УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ:«Совершенствование функциональной грамотности по русскому языку при подготовке школьников к итоговой аттестации»
проект

ПРОЕКТ
«Слушание как элемент речевого общения. Обучение рефлексивному слушанию при написании сжатого изложения»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ: «Совершенствование функциональной грамотности по русскому языку при подготовке школьников к итоговой аттестации» ПРОЕКТ «Слушание как элемент речевого общения. Обучение рефлексивному слушанию при написании сжатого изложения» Слушатель : Попова Галина Юрьевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Егорьевск Московской области

Слайд 2

Введение Природа устроила нам только один рот, или уста, а уши нам даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить, сему и древние своих детей обучали «Юности честное зерцало…»

Слайд 4

Действительно, умение слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить. 25 % всей информации об окружающем мире человек получает в устной форме. Умение слушать – одно из самых сложных коммуникативных умений.

Слайд 5

Слушание – это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи. В основе слушания лежит активный мыслительный процесс: слушающий одновременно воспринимает звучащий текст и производит смысловую обработку. Результатом смысловой обработки воспринятого текста является понимание услышанного.

Слайд 6

В школьной практике часто мы, учителя, сталкиваемся с проблемой обучения учащихся рефлексивному слушанию при подготовке к написанию изложения разных жанров. Рефлексивное слушание состоит в установлении обратной связи слушателя с говорящим. Изложение – вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. В практике подготовки учащихся к экзамену в течение всего периода обучения его в школе должны присутствовать разные тексты, разные изложения и, разумеется, разные виды работы. Понять воспринятый на слух текст – это значит установить и раскрыть связи и отношения между фактами, явлениями, событиями, о которых идёт речь в художественном исходном тексте.

Слайд 7

Этапы рефлексивного слушания Побудительно-мотивационный: осознание мотивов, целей и задач предстоящей работы. Ориентировочный: учащиеся ориентируются в ситуации общения, мысленно намечает программу реализации осознанного коммуникативного факта. Аналитико-синтетический: сам процесс слушания, т.е. восприятия текста, его осмысления, понимания. Происходит анализ текста: установление смысловых связей и отношений между звеньями текста, установление ассоциативных связей . Контрольный (исполнительный): этап корректирования услышанного, оформление результатов цели слушания.

Слайд 8

Этапы усвоения исходного текста восприятие; запоминание; сохранение информации; воспроизведение.

Слайд 9

Этап воспроизведения информации

Слайд 10

Очень большое значение для восприятия и запоминания исходного текста имеет внимание!

Слайд 11

Факторы, снижающие внимание, нарушающие процесс рефлексивного слушания: Когда ученика переполняют чувства. Когда у учащегося плохое самочувствие. Когда торопят или отвлекают.

Слайд 12

Умение слушать и понимать – важный фактор успеха!

Слайд 13

Рекомендации психологов Относитесь к восприятию следующим образом: у нас два уха и один рот, используйте их в заданном природой соотношении. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно. Отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или жестах. Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного слушания. 5. Для концентрации внимания мысленно повторяйте услышанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа учебного курса подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку

Данная программа поможет правильно спланировать этапы подготовки е итоговой аттестации учащихся в 9 классе...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ МАЛОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Статья посвящена актуальной теме – подготовке учеников к написанию письменной работы (сочинения) на выпускном экзамене в  8- 9  классах. Автор статьи – практикующий учитель-словесник, поэтом...

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки учащихся к экзаменам по русскому языку.Основной цельюсвоей педагогической деятельности  считаю создание комфортных условий для получ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...