Проект "Наша газета"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Иванова Татьяна Владимировна

В материале содержится описание технологии создания школьной газеты как продукта проектной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Наша газета"196.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Проект «Наша газета»

учителя русского языка и литературы

ГБОУ гимназия № 540 Приморского района Санкт-Петербурга

Ивановой Татьяны Владимировны

Пояснительная записка

В 2011 году в Приморском районе Санкт-Петербурга открылась новая школа – ГБОУ гимназия № 540. В соответствии с государственным и социальным запросом с первого дня существования в гимназии создавалась особая среда, сочетающая традиции и инновации. К инновациям следует отнести проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, или личностно-ориентированной образовательной среды.

И учителя, и обучающиеся пришли из разных школ, поэтому перед администрацией гимназии встали следующие задачи:

- формирование гимназического сообщества;

- выявление активных творческих учеников и учителей.

Одним из инструментов решения этой задачи стал в гимназии выпуск газеты, являющейся продуктом проектной деятельности обучающихся.

Проект «Наша газета»

Цель: создание школьной газеты как инструмента формирования личностно-ориентированной образовательной среды.

Задачи:

- повышение познавательной и творческой активности учащихся;

- развитие умения создавать высказывания в устной и письменной форме в соответствии с коммуникативным замыслом, с соблюдением норм правильной и хорошей речи;

- формирование коммуникативных навыков обучающихся.

           Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная

           Технологии: проектная деятельность, ИКТ, игровые технологии, технология сотрудничества

«Технология создания школьной газеты»

  1. этап - предпроектный

Задачи

1) изучение «социального запроса»;

2) определение ресурсных возможностей.

Сроки

1 неделя

1.1. Изучение «социального запроса»

Виды деятельности

 «Копилка идей» (ответы на вопросы: какие материалы вы хотите видеть в газете и какой она должна быть?). Ответы учащиеся отправляли на электронную почту

Результаты

Предложения поступили от 210 учеников. После статистической обработки данных опроса было выявлено:

- почти 90% учащихся хотят видеть в газете рассказ о достижениях гимназистов в учебной и внеучебной деятельности, 85% - об интересных событиях в классе и в гимназии, 70% интересно было бы побольше узнать об учителях, 65% - знакомиться с различными точками зрения на актуальные вопросы школьной жизни;

- 100% респондентов считают, что газета должна быть яркой, с большим количеством фотографий, в удобном для чтения формате.

              1.2. Определение ресурсных возможностей

Виды деятельности

На данном этапе в состав редколлегии были приглашены все желающие, заявившие о своем участии в проекте, при этом дети сами определяли, чем они будут заниматься.

Результаты

Оценка ресурсных возможностей позволила установить:

-  частоту выпуска газеты – 1 раз в четверть;

- формат – печатный, а также размещение электронной копии в формате pdf      на сайте гимназии;

- объем материалов – 8 полос;

- верстка газеты осуществляется в издательской программе InDesign;

- тираж – 200 экземпляров, распространяется в классах через актив гимназии.

2 этап - проектировочный

Задачи

1) определение рубрик газеты;

2) определение структурной схемы редакции;

3) установление принципов подбора материалов и их содержания.

Сроки

1 неделя

Виды деятельности

Метод мозгового штурма

Результаты

  1. Определены рубрики, которые в дальнейшем стали в газете постоянными:

№ полосы

Рубрика

Содержание

1

Тема номера

Календарная дата, интересное событие

2

Новости гимназии

Официальные и неофициальные новости

3

Наше мнение

Колонка редактора, ответы учащихся и учителей на интересные и актуальные вопросы

4

Наше интервью

Интервью с учителями, администрацией, сотрудниками гимназии

5

Наше творчество

Стихотворения, рассказы, эссе, сказки, созданные учениками гимназии

6

Наши педагоги

Заметки об учителях гимназии, педагогах дополнительного образования

7

Наш отдых

Информация о спортивных мероприятиях, общегимназических выездах

8

Наши увлечения

Рассказы гимназистов об их увлечениях, анонсы творческих конкурсов, интересные истории

  1. Определена структурная схема редакции:

Главный редактор

1 чел (учитель русского языка и литературы)

Журналисты

8 чел (по рубрикам)

Корректор

1 чел (учитель русского языка и литературы)

Фотографы

2 чел (ученики)

Выпускающий редактор

1 чел (ученик)

Дизайнер – верстальщик

2 чел (учитель информатики и ученик)

К выпуску каждого номера газеты привлекаются также внештатные корреспонденты – учащиеся, учителя, родители

  1. Установлены принципы подбора материала для каждого номера: каждый выпуск газеты будет тематическим, так как этот принцип позволит поддерживать интерес авторов и читателей к газете.

Этот принцип реализуется следующим образом: например, первый выпуск 2015 года был посвящен Году литературы, в 2016 – Году кино, в 2017 – Году экологии.

3 этап - практический

Задачи

Сбор материалов для очередного выпуска газеты.

Сроки

2 недели

Виды деятельности

Подготовка материалов для очередного выпуска газеты.

На данном этапе члены редколлегии собирают информацию для рубрики новостей, берут интервью, пишут очерки, колонку редактора, делают фотографии.

Такие жанры публицистики, как новости, интервью, репортаж, очерк, комментарии, стали традиционными в практике выпуска газеты. Работа над данными жанрами осуществляется как на уроках русского языка, так и во внеурочной и кружковой деятельности (по программам «Юный журналист», «Активное чтение»).

  1. Проведение опросов

Формулируя вопросы для проведения опросов, необходимо учитывать их социальную значимость и воспитательную направленность. Так, в номере, посвященном году литературы, гимназисты и педагоги высказывались о том, что они посоветовали бы прочитать вместе с семьей. Судя по отзывам читателей, это стало мощным стимулом для того, чтобы наши «цифровые» дети взяли в руки бумажную книгу.

Выпуск, посвященный году кино, запомнился опросом о самом ярком зрительском впечатлении и рекомендациями о том, что из отечественного кинематографа обязательно нужно посмотреть. Возникшая после выхода этого номера дискуссия о том, надо ли смотреть разные экранизации классических произведений, была продолжена на уроках и на классных часах, а в результате в следующем номере появились рецензии на экранизации - еще один импульс для обращения к текстам художественных произведений.

Результаты

Проведение опросов является средством развития коммуникативных навыков юных журналистов.

Виды деятельности

3.2. Работа над рубриками «Наше творчество», «Наше интервью».

В центре внимания читателей всегда оказывается рубрика «Наше творчество». Так, в номере, посвященном году литературы, были опубликованы лучшие работы участников Всероссийского конкурса сочинений, проведено обсуждение и голосование, и автор сочинения в форме заочной экскурсии в Дом-музей А. П. Чехова стал победителем районного тура конкурса.

Значимым оказался и выпуск, посвященный 80-летию Приморского района. Он состоял практически из одной рубрики – «Наше интервью». При подготовке материалов для этого выпуска корреспонденты «Нашей газеты» брали интервью у жителей Приморского района, которые выполняют, может быть, незаметную, но очень важную работу: у сотрудника районной библиотеки, врача скорой помощи, учителя спортивного интерната, коллектива одного из отделов ГИБДД.

Результаты

Расширение представлений о мире профессий помогает решать задачи профориентации.

4 этап – контрольно-рефлексивный

Задачи

1) оценка степени заинтересованности учащихся в материалах выпуска газеты;

2) оценка удовлетворенности членов редколлегии своей работой.

Сроки

1 неделя

Виды деятельности

Анкетирование читателей и членов редколлегии; свободный обмен мнениями в рамках круглого стола.

4.1. Оценка степени заинтересованности учащихся в материалах выпуска газеты

Читатели газеты отвечают на вопросы анкеты: считаете ли вы газету источником актуальной информации, способствует ли газета повышению имиджа гимназии, о чем вы сами хотели бы рассказать в следующем номере?

Такие вопросы предлагаются активу гимназии и членам парламента для обсуждения в классах, совокупное мнение сообщается на очередном заседании редколлегии.

Результаты

 Статистическая обработка данных анкетирования позволяет установить высокую степень заинтересованности читателей в материалах газеты.

Виды деятельности

4.2. Оценка удовлетворенности членов редколлегии своей работой

Члены редколлегии отвечают на вопросы: хотели бы вы участвовать в выпуске следующих номеров газеты, что у вас хорошо получилось, над чем еще надо работать?

Кроме того, после выпуска каждого номера школьной газеты редколлегия собирается за круглым столом, и каждый в свободном диалоге делится своими открытиями, ощущениями, планами.

Результаты

Обработка данных опроса показывает высокую степень удовлетворенности редколлегии своей работой.

Свободный диалог позволяет ощутить коллектив как детско-взрослую общность, характеризующуюся совместными эмоциональными переживаниями, значимым общением.

Данный этап проекта является началом работы над новым выпуском газеты.

Работа с одаренными детьми

Особую актуальность в процессе создания личностно-ориентированной среды именно в пространстве гимназии приобретает работа с одарёнными детьми. Сегодня школа сталкивается с новыми вызовами времени – в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы отмечается: «Серьезной проблемой российского образования является отсутствие комплексности в системе целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью».

В современной психологии существует множество классификаций одаренности. Максимально приближенной к практике работы учителя можно считать классификацию А. И. Савенкова, так как именно эти три типа одаренных детей (дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; дети, достигшие высоких результатов в каких-либо областях деятельности; дети, хорошо обучающиеся в школе) учитель легко распознает в своей практике.

В редколлегии «Нашей газеты» участвуют две сестры – Даша и Арина, ученицы 9кл., имеющие высокие показатели по уровню общей одаренности: девушки пишут удивительные стихи, демонстрирующие широкий читательский кругозор, уникальное чувство слова, хорошее владение формой. В ученическом коллективе они держались несколько изолированно, а их творчество чаще всего оставалось достоянием семьи или учителя литературы. На предложение предоставить для публикации в газете свои стихотворения они с готовностью откликнулись, очевидно, потому, что поэты нуждаются в читателях. Теперь сёстры – постоянные авторы рубрики «Наше творчество». Важно, что участие в социально значимом проекте, которым стала гимназическая газета, способствует повышению статуса этих учениц в коллективе, а совместное обсуждение выпусков газеты является опытом взаимодействия со сверстниками и разновозрастным коллективом.

Выводы

  1. Включенное наблюдение за деятельностью редколлегии позволяет установить способность учащихся открыто выражать свои мысли, делиться открытиями, планами, способствует формированию регулятивных и личностных результатов. Выход каждого номера газеты становится в гимназии событием, благодаря чему члены редколлегии ощущают свою успешность, что, в свою очередь, формирует у детей устойчивую положительную самооценку, позволяя вместе с тем более критично оценить свои возможности, и формирует желание развивать свои положительные стороны.

  1. Важным результатом деятельности учащихся является развитие организаторских способностей. Так, в апреле 2016 года редколлегия стала учредителем районного конкурса школьных изданий. В конкурсе приняли участие представители 20 школьных СМИ, и все организаторские функции взяли на себя авторы «Нашей газеты».

  1. Школьная газета является уникальной развивающей средой для учащихся. Она позволяет детям не только реализовать задатки и способности, но и примерить на себя различные социальные роли: один и тот же ученик в одном из выпусков газеты участвует как репортер, в другом – как редактор, в третьем -  как потенциальный читатель.

  1. Участие в выпуске газеты позволяет каждому ученику освоить новые сферы деятельности, что также способствует не только социализации личности, но и решению профориентационных задач.

  1. В создании газеты участвуют родители,являющиеся в современной школе равноправными участниками образовательного процесса.Вокруг проекта «Наша газета» сложился родительский клуб: родители, имеющие профессиональную подготовку в издательской деятельности, опыт работы в СМИ, те, кому интересно заниматься тем, чем увлекаются их дети. Родители с готовностью включаются в процесс создания газеты, делятся своим опытом с гимназистами, и эта деятельность открывает перед редколлегией огромные перспективы.

Заключение

Значимыми в реализации данного проекта можно считать следующие результаты:

  1. Редколлегия «Нашей газеты» является постоянным участником семинара школьной прессы «Мы – журналисты», проводимым Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга, и победителем в таких номинациях, как «Популяризация чтения», «Год кино в вашем издании», «Год литературы в вашем издании».
  2. «Наша газета» является участником конкурса Приморского района «Компьюша» и победителем в номинации «Издательская деятельность».
  3. Редколлегия газеты является также организатором и участником районного конкурса «Приморский район глазами юных журналистов», занимая призовые места.
  4. Каждый год представители газеты принимают участие в региональных гимназических чтениях, проводимых ГАОУ ДПО «ЛОИРО», занимая призовые места.

«Наша газета» – это открытый проект: редколлегия осваивает новые издательские программы и технологии, планирует выходить в макросреду, расширяя сотрудничество с общественными организациями, муниципальными образованиями.

Конечно, далеко не все авторы «Нашей газеты» станут журналистами, хотя есть и ученики, выбравшие специальность «Журналистика». Важно, что гимназисты понимают: умение создавать высказывания в устной и письменной форме в соответствии с коммуникативным замыслом, с соблюдением норм правильной и хорошей речи - необходимая и востребованная компетенция.

Список литературы

  1. Аксенов А. А. Организация развивающей личностно-ориентированной среды для детей. – Коломна, КГПИ, 2008.
  2. Букатов В. Отметки при групповой работе. – ж. «Школьный психолог», № 4, 2013 год.
  3. Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М., Генезис, 2012.
  4. Савченко И., Горбунова О. Лидерство как форма проявления одаренности детей. – ж. «Школьный психолог», № 4, 2013 год.

Все выпуски «Нашей газеты» на Яндекс. Диске https://yadi.sk/d/wn-uYBNR3V3MLG

Скриншот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои статьи в газету "Горьковский вестник"

Периодически даём информацию в нашу местную газету "Горьковский вестник" о наших делах, о том как мы живём!...

Создание школьной газеты

Как в школе мы создавали свою печатную газету "ПЕРЕМЕНА"...

Tumblr une annonce sur les animaux из газеты "Le Monde" работа с газетами

Работа для 7-10 классов по теме "Животные. Об отношении к животным" из газеты "Le Monde"....

Публикация стихотворения "Сөйләшик без бары татарча" в газете "Чистай хәбәрләре", в газете "Көмеш кыңгырау"

Стихотворение собственного сочинения, призывающее к любви родного языка....

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)

Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о  медиаобразовательных умениях работы с информацие...

Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"

Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...