Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии и во внеурочной занятости»
статья
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии и во внеурочной занятости»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии и во внеурочной занятости»
Учитель географии: Лакушина Оксана Евгеньевна.
МКОУ Барлукская СОШ.
Функциональная грамотность базируется на четырех основных составляющих: естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность. Одной из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучным идеями.
Среди компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность, нужно выделить:
- понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;
- умение описывать и объяснять естественнонаучные явления, используя
имеющиеся знания, умение прогнозировать изменения;
- умение проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся
данных и научных доказательств.
Функциональная грамотность развивает способности человека вступать в отношение с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Для формирования естественно-научной грамотности на уроках географии и байкаловедения я использую разнообразные методы и приёмы, которые помогают учащимся понимать природные процессы и применять научные методы исследования.
Применяемые мною методы формирования естественно-научной грамотности:
- Проектная деятельность. Проекты, основанные на реальных экологических или географических проблемах, помогают применять знания на практике.
- Проблемное обучение. Решение проблемы, самостоятельно или коллективно, способствует развитию логического мышления, умения слушать и слышать, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить положительные и отрицательные моменты, решая поставленную задачу.
- Использование информационных технологий. Интерактивные карты, модели и симуляции повышают интерес к изучаемым темам и облегчают восприятие сложной информации.
- Кросс-дисциплинарные подходы. На уроках географии можно интегрировать знания из биологии, физики и химии, например, при изучении устойчивости экосистем или выборе местоположения для строительства.
- Полевая практика. Исследования позволяют увидеть географические процессы в действии, например, наблюдать за метеорологическими феноменами или анализировать растительный покров.
- Обсуждение актуальных проблем. Классные дискуссии на темы, такие как изменения климата, устойчивое развитие или эксплуатация природных ресурсов, содействуют формированию критического мышления.
Из выше перечисленных методов в своей практике отдаю предпочтение методу проектов. Использую его как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Работа над учебными и исследовательскими проектами требует от учителя определённых навыков и подходов.
Для учебных проектов важно:
- определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;
- обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;
- выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
- сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
- опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);
- осуществить практическое выполнение плана проекта;
- подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
Работая над учебным проектом необходимо:
- Обеспечить заинтересованность учеников. Для этого нужно заинтересовать их проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
- Создать условия для самостоятельной творческой деятельности. Необходимо предусмотреть ресурсы учебного времени, чтобы избежать перегрузки учеников и педагога.
- Учитывать индивидуальные возможности учеников. Успешность проектной деятельности базируется на знании возможностей каждого ребёнка, умении подсказать и привести каждого ученика к принятию собственного решения.
- Управлять самостоятельной познавательной деятельностью детей. Учитель сопровождает работу ученика над проектом, выполняя роль тьютора, координатора, консультанта.
- Помогать ученикам в осмыслении, приобретении и применении знаний, необходимых в проекте.
Для исследовательских проектов необходимо :
- Уделять внимание процессу поиска и отбора идей и проблем. Для этого можно использовать креативные техники генерации идей: мозговые штурмы, кластеры или ментальные карты и другие.
- Обеспечивать необходимое обеспечение проекта. Это может быть материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационные и информационно-технологические ресурсы и другое.
- Помогать ученикам в обобщении того, что они узнали или исследовали. Это поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Приёмы, которые помогают развивать естественнонаучную грамотность:
- Метод наблюдения. Целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса.
- Приём «Кластер». Способ графической организации материала, где в основе лежит ключевое слово, а вокруг него — подчинённые слова.
- Игра «Почемучка». Формирует умения видеть причинно-следственные связи в природе.
- Приём «Тонкие и толстые вопросы». Тонкие вопросы подразумевают ответ в одно слово, толстые — требуют более объёмного ответа.
- «Лови ошибку». Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
- «Слова-помощники». Учащиеся восстанавливают текст по опорным словам.
- «Шесть шляп». Прием групповой познавательной активности, помогающий рационально организовать изучение поставленной проблемы, текста, новой информации и выявить разные стороны восприятия проблемы и оценки.
- «Спроси у учебника». Прием тесно связан со смысловым чтением. Учащимся предлагается найти ответ на интересующий вопрос самостоятельно в учебнике или дополнительной литературе (энциклопедии, справочнике и т.п.)
- «Верите ли вы, что…». Данный прием может быть началом урока, проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения материала по теме.
Для формирования естественнонаучной грамотности на уроке географии и байкаловедения я составляю задания, которые
- носят практико-ориентированный характер;
- связаны с жизненными ситуациями;
- в заданиях присутствует научность;
- в задания включаю проблему.
То, что я делаю, это небольшая часть из огромного количества имеющихся
способов, форм и приёмов формирования естественнонаучной грамотности, поэтому я в системе повышаю квалификацию и осваиваю новые способы и приёмы, которые будут способствовать формированию у учащихся естественнонаучных компетенций, необходимых в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».
В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношение с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней Функциональная грамотность - способност...
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7
Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс:7
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс: 7...

Презентация "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии, географии и технологии"
...

"Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии, географии и технологии"
Примеры заданий которые помогают формировать естественнонаучную грамотность на уроках биологии, географии и технологии....
