Технология проблемного обучения
статья на тему
Основные цели:
- Самостоятельное приобретение новых ЗУН в нестандартных ситуациях.
- Развитие познавательных и творческих способностей.
- Развитие исследовательской активности.
- Развитие навыков работы с дополнительной литературой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.docx | 14.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
- Различие проблемного и традиционного обучения
Проблемное и традиционное обучение различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.
Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей
Цель традиционного типа обучения – усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знанием основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.
- Принципы организации педагогического процесса
В основе организации учителем традиционного типа обучения имеет принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.
- Деятельность учителя и обучающихся
Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управление деятельностью обучающихся, направленных на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность обучающихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, и их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения
- Проблемная ситуация
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
- Методические приемы создания проблемных ситуация
-Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
-Сталкивает противоречия практической деятельности.
-Излагает различные точки зрения на один тот же вопрос.
-Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций(например юриста, финансиста, педагога).
-Ставит проблемные задачи (например ,с недостаточными и избыточными данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.)
- Алгоритм решения проблемной ситуации
- Постановка учебной проблемы.
- Поиск решения (решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки).
- Выражение решения (применение знаний для решения конкретной задачи и выражение «новых знаний»)
- Творчество применения «открытых знаний»
- Вывод.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не теряется перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)
Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...