Методические разработки
статья

Сартина Тамара Васильевна

Работы для конкурса Педагогического мастерства 2020 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Представление педагогического опыта»

«Фестиваль педагогического мастерства – 2019»

Морозова Тамара Васильевна

Я – Морозова Тамара Васильевна, окончила Курганский государственный университет (диплом с отличием) в 2016 году по специальности «Фундаментальная и прикладная химия». После окончания университета работала в Эколого-аналитической лаборатории в должности лаборант химического анализа, в  МКОУ Куртамышского района «Куртамышская СОШ №1» трудоустроена с июня 2019 года. В школе моя основная должность – учитель химии, по внутреннему совмещению   - педагог-организатор.

Работа в школе для меня имеет очень большое значение, так как стать учителем я мечтала с пяти лет. Сравнивая методику преподавания, когда я была ученицей, а потом стала учителем, замечаешь изменения в данной области. Изучив и проанализировав современную систему преподавания образовательных предметов, я выбрала для себя работу по кейс-технологии. Данный вид технологии привлек меня в особенности сочетанием игровой и проектной технологий.

В современных школах традиционные технологии изживают себя, так как инновационная деятельность требует новых подходов. Всё более актуально становится проведение исследовательской и проектной деятельности на школьном уровне. Однако возрастные особенности учащихся порой не позволяют достичь высокого уровня понимания проектной темы, над которой работает ребенок. Здесь нам на помощь и приходит игра. Игра – это прекрасный способ для понимания сложных тем.

Как же реализуется данная технология на моих уроках?  Это изучение новых тем в игровой форме (например, составление кроссвордов и ребусов, урок телепередач, проведение акций и подготовка материалов для них). Яркое выражение данной направленности кейс-технологии прослеживается во время проведения занятий кружка «Занимательная химия», разработанного для 7-8 классов. Немаловажную роль я уделяю проведению научно-исследовательской и проектной деятельности. Данное направление меня привлекало ещё в университете. Заниматься исследованиями я начала с 1 курса университета, далее последовали годы упорного труда: сложные эксперименты, затяжные исследования, конференции и конкурсы. В результате чего на данный момент я имею ряд публикаций статей о своих исследованиях, также свой патент на изобретение. По проведению физико-химического методов анализа, экологии, мастерству выступлений мною пройдены курсы повышения квалификации (удостоверения представлены на моем личном сайте https://nsportal.ru/morozova-tamara-vasilevna). Накопленные знания  применяю при работе с детьми. На данный момент я подготавливаю 6 обучающихся 9-х классов к защите итогового проекта по предмету химия.

К уже существующим промежуточным результатам моей деятельности можно отнести: участие 8-9 классов в районной олимпиаде по химии, участие в конкурсе проектов «Большие вызовы», оказание помощи в подготовке проектов на областную олимпиаду по экологии обучающимся 11 класса, подготовка к ОГЭ (по данному направлению пройдены курсы повышения квалификации «Подготовка химиков-экспертов на ОГЭ – 2020 год»).

Однако я являюсь не только учителем-предметником, также веду классное руководство в 8А классе. Для сплочения класса, развития их творческого потенциала, познания морально-этических норм  провожу тематические классные часы, участие в акциях (например, памяти Наташи Рыбиной), походы на природу и организация игр, участие в школьных и районных мероприятиях. Подготовка ко всем перечисленным мероприятиям дает начало к дружбе и сплочению, результатом чего являются награды класса в различных конкурсах.

Также в школе я занимаю должность  педагога-организатора. Кроме организации и проведения внутришкольных мероприятий, вместе с детьми мы являемся участниками и победителями ряда районных конкурсов, например, победители «Лови ритм-2019». В школе организован отряд волонтеров «Новая волна», отряд ЮИД, под руководством заместителя директора по ВР – Таскаевой О.П., я провожу организационно-педагогическую деятельность РДШ.

В итоге хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что я нахожусь  в начале своей педагогической деятельности, мною уже сформированы пути становления и достижения целей развития обучающихся. Проработав        полгода в школе, я чувствую, что это то место, где ты должен быть. Как говорил Герман Гессе: «Истинное призвание каждого состоит только в одном – прийти к самому себе, найти собственную, а не любимую судьбу и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо».

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Куртамышского района

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ

«МИССИЯ ПЕДАГОГА»

                                                                                  Морозова Тамара Васильевна

                                                      учитель химии

Куртамыш, 2020 г.

«Педагогическое эссе»

«фестиваль педагогического мастерства – 2019»

Морозова Тамара Васильевна

                                                          Задачей воспитателя и учителя

                                                        остается приобщить всякого

                                                            ребенка  к общечеловеческому

                                                       развитию и сделать из него

                                                                        человека раньше, чем им овладеют

                                                      гражданские отношения.

                                                                                               Адольф Дистервег.

Профессия учителя меня привлекала с самого детства. В чем же главный секрет выражения любви к данной профессии, спросите вы? Бескорыстно отдавать частичку себя, разжигать огонь жизни в детских глазах, касаться уголков души – вот то, что должен уметь каждый учитель. Ежедневно наслаждаться результатами своей деятельности, как это важно для каждого из нас. Мы сделали свой выбор и теперь каждый день  передаем свой запас знаний детям, это первостепенный фактор нашей работы.

Однако наряду с обучением детей образовательным предметам, учитель уделяет немаловажную роль процессу воспитания. Моральные и эстетические нормы, существующие в обществе, ребенок постигает именно в школьные годы. Это годы становления человека – Личностью.  

Мы заменяем ребенку друга, маму, не зря ведь издавна называют классного руководителя – «классной мамой». Выбирая правильный подход к детям, учитель способствует проникновению к внутренним уголкам души ребенка. Я реализую данный подход в первую очередь на доверии. Я всегда открыта для детей, могу ответить на интересующие их вопросы, дать совет, показать грани их поступков, основываясь на личном жизненном опыте. Учитель должен уметь правильно организовать свою деятельность, быть добрым и одновременно строгим, не забывая про субординацию.

Чтобы стать «настоящим» учителем, мало знать свой предмет, нужно любить свою работу и детей, отдаваясь при этом всецело. Ведь воспитанные и образованные дети – это и есть частичка души учителя.

Дети бывают разные и учителя тоже, но совместная деятельность делает нас ближе, оставляя неизгладимый след в нашей памяти и сердце. Воспитать Человека и есть главная миссия педагога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квиз -игра «Достижения в химии»

Слайд 2

1 Тур «Разминка»

Слайд 3

Вопрос №1 В названии какого химического элемента можно встретить название грызуна?

Слайд 4

Вопрос №2 В названии какого химического элемента есть река?

Слайд 5

Вопрос №3 В названии какого полуводного млекопитающего грызуна встречается элемент третьей группы?

Слайд 6

Вопрос №4 К акой химический элемент скрывается в названии одного из крупнейших затонувших кораблей ?

Слайд 7

Вопрос №5 Какой из галогенов образует водородные связи?

Слайд 8

Вопрос №6 В состав названия какого металла входит название новогоднего дерева?

Слайд 9

Вопрос №7 Какой элемент всегда рад?

Слайд 10

Вопрос №8 В названии какого драгоценного металла встречается часть человека?

Слайд 11

Вопрос №9 Я – газ мельчайший и бесцветный, Н еядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду?

Слайд 12

Вопрос №10 Название какого химического элемента совпадает с названием планеты солнечной системы?

Слайд 13

Ответы мыщьяк радон – Дон бобр – бор Т итаник – титан фтор никель радон серебро водород уран

Слайд 14

2 Тур «интересные факты»

Слайд 15

Вопрос №1 Древние египтянки использовали ЕЁ в качестве косметики для лица. А в средние века пилюли из токсичной ЕЁ глотали в качестве слабительного. Они считались такими драгоценными, что их иногда извлекали из собственных экскрементов, чтобы употребить заново. В некоторых семьях таблетки из НЕЁ передавались по наследству. В настоящее время из НЕЁ делают сильнейшие кислоты, способные прожечь стекло. Что загадано под словом ЕЁ?

Слайд 16

Вопрос №2 Если ртуть охладить в жидком ГАЗЕ до -268 градусов, то эта система становится идеальным проводником. Это значит, что если бы удалось поддерживать такую температуру ГАЗА в микросхемах гаджетов, то их батареи совершенно перестали бы разряжаться. А если понизить температуру еще на 2 градуса, ГАЗ приобретает свойство сверхтекучести и избавляет от силы тяготения – он может течь в вверх и протекать через стены. О каком газе идёт речь?

Слайд 17

Вопрос №3 С МЕТАЛЛОМ связаны наименее известные сражения Первой мировой войны. Ствол знаменитой немецкой пушки «Большая Берта», стрелявшей на многие километры, укрепляли МЕТАЛЛОМ, для того чтобы он не искривлялся от перегрева после залпов. МЕТАЛЛ был дефицитным и большую его часть добывали в отдельной шахте американского штата Колорадо. О каком МЕТАЛЛЕ идет речь?

Слайд 18

Вопрос №4 ОН повинен в страшных болезнях людей, живших в районе японской шахты Камиока . В этом месте издревле добывали драгоценные металлы, а в конце 19-го века стали вырабатывать ЕГО. Элемент был плохо известен учёным, и отходы просто выбрасывали, после чего они проникали в грунтовые воды. Через некоторое время окрестные жители начали жаловаться на страшные боли. ОН, попавший в организм, буквально крошил в порошок их кости. В Японии начался такой сильный страх ЕГО, что даже спустя десятилетия после вспышки отравления в сценарии фильма «Годзилла» прописали, что монстра убили при помощи ракет с использованием ЕГО. О каком металле идёт речь?

Слайд 19

Вопрос №5 Безопасная для человека ОНА токсична и губительна для бактерий. Если они сталкиваются с НЕЙ, то поглощают её атомы, которые нарушают метаболизм этих организмов и в итоге убивают их. Именно поэтому водопроводные трубы, изготовленные из НЕЁ, стали простейшим способом дезинфекции и резко повысили здоровье в тех городах, где были введены, а дверные ручки часто делают из латуни, которая остается чистой от бактерий, сколько бы немытых рук к ней не прикасались. Что загадано под словом ОНА?

Слайд 20

Ответы Сурьма Гелий Молибден Кадмий Медь

Слайд 21

3 Тур «Блиц»

Слайд 22

Вопрос №1 Какой элемент считается лесом?

Слайд 23

Вопрос №2 Говорят, что римляне выродились потому что делали из него водопроводные трубы и ели из посуды, сделанной из этого элемента. О каком металле идёт речь?

Слайд 24

Вопрос №3 Какой химический элемент состоит из двух животных?

Слайд 25

Вопрос №4 Какой элемент утверждает, что он - это не он?

Слайд 26

Вопрос №5 Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде?

Слайд 27

Вопрос №6 Какой элемент является настоящим гигантом?

Слайд 28

Вопрос №7 Какой элемент несёт в себе магию?

Слайд 29

Вопрос №7 Какой элемент всегда рад?

Слайд 30

Вопрос №8 Х – ХО3 – СаХО4. Укажите элемент Х?

Слайд 31

Вопрос №9 Какой элемент здесь зашиврован ? ерсробе

Слайд 32

Вопрос №10 Какой элемент может воду родить?

Слайд 33

Вопрос №11 Жидкий, ядовитый металл, поражающий кроветворную, нервную систему и почки человека?

Слайд 34

Вопрос №12 Какой металл и планета Солнечной системы имеют похожие названия?

Слайд 35

Вопрос №13 В состав какого металла входит напиток морских пиратов?

Слайд 36

Вопрос №14 Вторая нота октавы входит в название этого металла?

Слайд 37

Вопрос №15 Самый тугоплавкий металл, который используется в лампе накаливания?

Слайд 38

Вопрос №16 Металлический эквивалент молчания?

Слайд 39

Вопрос №17 Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа?

Слайд 40

Вопрос №18 Этот металл способствует свёртыванию крови?

Слайд 41

Вопрос №19 Назовите часть речи слова «Металл»?

Слайд 42

Вопрос №20 Сколько звуков в слове «медь»?

Слайд 43

Вопрос №21 Основной металл в костной ткани?

Слайд 44

Вопрос №22 Этот металл входит в состав гемоглобина?

Слайд 45

Вопрос №23 Какой элемент мучается?

Слайд 46

Вопрос №24 Какой элемент может кислоту родить?

Слайд 47

Вопрос №25 Какой элемент является «разрушителем»?

Слайд 48

Вопрос №26 Кто сформулировал закон сохранения массы?

Слайд 49

Вопрос №27 Кто автор закона: «В равных объемах различных газов при одинаковой температуре и давлении находится одинаковое число молекул»?

Слайд 50

Вопрос №28 Кто создал главный закон в неорганической химии?

Слайд 51

Вопрос №29 Какой учёный предложил современную модель атома в 1911 г?

Слайд 52

Вопрос №30 Какой английский учёный открыл газ водород?

Слайд 53

Ответы бор свинец мышьяк неон угольную титан магний сера серебро водород

Слайд 54

Ответы 11. ртуть 12. Плутон, плутоний 13. Хром – ром 14. серебро, резерфордий 15. вольфрам 16. золото 17. они равны 18. кальций 19. существительное 20. три звука

Слайд 55

Ответы 21. кальций 22. железо 23. тантал 24. кислород 25. фтор 26. Ломоносов 27. Авогадро 28. Менделеев 29. резерфорд 30. Кавендиш



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРТАМЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Внеклассное мероприятие по предмету Химия

Квиз-игра «Достижения в химии»

Сартина Тамара Васильевна

Учитель химии 1 категории

Куртамыш, 2021 год

Квиз-игра «Достижения в химии»

(сценарий проведения внеклассного мероприятия по химии)

Цель: расширение знаний и кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, интеллекта обучающихся.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, листы оценивания, ручки.

Квиз-игра проводится в виде соревнований 2-8 команд, в зависимости от количества учеников в классе или параллели. Команды рассаживаются за круглые (квадратные) столы. Каждая команда выбирает себе капитана, придумывает название, которое записывают на листки бумаги и устанавливают на центр стола.

Перед началом турнира каждая команда получает по три формы для заполнения ответов (на каждый раунд). Жюри объявляет начало игры.

I тур. «Разминка»

Команды должны дать как можно больше правильных ответов. На обсуждение вопроса команде дается 30 секунд. За правильный ответ дается 1 балл.

  1. В названии какого химического элемента можно встретить название грызуна? (Мышьяк).
  2. В названии какого химического элемента есть река? (Радон - Дон).
  3. В названии какого полуводного млекопитающего грызуна встречается элемент третьей группы. (Бобр - бор).
  4. Какой химический элемент скрывается в названии одного из крупнейших затонувших кораблей? (Титаник – титан).
  5. Какой из галогенов образует водородные связи. (Фтор).
  6. В состав названия какого металла входит название новогоднего дерева? (Никель).
  7. Какой элемент всегда рад? (Радон).
  8. В названии какого драгоценного металла встречается часть человека? (Серебро).
  9. Я – газ мельчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду. (Водород).
  10. Название какого химического элемента совпадает с названием планеты солнечной системы. (Уран)

II тур. «Интересные факты»

Учащимся предлагаются отрывки произведений или факты из истории, в которых скрыт какой либо химический элемент. На обсуждение команде дается 1 минута.  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Древние египтянки использовали ЕЁ в качестве косметики для лица. А в Средние века пилюли из токсичной ЕЁ глотали в качестве слабительного. Они считались такими драгоценными, что их иногда извлекали из собственных экскрементов, чтобы употребить заново. В некоторых семьях многократно использованные таблетки из ЕЁ передавались по наследству. В настоящее время из ЕЁ делают сильнейшие кислоты, способные прожечь стекло. Что загадано под словом ЕЁ? (сурьма)
  2. Если ртуть охладить в жидком ГАЗЕ до –268 градусов, то эта система становится идеальным проводником. Это значит, что если бы удалось поддерживать такую температуру ГАЗА в микросхемах гаджетов, то их батареи совершенно перестали бы разряжаться. А если понизить температуру еще на 2 градуса, ГАЗ приобретает свойство сверхтекучести и избавляется от силы тяготения — он может течь вверх и перетекать через стены. О каком газе идёт речь? (гелий)
  3. С МЕТАЛЛОМ связаны наименее известные сражения Первой мировой войны. Ствол знаменитой немецкой пушки «Большая Берта», стрелявшей на многие километры, укрепляли МЕТАЛЛОМ, для того чтобы он не искривлялся от перегрева после залпов. МЕТАЛЛ был дефицитным, и большую его часть добывали в отдаленной шахте в американском штате Колорадо. Узнав об этом, представители американского офиса немецкого концерна «Крупп» буквально с боем захватили шахту, на что мало кто обратил внимание: времена на Диком Западе были все еще суровые — и подобное поведение считалось нормой. Союзники спохватились лишь в конце войны, когда поняли, зачем немцам был так нужен колорадский МЕТАЛЛ. О каком металле идёт речь? (Молибден)
  4. ОН повинен в страшных болезнях людей, живших в районе японской шахты Камиока. В этом месте издревле добывали драгоценные металлы, а в конце XIX веке стали вырабатывать ЕГО. Элемент был плохо известен ученым, и отходы просто выбрасывали, после чего они проникали в грунтовые воды. Через некоторое время окрестные жители начали жаловаться на страшные боли. ОН, попавший в организм, буквально крошил в порошок их кости. В Японии начался такой сильный страх ЕГО, что даже спустя десятилетия после вспышки отравления в сценарии фильма «Годзилла» прописали, что монстра убили при помощи ракет с использованием ЕГО. О каком металле идёт речь? (Кадмий)
  5. Безопасная для человека ОНА токсична и губительна для бактерий. Если они сталкиваются с НЕЙ, то поглощают ее атомы, которые нарушают метаболизм этих организмов и в итоге убивают их. Именно поэтому водопроводные трубы, изготовленные из  НЕЁ, стали простейшим способом дезинфекции и резко повысили общественное здоровье в тех городах, где были введены, а дверные ручки часто делают из латуни, которая остается чистой от бактерий, сколько бы немытых рук к ней ни прикасалось. Что загадано под словом ОНА? (медь)

III тур. «Конкурс капитанов. Блиц»

От каждой команды участвуют капитаны. Ведущий читает вопросы, на обдумывание капитану дается 10 сек. За правильный ответ команда получает 1 балл, за неверный ответ 1 балл отнимается.

  1. Какой элемент считается лесом? ( Бор)

  1. Говорят, что римляне выродились и «вымерли» потому что делали из него водопроводные трубы и ели из посуды, сделанную из этого элемента. О каком химическом элементе идѐт речь? (Римляне ели из посуды из свинца и пили воду из труб, сделанных из свинца)

  1. Какой химический элемент состоит из двух животных? ( Мышьяк)

  1. Какой элемент утверждает, что он-это не он ? ( Неон)

  1. Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? ( Угольную)

  1. Какой элемент является настоящим гигантом? ( Титан)

  1. Какой элемент несет в себе магию? (Магний)

  1. X → XO3 → CaXO4. Укажите элемент X. (Сера)

  1. Название какого химического элемента здесь зашифровано: ерсробе?

( Написать на доске) ( Серебро)

  1. Какой элемент может воду родить (водород)

  1. Жидкий, ядовитый металл, поражающий кроветворную, нервную систему и почки человека) (Ртуть)

  1. Какой металл и планета Солнечной системы имеют одно и то же название? ( Плутон, плутоний)

  1. В состав какого металла входит напиток морских пиратов? ( Хром-ром).

  1.  Вторая нота октавы входит в название этого металла ( Серебро, резерфордий)

  1. Самый тугоплавкий металл, который используется в лампе накаливания?( Вольфрам)

  1.  Металлический эквивалент молчания? ( Золото)

  1. Что тяжелее:1 кг ваты, или 1 кг железа? (они равны)

  1. Этот металл способствует свертыванию крови? ( кальций)

  1. Назовите часть речи слова «МЕТАЛЛ» (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

  1.  Сколько звуков в слове: МЕДЬ? (три звука)

  1. Основной металл в костной ткани? ( КАЛЬЦИЙ)

  1. Этот металл входит в состав гемоглобина? ( ЖЕЛЕЗО)

  1. Какой элемент мучается? ( ТАНТАЛ)

  1.  Какой элемент может кислоту родить? ( КИСЛОРОД)

  1. Какой элемент является « разрушителем»? ( ФТОР)

  1. “Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то его имя и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии”. О  ком это сказано? (Николай Николаевич Зинин)
  2. Творец классической теории химического строения органических соединений.  (Александр Михайлович Бутлеров)
  3.  Кто сформулировал закон сохранения массы. (Михаил Васильевич Ломоносов)
  4.  Кто автор этого закона: “В равных объемах различных газов при одинаковой температуре и давлении находится одинаковое число молекул”. (Амедео Авогадро)
  5. Кто создал главный закон в неорганической химии? (Дмитрий Иванович Менделеев)
  6. Какой английский ученый открыл газ водород? (Генри Кавендиш)
  7. Какой ученый предложил современную модель строения атома в 1911 г. (Э. Резерфорд)
  8. Какой французский ученый предложил название азота, заложил основы анализа органических соединений, первым сжег алмаз? (Ант. Лавуазье)
  9. Русский химик – автор оперы “Князь Игорь” и “Богатырской симфонии”. (Александр Парфириевич Бородин)
  10. Английский ученый, приготовивший на стол лишайника. Так был открыт кислотно-щелочной индикатор – лакмус. Имя ученого. (Роберт Бойль)

Жюри подводит итоги. Побеждает команда, набравшая за игру большее количество баллов. Жюри выбирают лучшего игрока (можно награждать по номинациям).

Список литературы

  1. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
  2. Ким Е.П. Химия. 8-11 классы: внеклассные мероприятия. – Волгоград: «Учитель», 2009.
  3. Бочарова С.В. Нестандартные уроки химии. 8-9 классы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Таблица оценки для Жюри

Тур

Название раунда

Количество баллов команд

1

Разминка

2

Интересные факты

3

Конкурс капитанов. Блиц

4

5

6

7

8

Итог игры

Лист ответов

№ п/п

Ответ

№ п/п

Ответ

1

19

2

20

3

21

4

22

5

23

6

24

7

25

8

26

9

27

10

28

11

29

12

30

13

31

14

32

15

33

16

34

17

35

18



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРТАМЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Внеклассное профориентационное мероприятие

по предмету Химия

«Экскурсия на предприятие»

Сартина Тамара Васильевна

Учитель химии 1 категории

Куртамыш, 2024

Тема: экскурсия в лаборатории Курганского нефтепроводного управления (филиал) АО «Транснефть-Урал».

Цель: посещение НПС «Юргамыш» в марте 2024 года обучающимися 9-11 классов для знакомства с профессиями химико-биологической направленности.

Задачи:

  • Посетить химико-аналитическую лабораторию, знакомство с видом проводимых анализов;
  • Посетить эколого-аналитическую лабораторию, знакомство с оборудованием и видами проводимых работ;
  • Посетить очистные сооружения нефтеперекачивающей станции, знакомство с механизмом очистки сточных вод;
  • Ознакомить с  инструктажами по ТБ при выполнении разных видов работ;
  • Сформировать навык проведения химико-аналитического анализа;

Отчёт: написать эссе на тему «Я запомнил этот день, потому, что…», создание интерактивной игры, квиз-игры по правилам безопасности на предприятии или видам и условиям анализов, которые можно было бы применить на уроках химии, биологии или тематической-научной недели.

Ход экскурсии.

  1. Экскурсия в лаборатории НПС «Юргамыш» Курганского НУ, расположенного по адресу: п. Новый Мир, Юргамышский МО, Курганская область. Доставка обучающихся осуществляется автобусом за счёт средств стороны отправителя.  
  2. Для экскурсии привлекаются обучающиеся 9-11 классов биохимического профиля. Численность группы составляет 15-20  человек, для эффективного знакомства с оборудованием и видами работ (при необходимости иметь возможность при проведении экскурсии поделить детей на более мелкие группы по 6-10 человек).
  3. План (маршрут) экскурсии:
  • Сбор детей в месте отправления 7:30 ч;
  • Доставка до места проведения экскурсии 7:30-9:00 чч.;
  • Проведение инструктажа по ТБ, получение СИЗ на предприятии, деление на группы (при необходимости) 9:00-10:00чч.;
  • Экскурсия в химико-аналитическую лабораторию (ХАЛ) 10:00 – 11:00чч.;
  • Переход в эколого-аналитическую лабораторию (ЭАЛ) 11:00 – 12:00чч.;
  • Обед в столовой предприятия (еду заказать заранее по количеству участников, обед платный) 12:00 – 13:30чч.;
  • Получение СИЗ, проведение на Очистные сооружения НПС «Юргамыш» 13:30-14:00чч.;
  • Экскурсия по очистным сооружениям 14:00 -15:00 чч.;
  • Сбор в актовом зале предприятия для проведения ярмарки вакансий (детальное знакомство с видами профессий биохимической направленности, подготовленной молодыми специалистами предприятия) 15:00 -16:00 чч.;
  • Отъезд обучающихся 16:00ч.
  1. Инструктаж по правилам ТБ во время экскурсии (0-2).
  • При выполнении работы нужно быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами, не отвлекать других;
  • На территории станции (во дворе, в здании, на подъездных путях) следует выполнять следующие правила:

-не ходить без необходимости по другим цехам предприятия;

-быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками электрокранов и водителями движущегося транспорта, выполнять их;

-не проходить в местах, не предназначенных для прохода;

-не прикасаться к электрооборудованию (ЭО), к клеммам и электрическим проводам, к арматуре общего освещения, не открывать дверцы электрошкафов;

-запрещена фото и видеосъемка;

На территории предприятия действуют следующие правила:

  • В случае получения травмы или даже просто недомогания, известить об этом сопровождающего и обратиться в медпункт.
  • Содержать в порядке рабочую одежду; застегивать или обхватывать широкой резинкой обшлага рукавов; аккуратно заправлять одежду;  убирать концы галстука, косынки или платка; надевать плотно облегающий головной убор и подбирать под него волосы;
  • Носить рабочую обувь. Запрещается работа в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках) из-за возможности ранения ног;
  • Содержать в порядке рабочее место и в исправности рабочий инструмент и приспособления, убирать все загромождающие и мешающие работе предметы. Инструмент, приспособления, необходимый материал и детали для работы должны быть расположены в удобном и безопасном для пользования порядке;
  • Обеспечить достаточное освещение рабочего места и убедиться, что свет не слепит глаза, что на переносных осветительных приборах есть защитная сетка и исправен шнур. Напряжение переносных электрических светильников не должно превышать 36 В, что необходимо проверить по надписям на щитках и токоприемниках;
  • Проверить исправность пола промышленного помещения, убедиться в отсутствии выбоин, скользких поверхностей, оголенных электропроводов и что все опасные места ограждены.
  1. Краткое содержание экскурсии (текст рассказа экскурсовода)

-Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательную экскурсию в лаборатории нефтеперекачивающей станции. Вам предстоит познакомиться с профессиями биолого-химического профиля, познакомиться с технической базой и проводимыми анализами в лаборатории, определить направления деятельности каждой профессии. Итак, отправляемся в путь.(Во время пути просмотр фильма в автобусе об учебных заведениях России с биолого-химическим уклоном: МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Уральский федеральный университет, Казанский федеральный университет, Российский университет дружбы народов, Томский государственный университет, Южный федеральный университет, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Тюменский государственный университет, Курганский государственный университет).

-Мы прибыли на предприятие, прежде чем отправиться на экскурсию, инженер по охране труда проведёт с вами инструктаж по ТБ, каждый получит защитную каску.

-Мы направляемся в химико-аналитическую и эколого-аналитическую лаборатории. В данных лабораториях можно встретить людей трёх профессий (заведующий лабораторией, инженер-химик, лаборант химического анализа), каждый из которых выполняет непосредственно определенные обязанности в лаборатории. Рабочий день в ХАЛ по сменам (12 часов), в ЭАЛ с 8:45 до 18:00, два выходных дня. Ежегодный отпуск 28 или 36 дней. В компании работники имеют социальный пакет (ДМС, доплата к отпуску, компенсация санаторно-курортного лечения и др.) Каждый работающий обязан находиться на рабочем месте в спецодежде, использовать СИЗ. Все без исключения проходят обучение по охране труда и электробезопасности. Познакомимся более подробно с данными профессиями из первых уст.

(рассказ о профессии работников лабораторий:

Заведующий лабораторией. Обязанности: контроль соблюдения критериев области заключения ОСИ. Обеспечение функционирования лаборатории в соответствии с требованиями нормативных документов; организация проведения химических анализов нефтепродуктов, определение состава и свойств нефтепродуктов; ведение технической документации, контроль за состоянием лабораторного оборудования и рабочих мест работников лаборатории, составление заявок на лабораторное оборудование, запасные части, расходные материалы. Требования к профессии: высшее образование - программы бакалавриата в области химической технологии или высшее образование и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области химической технологии.

Инженер-химик. Обязанности: осуществляет руководство лабораторией в соответствии с Положением о лаборатории, Политикой лаборатории в области качества, Руководством по качеству, Декларацией независимости, распределяет обязанности между работниками лаборатории. Требования: высшее образование - программы бакалавриата в области химической технологии или высшее образование и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области химической технологии.

Лаборант химического анализа: Обязанности: проводить работы по производственному эколого-аналитическому контролю, в том числе включая калибровку газоанализаторов, спектрофотометров, анализаторов; производить отбор проб атмосферного воздуха, промышленных выбросов и бытовых стоков, очищенных сточных вод, природных подземных и поверхностных вод, почвы; проводить анализы средней сложности по определению содержания веществ в объектах КХА в пределах области аккредитации лаборатории, оформление и расчет результатов анализа, обработку результатов химического анализа; проводитьхимико-аналитический контроль проб нефти и нефтепродукта. Требования: высшее, среднее или дополнительное профессиональное образование по профилю, соответствующему области аккредитации.

Включена беседа обучающихся с работниками лаборатории. Инженер показыват детям оборудование, проводит наглядно 1 или 2 анализа, разрешает попробовать детям).

-Данные профессии нужны и важны как нашему, так и соседним регионам. Потребность в химиках-аналитиках, экологах растёт с каждым днём. Сегодня вы можете получить данные профессии в ряде учебных заведений, которые были представлены в фильме, а также пройти курсы переподготовки внутри предприятия или самостоятельно.

-Сейчас мы направляемся на очистные сооружения. Управляет здесь оператор очистных сооружений, в обязанности которого входит обслуживание комплекса очистных сооружений мощностью до и свыше 5 тыс. куб. м. в сутки вручную и с помощью механизмов. Выполняет вспомогательные работы по обслуживанию оборудования комплекса очистных сооружений.

-Познакомимся более подробно с процессом очистки сточных вод. Процесс очистки начинается с механического очищения вод от крупных частиц. Механические ловушки используют для предварительного очищения стоков от нерастворимых загрязнений и применяют в комплексе с другими видами. Сама очистка осуществляется в несколько этапов.ьВ процессе отстаивания частицы, с удельным весом большим, чем у воды, оседают на дно, а с меньшим — поднимаются на поверхность. К легким можно отнести масла, нефть, жиры, смолы. Подобные примеси присутствуют в производственных стоках. Впоследствии происходит их удаление из очистных сооружений и отправка на обработку. Для отделения крупных загрязнений в виде бумаги, тряпок и пр. служат решетки. Для улавливания мелких частиц при механическом способе очищения воды используют тканевые, пористые или мелкозернистые фильтры. С этой же целью применяют микропроцеживатели, состоящие из барабана, снабженного сеткой. Смыв отделенных веществ в бункер-уловитель происходит под воздействием воды, которая подается через форсунки. Система очистки сточных вод, которая в процессе работы вместе с химикатами использует специальные микроорганизмы, бывает двух видов: первые осуществляют водоочистку в естественных условиях. Это водоемы, где необходима доочистка почвы. Для них характерна низкая эффективность, большая зависимость от условий климата и необходимо наличие больших площадей. Вторые функционируют в обстановке искусственной среды, где для микроорганизмов создаются благоприятные условия. Это заметно повышает качество очистки. Аэротенки. Продуктивная биомасса представляет собой активный ил. При помощи специальных механизмов он смешивается с доставленными стоками в единую массу. Биологические методы очистки сточных вод применяют тогда, когда имеются загрязнения органической природы. Больший эффект наблюдается при использовании аэробных бактерий. Но для обеспечения их жизнедеятельности требуется кислород. Поэтому при работе в искусственных условиях необходима закачка воздуха, что приводит к увеличению затрат. Применение анаэробных микроорганизмов снижает расходы, однако уступает по эффективности. Для увеличения качества фильтрации производят доочистку ранее переработанных стоков. Очистка сточных вод этим методом избавляет их от токсичных примесей, но одновременно происходит насыщение фосфором, азотом. Сброс такой воды нарушит экологическую систему водоема. Удаление азота осуществляется другими способами. Все химические методы очистки сточных вод основаны на добавлении реагентов, которые преобразуют растворенные вещества в состояние взвеси. После этого они удаляются без каких-либо трудностей. В качестве реактивов применяют: окислители (озон, хлор); щелочи (сода, известь); кислоты.

-Экскурсия по станции завершена, давайте пройдём в актовый зал, где нас ждут молодые специалисты предприятия (ребятам рассказывают об условиях и возможностях работы на предприятии, обучении, существующих вакансиях, мероприятиях проводимых в организации). Каждый из вас сейчас получит бумажное сердце, предлагаю вам выразить на нём свои эмоции от проведённого дня, написать пожелания и слова благодарности для специалистов организации.

-На этом наша экскурсия окончена, пройдёмте в автобус.

(В автобусе играем в игры «Я иду в поход и беру с собой…», «Ассоциации» и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...