучению учебного материала; умение обобщать на рациональной основе; высокая скорость концентрации внимания; склонность к диалогу и дискуссии количественный подход к изучению учебного материала; стройность и четкость анализа; склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону; скорость внимания ниже, чем у юношей; пристрастие к монологу

Слайд 7

Поведенческий уровень оптимистичны, открыты, доверчивы, прямолинейны, независимы; показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения; более четкое визуальное восприятие послушны, приветливы, скрытны; видение своего образа глазами окружающих, стремление к идеалу; высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; восприимчивость к одобрению более чёткое слуховое восприятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР как средства индивидуализации учебного процесса

Человечество за все время своего существования накопило бесчисленныеценности в виде достижений наук, мировоззренческих взглядов и нравственных идеалов, элементов духовной и материальной культуры...

Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.

Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....

Проблемы индивидуального подхода в обучении как средство повышения образовательного процесса

Материал раскрывает сущность индивидуального метода обучения при преподавании истории...

Гендерный подход как средство индивидуализации образовательного процесса

Гендерный подход как средство индивидуализации образовательного процесса...