Программа "Одареннные дети"
учебно-методический материал

Вяткина Елена Валерьевна

Программа "Одареннные дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odarennye_deti.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

Программа работы

с одаренными детьми

                                                                       Авторы:                         

Вяткина Е. Е.        

учитель истории        

Преснекова Н. Г.        

 учитель географии

План.

  1. Титульный лист.
  2. Описание программы и ее обоснование.
  1. Актуальность программы.
  2. Основные цели и задачи программы.
  3. Теоретическая обоснованность программы
  4. Механизм реализации программы.
  5. Ожидаемые результаты.

   Приложение.

2. Описание программы и ее обоснование.

     2.1. Актуальность программы. 

   Проблема   работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Родители и общество предъявляют сегодня к школе очень высокие требования. Школа должна давать современное образование, подготовить выпускника коммуникабельного и конкурентоспособного, умеющего адаптироваться к меняющимся условиям, имеющего возможность легко поступить в вуз. Активный поиск и развитие одаренных детей должен стать одним из основных направлений деятельности общеобразовательного учреждения.

    2.2. Основные цели и задачи программы.

  Цель программы:

           - создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.

  Задачи программы:

  • определить и реализовать механизмы работы с одаренными детьми
  • обеспечить возможности творческой самореализации личности ученика в различных видах деятельности
  • обеспечить преемственность в развитии детей на всех этапах обучения в школе
  • повысить квалификацию педагогов в связи с реализацией программы
  • разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми
  • обобщить результаты работы школы по проблеме работы с одаренными детьми

  2.3. Теоретическая обоснованность программы.

   «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одаренность – причина динамики развития природных задатков в различных возрастных зонах. На развитие одаренности влияет много факторов, основные из них: биогенетический, социально-экономический, педагогический и их диалектическое единство. Причем, доминирующим фактором считается педагогический при прочих равных условиях. Все дети одарены от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его. Можно руководствоваться определением понятия одаренности, данным психологом К. К. Платоновым: «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при отсутствии». Именно поэтому важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе школьного образования.

  2.4. Механизм реализации проекта.

I. Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей.

       Задачи

          Содержание деятельности

Ответственный

1. Создать

эффективную и

постоянно

действующую

систему выявления

одаренности

в школе.

1. Создание банка данных об одаренных

детях в МОУ «Тарбагатайская средняя

общеобразовательная школа».

2. Подбор диагностического материала для

изучения способностей учащихся.

завуч по

учебной работе,

руководители

школьных МО

психолог

школы

2. Осуществлять

информационное

обеспечение

процесса развития

одаренных детей.

1. Подбор и накопление литературы,

электронных материалов по проблеме.

2. Организация информационных

выставок по проблеме.

завуч по

учебной работе,

школьный

библиотекарь

3. Осуществлять

методическое

обеспечение

процесса развития

одаренности.

1. Разработка практических рекомендаций

по составлению программ индивидуального

развития одаренных детей.

2. Создание программ индивидуального

развития одаренных учащихся.

3. Подбор учебных программ

для углубленного изучения предметов,

факультативов.

4. Формирование банка ППО по работе

 с одаренными детьми.

Использование передового опыта

в работе с одаренными детьми

в практике работы учителей.

научный

руководитель

школы

учителя-

предметники

завуч по

учебной работе

завуч по

учебной работе,

учителя-

предметники

   II. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы

        по поиску, выявлению и обучению одаренных детей.

   

       Задачи

          Содержание деятельности

Ответственный

1. Способствовать повышению научно-

теоретических

знаний педагогов

по работе с

одаренными детьми.

1. Организация семинаров для учителей,

работающих с одаренными детьми:

- «Понятие одаренности в педагогике и психологии»

- «Специфика работы учителя с одаренными

детьми. Формы и методы работы»

- «Особенности содержания учебных

программ для одаренных детей»

- «Роль семьи в выявлении и развитии

одаренных детей»

научный

руководитель

школы,

завуч по

учебной работе,

психолог

школы

2. Способствовать

углублению и

расширению

знаний педагогов

в области

преподаваемых

предметов.

1. Организация курсовой  подготовки

педкадров, работающих с одаренными

детьми.

2. Осуществление связи с БГУ для

организации семинаров по работе

с одаренными детьми.

3. Проведение межпредметных методических

объединений по проблемам развития

одаренных детей.

завуч, ответст-

венный за

курсовую

подготовку

научный

руководитель

школы

завуч по

учебной работе,

руководители

школьных МО

3.Пропагандировать

и распространять

передовой

педагогический

опыт по работе

с одаренными

детьми.

1. Изучение на районных МО опыта работы

учителей по планированию, разработке

программ, использованию методов и форм

работы с одаренными детьми.

2.Издание сборника статей с целью обобщения опыта работы с одаренными

детьми.

РОО,

руководители

районных МО

научный

руководитель

школы

   III. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей.

       Задачи

          Содержание деятельности

Ответственный

1. Способствовать

получению

дополнительного

образования

одаренными

учащимися.

1. Организация обучения учащихся:

 - в гимназических классах;

 - в профильных классах;

 - через школьные факультативы и спецкурсы.

2. Подготовка информации о проведении подготовительных курсов в вузах

республики.

3. Организация участия в централизованных

вузовских тестированиях с целью получения

объективной оценки качества обучения

выпускников школ.

завуч по

учебной работе,

учителя

завуч по

учебной работе

завуч по

учебной работе

2. Обеспечить

условия для

самореализации

интеллектуальных

и творческих

способностей

учащихся.

1. Максимальная реализация

интеллектуальных и творческих способностей

одаренных учащихся в проведении школьных

и районных олимпиад.

Участие в республиканских олимпиадах.

2. Участие в научно-исследовательских

конференциях «Шаг в будущее»,

«Национальное достояние России»,

«Моя малая Родина», «Сибирская весна»,

«Серебряная альфа» и др.

3. Участие в Молодежных предметных

чемпионатах.

 

4. Проведение школьной познавательной

игры для одаренных школьников

при клубе «Эрудит.

5. Проведение школьных выставок детского

творчества.

6. Приобщение талантливых детей

к самостоятельной интеллектуальной

исследовательской деятельности через

ученическое научное общество.

учителя-

предметники,

руководители

школьных МО

учителя-

предметники,

руководитель

УНО

учителя-

предметники

руководитель

клуба

«Эрудит»

руководитель

УНО

руководитель

УНО

3. Обеспечить

условия для

поступления

выпускников школ

в вузы.

1. Изучение ориентации одаренных учащихся

на будущую профессию.

2. Сбор информации о распределении учащихся выпускных классов.

3. Организация индивидуальной работы с одаренными учащимися и их родителями

по поступлению в учебные заведения.

психолог школы

классные

руководители

учителя-

предметники,

классные

руководители

IV. Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными          детьми.

       Задачи

          Содержание деятельности

Ответственный

Обеспечить

преемственность

в работе

с одаренными

детьми между

начальной и

средней школой.

1. Организация в начальной школе ранней

диагностики доминирующих способностей

детей.

2. Проведение совместных методических

объединений учителей начальных классов

и средней школы по вопросам развития

одаренных детей.

завуч начальных

классов,

психолог

школы

руководители

школьных МО,

завуч по

учебной работе,

учителя

V. Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей.

       Задачи

          Содержание деятельности

Ответственный

1. Способствовать

организации системно-

деятельностного

подхода в работе

с одаренными

учащимися.

1. Изучение, анализ, экспертиза школьных

программ по работе с одаренными

учащимися.

2. Разработка программ факультативов и

кружков, индивидуально-групповых

занятий для работы

с одаренными учащимися.

научный

руководитель

школы

учителя-

предметники

2. Изучение

состояния работы

с одаренными

учащимися

в школе.

1. С целью повышения качества

образовательного процесса

совершенствование форм и методов в работе

с одаренными учащимися, проведение

тематических проверок:

- «Развитие общеучебных умений и навыков

учащихся»;

- «Управление познавательной

деятельностью одаренных детей»

завуч по

учебной части,

завуч

начальной

школы,

руководители

школьных МО

   2. 5. Ожидаемые результаты.

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися
  • Творческая самореализация выпускника школы
  • Расширение образовательных возможностей учащихся
  • Обеспечение результативности работы ученического научного общества школы, участия школьников во внешних творческих конкурсах, олимпиадах
  • Разработка учебно-методического обеспечения реализации программы: планов, программ, рекомендаций
  • Обеспечение преемственности в развитии детей на всех этапах обучения в школе
  • Повышение квалификации педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...