Гендерный подход как средство индивидуализации образовательного процесса
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активизация роли женщин в обществе (политике, бизнесе, образовании и т.д.) Ослабление традиционного разделения труда Изменение гендерных культурных стереотипов Снижение брачно-семейного статуса мужчины
Психологический уровень: правое полушарие более развито; развитое восприятие зрительных образов, форм и структур предметов; преимущественно кратковременная память; абстрактное мышление; легкая адаптация к окружающей среде; тяжёлое восприятие стрессовых ситуаций; объективная самооценка левое полушарие более развито; развитая регуляция речи и письма; преимущественно долговременная память; наглядно-образное мышление; адаптация к среде - через переживания, эмоции; быстрая реабилитация в стрессовых ситуациях; субъективная самооценка
Физический уровень большая масса тела и физическая сила; менее развита точность и координация движений; доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; более развита точность и координация движений; визуальное восприятие информации происходит по горизонтали
Познавательный уровень качественный подход к изучению учебного материала; умение обобщать на рациональной основе; высокая скорость концентрации внимания; склонность к диалогу и дискуссии количественный подход к изучению учебного материала; стройность и четкость анализа; склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону; скорость внимания ниже, чем у юношей; пристрастие к монологу
Поведенческий уровень оптимистичны, открыты, доверчивы, прямолинейны, независимы; показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения; более четкое визуальное восприятие послушны, приветливы, скрытны; видение своего образа глазами окружающих, стремление к идеалу; высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; восприимчивость к одобрению более чёткое слуховое восприятие
Предварительный просмотр:
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мужчины с Марса, женщины с Венеры …
Джон Грэй.
(слайд 1) В современной школе одним из важнейших принципов организации образовательного процесса является создание условий для индивидуального развития каждого учащегося. И перед учителем стоит важнейшая задача - подобрать и максимально эффективно использовать дифференцированные средства воздействия, формы и методы преподавания.
(слайд 2) Гендерный подход как составляющая индивидуализации процесса обучения имеет глубокие корни, уходящие в социальные отношения, являющиеся, по определению ООН, одной из основных проблем 21 века. Тенденции развития общества таковы, что при ослаблении традиционного разделения труда, изменении гендерных культурных стереотипов, снижении брачно-семейного статуса мужчины, активизации роли женщин в обществе, в том числе в сфере образования: в семье, в детских садах, школах и вузах – на первый план выходит личность человека, самореализация независимо от половой принадлежности. Однако мы не можем игнорировать гендерную принадлежность обучающихся, их биосоциокультурные особенности.
(слайд 3) В настоящее время реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине, взаимопонимания и осознания необходимой обоим полам взаимодополняемости, что является одним из условий успешной социализации, поэтому необходимо учитывать специфику воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов образовательного процесса: содержания, методов и форм обучения, организации учебного пространства, стиля педагогического общения и др.
Гендерные особенности
Юноши | Девушки |
(слайд 4) Психологический уровень: | |
|
|
(слайд 5) Физический уровень | |
|
|
(слайд 6) Познавательный уровень | |
|
|
( слайд 7) Поведенческий уровень | |
|
|
Исходя из анализа перечисленных особенностей, при работе над будущим уроком следует учитывать следующее:
- (слайд 8) мальчикам интереснее работать с нестандартно поданной, разнообразной информацией, причём плотность и скорость подачи материала может быть довольно высокой; работу на уроке с ними лучше всего строить в режиме поисковой активности, делая акцент на самостоятельность принимаемых решений, использовать групповые формы работы с элементами соревновательности и сменой лидера; юношам свойственен подход к формулированию правил через практические действия, поэтому выявление закономерностей, осмысление на уровне теории следует организовывать после практической работы с материалом; в течение урока необходимо уделять большее внимание развитию самоконтроля, а также максимально конструктивно оценивать выполненную учащимися работу;
- девочки (слайд 9) лучше воспринимают информацию, поданную эмоционально; при повторении пройденного материала будет эффективным использовать речевые средства, при изучении абстрактных понятий - предметные наглядные пособия; темп подачи учебного материала должен быть размеренным; необходимо стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий; групповую работу целесообразно строить на основе взаимопомощи; оценка должна быть эмоциональной и конструктивной, причём не только по результатам выполненной работы, но и во время учебной деятельности.
(слайд 10) Работая над единой задачей, мальчики и девочки учатся смотреть на поставленную проблему с разных сторон, обогащают свой личный опыт познания опытом партнёра с иным взглядом на мир и способами его анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ЭОР как средства индивидуализации учебного процесса
Человечество за все время своего существования накопило бесчисленныеценности в виде достижений наук, мировоззренческих взглядов и нравственных идеалов, элементов духовной и материальной культуры...
Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...
Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.
Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....
Проблемы индивидуального подхода в обучении как средство повышения образовательного процесса
Материал раскрывает сущность индивидуального метода обучения при преподавании истории...
Гендерный подход как средство индивидуализации образовательного процесса
В настоящее время реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитани...
«Тьюторское сопровождение индивидуализации образовательного процесса как средство достижения нового качества общего образования»
Данный материал можно использовать на педагогическом совете или РМО...