Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии и во внеурочной занятости»
статья

Лакушина Оксана Евгеньевна

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии и во внеурочной занятости»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии и во внеурочной занятости»

Учитель географии: Лакушина Оксана Евгеньевна.

МКОУ Барлукская СОШ.

Функциональная грамотность базируется на четырех основных составляющих: естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность.                                                                                                                           Одной из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная  грамотность.  Способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться  естественнонаучным идеями.

Среди компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность, нужно выделить:

- понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;

- умение описывать и объяснять естественнонаучные явления, используя

  имеющиеся знания, умение прогнозировать изменения;

- умение проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся

  данных и научных доказательств.

Функциональная грамотность  развивает способности человека вступать в отношение с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для формирования естественно-научной грамотности на уроках географии и байкаловедения я использую разнообразные методы и приёмы, которые помогают учащимся понимать природные процессы и применять научные методы исследования.

Применяемые мною методы формирования естественно-научной грамотности:

  • Проектная деятельность. Проекты, основанные на реальных экологических или географических проблемах, помогают применять знания на практике.  
  • Проблемное обучение. Решение проблемы, самостоятельно или коллективно, способствует развитию логического мышления, умения слушать и слышать, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить положительные и отрицательные моменты, решая поставленную задачу.
  • Использование информационных технологий. Интерактивные карты, модели и симуляции повышают интерес к изучаемым темам и облегчают восприятие сложной информации.  
  • Кросс-дисциплинарные подходы. На уроках географии можно интегрировать знания из биологии, физики и химии, например, при изучении устойчивости экосистем или выборе местоположения для строительства.  
  • Полевая практика. Исследования позволяют увидеть географические процессы в действии, например, наблюдать за метеорологическими феноменами или анализировать растительный покров.  
  • Обсуждение актуальных проблем. Классные дискуссии на темы, такие как изменения климата, устойчивое развитие или эксплуатация природных ресурсов, содействуют формированию критического мышления.  

Из выше перечисленных методов в своей практике отдаю предпочтение методу проектов. Использую его как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Работа над учебными и исследовательскими проектами требует от учителя определённых навыков и подходов.

Для учебных проектов важно:

  • определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;
  • обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;
  • выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
  • сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
  • опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);
  • осуществить практическое выполнение плана проекта;
  • подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

Работая над  учебным проектом необходимо:

  • Обеспечить заинтересованность учеников. Для этого нужно заинтересовать их проблемой, перспективой практической и социальной пользы.  
  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности. Необходимо предусмотреть ресурсы учебного времени, чтобы избежать перегрузки учеников и педагога.  
  • Учитывать индивидуальные возможности учеников. Успешность проектной деятельности базируется на знании возможностей каждого ребёнка, умении подсказать и привести каждого ученика к принятию собственного решения.  
  • Управлять самостоятельной познавательной деятельностью детей. Учитель сопровождает работу ученика над проектом, выполняя роль тьютора, координатора, консультанта.  
  • Помогать ученикам в осмыслении, приобретении и применении знаний, необходимых в проекте.  

Для исследовательских проектов необходимо :

  • Уделять внимание процессу поиска и отбора идей и проблем. Для этого можно использовать креативные техники генерации идей: мозговые штурмы, кластеры или ментальные карты и другие.  
  • Обеспечивать необходимое обеспечение проекта. Это может быть материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационные и информационно-технологические ресурсы и другое.  
  • Помогать ученикам в обобщении того, что они узнали или исследовали. Это поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. 

Приёмы, которые помогают развивать естественнонаучную грамотность:

  • Метод наблюдения. Целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса.  
  • Приём «Кластер». Способ графической организации материала, где в основе лежит ключевое слово, а вокруг него — подчинённые слова.  
  • Игра «Почемучка». Формирует умения видеть причинно-следственные связи в природе.  
  • Приём «Тонкие и толстые вопросы». Тонкие вопросы подразумевают ответ в одно слово, толстые — требуют более объёмного ответа.  
  • «Лови ошибку». Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
  • «Слова-помощники». Учащиеся восстанавливают текст по опорным словам.
  • «Шесть шляп». Прием групповой познавательной активности, помогающий рационально организовать  изучение поставленной проблемы, текста, новой информации и выявить разные стороны восприятия проблемы и оценки.
  • «Спроси у учебника». Прием тесно связан со смысловым чтением. Учащимся предлагается найти ответ на интересующий вопрос самостоятельно в учебнике или дополнительной литературе (энциклопедии, справочнике и т.п.)
  • «Верите ли вы, что…». Данный прием может быть началом урока, проводится с целью вызвать интерес   к   изучению   темы   и   создать   положительную   мотивацию самостоятельного изучения материала по теме.

Для формирования естественнонаучной грамотности на уроке географии и байкаловедения   я составляю задания, которые

  • носят практико-ориентированный характер;
  • связаны с жизненными ситуациями;
  • в заданиях  присутствует научность;
  • в задания включаю  проблему.

То, что я делаю, это небольшая часть из огромного количества имеющихся

способов, форм и приёмов формирования естественнонаучной грамотности, поэтому я  в системе повышаю квалификацию и осваиваю новые способы и приёмы, которые будут способствовать формированию у учащихся естественнонаучных компетенций, необходимых в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношение с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней  Функциональная грамотность - способност...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс: 7...

"Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии, географии и технологии"

Примеры заданий которые помогают формировать естественнонаучную грамотность на уроках биологии, географии и технологии....