Технологии проблемного обучения
статья

Кайзер Инна Ивановна

Технологии проблемного обучения. Такое обучение основано на получении  учащимися  новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях, где они вынуждены самостоятельно искать решение, а педагог лишь помогает им, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. При таком подходе главная цель педагога — обеспечить максимальную познавательную активность на всех этапах учебного занятия, в том числе и на этапе ознакомления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_problemnogo_obucheniya.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении  учащимися  новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях, где они вынуждены самостоятельно искать решение, а педагог лишь помогает им, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. (Например: самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д.). «Единицей» учебного процесса является проблема—скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира.

         Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
  • проверку правильности решения.

        Существует 4 уровня «проблемности» в обучении

  1. Традиционная система.                                                                                                                         

Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учащимися

  1. Частично-поисковый метод.

Учитель ставит проблему, студенты сами или под руководством находят решение, он направляет учащихся на самостоятельный поиск путей решения.

  1. Исследовательский метод.

Ученик ставит проблему, учитель помогает ее решить, у школьников воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

  1. Исследовательский метод.

Учащийся сам ставит проблему и сам ее решает.

При таком подходе главная цель педагога — обеспечить максимальную познавательную активность на всех этапах учебного занятия, в том числе и на этапе ознакомления. Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество преподавателя и ученика может заключаться в том, что даже запоминание «неинтересного материала» может быть увлекательным процессом,  если при самообучении ученик установит логические ассоциации, т.е. сгруппирует и сопоставит новые термины по различным логическим признакам и явлениям в жизни каждого ученика.

Для создания  проблемной ситуации на уроке используются имитационные игровые занятия или моделирующие деловые игры, являющиеся самым эффективным средством  активизации познавательной деятельности и формирования профессиональной компетенции студентов. Для моделирующих игр желательно определенное противоречие интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам.

В ходе игр участники имеют не все данные для принятия решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловых игр, моделирующих реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать, как в реальной ситуации. Здесь важна согласованность или же умение подчинить свои интересы успеху игры в целом. Такие уроки моделируют или технологический процесс, организационно-управленческую или социально-экономическую проблемную ситуацию.

Методически простым является метод разыгрывания ролей. Педагог задает ролевые функции (бригадиры, контролеры, менеджеры, маркетологи, директора фирм, предприниматели и т.д.). Такие задания воспитывают познавательный интерес, создается положительная мотивация в обучении, развиваются умения и навыки самообразования, развивается самостоятельность, активизируют мыслительную деятельность, создается благожелательная творческая атмосфера, постоянно происходит обращение к собственному опыту, формируется исследовательская и профессиональная компетенция. И самое важное—признается самобытность и уникальность каждого обучаемого.

         Материалы, предлагаемые для постановки проблем:

Слово или слова, предметы, рисунки, физические явления, экономические явления, формулы, теоремы, правила правописания, внутренние психические образы и т.д..

         Приемы осмысления содержания:

  • Прием «Атака мыслей»- создание «коллективного мозга». (Этот метод «Атака мыслей» или «Мозговой штурм предложил А.Ф. Осборн в 1941 г. Эта была попытка стимулировать творческое мышление человека. Применялся в рекламном бизнесе). Раскрепощенное воображение, высказываются новые идеи. Применяется при опросе, изучении нового материала, повторении, при решении проблем и т.д. Может применяться на всех предметах.
  • Прием «Бортовой журнал» - первая часть таблицы  (Известная информация) заполняется в начале урока; вторая часть (Новая информация) заполняется в ходе урока или в конце урока. Этот прием помогает наглядно оценить приращение нового.
  • Прием «Брошенный камень» - произносится слово по теме занятия, студенты пытаются записать следующее слово, которое у них возникло.
  • Прием «Фантастический банан» - произносятся два любых слова и их нужно соединить логической связью.
  • Прием «Описание функций» - педагог описывает функции, которые могут наблюдаться в той или иной ситуации с тем или иным объектом. Разбивка на группы студентов: описанное одним студентом зачитывается другим и анализируется с целью найти хорошее.
  • Прием «Матрица» - таблица «Знаю», «Хочу знать», «Узнал» заполняется по ходу урока с целью систематизации своих знаний.
  • Прием «Вертушка» - работа в парах сменного состава, обобщение полученной информации в группах, а именно: одна группа получает информацию, дорабатывает и дополняет ее; другая- оценивает заданные им вопросы, их качество, разнообразие и предлагают свои. Затем пары меняются.
  • Прием «Фишбоун» - в переводе «Рыбья кость» (дойти до сути). На доске рисуется схема, в виде рыбьего скелета, в голове этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте, в верхних косточках студенты отмечают причины возникновения изучаемой проблемы, на нижних - по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть или факты. В конце заполнения схемы студенты делают вывод по поставленной проблеме и записывают ее в хвост рыбы. Прием позволяет создать творческую атмосферу и активизировать мыслительную деятельность студентов.

         В проблемном обучении главным является исследовательский метод- такая организация учебной работы, при которой студенты знакомятся с научными методиками добывания знаний, планируют поиск и открывают новую для себя зависимость и закономерность.

         В процессе такого обучения учащиеся учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания очень прочные.

          Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое мастерство (видимо эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение).

         Все рассмотренные выше приемы позволяют овладеть технологией моделирования проблемной ситуации на уроке, а значит подготовить каждого школьника к будущей профессиональной деятельности. Следовательно, данная технология имеет личностно-ориентированную направленность. Овладеть технологией личностного подхода, значит научится так строить обучающий процесс, чтобы в каждой его ситуации проявлялись важнейшие функции личности: выбор ценностей, рефлексирование смысла своей деятельности, реализация своих способностей и задатков. Личность развивается тогда, когда оказывается востребованной соответствующими условиями жизнедеятельности.

         Задача каждого преподавателя - на любом этапе обучения учащихся активизировать их познавательную деятельность путем постоянного совершенствования учебного процесса, создания благоприятных условий для свободного разностороннего развития личности.

         Активизация познавательной деятельности - это процесс привития интереса к знаниям, обучения личности умению учиться, получая при этом не только определенный объем знаний, но и удовлетворение от познания мира и себя, как неотъемлемой частицы мирового сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...