Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в школе – польза или вред?
статья на тему

Курина Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современной школе во всех формах обучения, рассматривается положительное и негативное влияние ИКТ на обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 07.2017-statya.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в школе – польза или вред?

На современном этапе учитель начальной школы должен обладать основами экономических знаний, умениями организационной и воспитательной работы, высокой культурой, хорошо владеть иностранным языком, быть инициативным и ответственным, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, быть способным к инновациям, а также владеть компьютерной техникой. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школе приводит к положительным изменениям содержания подготовки будущего учителя. Использование новых информационных технологий можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, умение использовать компьютерные средства входит в состав профессиональных умений современного учителя начальных классов. Поэтому одним из признаков готовности к внедрению педагогических технологий и осуществление инновационной деятельности является высокий уровень владения новыми информационными технологиями. С другой стороны, использование современных ИКТ развивает гибкость мышления, готовит к постоянному получению новых знаний и умений. Осуществление этого происходит за счет разнообразия программных средств, использования справочных и информационно-поисковых систем, значительных возможностей компьютерной техники.

Педагогическое творчество - это оригинальный и высокоэффективный подход учителя к учебно-воспитательным задачам, обогащение теории и практики воспитания и обучения. Достижение творческого результата обеспечивается систематическими целенаправленными наблюдениями, применением педагогического эксперимента, критическим использованием передового педагогического опыта. Педагогическое творчество касается различных сторон деятельности учителя – проведение учебных занятий, работы над организацией коллектива учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование личности ученика, выработка стратегии и тактики педагогической деятельности с целью оптимального выполнения задач всестороннего развития личности [1].

В контексте личностно ориентированной модели применения ИКТ выступает как эффективное средство развития творческих способностей учащихся, способствует формированию мотивации к потреблению контента, циркулирующей в нем, как инструмент обработки и анализа знаний, организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Практическая реализация личностно ориентированного подхода с помощью ИКТ в процессе обучения требует предметно - ориентированных средств.

ИКТ – это не только и не столько объект для изучения в школе, ИКТ – это инструмент для создания учебной среды в классе. Однако ИКТ – это еще и шанс создать для школьника богатое учебную среду. [3].

Как и любое средство, использование ИКТ имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Поэтому важно такое построение учебного процесса, которое позволит максимально использовать положительные стороны, а именно:

  • обеспечить высокий уровень интерактивности между всеми участниками учебного процесса (учеником, учителем) и материалом;
  • постоянно совершенствовать различные учебные стили и взаимодействия;
  • обеспечить системность в организации учебного процесса.

Можно привести следующие основные положительные моменты применения компьютерной техники при индивидуализированном подходе к учебному процессу:

  • применения компьютеров в обучении – это постоянный и объективный контроль;
  • формируются навыки практической работы с любым техническим оборудованием с помощью компьютерных тренажеров;
  • углубление теоретических знаний и применение их в практической работе;
  • реализация в обучении справочно-информационных, коммуникативных, конструкторских, мультимедийных функции;
  • упрощение управления учебным процессом с помощью применения современных компьютерных технологий и технических средств;
  • развитие личности ученика и его адаптация в мировом информационном пространстве;
  • развитие критического мышления;
  • индивидуализация обучения.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера, а так же негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье, особенно младших  школьников. Происходит увеличение информационного потока и ускорение темпов учебных действий, что влечет к эмоциональным перегрузкам. Отсюда у многих школьников, особенно младших классов, наблюдаются частые эмоциональные возбуждения.

Для экономии сил учащиеся заимствуют из сети Интернет готовые проекты, сочинения, решение задач, что стало сегодня  уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. Из-за колоссального объема информации, предоставляемого некоторыми средствами информатизации возникает отвлечение внимания школьника.

Самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по теме урока (слайды прекрасно оформлены, записи и рисунки отлично видны, слайд не перегружен текстом, на слайде только необходимая информация, все представлено наглядно и красочно). К сожалению, проблемы возникают и при использовании таких хороших презентаций. Вот некоторые: чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). И если на всех шести уроках используется презентация, то ученики и учитель сидят при искусственном освещении, без дневного света. Нормально ли это? Естественно, нет. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения. Некоторые учителя объяснение нового учебного материала заменяют на переписывание учениками информации со слайда (озвучивая или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.

Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую [5].

Уровень и эффективность использования новых (специфических) педагогических инструментов ИКТ:

- интерактивность (использование активно-деятельностных форм обучения);

- мультимедиа (комплексное аудиовизуальное преставление информации);

- моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);

- коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);

- производительность (повышение производительности учебного труда).

Выполнение условий эффективного обучения на уроке с применением средств ИКТ:

- разнообразие форм и методов организации учебного процесса;

- управляемость учебного процесса;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

- формулирование системы понятий по теме урока;

- систематизация и интеграция знаний;

- повышение плотности урока;

- повышение привлекательности рассматриваемого материала;

- стимулирование самостоятельной работы обучающихся с учебниками, электронными справочниками;

- организация оперативной оценки работы учащихся сразу по ее завершению (тестирование).

Принцип информационного взаимодействия, диалоговый характер обучения:

- активная позиция обучающегося в учебном процессе;

- формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию;

- уровень коммуникации учитель

- ученик в процессе урока;

- уровень коммуникации учеников между собой в процессе урока;

- сотрудничество между учеником и учителем.

Средства ИКТ в школе помогают учителю заинтересовать детей, а ученикам лучше усвоить материал. Но в то же время, их частое использование приводит к привыканию детей к тому, что решать те или иные задачи они могут только в подобных вариантах, и неиллюстрированный урок уже не вызывает активности. В настоящее время широко стала использоваться на уроках интерактивная доска. Она приобщает детей к зрелищности, умению мыслить, анализировать. Ведь педагог при ее помощи может знакомить детей с окружающим миром, историей. Интерактивная доска является инструментом яркого визуального представления данных по всем предметам. Но обучающихся нужно приучать и к работе с учебником, книгой, учить находить в них информацию, уметь цитировать печатные издания.

На уроках в современной школе без использования ИКТ уже не обойтись, но стоит обратить особое внимание на необходимость соблюдения санитарных правил и норм, регламентирующих возможности применения ИКТ в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать:

- для учащихся 1 класса – 10 минут,

- для учащихся 2-5 классов – 15 минут,

- для учащихся 6-7 классов – 20 минут,

- для учащихся 8-9 классов – 25 минут.

На рис. 1. представлены положительные и отрицательные стороны использования ИКТ на уроках.

Рис. 1. Характеристика использования ИКТ на уроках

Источник: http://www.hselyceum.perm.ru/files/teacher/Metod_sbornik_2_view.pdf

Стремительное развитие общества и научно-технического прогресса осуществляют обновление современных средств с периодом 1-3 года [2, с. 119-127]. Количество и качество компьютерной техники в школах растет, учителя широко используют электронный контент и технику для реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей урока.

Рассмотрев особенности внедрения информационных технологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся, мы видим, что информационно-коммуникационные технологии значительно повышают эффективность обучения. Но, учителю следует учитывать негативные нюансы и тщательно продумывать использование информационно-коммуникационных технологий на каждом этапе урока и внеурочной деятельности, чтобы не нанести вреда психике и здоровью ребенка, не вызвать привыкания, а пробудить интерес к познанию мира.

Список использованной литературы

  1. Перпшков В.И., Савинков В.М., Толковый словарь по информатике. – 4-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 544 с.
  2. Шатько В.В. Методика использования ИКТ в начальной школе: Учеб.-метод. пособие. – М .: Редакция «Компьютер», 2008. – 128 с.: Ил.
  3. Личностно ориентированный подход к организации деятельности по творчески одаренными детьми // Расскажите внуку-2011. – №9 - С.2- 7.
  4. Информатика в начальном образовании: Рекомендации ЮНЕСКО // Информатика в младших классах: Прилож. к журналу «Информатика и образование». - 2009. – №2. – 96 с.
  5. Семёнов Л.А., «Концепция информатики в общем образовании» [Электронный ресурс] / http://textbook.keldysh.ru/informat/part3.htm 
  6. Удот М. С. Цифровые образовательные ресурсы как способ повышения эффективности урока // Научно-методический сборник № 2. – Пермь, 2010. – С. 41-46.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В 5 – 7 КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Примерная программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по инфо...

Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.

Основная цель изучения иностранного языка в общеобразовательной школе - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к меж...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии в школе.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать люб...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...