Экологизация учебного материала
учебно-методический материал по теме

Разработка учебно - методического обеспечения экологического образования для устойчивого развития в соответствии с требованиями  Нового стандарта

Цель: формирование системы методологических подходов, направленных на развитие субъектности ученика в образовательном пространстве школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologizatsiya_uchebnogo_materiala.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Разработка учебно - методического обеспечения экологического образования для устойчивого развития в соответствии с требованиями  Нового стандарта

(в рамках реализации программы

«Образование как условие устойчивого развития»)

Авторы:  Берлина О.Н.

Коженевская Е.В.,

учителя ГБОУ «Школа № 222»

Цель: формирование системы методологических подходов, направленных на развитие субъектности ученика в образовательном пространстве школы.

«Технологичность как интегральная характеристика качества образования отражает объективно-функциональные взаимосвязи и взаимодействие всех категорий образовательного процесса и обуславливает его продуктивность в отношении достижения целей».

          Становление информационного общества выдвигает образование в число главных приоритетов жизни и развития общества. Растет число людей, стремящихся получить повышенный образовательный ценз. В качестве одного из ведущих направлений развития образования используется технологический подход к обучению с целью гарантированного достижения дидактических целей, исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

Технологичность проявляется:

  • в системности процесса обучения;
  • в целостности процесса обучения, т.е. в подчинении взаимодействия учителя и ученика и результатов обучения поставленным целям;
  • в цикличности учебного процесса;
  • в управляемости и эффективности обучения.

 

Технологичность процесса обучения проявляется также в том, что результаты обучения меняются только тогда, когда меняется форма взаимодействия учителя и ученика (от субъектно-объектной к субъектно-субъектной), а в качестве ведущей выбирается личностно-ориентированная модель обучения.  

Технологичность как свойство современного образования и одна из характеристик его качества позволяет осуществить как реализацию предметного содержания (внутренняя цель), так и синергетический подход (внешняя цель) к обучению, подразумевающий повышение мотивации, развитие познавательной самостоятельности, самоорганизации и саморегуляции ученика (посредством рефлексии), формирование ключевых компетенций и социальную адаптацию учащихся в современных условиях. Применение технологий считается продуктивным типом учебной деятельности. Продуктивный вариант учебной деятельности содержит ряд элементов: логическое и интуитивное предвосхищение; выдвижение и проверка гипотез; перебор и оценка вариантов и др. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности.

     Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов и добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок носит поисковый, творческий характер. Однако по многим дисциплинам продуктивный вариант используется, к сожалению,  спорадически, вне системы.

     В тактике творческого стиля обучения просматриваются следующие линии поведения учителя:

     Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

     Освоение деятельности начинается с репродуктивного вида – ребенок осваивает способы деятельности и учится применять их на практике. При репродуктивной деятельности правила и алгоритмы только воспроизводятся в различных сочетаниях – от абсолютно точного копирования и пересказа до применения в типовых ситуациях. При этом к сведениям, уже усвоенным из учебного предмета, учащийся не прибавляет ни какой новой информации. Для репродуктивной деятельности характерны действия по точно описанным правилам и в хорошо известных условиях.

     Затем, когда они освоили эти способы, научились ими пользоваться и «привили» к ним, они начинают самостоятельный поиск других областей применения уже освоенного ими опыта. Таким образом, на основе репродуктивной деятельности вырастает продуктивная.

     В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает что-то новое по сравнению с усвоенным ранее, т.е. генерирует новую информацию или способ деятельности. Создание нового в поисковой деятельности всегда опирается на предшествующий опыт.

     Связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют собой различные ступени одного и того же процесса освоения. Особое место в этом процессе занимают алгоритмические технологии обучения.

     

     Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритм - это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу, например, как решать задачу, как произвести грамматический разбор предложения, как найти НОД, НОК в математике и т.п.

     Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся, т.е. разделению ее наряд взаимосвязанных операций:

  • выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий;
  • выделить сами обучающие действия;
  • определить способ связи обучающих и учебных действий.

     Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствует совершенствованию управления учебным процессом. Управление процессом обучения предполагает: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.

     Преподавание предполагает регулирование и коррегирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения устных и письменных спросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).

     Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяющую общими для всех областей способами деятельности учащихся.  Алгоритмы для учащихся делятся на две группы: алгоритмы, связанные с изучаемым предметом, позволяющие решать характерные для этого предмета задачи, и алгоритмы учения (усвоения). Эффективность учебного процесса зависит от качества алгоритмов, используемых учителями и учащимися. Необходимо отобрать такие виды деятельности, которым целесообразно обучать с помощью алгоритмов, и оставить место для самостоятельного поиска учащимися не только алгоритмических, но и неалгоритмических способов решений. Создать универсальный, обобщенный алгоритм обучения невозможно. Могут быть разработаны лишь алгоритмы, отражающие обобщенные приемы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет обучающему самостоятельно принимать решения по конкретным педагогическим проблемам. Не менее важна и другая составляющая инновационной деятельности – внедрение и апробация технологии проблемного обучения

 Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем  самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемное обучение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации,

самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез, их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом. Действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.  

Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих  условий.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов:

Первый тип:

проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации;

Второй тип:

проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

Третий тип:

проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;

Четвертый тип:

проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования;

Основные способы создания проблемной ситуации:

                                

  • побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний;
  • использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели;
  • расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее;
  • побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах;
  • выдвижение предположения (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка;
  • побуждение учащихся к сравнению,  сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация;
  • побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение;
  • ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы;
  • организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные науки, имеющие связь с изучаемым материалом;
  • варьированные задачи, переформулировка вопроса.;

Правила постановки учебной

проблемы.

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем. Учитель, зная

уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может

ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает

следующее:

а) алгоритм решения ранее решенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

б) решение встречавшихся ранее, но не решенных из-за отсутствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически

преодолимы учебные проблемы - для этого надо иметь больше знаний;

в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;

г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения;

И еще одна разновидность технологий, которая должна использоваться в комплексе с вышеперечисленными в качестве приоритетных. Понятие об адаптивной технологии вырастает из того положения школы, когда нормой учебной жизни стало существование внутри стресса. Соответственно, перед нами возникает обратная задача — создать учебную среду, в которой нет места стрессу, боязни, страху — а, следовательно, не разрушается и здоровье детей.

Опыт многократно подтверждал, что условия для нормальной адаптации учащихся к обучению связаны не с упрощением задач, не с примитивностью их — а с активной помощью учителя ученикам в освоении разнообразных, сложных и увлекательных методов работы.

Адаптивная технология позволяет учителю с помощью специальных заданий и средств обучения создать условия для самостоятельного изучения ребятами учебной темы в доступном для них режиме. Каждый ученик видит, что он может самостоятельно («самостоятельно» для меня означает самостоятельно от взрослых — т.е. в том числе и вместе со своими товарищами) достигать результата и получает удовольствия от успеха. У него вырабатывается привычка и потребность этого успеха достигать. Он умеет анализировать происходящее вокруг него в школе и понимает, как безопасно, с удовольствием и с интересом существовать здесь дальше.

Технологии, которые можно назвать адаптивными, должны быть направлены на то, чтобы воспитать у учеников умение работать с разнообразными источниками знаний, на то, чтобы сформировать исследовательские способности ребят и на то, чтобы научить их учебному сотрудничеству друг с другом.

Прогнозирование ожидаемых результатов работы по апробации и внедрению педагогических технологий:

  • существенный рост профессиональной компетентности пед. состава школы;
  • реализация индивидуальных образовательных потребностей учащихся на основе технологического подхода к осуществлению вариативности образования;
  • достижение высокого качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у учащихся ключевых компетенций – способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, обеспечивающих конкурентоспособность, умения решать проблемы работать с информацией;
  • обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому образу жизни;
  • готовность к продолжению образования в соответствии с индивидуальными способностями и интересами и успешная социализация выпускников;
  • повышение конкурентоспособности школы в своем сегменте.

Критерии оценки эффективности выполнения настоящей программы

№ п/п

Критерий

Оценка

Основные критерии

1

Сохранение и повышение учебной мотивации

Психологическое тестирование

2

Благоприятный психологический климат в ученическом коллективе

Психологическое тестирование

3

Осознанный выбор жизненной карьеры

Анкетирование

4

Выбор области профессионального образования в соответствии с профильной направленностью школьного обучения

Анализ специальностей, по которым продолжают образование выпускники

Косвенные критерии

1

Повышение качества знаний учащихся

Мониторинг

2

Положительная динамика участия и побед учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах, конкурсах исследовательских и проектных работ

Анализ результатов предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, творческих работ, презентаций проектов

3

Увеличение контингента школы за счет детей из микрорайонов др. школ и муниципалитетов

Изучение школьной документации

4

Рост авторитета школы среди родителей и жителей микрорайона

Анкетирование, степень участия родителей в жизни школы

5

Повышение интереса к инновационной деятельности школы, трансляции опыта, использование ее ресурсов в профессиональном сообществе

Динамика численности участников семинаров, мастер-классов, проводимых школой

А также показатели:

  • обученности,
  • воспитанности,
  • результативности по олимпиадам,
  • поступление в вузы,
  • количество медалистов,
  • психологические исследования,
  • способность к адаптации в современных условиях,
  • умение правильно делать вывод, способность к саморазвитию и мотивированность к непрерывности самообразования.

Достижения вследствие апробации и внедрения личностно-ориентированных педагогических технологий включают:

  • получение устойчивых ЗУНов, способность применять их на практике;
  • междисциплинарные умения;
  • коммуникативные умения;
  • умение работать с информацией, представленной в различном виде;
  • умение сотрудничать и работать в группах;
  • умение учиться решать проблемы.

Основные направления и задачи:

Направления, задачи

Способы, формы реализации

Сроки выполнения

Форма отчетности

Ответственный

Организационные задачи

Формирование творческих групп учителей, мотивированных на работу по новым технологиям Индивидуальная и дифференцированная работа по внедрению новых пед. технологий

Программно-методическое обеспечение для работы по внедрению инновационных технологий

в течение  срока эксперимента

Методические разработки

Специалисты по экспер. работе

Развитие математической, социально - гуманитарной и естественно-научной составляющих профильных и предпрофильных классов

Разработка, апробация и внедрение программ элективных, интегрированных, спецкурсов, составляющих вариативные компоненты

в течение  срока эксперимента

Программы, рекомендации, разработки уроков,тематическое планирование,

МО

Интенсификация использования ИКТ

Создание ученических презентационных работ, мультимедийных проектов

Трансляция опыта с использованием возможностей ИКТ

Учитель информатики

Мотивационные задачи

Повышение уровня мотивации педагога

Организация квалифицирован-

ных консультаций, теоретических и научно-практических семинаров, пед. советов и др.

по плану

творческие отчеты

зам. директора

Пропаганда среди родителей и учащихся важности выделения в структуре школы гимн., проф., лиц. классов, необходимости использования развивающих спецкурсов, участия в научно – исследовательской деят-ти, реклама интересных внеурочных  дел

Проведение дней открытых дверей, тематических родительских собраний, лекториев, участие

по плану работы школы

совместные проекты, отчеты, публикации в СМИ, отзывы общественных организаций

зам. директора, соц. и псих. службы

Создание оценочно-стимулирующей системы в рамках ОУ

Рейтинг успешности обучения и воспитания (индивидуальный и коллективный)

регулярно

сводные таблицы, диаграммы

Администрация школы

Модернизация информационно-технологического оборудования школы

Оборудование компьютерной техникой рабочего места учителя, оснащение предметных кабинетов мультимедийным  оборудованием

по мере поступления

паспорт кабинета

Администрация школы

Научно-методические задачи

Усиление методической и дидактической подготовки учителей

Повышение квалификации, участие в предметных секциях, НПК

регулярно

материалы, программы НПК, курсов, выступления на МО, педсоветах

зам. директора

Планирование деятельности всех методических структур совместно с научным руководителем школы

Научно-методический совет

по плану

планирование

зам. директора , председатель МО

Организация деятельности школьного научного общества

Участие школьников в НПК, проектах, творческих конкурсах

по плану

Материалы НПК, проекты, творческие работы

зам. директора,

председатель МО

                 

В ходе реализации программы были решены следующие задачи:

  • включение учащихся в проектно-экспериментальную деятельность в рамках школьного научного общества;
  • выявление психолого-педагогических и организационных условий реализации приоритетных инновационных технологий
  • отбор критериев качества программно-методического обеспечения и подготовка методических, дидактических материалов по использованию ИТ;
  • реализация  проектов в рамках урочной и внеурочной деятельности;

Использование инновационных технологий, направленных на развитие способностей и компетенций личности обучающегося

(в рамках реализации экспериментальной программы «Экологическое образование для устойчивого развития»).

Работа велась по следующим направлениям:

I. Применение новых технологий в образовательном процессе.

II. Внеурочная, внеклассная деятельность.

III. Проектно-исследовательская деятельность.

Содержание работы:

  • трансляция опыта по использованию инновационных технологий (открытые уроки, педагогический совет «Внедрение в практику образовательного процесса технологий проблемного обучения»;
  • введение в программу обучения элементов экологизации;
  • участие в школьном  и районном  турах интеллектуального марафона;
  • проведение предметных Декад
  • проект «Читаем вместе» (в рамках Всероссийского открытого урока ЧТЕНИЯ);
  • выпуск школьной газеты «Большая перемена»; первая радиопередача;
  • разработка материалов школьного тура интеллектуального марафона и предметных олимпиад;
  • участие в окружном конкурсе чтецов «Открытая книга. Послушайте».(В рамках IX фестиваля «Юные таланты Московии») учащихся Рассомахина Даниила, Рассомахина Павла (9 «Б»), Волковой Екатерины, Гавриловой Ксении

     (11 «А»)

  • Подготовка творческих работ, посвященных Году семьи;
  • проектно- исследовательская деятельность, подготовка проектов к представлению на окружной научно- практической конференции «Речевая культура человека –отражение его духовной культуры».

Тематика работ учащихся.

1) «Речевая и духовная культура армянского и русского этносов как основа толерантности в современном мире», Абрамян Арман, 7 «Б» (куратор проекта: О.Н. Берлина).  Лауреат ОНПК.

2) «Мы то, что мы говорим», Щепалина Вера, 11 «А» (куратор проекта: О.Н. Берлина). Лауреат ОНПК.

  • 3) «Родом из детства», Коротаева Мария, Петухова Анна, 9 «Б» (куратор проекта: Е.В. Коженевская). В процессе реализации.

Итоги работы были озвучены на педагогическом совете  «Внедрение в практику образовательного процесса технологий проблемного обучения».

  • Выступление зам. директора по научной работе

Н.И. Речкаловой о структуре технологии проблемного обучения:

  • о предпосылках к возникновению новых технологий;
  • о новых подходах в образовательном процессе, отвечающих

современным требованиям;

  • о парадигме «Образование будущего» и стратегии образовании будущего;
  • о психологической основе концепции обучения;
  • о способах создания проблемной ситуации – основной составляющей технологии проблемного обучения.

О самостоятельном изучении темы через поиск посредством взаимодействия учителя-мотиватора и ученика-реализатора, эффективности метода групповой работы на уроках литературыв 9 классе рассказала М.В. Якунина, учитель русского языка и литературы. Продолжило педсовет выступление учителя физики Л.С. Федосеевой о практически-экспериментальной реализации проблемной ситуации на уроке физики.

О самостоятельной «добыче» знаний в рамках проблемной ситуации, об      огромном                               потенциале работы в группах, принципах деления класса на группы говорилось в докладе учителя начальной школы Г.Ю. Голышевой.

Подвела итоги педсовета Н.И Речкалова, заметив, что применение форм проблемного обучения, представленные учителями – участниками эксперимента, позволяет совершенствовать понятийный аппарат школьников, открывает перспективы создания адаптивной школы.

Было принято решение о трансляции и применении форм и методов

технологии проблемного обучения.

На педагогическом совете присутствовали наши коллеги из ГБОУ СОШ

№ 668, участники эксперимента, признавшие, что подобная форма

проведения педсовета (демонстрация применения технологии на практике)

является наиболее эффективной.)

Главным недостатком в экспериментальной деятельности по внедрению инновационных технологий считаем  слабую скоординированность в работе различных школьных служб: психологической, социальной, методической, административной. Должно быть единое связующее звено (возможно, координационный совет?), позволяющее свести воедино усилия всех участников и осуществляющее информационную поддержку ( даже в трансляции нормативной базовой документации), а также единая форма отчетности.

В школе много специалистов, владеющих инновационными методиками и применяющими их на практике, но трансляция их опыта возможна лишь при определенных условиях:

  • наличие психолого-педагогической диагностики и рекомендаций на ее основе;
  • время, специально отведенное на отбор и подготовку материалов;
  • информационно-ресурсная база;
  • наличие необходимых технических средств, в т.ч. и демонстрационных;
  • достаточно высокий уровень владения ИКТ, позволяющий создавать «высокотехнологичный продукт»;
  • возможность посещения уроков с использованием ИТ;

Самым успешным считаем повышение активности учащихся в коммуникативной сфере (газета, радиожурнал, проекты и их успешная защита), это первые шаги в реализации адаптивных технологий.

 

                                 

Экологизация учебного материала школьного курса русского языка и литературы (в рамках экспериментальной программы «Экология и устойчивое развития»)

Русский язык

Класс

Тема

Материал

               5

Синтаксис

Определения в стихотворениях о природе (лирика А. Фета, Ф. Тютчева)

Развитие речи

«Хитрый заяц» (изложение)

Фонетика

«Звуки леса: голоса птиц и зверей» (творческая работа)

Развитие речи

Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом»

Развитие речи

Описание животного (изложение по упр. 587)

Развитие речи

Описание животного (сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

       

               6

Имя существительное

«Рябина» (изложение)

Имя прилагательное

«Жаворонок» (изложение)

Имя числительное

«О жизни китов» (изложение по упр. 339)

Местоимение

Упр. 392, 398, 410

Развитие речи

Сочинение по картине: А. Герасимов «После дождя», Н. Крылов «Зимний вечер», И. Грабарь «Февральская лазурь»

Диктанты

«Осень», «Предзимние дни», «Пингвины»

               7

Причастие

Конструирование текста на основе произведений И. Бунина, А. Куприна

Причастный оборот

Комплексный анализ текста «Есть дожди…» К. Паустовского

Наречие

«Как ходить по лесу» (диктант)

Развитие речи

«Люби и охраняй природу» (сочинение)

Диктанты

«В тайге» (по В. Астафьеву)

«Слепой пес» (по Ю. Казакову)

               

                 8

Двусоставное предложение

Изложение   <<Милосердие>>

(текст о брошенных собаках)

Однородные члены

предложения

<<Мой город >>

(сочинение)

 

             9

Сложносочиненное предложение

Д.C Лихачев <<Экология города >>(комплексный анализ текста )

Сложноподчиненное предложение

Сочинение о родном крае, родном городе

Бессоюзное сложное предложение

<<Белый гусь>>

(изложение)

            10

Комплексный

 анализ текста

<<Зеленая планета>>

Комплексный

анализ текста

 И. Бунин <<Антоновские яблоки>>

Текст как речевое

произведение

Стилизация текста <<В лесу>>

Диктант

А.П Чехов <<Степь>>

(отрывок)

Литература

     

              5

Устное народное творчество

Загадки, поговорки ,запевки, отражающие природные явления

Человеческие качества, отраженные в образах животных

Басни И.А. Крылова

Дружба Герасима и Муму (радость общения с беззащитным существом, забота о нем )

И.С. Тургенев <<Муму>>

Поэтические картины родной природы

Стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Никитина, Н.И Рыленкова

<<Как победить зло ?>>

Творческая работа по сказке К.Г. Паустовского <<Теплый хлеб >>

Внеклассное чтение

Человек и город

Л. Андреев

<<Петька на даче>>

              6

Русская природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский, Ф. Тютчев, А.Фет, Е.Баратынский,

И. Никитин, А. Майков, А. Толстой, С. Есенин

Как спасти человека и Землю

Р. Бредбери

 <<Зеленое утро>>

М. Пришвин <<Кладовая солнца>>

Жизнь животных

Э.Сетон-Томпсон <<Снап>>

           7

Изобразительно-выразительные средства в описании картин родной природы

И.С. Тургенев «Бежин луг»

«Тихая моя родина…»

Ю. Казаков «Тихое утро»

«Край ты мой, родимый край…»

Поэзия В.А. Жуковского, И.А. Бунина, В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова

             

             8

Поэзия родной природы

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет., А. Майков

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе

И. Бунин, З. Гиппиус, Н.Оцуп

 

             9

Времена года в поэтическом изображении

Лирика А.С Пушкина

Поэты о родной природе

Ф.И. Тютчев, А.А Фет

«Страна березового ситца»

Семинар по лирике С.А. Есенина

           10

Защита окружающей среды

Б. Андерсон «Простите, где здесь природа?»

Мир природы в поэзии

Ф. Тютчев, А.А. Фет

Аспект социальной экологии в произведениях русской классики

Ф. Достоевский «Преступление и наказание», А. Островский «Гроза», Л. Толстой «Война и мир», А. Чехов «Мужики», «Степь», «Вишневый сад»

 

             

 

            11

Вечное и «вещное»

 И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

«Край родимый…»

С. Есенин

Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока

«Фабрика», «Сытые», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

«Идеальное» будущее в мире антиутопии

Е. Замятин «Мы»

Когда «природа не храм, а мастерская…»

В. Распутин «Прощание с Матерой»

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

                                                               11 КЛАСС

                                                        РУССКИЙ  ЯЗЫК

                          ТЕМА

                          МАТЕРИАЛ          

ЛЕКСИКА

ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ)

ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»  (СОЧИНЕНИЕ)

СИНТАКСИС.ПУНКТУАЦИЯ.

упр 392, 398, 410

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

СОЧИНЕНИЯ «Я И МОИ СОВРЕМЕННИКИ»

 «ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА ЧЕЛОВЕКА»

ЭССЕ ЕГЭ

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

САМОПОЗНАНИЕ

ДИКТАНТЫ

«ОСЕНЬ»

«БУРАН»

«ШТОРМ НА ВОЛГЕ»

                                                                                                                     

                                                                  11КЛАСС

                                                            ЛИТЕРАТУРА

                          ТЕМА

                          МАТЕРИАЛ          

А.БЕЛЫЙ

СТИХИ. УТВЕРЖДЕНИЕ КРАСОТЫ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ»

М.ГОРЬКИЙ

РАССКАЗЫ БОСЯЦКОГО ЦИКЛА. «НА ДНЕ».ПРОТЕСТ ГЕРОЯ –ОДИНОЧКИ ПРОТИВ БЕСКРЫЛОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, ПУСТЫРЯ В ДУШЕ

МИР ПРИРОДЫ В ПРОЗЕ А.КУПРИНА

«ОЛЕСЯ». ЦЕЛЬНОСТЬ И КРАСОТА ПРИРОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

ПОЭЗИЯ А.АХМАТОВОЙ.

 «РЕКВИЕМ» .СУБЬДА РОДИНЫ-СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ В ПОЭЗИИ С.ЕСЕНИНА

СТИХИ О РУСИ И ПРИРОДЕ

М.А. ШОЛОХОВ.ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ

РОМАН «ТИХИЙ ДОН».

Е.ЗАМЯТИН. СУДЬБА ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ

РОМАН «МЫ»

Б.ПАСТЕРНАК.ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ И СТИХИИ МИРА.

СТИХИ. РОМАН «ДОКТОР ЖИВАГО»

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ М.БУЛГАКОВА

РОМАН «МАСТЕР И МАРГАРИТА»                    

В.РАСПУТИН.ЭКОЛОГИЯ  РОДНОГО КРАЯ

        «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»          

В. АСТАФЬЕВ.ПРОБЛЕМА БРАКОНЬЕРСТВА

«ЦАРЬ-РЫБА»

Н.ЗАБОЛОЦКИЙ.КРАСОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

«НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА»,  «НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ»

Москва

2014-2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

9 класс. Материал: Презентация для закрепления учебного материала по предмету Информатика и ИКТ. Тема: Разветвляющиеся алгоритмы. Паскаль ABC.

Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, кот...

Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.

Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"...

Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.

Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особе...

Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...

Разработка экологической составляющей курса географии 8 – 10 классов (экологизация учебной дисциплины).

Разработка экологической составляющей курса географии 8 – 10 классов (экологизация учебной дисциплины)....