Секреты мотивации (из опыта работы)
учебно-методический материал

Ульянова Мария Борисовна

Секреты мотивации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_motivatsii.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Секреты мотивации

(из опыта работы)

Мотивация очень важна в урочной деятельности, так как  побуждает учеников к работе.

 1) Чтобы замотивировать  детей, особенно слабоуспевающих,  уделяю внимание их рассадке в классе. Чаще всего они сидят  за первыми партами, на расстоянии вытянутой руки.

2) Во время самостоятельной работы обязательно подхожу к ученикам, подбадриваю, комментирую дальнейшие шаги.

3) Ученики все разные, поэтому учитываю то, что каждый из них должен работать  наравне с другими. Для этого вопросы задаю для всех, иногда спрашиваю именно тех, кто не поднял руки для ответа.

4) Часто использую подводящий диалог к раскрытию темы, задания. Приём «Холодный обзвон»  использую, но не всегда. Поэтому планирую систематически использовать данный приём на  уроке.

5) Для мотивации учеников необходимо ввести в этап урока приём «Вопрос-ответ». Частично я использую его, но планирую организовать работу так, чтобы шло чередование ответов: один - хором.

6) Есть дети, которые часто молчат, не отвечают, поэтому организую письменные задания ( все дети записывают ответ, затем устно отвечают). Это повышает ответственность за его собственные мысли.

7) В классе чаще всего одни ученики отвечают раньше, другие позже, поэтому важно использовать приём «Время ожидания»  ( определить время подготовки или спрашивать только тогда, когда, например,  все руки в классе будут подняты)

 8) Считаю, что ученик, давший неправильный ответ, должен или сам дать его, или повторить за другим учеником, или с помощью диалога  наталкивать его  на ответ.

 9) Нужно чётко оговаривать способ ответа ( с места, у доски, письменно, устно проговорить…) Для мотивации можно задавать разные способы подготовки ответа.

 10) Если работа парная или групповая, то важно определить чёткие роли ( кто точно будет отвечать, кто рисовать кластер, кто  инсценировать роль героя…).

На уроках  (особенно  на уроках русского языка), чтобы получить обратную связь от ученика, использую при отработке правил пошаговые действия: с чего начнёте, что будете дальше делать…Считаю нужным проговаривание способа достижения планируемого результата. Результативно работает на уроке для получения обратной связи приём «Холодный обзвон», использую чаще всего в начале урока. При проверке понимания темы вначале отвечают слабоуспевающие, затем среднеуспевающие, а уже потом с повышенным уровнем обученности. В своей практике применяю приём наблюдения за работой учеников на уроке ( перемещение по классу, проверка задания в тетради…) Этим я получаю обратную связь, так как ученики думают, что они небезразличны для учителя.

Если ученик не справился с заданиями по теме, то этот материал обязательно включаю в последующие уроки на этапе повторения; индивидуально работаю с детьми. Чтобы обратная связь была, планирую урок с учётом затруднений с предыдущего урока, то есть последующий урок связываю с предыдущим через вопросы, схемы, кластеры. Для того, чтобы дети, усвоившие тему, продолжали работу по выполнению заданий повышенной сложности, а у учителя была возможность работать со слабоуспевающими, планирую (после просмотра данной лекции)  вводить в уроки рейтинговую карту (разноуровневые задания), содержащую три уровня заданий: 1) базовый (для всех); 2) повышенный ; 3) высокий ( дополнительные баллы).  

Для поддержания обратной связи с учеником необходимо использовать невербальные средства (улыбка, кивок головы…). Если ребёнок справился с заданием хотя бы немного, то похвала должна быть здесь и сейчас. Не надо оставлять это на потом. Хвалить нужно слабоуспевающих так же,  как  и остальных учеников. Для этого необходимо в каких-то случаях планировать и намеренную похвалу, чтобы замотивировать ученика на успех. Например, если ребёнок получил не «2», а «3», нужно описать действия похвалы, причины, спросить, понял ли он, за что такая оценка, как это отразиться на освоении других тем?

Следует учитывать житейский опыт ученика (чем он интересуется). При разработке заданий желательно опираться на личный опыт, на связь с реальностью. Например, при изучении темы «Профессионализмы» я использую этот приём. Дети получают задания побеседовать с родителями  и узнать,  какие профессиональные слова они используют.

Следовательно, так можно организовать индивидуальную помощь и позитивную обратную связь на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"

Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

Методическая работа: «Повышение мотивации учебной деятельности на уроках истории» (из опыта работы)

 Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» нужно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному тру...

Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ. ( из опыта работы )

Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ....