Выступление на семинаре
методическая разработка

Рахимкулова Флюза Фаниловна

Выступление на городском семинаре для педагогов общеобразовательных учреждений г. Когалыма. "Особенности изучения Метапредметного курса " Знание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Выступление на семинаре « Метапредметный курс «Знание»

СЛАЙД 1. Добрый день уважаемые коллеги.

  Наверное, каждый из вас не раз слышал фразу  философа Фрэнсиса Бэкона «Знание – сила».

СЛАЙД 2.

     В ситуации всеобщей информатизации и «интернетизации», в которой мы все в настоящее время очутились, данное высказывание обретает новое звучание. Возникает вопрос о том, как работать со знанием, чтобы   оно превратилось в силу, а именно в силу  применения знаний.

  Новый образовательный стандарт  подтверждает  это. Запросы на новые формы работы со знаниями,     на новые формы работы с теоретическим мышлением остаются актуальными.

 Метапредмет «Знание» является одной из таких форм работы, нацеленной на формирование  теоретического мышления посредством введения их в культуру работы со знаниями (прежде всего - с теоретическими знаниями).

СЛАЙД 3.Основная идея данного метапредмета состоит в том, чтобы научить обучащихся, самих порождать    новые знания - через промысливание базисных понятийных различений и идеализаций, лежащих в основе разных предметных полей знания. А также, посредством мыследеятельностного «воспорождения» ключевых предметных понятий, их переоткрытия,  переосмысления в новой социокультурной ситуации и тем самым развития данных понятий.

СЛАЙД 4. Основная цель метапредмета «Знание»- формирование способности работать с понятиями.

СЛАЙД 5. 

 Задачи  курса-

1 - развитие у обучающихся мышления, которое связано с формированием  понятийной формы,

 2. а также развитие знаний, объективно существующих в культуре:  ведь именно понятийная форма определяет характер знания (понятие позволяет нам раскрыть способ мышления, приведший к порождению того или другого знания).

В рамках данного  метапредмета — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например,

СЛАЙД 6. способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний),

идеализационную способность (способность строить идеализации)  По мнении. Ю.В. Громыко (идеализация — это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия) и т. д.

 СЛАЙД 7. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета  обучающиеся  их также осваивают. Одна из них — техника «знающего незнания». Осваивая ее, обучающиеся научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно они не знают, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, —  Освоение данной техники предполагает развитие  таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

СЛАЙД 8.Обучащийся, будучи проведен сквозь метапредмет «Знание», обретает культуру работы со знаниями, и, прежде всего - с теоретическими знаниями. При преподавании метапредмета «Знание» в качестве учебного материала используются разные типы  знания, существующие в разных предметных областях: в биологии, математике  физике, истории  лингвистике  географии и т.д. Метапредмет «Знание» выстраивается как бы над разными предметными областями.  

СЛАЙД 9.Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. …Раскрытие его – общая задача гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественнонаучного циклов предметов.

 Следующий уровень – общий, включающий системы, законы, методы функционирования систем общепредметного уровня, внутри систем «природа», «общество», «предметный мир»

Ему предшествует внутрипредметный уровень интеграции. Каждый из этих уровней имеет возможности для формирования метазнаний, метаспособов, метадеятельности.

СЛАЙД 10.  По  мнению Ю. В. Громыко Устройство метапредмета «Знание» представляет собой своеобразную деятельностную машину, обучающую производству знаний. Это - целая технология. Но она имеет и свою  проекцию, позволяющую говорить о метапредмете как об учебном предмете. Данная «технология» состоит из четырех этапов работы:

-этапа формирования у обучающихся различений и различительной способности,

-этапа обучения, их идеиированию и работе с идеализациями,

этапа обучения  построению понятий и, наконец,

этапа, связанного с осмыслением генезиса систем и теорий, с формированием способности систематизации.

СЛАЙД 1.Проектирование метапредметных заданий осуществляется с помощью трех подходов:

1подход:.Объект рассматривается с нескольких позиций (разных наук, предметов, точек зрения).  

 

2.подход: Объект, традиционно рассматриваемый в одном предмете, переносится в контекст другого предмета.

3. подход: В основе задания – восприятие (личное отношение, понимание) фундаментального объекта.

СЛАЙД 12.Мною была разработана рабочая программа  для обучающихся  6- 7классов,    на основе научных разработок доктора фиософских наук  Юрия Васильевича Громыко.   На изучение метапредметных понятий  в 6 классе выносятся  следующие модули:

Содержание учебного материала в 6 классе

I.Время

II. Пирамида

III. Движение

IV.Спираль

V.Символ

 в  7 классе рассматриваются следующие модули:

I.Система

II. Пространство

III.Функция

IV.Развитие

V. Гармония

СЛАЙД  13.Планируемые результаты изучения метапредметного курса

Обучающиеся получат возможность:

Научиться выделять метапредметные понятия: высшего уровня, охватывающие систему «человек - общество - природа»;

  • общепредметного уровня внутри систем «человек», «общество», «природа»;
  • внутрипредметного уровня;
  • осознать единство и целостность окружающего мира;
  • выстроить собственное  мировоззрение;
  • Освоить алгоритм работы с метапредметными понятиями;
  • Создать  и представить  собственный ресурс «Метапредметное понятие».

СЛАЙД 14.Программа  метпредметного курса предполагает самостоятельное исследование метапредметного понятия каждым обучающимся, в ходе которого готовится письменное сообщение (текст) и презентация или  проект.  Во время занятий  по модулям «Время», «Система», «Пирамида» итд.  обучающиеся составляют ментальные карты.

 Таким образом

 СЛАЙД.15.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у обучащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), действиях и событиях (история), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.» Изучая строение ключевых  понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, обучащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.

Спасибо за внимание.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредмет МП «Необходимо в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения» Н.В. Громыко

Слайд 2

«Знание – сила» Ф. Бэкон.

Слайд 3

Основная идея метапредмета Научить обучащихся самих порождать новые знания - через промысливание базисных понятийных различений и идеализаций, лежащих в основе разных предметных полей знания . Ю.В. Громыко Ю.В. МП

Слайд 4

Основная цель: МП формирование способности работать с понятиями

Слайд 5

Задачи курса: развивать у обучающихся теоретическое мышление, которое связано с формированием понятийной формы; развивать знания, объективно существующие в культуре. МП

Слайд 6

Формируются способности: работать с понятиями; систематизирующая; идеализационная. МП

Слайд 7

М П Техника «знающего незнания » выделять зону незнаемого в том, что они уже знают; формулировать, что именно они не знают, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска; развитие понимания, воображения, рефлексии .

Слайд 8

английский ВРЕМЯ математика история искусство география Русский язык литература биология химия обществознание физика Межпредметные связи

Слайд 9

МП Уровни интеграции: высший уровень - взаимосвязи «человек – общество – природа»; общий - включает системы, законы, методы функционирования систем общепредметного уровня, внутри систем «природа», «общество», «предметный мир»; внутрипредметный уровень .

Слайд 10

МП Этапы работы: формирования различений и различительной способности; обучения «идеированию» и работе с идеализациями; обучения построению понятий; осмысления генезиса систем и теорий, формирования способности систематизации.

Слайд 11

МП Подходы к проектированию метапредметных заданий Объект рассматривается с нескольких позиций (разных наук, предметов, точек зрения). Объект, традиционно рассматриваемый в одном предмете, переносится в контекст другого предмета. В основе задания – восприятие (личное отношение, понимание) фундаментального объекта.

Слайд 12

МП Модули курса 6 класс I . Время II . Пирамида III . Движение IV . Спираль V . Символ 7 класс I . Система II . Пространство III . Функция IV . Развитие V . Гармония

Слайд 13

МП Обучающиеся получат возможность: научиться выделять метапредметные понятия: высшего уровня, охватывающие систему «человек - общество - природа»; общепредметного уровня внутри систем «человек», «общество», «природа»; внутрипредметного уровня; осознать единство и целостность окружающего мира; выстроить собственное целостное мировоззрение; освоить алгоритм работы с метапредметными понятиями; создать и представить собственный ресурс «Метапредметное понятие». Планируемые результаты

Слайд 15

МП Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, обучащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Выступление на семинаре

Внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс с целью развития индивидуальных способностей учащихся....

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"

Городские  образовательные   Рождественские  чтения Выступление  на  семинаре  «Искусство и вера» учителя  изо  Е.Б.Борковой Тема выступления...

Выступление на семинаре "Одаренные дети"

Теоретический материал для выступления на школьном семинаре( педсовете, вводная часть перед мастер- классом), посвященная работе с одаренными детьми.В работе использованы материалы из методической бро...

Выступление на семинаре

Материал содержит методы подготовки учащихся 9 класса к сдаче ГИА по биологии....