Технология социального проектирования
статья

Кузовлева Татьяна Юрьевна

Применение проектных технологий .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_sotsialnogo_proekt.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология

социального проектирования»

Составитель:

Кузовлева Т.Ю., зам.директора по ВР


Новые интересы подростков – новые задачи для педагогов

Условия жизни и цивилизационные изменения формируют у современных подростков новые потребности, установки, ожидания  и интересы. Не случайно вне школы они демонстрируют независимость, инициативность, критичность воззрений, прагматизм, заинтересованность в раннем профессиональном самоопределении и начале карьеры.

Данные международных исследований показывают, что наша школа нe вырабатывает у детей и подростков опыта собственной, самостоятельной, творческой, инициативной деятельности, основанной на личностном интересе. И если у 7—10% подростков он всё же появляется, то часто без участия школы, вопреки стандартному обучению и воспитанию.

Наиболее адекватной требованиям современного обучения и воспитания, по оценкам многих экспертов,  является такая форма работы, как проектная деятельность. Особенности использования проектной технологии заключаются в том, что смысл обучения становится не столько в передаче детям опыта прошлого, сколько в расширении их собственного опыта, который обеспечит их личностный и общекультурный рост.

Сотрудничество педагога и детей в их творческом общении и взаимодействии становится универсальной формой обновления образовательного процесса.

Проектирование

Проект – это предметное представление идеи в виде конкретных образов, мысленных моделей.

Проектирование – процесс описания ограниченных во времени целенаправленных изменений системы (или ее отдельных элементов) с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и спецификой организации деятельности.

Проект – это оригинальная практико-ориентированная работа интерактивного, межпредметного и творческого содержания. В ней учащийся и педагог решают конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского и прикладного характера, наполняя работу открывающимся новым содержанием и практическим смыслом.

Проект – завершенная и завершающая форма творчески организованной самостоятельной работы учащегося, он хорошо зарекомендовал себя в тех случаях, когда надо действовать в ситуациях неопределенности, когда надо получить принципиально новую информацию, когда старое знание мешает, а опыт инновации еще мал.

Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания и умения и «втягивать» в проект значительно больший объем знаний и умений, чем те, что дает школа.

Организация проектной деятельности учащихся имеет не только образовательный и развивающий потенциал, ее можно эффективно использовать в целях воспитания гражданского самосознания школьников.

Проекты могут включать разнообразные акции и мероприятия в форме «круглых столов», дебатов или конференции, а также все направления социальной работы в местном сообществе.

Значение проектной деятельности

Применение проектных технологий способствует тому, что старшеклассники учатся

  • вырабатывать собственную жизненную позицию, мировоззрение,
  • стремятся гармонично взаимодействовать с окружающими людьми,
  • объективно оценивать свое поведение,
  • сопоставлять самооценку собственной деятельности, саморазвития.

При выполнении проектов учащиеся проявляют значительную самостоятельность, используют не только знания из различных областей наук, но и надпредметные умения - планировать свою деятельность, разделять задачу на этапы, определять пути поиска, накапливать, классифицировать и обрабатывать необходимую информацию, представлять результаты работы в публичном выступлении.

Педагогически грамотно организованная работа с учащимися над проектами позволяет успешно решать задачи их гражданского образования и воспитания: развитию гражданского сознания юношества, реалистичной жизненной позиции, самостоятельности и творческой созидательности, пробуждению инициативности, преодолению социального инфантилизма и отстраненности от действительности; формировать у учеников необходимые социальные навыки и ценнностные ориентации.

Классификация проектов

Среди разрабатываемых проектов можно выделить следующие разновидности:

  • прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
  • информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагают анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
  • ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
  • исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее не известным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
  • проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Варьируют и  формы  проектов:

  • групповые (2—4 или 6—7 чел., в зависимости от целей) или индивидуальные;
  • краткосрочные (один месяц), среднесрочные (три месяца) или долгосрочные (один учебный год);
  • относительно простые (связанных с решением несложных задач) или комплексные (включающих два и более субпроекта или предполагающих разные типы и формы творческой деятельности);
  • ориентированные на решение задач одной из сфер (производства, науки, искусства или социальной деятельности) или построенные на взаимодействии разных сфер.

Социальный проект

В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что будущее России, ее место и перспективы в современном мире в первую очередь зависят от того, будут ли ее жители патриотами и гражданами своей страны. Перед современной школой стоит сложная задача — воспитать молодежь, которая понимает и ценит демократические принципы и готова следовать им в своей жизни.

Необходимой предпосылкой становления собственной точки зрения старшеклассника является его участие в жизни общества. Активно включаясь в преобразовательные процессы, ученик сам изменяет свою внутреннюю природу, осознает свое место в системе общественных отношений, самоутверждается. Невозможно стать гражданином России, не осознав себя как жителя своей «малой Родины» — своего дома, своей улицы, своего района. Чтобы слова стали убеждениями человека, они должны быть прожиты в деятельности, соответствующей возрастным особенностям человека и его возможностям. Когда за словами человека видны его поступки, мы говорим об ответственности личности, о его позиции в жизни и наличии у него опыта гражданской деятельности.

Социальный проект -  это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

  • словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
  • графического изображения (чертежей, схем и т. д.);
  • числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Цель социального проектирования: 

  • привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;
  • включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

  • повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;
  • закрепление навыков «разумного социального» поведения в сообществе;
  • закрепление навыков командной работы;
  • совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.д.).

Тематика социальных проектов.

Типология социальных проектов разнообразна: строительные, оборонные, технологические, образовательные, научно-технические, экономические, космические, экологические.

Например, в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» было представлено большое разнообразие проектов :«Я – гражданин свободного общества», Демократическая республика школы № …»,  «Моя Конституция – мой выбор», «Гражданин», «Изумрудный остров», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Дом для дворняги», «Хочу стать счастливым!», «По ступеням страны Счастья»,  «Будущее России в руках ее граждан» и др.

Педагог – проектировщик воспитания

Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:

  • консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов;
  •  обеспечение учащихся и родителей правилами организации проектной деятельности детей; привлечение родителей к проектной деятельности их детей;
  • собственный, открытый для всех учёт проектной деятельности учеников;
  • участие (совместно с детьми и родителями) в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

Педагог является скорее не учителем, а провожатым, который помогает подросткам научиться ориентироваться и определять себя в сложном, многогранном мире.

ОСНОВНЫЕ   ТРЕБОВАНИЯ   К   ПРОЕКТУ

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) — это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко  определенным  этапам  на  основании  обозначенных,  измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

  • этапы и конкретные сроки их реализации;
  • четкие и измеряемые задачи;
  • конкретные и измеряемые результаты;
  • планы и графики выполнения работ;
  • конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
  1.  Целостность — общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату,
  2.  Последовательность  и  святость—логика построения частей, которые соотносятся  и обосновывают друг друга. Цели  и задачи напрямую вытекают из  поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность — доказательность того, что идея проекта, подход   к решению проблемы появились не случайным образом, а являются   следствием   работы   авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность авторов и персонала — адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеснособность — определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Основные разделы текста проекта

Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются формы заявок и информационных карт (паспортов и т. п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования заполняются строго в соответствии с указанными образцами.

Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.

Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.

Название проекта — должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

Организация-исполнитель — название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация; поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта, либо является учредителем исполнителя).

Руководители проекта — фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

География—территория, на которой будет проходить реализация, координаты участников.

Сроки выполнения — если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждой его стадии.

Учреждение/организация-исполнитель — указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, цели и задачи, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

Постановка проблемы (введение) — актуальность проекта определяется значимостью проекта, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штапмы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...»).

В этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.

Одной формулировки не достаточно, требуется аналитическое осмысление, проблемы необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.

Раздел «постановка проблемы» можно считать качественно прописанным, если он:

  • описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;
  • ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;
  • проблема  выглядит значимой для  вашей территории,  в целом для общества;
  • исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;
  • масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
  • проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками экспертов, ключевые научно-методические источники;
  • проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
  • нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов, интересно для чтения и кратко;
  • четко определен способ решения проблемы.

Цель проекта

Это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. При постановке цели вы внедряетесь в область ценностей и ценностных отношений. Формулировка цели должна быть увязана с выявленном проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требования к формулировке цели таковы:

— достижимость в рамках этого проекта;

  • безусловность, так  как  для  проектной деятельности  изучение возможных условии должно быть завершено до начала работ;
  • предусматривание итогового результата проекта;
  • соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

Определение цели — важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, что именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.

Задачи проекта

В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.

Задача — это частная цель или мини-цель.. Это конкретизация обшей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий, наконец «успех, счастье, удача».

Задача в проекте — это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ. specific, measurable, area-specific, realistis, time-bound: конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени).

Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям:

  • описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
  • цель является общим  итогом  проекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;
  • из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
  • по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
  • цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
  • постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
  • язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Проектная технология используется не только как средство управления, но и как педагогическая технология в работе с детьми.

Методика работы над проектом представляет восемь стадий.

1 стадия. Подготовка детей к работе над проектом

Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений детей, необходимых для социально значимой деятельности, их представлений о современном этапе развития общества, знаний ситуации и перспектив развития своего города, района, области. В частности, акцентируется внимание на проблемах детского центра (лагеря), школы.

Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления детей о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях администрации лагеря; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).

Как показывает практика, в проекте достигаются лучшие результаты, когда над ними работает весь отряд, лагерь. Возраст участников может колебаться от 11 до 16 лет.

В этой непростой для детей деятельности им могут оказать помощь и взрослые (родители, вожатые, воспитатели), которые могут поделиться жизненным опытом, подсказать источники информации по проблеме.

Однако, взрослые добровольцы не должны писать за них письма, разговаривать от их имени, готовить за них материалы и иллюстрации по существу проекта. Педагог выступает в роли консультанта или арбитра при выборе детьми альтернативных решений.

Данный проект помогает детям понять, что в их возрасте уже можно что-либо изменить, если не в мире, то в своем дворе, школе, микрорайоне, селе, лагере... Эта программа действий расширяет знания учеников о сложностях и взаимосвязях окружающей действительности, развивает их навыки, углубляет осознание того, как важно в обществе их участие, выполнение гражданского долга. Девизом проектной деятельности могут служить слова: «Помогая окружающим, вы помогаете, прежде всего, себе!»

2  стадия. Выбор проблемы

Здесь детям предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для школы (лагеря) и требуют своего решения.

Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут актуальные проблемы лагеря, и ребята, перебирая каждый из них, обсуждают их, осознавая сложность окружающего мира.

На этой стадии можно также организовать игру — «ящик предложений». Это может быть коробка, возле которой лежат листки бумаги и ручки, для того, чтобы каждый из участников в любой удобный момент мог написать и положить в ящик свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет сказать всем. Затем в школе или лагере можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.

После обсуждения спектра проблем, характерных для конкретной местности, можно разделить детей на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргументы относительно проблемы по предлагаемой матрице:

Форма выявления и анализа проблемы

Фамилия членов группы        ,______________

Дата        

Проблема_____________________________________________________        

Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей школы (лагеря)? Почему? ______________________

Кто ответственен за ее решение?_____________________        

Осуществляется ли какая-то деятельность по решению назревшей проблемы? ______________________________________________

Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:

какова ее эффективность?______________________________________

каковы ее недостатки?__________________________________________

Каким образом ее можно совершенствовать?________________________

Какие мнения имеются об этой деятельности у руководства школы (лагеря)? ________________________________________________________

Где можно получить информацию по данной проблеме? ________________

Имеются ли какие-либо еще важные проблемы школы, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы? ___________________

После проведения этой работы группа обсуждает ответы и агрументы с коллективом ребят. В целях соотнесения своих представлений возможно проведение социологического исследования среди отдыхающих.

Можно провести также интервью с педагогами, обслуживающим персоналом, др., чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах и как они относятся к ним.

При выборе проблемы можно также использовать и другие приемы, например, экскурсию ребят по своему лагерю или близлежащей местности с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.

При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:

  • посильность задачи для команды детей;
  • ее соответствие возрасту и возможностям ребят;
  • сумма затрат на реализацию проекта;
  • ожидаемые результаты.

В ходе активного выбора проблемы дети дискутируют, оценивают предложения:

Почему данная проблема приобрела особую актуальность?

Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?

Что можно узнать об этой проблеме из СМИ?

Можно ли ее решить посредством своих сил?

Как можно решить проблемы, изменив уже существующие в школе (лагере) программы?

Успешность работы на этой дистанции во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность детей в оптимальном для решения данной задачи направлении.

Необходимо, чтобы дети взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой реально на конкретной территории, в конкретном лагере, большинством голосов детьми выбирается наиболее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом.

3 стадия. Сбор информации

После того, как группа (отряд) выбрала проблему для изучения, встает задача собрать исчерпывающую информацию. В рамках этой деятельности детям предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить отряд на исследовательские группы.

Одна группа может провести социологические исследования по поводу точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для лагеря. Другая занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее (работают в библиотеке).

Еще одна группа ребят входит во взаимодействие с администрацией школы (лагеря) для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.

Итогом работы должна стать всеобъемлющая, доступная детям информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.

Примерный перечень источников информации:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, другие источники),
  • библиотеки (книги, брошюры),
  • педагоги (учителя, вожатые, воспитатели, педагоги дополнительного образования),
  • административные органы ООУ,
  • представители учредителей ООУ (профсоюзные комитеты, фонды социального страхования, др.).

Некоторые рекомендации по сбору документальной информации

Работа с источником информации требует особой подготовки и корректности. В силу того, что сотрудники школы (лагеря), его администрация очень занятые люди, задание поговорить с конкретным лицом должен получить только один ребенок. Важно, чтобы он сумел грамотно и четко представиться, внимательно выслушать собеседника и затем подробно записать представленные сведения по проблеме.

Для выполнения этого задания можно использовать следующую документальную форму:

Информация из писем и интервью

__________________________________________________

(Фамилия члена исследовательской группы)

Дата________________________________________

Исследуемая проблема _________________________________________

1 .Источник информации:

Ф., И., О., должность _____________________________________________

Наименование организации ________________________________________

Получение информации по проблеме: _______________________________

После письменного или личного обращения к конкретному лицу попросите его ответить на следующие вопросы:

а) насколько важна эта проблема в школе (лагере)? __________________

б) насколько она значима в масштабе района, области или страны? ______

в) почему эта проблема должна рассматриваться администрацией школы (лагеря)? _________________________________________________

г) должен ли кто-либо еще нести ответственность за решение этой проблемы? Почему?_______________________________________________

д) какие разногласия по этой проблеме или способам ее решения существуют в нашей школе (лагере)?_______________________________

е) какие слои населения, группы или организации выражают интерес к данной проблеме? ________________________________________________

ж) как они пытаются решить эту проблему? ______________________

Обращаясь с письмом в организацию или к конкретным лицам с просьбой дать необходимую информацию, следует внятно истолковать интересующую ребят проблему.

Если же предполагается личная встреча с ответственным лицом или обращение к нему по телефону, то ребята могут использовать следующую форму:

Представление себя

Меня зовут (ваша фамилия, имя)        

Я из ______класса        школы.

Мы исследуем проблемы, которые существуют в нашей школе (лагере). Как они решаются администрацией? ___________________________________

Как ребята или педагоги школы могут повлиять на их решение? _____

Проблема, которую изучает наша группа __________________________

(коротко опишите проблему)

Я ответственный за сбор информации по проблеме, которую мы затем будем обсуждать в группе.

Могу ли я Вам задать несколько вопросов сейчас или лучше перезвонить (встретиться) в следующий раз?

С кем бы я еще мог поговорить по этой проблеме? __________________

Имеется ли у Вас какая-либо письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы дать нам? ____________________________________________

После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать в классе (отряде) редакционную группу, которая бы осуществила первичную обработку всего массива данных по проблеме.

4  с т а д и я. Разработка собственного варианта решения проблемы

Главной задачей этого этапа деятельности является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

При участии педагога ребята компонуют материалы по разделам:

  • актуальность и важность данной проблемы для школы (лагеря);
  • информация о различных подходах к решению данной проблемы;
  • программа действий, которую избрал класс (отряд);
  • разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования позитивного решения администрацией лагеря.

Это трудоемкий этап работы, потому что ребята должны не только формализировать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с мертвой точки нерешенную пока проблему.

На эгой стадии ребята дают администрации школы (лагеря) свою версию, свой проект преодоления трудной проблемы.

При разработке собственного варианта реализации проблемы приемлема методика в обсуждениях:

П о д ходы

Стратегический

Тактический

1. Выбор наиболее приемлемой стратегии, метода реализации проекта

2. Aнализ проекта с позиций (тест на реальность):

а) эффективности,

б)посилыюсти,

в) общ. приемлемости,

г) законности

Выбор тактики позитивной:

1. «Мозговой штурм»: составления конкретного перечня приемов, шагов, соотносимых со стратегией решения проблемы.

2. Обсуждени е приемов, шагов, выбор наиболее приемлемых.

3. Структурирование, составление плана действий на основе планируемого круга мероприятий

План действий команды можно проиллюстрировать конкретным примером разработки учащимися акции «Дети против наркотиков»:

Акция «Дети против наркотиков»

ЧТО ДЕЛАЕМ?

-блиц-сценарий для выступления в клубах, дискотеках, в ближайших селах;

  • распространение листовок;
  • общелагерный форум «Молодежь и наркотики»;
  • организация видео-клуба в лагере;
  • конкурс плакатов;
  • посещение наркологического диспансера

КУДА ОБРАЩАЕМСЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ?

  • в районный отдел милиции;
  • в средства массовой информации;
  • отдел по делам молодежи (через педагогов);
  • в наркологический диспансер

5 стадия. Реализация плана действий

Данная стадия предполагает, что дети сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения животрепещущей проблемы.

В этих целях возможны самые различные акции детей. Они могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие путем проведения трудовых акций, сбора средств, организацию фестивалей и др.

Практика реализации проектов дает немало примеров, когда учащиеся стали инициаторами и проводниками целого ряда интересных дел.

Дети, разрабатывая разнообразные проекты, одновременно являются непосредственными участниками становления и развития ООУ, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие качества.

6  стадия. Подготовка к защите проекта

Для того, чтобы компетентно оценить качество подготовленных проектов следует по определенной логике и требованиям подготовить их.

Весь собранный материал надо сгруппировать в портфель класса (отряда). Он состоит из двух разделов: демонстрационного и документального, каждый из которых является воплощением деятельности четырех творческих групп отряда.

Демонстрационный раздел. Например, он состоит из четырех стендов из ватмана, наклеенного на картон, или планшетов размером 80 х 100 см. Стенды нужно сделать так, чтобы их можно было поставить на стол или повесить на стену.

Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.

В это время тщательно готовится папка документов (портфолио), в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.

1        раздел — отражает материалы, демонстрирующие аргументы в выборе проблемы проекта;

2        раздел  — используя наиболее яркие информационные материалы, демонстрирует имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, которые могут использоваться;

  1. раздел — поясняет специфику программы действий, разработанную группой;
  2. раздел — представляет реализацию плана действий детей по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры.

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 4-5 человек, которые, используя материалы стендов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы представят свой взгляд на злободневную проблему.

Проводится отбор материала для прослушивания, организуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабатываются сценарии выступления детей, их умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.

7  с т а д и я. Презентация проекта

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где ребята представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.

Данная часть работы может быть организована в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. Сюда могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители правоохранительных и законодательных органов, общественности.

На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов (портфолио), так и устное выступление команды.

Для более объективной оценки важно выделить наиболее существенные критерии:

Убедительность:

  • Пакет документов действительно убеждает, что выбранная ребятами проблема актуальна?
  • Напрямую ли предполагаемая программа связана с решением насущной проблемы?
  • Объясняется ли в предложенном портфолио, почему общественность может поддержать этот проект?

Практичность:

  • Насколько предлагаемая программа реалистична?
  • Реальны ли мероприятия ребят по выполнению программы?

Координация:

—Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию?

—Как документы портфолио подтверждают логику материалов стендов для показа?

Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний детей, их коммуникативных свойств, способности аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы.

8  с та д и я. Рефлексия

Главная цель этого этапа — анализ самими детьми стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.

При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников выявляются слабые стороны проекта.

Конкретный социальный проект «Лего-зал» представлен в Приложении № 1.


Приложение № 1

ПРОЕКТ «ЛЕГО-ЗАЛ»

Номинация «Живая планета»

Название организации-заявителя: детско-юношеская организация «Солнечная республика» Никитинской средней школы.

Адрес, телефон: 607910, Нижегородская область, Починковскнй район, с. Починки, школа, Детская организация «Солнечная республика», телефон ,(297)33-6-25.

 Авторы проекта: Крылова Елена, ученица 9-го класса; Миграгимов Дмитрий, ученик 9-го класса; Баронова Олеся, ученица 10-го класса; Полячкова Ольга, ученица 10-го класса.

Руководитель организации-заявителя: старший вожатый Пронин Владимир Анатольевич.

Директор школы: Чеченков Сергей Юрьевич.

Руководитель проекта: старший вожатый Пронин Владимир Анатольевич.

Аннотация проекта

В Никитинской средней школе с 1992 года действует детско-юношеская организация «Солнечная республика». На счету у организации много важных дел, значимых на разных уровнях — школьных, сельских, районных. Одним из этих дел является важное дело всех учеников — конструирование актового зала.

Проект «Лего-зал» — результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности детей предлагать варианты решений и решать недетские проблемы.

Идея «Лего-зала» является примером нестандартного мышления. И там, где взрослые заходят в тупик при поиске решений, предложения детей являются единственным выходом из создавшейся ситуации.

«Лего-зал» означает легко и быстро собираемый (4 человека за 20 минут) и также разбираемый, актовый зал в общешкольном коридоре. В комплект оборудования зала входят 7 скамеек, сцена, занавес, трибуна, цветомузыка.

Самым главным является то, что все оборудование делается руками детей из старой списанной школьной мебели и пиломатериала, выделенного сельской администрацией.

В оборудовании «Лего-зала» приняли участие все члены организации «Солнечная республика».

Цель проекта

Оборудование в школе разборного актового зала.

Задачи проекта

  1. Решить проблему организации классных и общешкольных мероприятий.
  2. Сформировать у детей умения и навыки, необходимые для участия в общественной жизни.
  3. Укрепить сотрудничество детей и руководителей организации села.
  4. Вовлечь родителей в жизнь школы.
  5. Создать положительную позицию у детей и подростков в вопросах решения социальных проблем.
  6. Популяризовать гражданскую позицию участников проекта через стенную газету и районные средства массовой информации.

Ожидаемые  результаты

Реализация идеи «Лего-зала» приведет не просто к решению проблемы организации классных и общешкольных мероприятий, она объединит детей разных возрастов одной целью.

Работа над общим делом позволяет участвовать детям с разными способностями, поэтому ожидается вовлечение всей детской организации.

Самый ценный ожидаемый результат этого проекта — уверенность детей в своих силах.

Ведь то, что они предложили («Лего-зал») нашло поддержку и понимание со стороны взрослых — это значит, что дети сами являются хозяевами жизни, и от них зависит, в каком мире им жить.

В ходе работы над проектом  учащиеся учатся:

  • общаться с должностными лицами;
  • делать скамейки;
  • красить;
  • шить;
  • монтажу электрооборудования;
  • устанавливать музыкальное оборудование;
  • дисциплине;
  • уважительному отношению друг к другу;
  • рассчитывать стоимость проекта.

Предполагается заработать своими силами 600 рублей.

Выбор проблемы

Поиск проблем особого труда не составил. На очередном заседании совета «Солнечная республика» методом «мозгового штурма» были определены  проблемы, которые требуют оперативного решения.

 При этом учитывались следующие факторы:

  • острая необходимость;
  • время года;
  • возможность решения проблемы собствеными силами.

Исходя из выше изложенного, определился круг задач по благоустройству школы:

  • озеленение классных комнат;
  • озеленение коридоров школы;
  • благоустройство мест для отдыха;
  • оборудование помещения под актовый зал.

Совет решил вынести предложения на обсуждение всей детской организации с целью привлечь каждого к личному участию.

Для этого были проведены классные часы по освещению данных проблем. С помощью общешкольного голосования «Почтовый ящик» выявлено мнение 108 «жителей» «Солнечной республики».

Исходя из итогов опроса, определили для реализации проекта наиглавнейшую в данный момент проблему – отсутствие в школе актового зала.

В школе обучается 124 человека и решение такой проблемы в наших условиях вполне реально.

Сбор информации

Необходимость в актовом зале остро стоит со дня открытия учебного заведения.

После определения проблемы начался сбор информации и ее анализ. На этом этапе совет проводил опрос учителей и учеников по поводу их точки зрения на решение этой проблемы.

Обсуждались вопросы:

  • Нуждается ли школа в актовом зале?
  • Готовы ли вы внести свой вклад в создание актового зала?
  • Ваш вариант решения проблемы.

В ходе сбора информации выяснилось, что отсутствие актового зала действительно приносит массу неудобств, особенно при проведении различного рода общешкольных мероприятий, когда приходится занимать спортивный зал или классные кабинеты, что не всегда удобно.

В ходе беседы с администрацией школы выяснилось, что такая проблема действительно есть, но ранее такой идеи решения не было, и действий, соответственно, никаких не предпринималось. А идея наша заключается в том, что в условиях нашей школы зал можно разместить в помещении коридора первого этажа. Ну, а если в коридоре, следовательно, зал должен быть сборно-разборным, чтобы никому не мешать и не нарушать правил безопасности в школе, так и возникла идея создания «Лего-зала».

Пассивный

(использование имеющихся в наличии помещений)

Способы решения

Активный

(создание специального помещения)

Использование

спортивного зала

Использование

классных комнат

актовый зал

Для выявления интересных идей реализации задуманного проекта среди учащихся 1-8-х классов было решено провести конкурс рисунков по данной тематике.

Недостатки эксплуатации спортивного зала в качестве актового:

  • сложность декорирования в силу большой площади и объема;
  • возможность размещения мест для зрителей;
  • отсутствие сцены;
  • отсутствие гримерной комнаты;
  • низкие акустические возможности.

Достоинства актового зала, расположенного в коридоре первого этажа школы:

  • быстрота и легкость при установке и разборке актового зала (монтаж производится группой составом из четырех человек в течение 20-30 минут);
  • достаточный объем места для проведения общешкольных мероприятий;
  • вариативность использования актового зала;
  • использование закулисного помещения в качестве гримерной комнаты;
  • возможность использования светотехнического оборудования в светлое время суток;
  • хорошее распространение звука без использования дополнительного оборудования.

Для оборудования актового зала необходимы: сцена, скамейки, занавес, электропроводка, трибуна.

План действия команды можно проиллюстрировать схемой:

Что делаем

Проект «Лего-зал»

Куда обращаемся

Конкурс рисунков

Сбор макулатуры

Сбор рябины Изготовление поделок для продажи

Проведение платных дискотек

Формирование рабочих групп

Сбор средств для покупки материала

Изготовление сцены, скамеек, покраска

Монтаж электрооборудования, приспособлений для вывешивания занавеса

Пошив занавесей

Распространение обращений

Общешкольное голосование

Классные часы

Сбор информации по проблеме

Сценарий праздничного концерта

Администрация школы

Сельский совет СПК им. Кирова

Управление образования

Частные предприниматели

Родители

Учителя

Учащиеся

Средства массовой информации

Создание проекта «Лего-зала» в нашей школе — это замечательный пример сотрудничества детей, учителей, родителей, властных и общественных структур. Совместный труд сплачивает коллектив, развивает творческую активность детей, развивает умение убеждать товарищей в правоте своего мнения, позволяет чувствовать уверенность в t своих силах, является прекрасным опытом постижения жизни. Работа над проектом помогает на практике проявить и применить свои знания, полученные на уроках.

Пусть этот проект является небольшим вкладом в благоустройство школы, но самое главное — ребята стали принимать активное участие в общественной жизни, почувствовали себя подлинными гражданами, способными самостоятельно решать проблемы, окружающие нас.

Творческий успех задуманного при поддержке администрации, обязательно подтолкнет детей к реализации идей и охватит большее количество участников. Большая часть работы в этом проекте лежала на плечах старшеклассников. Но они скоро покинут стены школы, а этот актовый зал останется хорошим наглядным примером для молодой подрастающей смены.

Развитие проекта (дополнение)

С. целью усовершенствования актового зала мы разработали следующий перечень мероприятий:

  1. Углубить сцену на 80-100 см с помощью дополнительных модулей аналогичной конструкции (идея «Лего-зала»).
  2. Заменить входную ширму каркасной перегородкой с двухстворчатыми дверями, учитывая при этом требования правил пожарной безопасности.
  3. Смонтировать тыловые громкоговорители для объемности звучания.
  4. Расширить светотехнические возможности зала.
  5.  Приподнять на 5-10 см последние три ряда скамеек для улучшения видимости.

Реализация вышеизложенного будет проводиться по мере поступления финансов  на внеубюджетный счет ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ  О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...

Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...

Выступление на заседании ШМО классных руководителей "Новые воспитательные технологии. Технология социального проектирования"

Материал содержит теоретическую и практическую основы технологии социального пректирования как новой воспитательной технологии....

конспект урока с использованием технологии социального проектирования "Учимся создавать свой бизнес"

конспект урока, где на примере защиты проектов учащихся можно проследить тенденцию успешного внедрения технологии социального проектирования в 7 классе на уроках обществознания....

конспекты уроков обществознания с применением технологии социального проектирования

В данном материале рассматривается применение технологии социального проектирования на уроках обществознания...

Мастер-класс "Использование технологии социального проектирования"

Познакомить участников мастер-класса основам социального проектирования через практическое создание социального проекта в условиях ограниченного времени и информационного обеспечения....

Рабочая программа «Технология социального проектирования» 11 класс

Социальное проектирование является одним из множества видов деятельности подростка. В ходе учебной деятельности обучающихся социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную основу, как ...