Формирование творческого мышления через интерактивное чтение и письмо на базе проектной деятельности учащихся.
статья на тему

Пахомова Наталья Петровна
В статье дается полное описание целей и этапов творческого группового проекта "Создай свой молодёжный журнал".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческого мышления через интерактивное

чтение и письмо на базе проектной деятельности учащихся.

Ученическая проектная деятельность является важной частью моей педагогической практики. Эта форма организации творческой активности учащихся весьма популярна, широко известна и многие годы применяется в самых различных областях знания, таких как предметы естественнонаучного цикла, технология, история. В преподавании иностранного языка, тем не менее, это новое направление.

                    Целью данной статьи является обобщение опыта работы с проектами, проводимой в нашей школе. В основе статьи лежит творческий групповой проект "Создай свой молодёжный журнал". Как правило, метод проекта используется в конце какой-то учебной темы, как приём активизации пройденного материала. Целью же данного проекта стало моделирование практического, продуктивного пользования иноязычной речью, выходящее за рамки одной учебной ситуации.

 Почему же проектная деятельность? Какие плюсы привносит она в языковой класс? Прежде всего учащиеся не ощущают, что английский язык- это тяжело. Они не боятся экспериментировать с языком, представляя его как что-то реальное, а не только то, что появляется лишь в учебнике. При этом их работы несут в себе огромный творческий потенциал. Они основаны на определённых темах, и в тоже время выходят за их рамки, дают возможность ученикам с разными учебными стилями и языковыми знаниями проявить себя. Никто не остаётся в стороне. Большая часть решений о содержании и оформлении работы тоже лежит на самих учащихся. Никогда не забуду, как одна девочка сделала работу по великим географическим открытиям в виде судового журнала, заляпанного и прожжённого в разных местах. Объяснила она свой полёт фантазии тем, что корабль потерпел крушение, а журнал уцелел.

Этот пример показывает, что проектная деятельность высоко мотивирована, так как отражает личные интересы учащихся, даёт богатый учебный опыт, развивает ассоциативное мышление, даёт ощущение успеха. Положительная мотивация- это ключ к успешной учёбе.

Во-первых, она личностно-ориентирована. В нашем проекте «Создай свой молодёжный журнал» учащиеся писали о том, что им интересно. Другими словами, ребятам была дана возможность рассказать о самих себе. Знаковым стал как выбор рубрик, так и названия самого журнала, родившегося в результате «мозгового штурма»- «Настоящая жизнь».

Во-вторых, выбор языковых средств отвечает реальным потребностям учащихся в данный момент. Например, расширение лексики по теме «Профессии, связанные с издательской деятельностью» произошло органично при распределении ролей в проекте.

В-третьих, происходит замечательное взаимодействие между языком и культурой. Осуществление цели обучения иностранному языку - иноязычное общение, становится возможным. Не менее значимым, чем изучение иноязычной культуры, для ребёнка является возможность рассказать миру о своей собственной культуре.

Проектная деятельность лучше, чем какой бы то ни было другой вид работы, базируется на «трёх китах» коммуникативного подхода к обучению иностранному языку. Это, уже упомянутые, мотивация и уместность языковых средств, а так же соответствие учебным задачам. Учебной задачей описываемого проекта было представление учащимся чтения и письма как интерактивной модели, как видов речевой деятельности осуществляющих письменное общение.

Методологической сущностью проекта стало развитие трёх основных компетенций:

- речевой компетенции-способности понимать текст, предъявляемый зрительно и порождать письменное речевое высказывание; т.е. способности использовать текст для формирования различных языковых и речевых навыков, таких как трансформация и комбинаторика.

- компенсационной компетенции-способности ориентироваться в различных источниках информации и использовать их в учебной деятельности, способности компенсировать вербальными и невербальными средствами недостатки во владении иностранным языком.

- стратегиальной компетенции- способности изучать иностранный язык как предмет, способности учиться. Выбор стратегий работы с текстом зависел от поставленной коммуникативной задачи на каждом этапе проекта. В ходе работы использовались следующие стратегии:

1) при чтении- «Мозговой штурм», Знаю-хочу узнать-узнал», «Анонс-основное содержание-пересказ»; а так же такие приёмы извлечения информации, как углублённое, параллельное, выборочное, просмотровое чтение и сканирование.

2) при говорении- «Мозговой штурм», обсуждение, интервью, реплики и монологические высказывания;

3) в письме- применялись технологии написания новостных, описательных, кратких обзорных статей и коротких реплик.

                   Психологической целью проекта явилось формирование стиля партнёрства и взаимодействия в учебной деятельности.

                  В ходе работы происходило не только овладение коммуникативными навыками, но и развитие таких познавательных возможностей, как рефлексия и критическое мышление. Во всех трёх фазах проектной деятельности учащиеся прошли через решение ряда проблем:

На фазе ВЫЗОВА (постановки проблемы)-

а)  Почему мы решили создать свой журнал?

б)  Каким мы его видим в начале?

в)  Что мы умеем и любим делать?

На фазе ОСМЫСЛЕНИЯ новой информации-

а)  Кому предназначен наш журнал?

б)  Какие рубрики будут у нас читать?

в)  О чём мы будем в них писать?

На фазе РАЗМЫШЛЕНИЯ-

а)  Как осуществить обратную связь?

б)  Трудности, с которыми мы столкнулись во время работы?

в)  Что делать дальше?

                                  Ход работы над проектом.

1 ЭТАП (подготовительный).

           На организационном этапе была сформулирована проблема, определены основные цели проекта, распределены роли участников, выбрана форма презентации.

2 ЭТАП (рабочий).

          На данном этапе осуществлялся поиск и обработка информации как в индивидуальном, так и в групповом режиме. С последующим обсуждением и редактированием под руководством преподавателя. А так же создание самого продукта – журнала. В ходе работы для проведения анкетирования были привлечены учащиеся других групп. Которых опрашивали, о чём и о ком они хотели бы прочитать?

3 ЭТАП (презентация).

          Презентация проекта проводилась в двух формах:

- просмотра видеофильма о ходе работы над проектом;

- распространения  журнала для чтения в другие группы.

4 ЭТАП (обратная связь).

         На этом этапе было проведено анкетирование читателей журнала для выявления их мнения о данном продукте. Обратная связь в рабочей группе осуществлялась в виде интервью, дискуссии и письменной рефлексии. Учащиеся обсуждали проблемы, с которыми они сталкивались во время работы над проектом, и свои личные предпочтения. В завершении они выразили своё отношение к данной работе в письменном виде.

         Самым главным результатом этой совместной деятельности, по моему мнению, является то, что дети выразили желание продолжать заниматься проектами и захотели выпустить следующий номер журнала.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.

Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в акти...

Проект «Организация творческой проектной деятельности учащихся на уроках истории через праздники-погружения в эпоху»

В  работе  рассматривается технология проектного обучения как эффективного средства развития личности ребенка. Обучение истории организует и дисциплинирует учащихся, способствует формировани...

Формирование критического мышления через чтение и письмо

В данной статье будут рассотрены вопрсы, касающиеся технологии критического мышления через чтение и письмо, которая выделяется среди педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивност...

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...