Проект мастер-класса «Формирование социальной компетентности учащихся посредством проектной деятельности»
статья на тему

Захарова Нелли Васильевна

Цель мастер-класса: распространение опыта работы учителя по формированию социальной компетентности учащихся посредством проектно-исследовательской  деятельности.

Задачи мастер-класса:

Ø  определиться с понятием “социальная компетентность”; определить основные пути, формы и технологии развития социальных компетенций.

Ø  определить, каким образом проектная деятельность учащихся

Ø  создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_formirovanie_sots_kompetentnosti.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  мастер-класса

«Формирование социальной компетентности учащихся

 посредством проектной деятельности»

(Захарова Нелли Васильевна, учитель английского языка

 МБОУ «Александровская СОШ»)

Цель мастер-класса: распространение опыта работы учителя по формированию социальной компетентности учащихся посредством проектно-исследовательской  деятельности.

Задачи мастер-класса:

  • определиться с понятием “социальная компетентность”; определить основные пути, формы и технологии развития социальных компетенций.
  • определить, каким образом проектная деятельность учащихся
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Оборудование мастер-класса:

  • Раздаточный материал для  групповой и фронтальной работы
  • Проектные работы учащихся Александровской СОШ
  • Наглядность для оформление учебной доски

Ход мастер-класса:

Эпиграф (доска):

Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать, но правильные поступки, успех человека зависят  не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от  его  умения   пользоваться этими знаниями  как   инструментами при решении проблем.

1.Организационный момент:

  1. Приветствие.
  2. Представление ведущего.
  3. Краткая характеристика мастер-класса: тема, цели, задачи, деятельность (индивидуальная групповая и фронтальная работа).
  4. Раздача рабочих листов мастер-класса по группам (2 рабочие группы).
  5. Организация  первой части работы по графической схеме «ЗХУ» («Знаем. Хотим узнать. Узнали.») – на рабочем листе №1. (Приложение 1) Разъяснение 1 колонки. Индивидуальная работа по рабочему листу, фронтальное обсуждение, заполнение 1 колонки общей схемы на доске.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

(уже имеющиеся знания, представления о социальной компетентности, возможностях их развития, в том числе в рамках внеурочной проектной деятельности)

2. Этап актуализации.

        Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребенка. 

           Школа как одна из ступеней социализации личности имеет наибольшие возможности в процессе коррекции ментальности – в воспитании полноценного представителя гражданского общества. Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни. Социальная гибкость, социальная мобильность станут результатом умений планирования, моделирования и проектирования своей жизни. Для достижения этой цели в современной педагогике существует множество инновационных технологий. Одной из них является технология проектирования.

            Сегодня  проектирование выделяют в отдельную категорию проектов. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что главными условиями (не столько целями, сколько именно условиями) для продуктивной работы над  проектами являются следующие умения и навыки школьников:

  • видение проблемы, ее значимости и актуальности для себя и для социума;
  • нахождение оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;
  • освоение позитивных способов общения и взаимопомощи;
  • объективная оценка своего личного вклада в коллективное дело;
  • понимание значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта;
  • осознание значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.


Проектирование есть способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Для учителя социальное проектирование – это интегрированное 
дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.

Проектирование помогает решить многие психологические проблемы становления личности ребенка, присвоения правил и норм поведения взрослого полноправного субъекта общества. Через проектную деятельность, социальное проектирование и формируется социальная компетентность школьника. Социальное проектирование следует определять как социальное творчество. Такая деятельность помогает осваивать и усваивать такую составляющую правового государства, как права человека. И если ребенок знает права человека и умеет ими пользоваться, то, значит, он социально компетентен.

Что же такое социальная компетентность? Рабочий лист, №2.(Приложение 2) Сформулируйте собственное определение понятия.

Социальная компетентность – это _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Представление 2-3 ответов, обсуждение, слайд с определением. Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

  • Организация  второй части работы по графической схеме «ЗХУ» («Знаем. Хотим узнать. Узнали.») – на  рабочем листе № 1. Разъяснение 2 колонки. Групповая работа по рабочему листу, фронтальное обсуждение, заполнение 2 колонки общей схемы на доске.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Ожидания от мастер-класса:

-узнать что-то новое,

-систематизировать свои представления,

 -изучить опыт

-посмотреть реальные социальные проекты

-оценить

-сравнить

-.............

3. Основной этап мастер-класса (представление и обсуждение опыта внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся Александровской СОШ  с точки зрения развития социальной компетентности учащихся).

  • Самостоятельное ознакомление с материалом о социальной компетентности учащихся и о месте проектной деятельности учащихся в образовательном процессе. (Приложение 3)

  • Представление школьных социальных проектов: «Английские слова в названиях магазинов г. Можга УР», «Благоустройство родника в д. Юдрук Можгинского района» в «бумажном» виде.

  • Обсуждение и анализ 2 школьных проектов  с точки зрения развития социальных компетентностей.  Работа в группах, рабочий лист, № 3. (Приложение 4) Изучив один из представленных проектов, проанализируйте и представьте степень и уровень развития социальных компетентностей в рамках создания и реализации данного проекта, учитывая УУД.

УУД

Проект: «Английские слова в названиях магазинов г. Можга УР»

Проект: «Благоустройство родника в д. Юдрук Можгинского района»

1) Личностные

2) Регулятивные

3) Познавательные

4) Коммуникативные

Работа в группах, анализ,  представление работы групп, обсуждение, комментарии, ответы на вопросы.

4. Этап рефлексии.

Организация  третьей части работы по графической схеме «ЗХУ» («Знаем. Хотим узнать. Узнали.»)- №1 в рабочем листе. Разъяснение 3 колонки. Индивидуальная работа по рабочему листу, фронтальное обсуждение, заполнение 3 колонки общей схемы на доске.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Оценка приобретений мастер-класса:

-узнали

-скорректировали

-научились

-поняли

-решили

-…………….

Приложение

Приложение 1

Знаем

Хотим узнать

Узнали

(уже имеющиеся знания, представления о социальной компетентности, возможностях их развития, в том числе в рамках внеурочной проектной деятельности)

Приложение 2

Сформулируйте  и запишите определение понятия

Социальная компетентность – это _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Для самостоятельного ознакомления

Понимание социальной компетентности учителями и родителями.

 Тема социальной компетентности становится в школе все более актуальной, все    обсуждаемой, но это еще не говорит о наличии существующей педагогической практики. Что же для родителей и учителей означает термин "социальная компетентность"? Какие смыслы они вкладывают в это словосочетание?

Социальная компетентность для родителей - это умение вести себя в обществе (каждый третий из ответивших на вопрос), способность адаптироваться в обществе (каждый четвертый). Примерно столько же считают, что социальная компетентность - это грамотность в вопросах социального законодательства, знания об обществе в целом.

Иными словами, для родителей социальная компетентность – это прежде всего необходимые знания и прикладные умения.

Понимание социальной компетентности учителями представлено следующими вариантами ответов:

Развитие способности ученика ориентироваться в окружающей действительности: "понимание той социальной среды, в которой ребенок развивается"; "умение разобраться в жизненной ситуации, найти способы решения любой жизненной проблемы". Накопление собственного опыта, способность восприятия нового: "восприятие чего-то нового и обогащение собственного опыта с целью развития личности";  "...чтобы он сформировался как личность и чтобы он никого не боялся... Самостоятельное мышление -

самое первое [необходимое условие]...".  Формирование способности выбирать: "сегодня нужно научить выбирать, так как выборов становится видимо-невидимо: в товарах, услугах, профессиях... но как сделать их осознанно"; "задача педагогов школы, чтобы ребёнок, общаясь в социуме, среди... неблагоприятных условий, смог сделать выбор в лучшую сторону, чтобы эта личность не потерялась в обществе, чтобы она могла самореализоваться".

Учителя рассуждают следующим образом: социальная среда далеко не всегда является благоприятной для человека, нужно научить его понимать, что именно с ним происходит. Такое понимание станет основой для оптимального выбора, ученик в будущем сможет избежать каких-то проблем, опасных последствий. Но трактовка такого понимания для учителей не является однозначной. Так, можно научить разбираться в тех

или иных ситуациях, самостоятельно находить способы решения жизненных проблем, что предполагает означенных ситуаций, подчеркивает вариативность возможных решений. Некоторые учителя считают, что можно это сделать по-другому, просто показать опасные ситуации и объяснить, что нужно при этом делать: "...детям показать, с чем они столкнутся, выйдя за пределы школы, какие их ждут ситуации. И хотя бы сориентировать, как действовать в этих ситуациях". То есть понимание рассматривается только как узнавание, определение по уже имеющимся образцам. Соответственно к ситуации предлагается и набор возможных действий.  Очень часто, рассуждая о сущности воспитательной деятельности в школе, учителя фактически ставили знак равенства между социальной компетентностью и социальной адаптацией: "...чтобыребенок знал необходимый, достаточный минимум каких-то знаний, мог адаптироваться в этом обществе. Чтобы ребенок был достаточно воспитанным человеком". "Бывают люди, которые не имеют высшего образования, но достигают уровня... Допустим, ребенок чего-то в школе не знал ...он плохо читал, но теперь он - шикарный слесарь, к нему весь город ездит чинить машины... Я считаю, что это – социальная компетентность".

До сих пор многие учителя полагают, что, прежде всего, необходимо дать ученику определенный объем знаний, умений, чтобы он мог затем применить их в жизни, причем речь идет именно о готовом наборе.

Трудно сказать, какая позиция в высказываниях учителей является доминирующей - "показать" или научить разбираться, анализировать. Для нас важно, что учителя в большей степени, нежели родители,  подчеркивают необходимость понимания социальной реальности как составляющей социальной компетентности. Это означает, что педагогический дискурс включает в себя обсуждение компетентностного подхода как необходимой части школьного образования, что может стать обнадеживающей предпосылкой для его реализации.

Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.


Место проектной деятельности в образовательном процессе.
            Проектная деятельность в ходе учебной деятельности формирует в основном предметные знания, умения и навыки; общеучебные умения и навыки; опыт практической предметной деятельности. 
            Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования социальных компетенций. Современные учебные программы позволяют включать метод проектов в образовательный процесс.

            Проектная деятельность во внеучебной деятельности преимущественно формирует: ценности деятельности, общения, самообразования; привычку быть мобилизованным; личностные умения – рефлексивные, оценочные; личностные качества – самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.


           Поэтому, одной классно – урочной деятельности недостаточно для формирования социальных компетентностей потому, что этот процесс выходит за пределы обучения. Гораздо больше возможностей для этого имеются во внеурочной деятельности. Очень важно сотрудничать с дополнительными образовательными учреждениями, чтобы дети продолжали заниматься проектно – исследовательской деятельностью и вне стен школы.

Приложение 4

УУД

Проект: «Английские слова в названиях магазинов г. Можга УР»

Проект: «Благоустройство родника в д. Юдрук Можгинского района»

1) Личностные

2) Регулятивные

3) Познавательные

4) Коммуникативные


Памятка современного учителя

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почем                          у?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать, но правильные поступки, успех человека зависят  не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от  его  умения   пользоваться этими знаниями  как   инструментами при решении проблем.

Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Мастер-класс

«Формирование социальной компетентности учащихся

посредством проектной деятельности»

(Захарова Нелли Васильевна,

учитель английского языка

МБОУ «Александровская СОШ»)

Август, 2013

Одной классно-урочной деятельности недостаточно для формирования социальной компетентности потому, что этот процесс выходит за пределы обучения. Гораздо больше возможностей для этого имеются во внеурочной деятельности. Очень важно сотрудничать с дополнительными образовательными учреждениями, чтобы дети продолжали заниматься проектно – исследовательской деятельностью и вне стен школы.


Рабочий лист №1

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Рабочий лист №2

Сформулируйте  и запишите определение понятия

Социальная компетентность – это _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист №3 (2 группа)

Изучив один из представленных проектов, проанализируйте и представьте степень и уровень развития социальных компетентностей в рамках создания и реализации данного проекта, учитывая УУД.

УУД

Проект: «Английские слова в названиях магазинов г. Можга УР»

1) Личностные

2) Регулятивные

3) Познавательные

4) Коммуникативные

Рабочий лист №3 (2 группа)

Изучив один из представленных проектов, проанализируйте и представьте степень и уровень развития социальных компетентностей в рамках создания и реализации данного проекта, учитывая УУД.

УУД

Проект: «Благоустройство родника в д. Юдрук

Можгинского района»

1) Личностные

2) Регулятивные

3) Познавательные

4) Коммуникативные

Для самостоятельного ознакомления в группах

Понимание социальной компетентности учителями и родителями.

 Тема социальной компетентности становится в школе все более актуальной, все    обсуждаемой, но это еще не говорит о наличии существующей педагогической практики. Что же для родителей и учителей означает термин "социальная компетентность"? Какие смыслы они вкладывают в это словосочетание?

Социальная компетентность для родителей - это умение вести себя в обществе (каждый третий из ответивших на вопрос), способность адаптироваться в обществе (каждый четвертый). Примерно столько же считают, что социальная компетентность - это грамотность в вопросах социального законодательства, знания об обществе в целом.

Иными словами, для родителей социальная компетентность – это прежде всего необходимые знания и прикладные умения.

Понимание социальной компетентности учителями представлено следующими вариантами ответов:

Развитие способности ученика ориентироваться в окружающей действительности: "понимание той социальной среды, в которой ребенок развивается"; "умение разобраться в жизненной ситуации, найти способы решения любой жизненной проблемы". Накопление собственного опыта, способность восприятия нового: "восприятие чего-то нового и обогащение собственного опыта с целью развития личности";  "...чтобы он сформировался как личность и чтобы он никого не боялся... Самостоятельное мышление -

самое первое [необходимое условие]...".  Формирование способности выбирать: "сегодня нужно научить выбирать, так как выборов становится видимо-невидимо: в товарах, услугах, профессиях... но как сделать их осознанно"; "задача педагогов школы, чтобы ребёнок, общаясь в социуме, среди... неблагоприятных условий, смог сделать выбор в лучшую сторону, чтобы эта личность не потерялась в обществе, чтобы она могла самореализоваться".

Учителя рассуждают следующим образом: социальная среда далеко не всегда является благоприятной для человека, нужно научить его понимать, что именно с ним происходит. Такое понимание станет основой для оптимального выбора, ученик в будущем сможет избежать каких-то проблем, опасных последствий. Но трактовка такого понимания для учителей не является однозначной. Так, можно научить разбираться в тех

или иных ситуациях, самостоятельно находить способы решения жизненных проблем, что предполагает означенных ситуаций, подчеркивает вариативность возможных решений. Некоторые учителя считают, что можно это сделать по-другому, просто показать опасные ситуации и объяснить, что нужно при этом делать: "...детям показать, с чем они столкнутся, выйдя за пределы школы, какие их ждут ситуации. И хотя бы сориентировать, как действовать в этих ситуациях". То есть понимание рассматривается только как узнавание, определение по уже имеющимся образцам. Соответственно к ситуации предлагается и набор возможных действий.  Очень часто, рассуждая о сущности воспитательной деятельности в школе, учителя фактически ставили знак равенства между социальной компетентностью и социальной адаптацией: "...чтобыребенок знал необходимый, достаточный минимум каких-то знаний, мог адаптироваться в этом обществе. Чтобы ребенок был достаточно воспитанным человеком". "Бывают люди, которые не имеют высшего образования, но достигают уровня... Допустим, ребенок чего-то в школе не знал ...он плохо читал, но теперь он - шикарный слесарь, к нему весь город ездит чинить машины... Я считаю, что это – социальная компетентность".

До сих пор многие учителя полагают, что, прежде всего, необходимо дать ученику определенный объем знаний, умений, чтобы он мог затем применить их в жизни, причем речь идет именно о готовом наборе.

Трудно сказать, какая позиция в высказываниях учителей является доминирующей - "показать" или научить разбираться, анализировать. Для нас важно, что учителя в большей степени, нежели родители,  подчеркивают необходимость понимания социальной реальности как составляющей социальной компетентности. Это означает, что педагогический дискурс включает в себя обсуждение компетентностного подхода как необходимой части школьного образования, что может стать обнадеживающей предпосылкой для его реализации.

Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.


Место проектной деятельности в образовательном процессе.
            Проектная деятельность в ходе учебной деятельности формирует в основном предметные знания, умения и навыки; общеучебные умения и навыки; опыт практической предметной деятельности. 
            Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования социальных компетенций. Современные учебные программы позволяют включать метод проектов в образовательный процесс.

            Проектная деятельность во внеучебной деятельности преимущественно формирует: ценности деятельности, общения, самообразования; привычку быть мобилизованным; личностные умения – рефлексивные, оценочные; личностные качества – самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.


           Поэтому, одной классно – урочной деятельности недостаточно для формирования социальных компетентностей потому, что этот процесс выходит за пределы обучения. Гораздо больше возможностей для этого имеются во внеурочной деятельности. Очень важно сотрудничать с дополнительными образовательными учреждениями, чтобы дети продолжали заниматься проектно – исследовательской деятельностью и вне стен школы.

УУД

Личностные -  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Познавательные (поиск, переработка и структурирование информации; исследование; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления).

Работа с информацией:

- текстовой: чтение, восприятие на слух текстов из разных источников, создание собственного текста на иностранном языке

- звуковой и видео информацией

- графической: таблицами ( оглавление, подстановочные/ грамматические таблицы и др.)

-  иллюстративной

- числовой (ссылка на графики, диаграммы с цифрами и др.)

Работа с учебными моделями (грамматическое  моделирование, модели построения высказывания).

Использование знако-символических средств ( значки, структура книги, рубрики и т.д.)

Использование общих схем решения. 

Выполнение логических операций: сравнение,   анализ, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие.

      Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Речевая деятельность: умение общаться в устной и письменной формах.

Навыки сотрудничества (обучения в сотрудничестве, проектная деятельность, долгосрочные проекты)

Регулятивные - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

«Формирование ИКТ-компетентности через проектную деятельность"

В данном пректе рассматривается проблема освоения ИКТ- компетентности, в частности её формирование через проектную деятельность.Расскрывается тема самостоятельного закрепленияполученных навыков за счё...

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

исользование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся

Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных к...

Деятельность классного руководителя в формировании социальной компетентности и социальных навыков учащихся

Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, оно включает в себя посильное участие школьников в труде и общественной жизни коллектива, приобщение к социальной куль...