Технология проблемного обучения
методическая разработка

Симакина Ольга Ивановна

Применяя технологию проблемного обучения, необходимо и возможно решить главную задачу – раскрыть способности каждого ребенка, открывая знания на уроке вместе с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения Главный механизм реализации системно – деятельностного подхода в обучении, который лежит в основе новых ФГОС и заключается в том, что ребёнок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности.

Слайд 2

Применяя технологию проблемного обучения, необходимо и возможно решить главную задачу – раскрыть способности каждого ребенка, открывая знания на уроке вместе с ним.

Слайд 3

Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение. Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения: это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности; это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые, позиции при его решении; это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача, которая вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной Основные понятия проблемного обучения

Слайд 4

Способы создания проблемных ситуаций Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения, проблемной задачи. Можно выделить следующие способы создания проблемной ситуации: использование учебных и жизненных ситуаций; побуждение к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации; ознакомление детей с фактами, носящими якобы необъяснимый характер; противоречия между научными фактами; новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: ПРОБЛЕПМНАЯП ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА МОДЕЛЬ ПОИСКОВ РЕШЕНИЯ РЕШЕНИЕ

Слайд 5

Цель - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности учащегося и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения). Основные задачи проблемного обучения: * усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности ; * развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; * воспитание навыков творческого применения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); * воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; * формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем) Цели и задачи проблемного обучения

Слайд 6

Существует две группы проблемного обучения: общие и специальные. К общим функциям относится: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности ; развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико-материалистического мышления школьников; формирование всесторонне и гармонично развитой личности. К специальным функциям относят: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности ( овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности); формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей . Творческое развитие – неотъемлемая часть проблемного обучения . Функции проблемного обучения

Слайд 7

Важными функциями проблемного обучения являются развитие творческих способностей учащихся, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. А что отличает творческий процесс от обычного способа усвоения знаний? Отличительной чертой творческого процесса является способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Проблемное обучение как средство развития творческой личности формирует умение анализировать и делать выводы. Формированию творческой личности способствует умение видеть проблему и находить способы её решения, развитие познавательных навыков, развитие поисков исследовательских навыков. Творческий процесс включает этапы столкновения с трудностями и попытки решить проблему с помощью имеющихся знаний, интуитивный поиск решения, логическое обоснование решения. Функции проблемного обучения

Слайд 8

Структура технологии проблемного обучения Постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие е ё проявления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители Начало активного поиска ответа на поставленный вопрос, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т.д. Поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно учащиеся выдвигают гипотезы. Привлекают дополнительную информацию. Появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания , реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. I этап II этап III этап IV этап

Слайд 9

Можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний. 2 . Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой и так далее. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему. 3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской, лаборатории или учебном кабинете, а также на уроках по гуманитарным предметам. 4 . Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. 5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка Способы создания проблемных ситуаций

Слайд 10

Формы решения проблемной ситуации дискуссии; научный спор; проблемная лекция; проблемные задачи и задания; задачи исследовательского характера; документы , тексты, материалы с проблемной направленностью.

Слайд 11

Уровни проблемного обучения Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации , выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера . Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы. Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога. Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения , самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место и художественное творчество.

Слайд 12

Структура проблемного урока I. Постановка учебной проблемы II. Постановка учебной задачи III. Поиск решения IV. Выражение решения V. Реализация продукта

Слайд 13

Методы проблемного обучения О бъяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение; репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, отработки умений и навыков, заучивания учебного материала; практический метод основывается на том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач, на первый план выдвигается умение использовать теорию на практике; частично-поисковый метод включает восприятие объяснений учителя учеником, сочетание с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса; исследовательский метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения.

Слайд 14

Достоинства проблемного обучения Способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, выбор плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений ), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации ). Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности , развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы . У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Слайд 15

Недостатки проблемного обучения Не всегда легко сформулировать учебную проблему Не весь учебный материал можно построить в виде проблем Проблемное обучение не способствует отработке навыков Не экономично – требует больших затрат времени

Слайд 16

Библиографический список Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), 2010 г. 1 . Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. - 2012. - №8. 2 . Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 1970. 3 . Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: 3нание, 1991 . 4 . Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М .: Просвещение, 1977. 5 . Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС : Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013. – 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...