Статья «Теоретические основы организации коллективной познавательной деятельности».
статья на тему

Первых Ирина Вальтеровна

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые. Статья посвящена теоретическим основам организации коллективной познавательной деятельности обучающихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Теоретические основы организации коллективной познавательной деятельности».

В современной научно-методической литературе широко используется понятие «педагогические технологии». Когда это понятие впервые вводили в учительский словарь (конец 70-х – начало 80-х гг. ХХ ст.), оно было обобщающим синонимом длинного перечня методов, форм и способов организации и общей деятельности учителей и учащихся. Сегодня о педагогических технологиях говорят повсюду и с целью характеристики приоритетных направлений педагогических преобразований, и с целью популяризации проблемного и развивающего обучения, и во время подготовки современного урока.

Чем же отличается понятие «технология» и «индивидуальное мастерство учителя»? По мнению российского педагога В. Беспалько, «любая деятельность может быть или технологией, или искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке». Творческий учитель постоянно пребывает в движении: он ищет новые пути, путём проб и ошибок, на основе собственной интуиции и опыта достигает определенных результатов. Это, определенно, индивидуальное искусство. Однако, когда учитель, обобщив собственный опыт, создаёт из своих наработок систему и эта система может быть доступной или возможной для использования другими учителями, то это уже рождение технологии.

Технология позволяет учителям уменьшать путь к цели и силы. С другой стороны, новое время всегда требует новых технологий. Технология должна отвечать духу времени, быть адекватной его требованиям и возможностям. Поэтому, современному учителю для достижения высокого профессионализма необходимо доскональное знание педагогических технологий, непрерывное самообразование, умение заглянуть в будущее.

Целью любой технологии является достижение более высокого уровня обучения и воспитания [1].

По В.К. Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения. Групповое общение определяет групповую организацию и групповой способ обучения, который включает три формы: групповую, парную и индивидуальную.

        Существует определенная классификация инновационных педагогических технологий. Групповые технологии относятся [2] к педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса и группе технологий развивающего обучения. Как построить урок с элементами групповых технологий, какие существуют новые способы групповой организации учащихся, как реально, на уроках, воплощается теория. Этому посвящена работа. Лично для меня – это возможность научиться новым подходам: заинтересовать ребёнка, научить учиться, критически мыслить, максимально использовать возможности мозга, а также учитывать особенности своего восприятия и уважительно относиться к иному.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.

И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, взаимную зависимость и контроль

Собственно-групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровни организации учебной работы в классе [3]. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Групповые технологии – способ организации деятельности детей, который оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Групповые технологии предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны обмен и взаимопонимание;
  • распределение начальных действий и операций;
  • обмен способами действия – для получения совокупного продукта деятельности;
  • отношение участника к собственным знаниям.
  • взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповой работы учащихся на уроке

  • Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных задач.
  • Каждая группа получает задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща.
  • Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
  • Состав группы непостоянный. Руководители и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала.

2) Групповая работа.

г) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

д) распределение заданий внутри группы;

е) индивидуальное выполнение заданий;

ж) обсуждение индивидуальных результатов в группе;

з) обсуждение общего задания в группе.

3) Заключительная часть.

и) сообщение о результатах работы в группах;

к) анализ познавательной задачи;

л) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима она при проведении практических и лабораторных работ; при обработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.д. [4].

Групповой опрос – для повторения и закрепления материала после    завершения определенного раздела программы. Перечень вопросов составляет учитель, опрашивают консультанты каждого члена своей группы. Опрос во всех группах ведется одновременно.

Значение – выявление знаний всех без исключения учащихся; воспитание у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за учебу.

Общественный смотр знаний –   очень важно правильно провести                        

подготовительный период, вопросы теории, задачи, практические, графические задания учащиеся группы повторяют во внеурочное время.

Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.

Выбирается, назначается – председатель жюри, само жюри, ведущий; украшается помещение. Ребята сидят по группам. Часть учеников выполняет работу у доски, часть – сидя за отдельными столами, часть отвечает с мест.

С места – дополнения, уточнения. Жюри может задавать вопросы. В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу КВН). Результаты смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Итоги предаются гласности.

Учебная встреча – проводится при повторении изучаемого материала, как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему встречи чаще намечает учитель. Ведет учебную встречу учитель.

Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий может задавать наводящие вопросы.

Выбирается секретарь для учета правильных ответов, или фишки, которая получает каждая команда. Учебная встреча имеет рабочий характер. Это обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты [5].

Диспут не требует ни выставления оценок, ни принятия решений. Его цель – научится логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Учитель должен тщательно продумать задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым должны прийти учащиеся в результате обсуждения.

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

 - Я критикую идеи, а не людей.

 - Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

 - Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

 - Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

 - Я стремлюсь осмыслить и понять все взгляды на проблему.

 - Я выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

 - Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Нетрадиционные уроки – к групповым технологиям следует отнести и многие нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету — это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем [6].

Работа в группах развивает жизненные навыки активного слушания, сопереживания, совместной работы, уверенного поведения и толерантности.

        Главной особенностью групповой формы организации обучения является то, что процесс обучения происходит в общей деятельности. В сравнении с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в отношении тех же самих заданий повышает её эффективность на 10%. Группа по отношению к каждому её члену становится микрокосмосом (обществом в миниатюре), который отображает весь окружающий мир.

        Значение групповой формы организации обучения состоит в том, что добытый опыт (знания, умения) человек сможет перенести во внешний мир и использовать его с успехом. Кроме этого каждый учитель должен понимать, что кроме чисто учебных целей важно, чтобы в процессе взаимодействия, которое происходит в группе, осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними.

Групповые технологии требуют применение учащимися сложных умений и навыков: дискутировать, высказывать и отстаивать свою позицию, работать в группе и др.

Таким образом, групповая форма организации обучения одновременно решает три основных задачи:

  • Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственно-учебной ситуацией;
  • Коммуникационно- развивающую, в процессе которой формируются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  • Социально-ориентировочную, которая воспитывает гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.

Литература

  1. Педагогическая академия Пани Софии. Мини-журнал. Урок-4. Сентябрь 2006 г.
  2. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
  3. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.:Просвещение, 1977
  4. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975
  5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991
  6.  Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. – 1996. – №2

PS.

Эта статья часть моей работы 2015 года: «Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке» с текстом которой можно ознакомиться на сайте https://www.metodkopilka.ru и https://infourok.ru/user/pervih-irina-valterovna 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование нравственных ценностей детей с ОВЗ на основе организаций коллективной деятельности"

Тезис к выступления на конференцииОбобщение опыта работы на тему: Формирование нравственных ценностей детей с ОВЗ на основе организаций коллективной деятельности.Алгоритмы выступления:- актуальность т...

Статья "Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с соматическими заболеваниями в общеобразовательном учреждении."

,В настоящее время неуклонно растет количество детей с особенностями в развитии, в это список входят дети с ослабленным здоровьем. В данной статье описываются теоретические основы сопровождения данных...

Статья Теоретические основы и современные направления рыночной политики компаний на основе концепции маркетинга

сборник: Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности Международный финансово-экономический форум.2014....

Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и  проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при ор...

Групповые и коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности

выступление на районном методическом объединении учителей математики...

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения"

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения" (обобщение опыта)...