Социальный статус личности.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

урок обществознания в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_socialnyy_status.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Социальный статус личности.

Цель:

  1. расширить знания учащихся о многообразии связей и отношений человека в обществе.
  2. помочь осознать что человеку предстоит выступать во множестве социальных ролей, поэтому надо знать общественные требования к их выполнению, что социальный статус личности и успешное ее функционирование в разных ролях во многом зависит от понимания личностью меняющейся социальной среды, что положение человека в обществе определяет образование, квалификация, личные, социально значимые качества.
  3. способствовать воспитанию социально значимых качеств для достойного выполнения социальных ролей и достижения высокого статуса.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. проектор

Оформление доски:

Эпиграф: «Унизительных положений нет, если сам не унизишься»

                                                                                         М.М. Пришвин русский писатель

Термины:

Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе, связанное с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Личный статус – положение человека которое он занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

Социальный статус – стр. 233

Престиж – оценка общества социальной значимости того или иного статуса, закрепленное в культуре и общественном мнении

Авторитет – степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека

Карьера

Карьеризм

                                                Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.

Расскажите:- об особенностях формирования и развития наций.

                                - о национальном самосознании

                                - о межнациональных отношениях.

*Тесты

III  Изучение нового материала.

Начнем мы с вами общение, может быть с необычных, но очень важных слов С. Острового:

Уходит жизнь …

Ты этому не верь,

Она, как океан не убывает.

Однажды слава постучится в дверь,

Любовь вернется –

Это все бывает,

Но никогда, ты слышишь, никогда,

Свершив свои извечные маршруты,

Назад не возвращаются года,

Назад не возвращаются минуты …

 И потому, сегодняшний разговор должен помочь вам еще больше осознать то, как говорил Островский устами Павки Корчагина:

«Прожить жизнь надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»

  1. Актуализация понятия «личность»

А) беседа с учащимися        

        Личность – это …

        Человек – с момента рождения,

        Личность - ?

        Какими чертами отличается Личность?

(умением принимать и реализовывать решения)

(наличием самосознанием, которое трансформируется в жизненную позицию)

Антон Макарский (актер):

«Можно создавать много образов, но оставаться самим собой.»

        привести примеры Личностей

(Рошаль, всемирноизвестный детский врач, неоднократно шел на встречу смерти, спасая детей.)

(Алферов, нобелевский лауреат, в интервью газеты «Завтра»: «При любых обстоятельствах я не уеду никогда, Россия – моя страна»)

(А. Соколов в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»)

(Светлана Хоркина – олимпийская чемпионка: «Спортсмен представляет страну»)

  1. Социальный статус личности.

А) статус

Б) виды статусов

В) дискуссия:

        Что определяет положение человека в обществе?

(Образование, квалификация, личные, социально-значимые качества)

        Что нужно, чтобы изменить свое положение в обществе?

(Собственные усилия, научиться творчески выполнять свою работу, развить в себе организаторские умения)

Г) беседа:

     Социальный статус

Предписанный (прирожденный, наследуемый)              


Статус, который занимает индивид без личных усилий, без учета личностных качеств, без конкурентной борьбы.

Достигаемый (приобретенный)

Статус, который достигает человек, прилагая усилия, с учетом способностей, при конкурентной борьбе.

Какой статус имеет большее значение и почему?

Д) мини – игра:

Соотнести данные с тем или иным статусом. Если это достигаемый статус,  поднимаете руку.

Образование        квалификация

Национальность                                 статус пенсионера

Профессия        абитуриент становится студентом

Место рождения        сын богатого человека наследует его

Статус чемпиона        богатство

Возраст         человек делает карьеру

Подумайте над своим главным статусом.

Статусный набор.

З) актуализация профессионального определения

        какую профессию ты выбираешь и престижна ли она?

        чем определяется престижность? (реальной полезностью тех социальных функций, которые выполняет человек; система ценностей характерной для данного общества)

        в чем отличие престижа от авторитета?

        кто для вас является авторитетом?

Вывод (делают учащиеся):

Престижным может быть тот или иной вид деятельности, связанный с социальным статусом, а авторитетным – определенный человек, что связано с его личным статусом.

И) дискуссия

Ваше суждение по поводу высказывания Михаила Михайловича Пришвина

«Унизительных положений нет, если сам не унизишься.»

  1. Социальная роль

А) дискуссия с элементами диспута

«Вся жизнь – театр,

и все мы в ней актеры»

Шекспир

Б) социальная роль – это определенная модель поведения, признанная целесообразной для людей данного статуса в данном обществе

В) базисные социальные роли:

        роль труженика

        роль собственника

        роль потребителя

        роль гражданина

        роль члена семьи

Г) ваш ролевой набор ?

Д) вам скоро 18 …

4.Социальная адаптация

- Что такое адаптация?

- Как может проходить социальная адаптация?

IV Закрепление вопросы после п.20

*Тесты

Вывод:

Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмой личность имеет право выбора, чтобы лучше реализовать свои планы и максимально эффективно применять свои способности.

Кем вы будете – ваш выбор, но как пишет А. Дементьев: «Лишь бы озеро вашей души не мутилось»

Итог урока:

А теперь главное домашнее задание я скажу вам словами С. Острового:

И пусть бывает в жизни не легко,

И не всегда судьба тебе послушна.

Живи красиво, вольно, широко,

Люби людей светло и простодушно.

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперед иди сквозь годы,

Оставь на этой лучшей из планет 

Свой яркий след, свои живые всходы.

Не унижай беспечностью свой труд,

Будь правдолюбом гордым и суровым

И пусть тебя потомки вспомянут

Хорошей песней или добрым словом.

 домашнее задание:п.20

продумать ответы на вопросы 1-6 стр. 240,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания по теме Социальный статус личности 11 класс

УРОК ПРОВЕДЕН В 11 КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ. РАЗРАБОТКА ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ "лУЧШИЙ УРОК"...

Социальный статус личности.

урок обществознания в 11 классе...

Социальный статус личности.

Презентация к уроку обществознания....

Открытый урок по обществознанию Тема: «Социальный статус личности»

Открытый урок по обществознаниюТема: «Социальный статус личности»Класс: 10 Карта урока:1.      Ключевые слова2.      Предварительные заставки3....

Социальный статус семьи, её функции. Компоненты социальной адаптации семьи.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит ов­ладение им социальными рол...

Социальный статус и социальные роли

Урок по обществознанию в 10 классе...

Правовой статус личности «Особенности правового статуса несовершеннолетних»

Цели урокаобеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних,  понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет. прод...