Личностно-ориентированные упражнения
консультация

Князева Наталья Анатольевна

Телесно-ориентированная психотерапия - это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека.Телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детьми. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности. Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если Ваш ребенок склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon telesno-orientirovannye_uprazhneniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Налаживание взаимоотношений»

Цель: Возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт.

Упражнение выполняется в парах. Звучит спокойная музыка. Все садятся на ковер (ребенок и его родитель сидят спиной друг к другу), закрывают глаза и чувствуют друг друга. Мама (папа) – большая, надежная, теплая, сильная. Дети – беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» – и так по очереди сколько захочется.

В конце упражнения дать возможность родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить).

Упражнение «Волшебное Я»

Педагог спрашивает детей о том, в кого бы они хотели превратиться, если бы у них был выбор (из животных, птиц, цветов, деревьев, предметов, уроков и т.д.)

Педагог говорит: «Сегодня я вам предлагаю путешествие в волшебный лес. Сейчас вы закроете глаза, откроете, и мы все перенесемся в него. Каково вам в лесу? Теперь, для того чтобы обрести сторонников и друзей, мы должны познакомиться со всеми обитателями. Так, для того чтобы познакомиться с птицами, мы должны сами превратиться в птиц». (Дети изображают птиц). Так по очереди дети превращаются в разных обитателей леса, включая грибы и растения. Потом детям предлагается нарисовать себя в виде любого растения. Дети рисуют под музыку. После этого рисунки обсуждаются.


Игра «Пантомима»

Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-либо действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).

Упражнение «Крокодил»

Играющие разбиваются на две команды. Одна из команд (загадывающая) совещается и загадывает слово или словосочетание (обычно не больше двух слов).

Например:

  • лопух
  • заварушка
  • песочное тесто
  • роковая женщина

Затем из противоположной (отгадывающей) команды выбирается «жертва», которой строго по секрету сообщается заветное слово.

Задача «жертвы» не используя предметов и слов показать своей команде то, что было загадано. Команда, соответственно, должна отгадать, что было показано и загадано.

Разрешается использовать определенные знаки:

  • число слов или частей слова – показать на пальцах;
  • ребром ладони разрубить воздух – слово состоит из частей;
  • перекрещенные руки – «не то»;
  • потереть ладони друг о друга – «близко, еще версию».

Тур длится до полного отгадывания или отгадывающая команда сдается. После этого команды меняются местами.

Загадывающей команде не возбраняется выдвигать шутливые предложения на то, что показывает «жертва».

Упражнение «Подъем на гору»

Ты видишь себя в долине. Неподалеку от тебя высится большая гора, ее вид вызывает у тебя чувство приятности, приподнятости... Ты чувствуешь, что тебе необходимо подняться на эту гору...

Ты подходишь к началу крутой тропы, ведущей вверх, и начинаешь медленно подниматься по ней...

Ты идешь медленно и впитываешь все, что видят глаза: склон, камни, деревья, кустарники...

Постепенно ты начинаешь ощущать, как накапливается усталость в мышцах тела, особенно в мышцах ног, но по прежнему продолжаешь подниматься...

Тропа заканчивается, перед тобой только вершина и каменный склон, по которому можно добраться до нее...

Ты продолжаешь подниматься, карабкаться по камням. Склон становиться все круче и круче, и тебе постоянно приходится помогать себе руками...

Ты продолжаешь подниматься, воздух становиться более прохладным и разряженным... Ты поднялся уже очень высоко, до уровня облаков: они уже окружили тебя, и ты не видишь ничего, кроме обволакивающей белой дымке...

Путь все труднее, ты медленно и осторожно поднимаешься, хватаясь руками за камни... Дыхание становиться более часты...

Облака рассеиваются, ты поднялся уже очень высоко, воздух становится еще холоднее... Однако ты чувствуешь себя хорошо...

Ты поднялся на вершину, тебя охватывает чувство радости и необычайного подъема. Ты осматриваешься вокруг, смотришь вниз и видишь долину, из которой начинался твой путь... Тебя охватывает чувство радости и гордости, ощущение успешно пройденного пути и удовлетворение того, что ты достиг намеченной цели. Запомни эти ощущения...

Теперь медленно и спокойно спускайся. Спуск проходит быстро и гладко, и вот уже ты стоишь внизу, по-прежнему сохраняя чувство радости и достижения цели и ощущение победы над собой и обстоятельствами. Запомни эти чувства...

Упражнение «Росток»

Цель: упражнение на расслабление.

Возраст: младший школьный.

Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.

Учитель. Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:

  • «один» – медленно выпрямляются ноги;
  • «два» – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»;
  • «три» – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам);
  • «четыре» – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;
  • «пять» – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.

Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность «роста» до 10-20 стадий. После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись – сломались». 

Упражнение «Поза покоя»

Цель: упражнение на расслабление.

Возраст: младший школьный.

Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Упражнение «Дорога моей жизни»

Цель: анализ и самоанализ собственных ощущений, эмоций и чувств. Рефлексия жизненного опыта каждого участника группы.

Материалы: музыкальное сопровождение.

Время: 5-10 мин.

Процедура: участники группы создают круг. По очереди изображают через пантомиму процесс дорогу своей жизни, отражая сопровождающие чувства. В обратной связи члены круга озвучивают чувства, которые изображал протагонист, и анализируют собственные ощущения. Протагонист рефлексирует содержание, вложенное в пантомиму. В роли протагониста выступают все участники группы.

Вопросы для обсуждения (обратной связи):

  1. «Насколько Вы смогли прочувствовать внутренний мир человека, выполняющего упражнение?»,
  2. «Что вы при этом чувствовали?»,
  3. «Удалось ли вам выполнить задание»,
  4. «Были ли у кого-то похожие „дороги?“»,
  5. «Возникали препятствия в ходе упражнения?»

Игра «Колпак»

Слова этой игры заранее разучиваются с детьми. Во время проведения игры слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с детьми.

Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если он не треугольный,
То это не мой колпак.

  • Колпак – руки ставятся конусом над головой
  • Мой – правая рука кладется на грудь
  • Треугольный – указательными и большими пальцами рук показывается треугольник
  • Он – рукой указывают вперед
  • Не – машут правой рукой перед собой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения

Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...

Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»

I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве.                1.Науч...