Методическая разработка
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

В помощь преподавателям и студентам техникума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gou_spo.docx23.93 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2_mirovye_religii.doc51.5 КБ
Файл prilozhenie_3vybory.docx18.32 КБ
Microsoft Office document icon chto_takoe_konstruktivizm.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО

«Энгельсский политехнический техникум»

Методическая разработка

(в помощь студентам техникума)

                                                                                                 Выполнила

                                                                                                 Преподаватель

                                                                                                      Обществознания

                                                                                                 Доронина Г.Н.

Энгельс 2010

Содержание

  1. Как подготовить реферат.
  2. Как работать с газетными и журнальными публикациями.
  3. Как написать ЭССЕ.
  4. Темы рефератов и исследовательских работ.
  5. Виды исследовательских работ.

Литература

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.

Обществознание. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2008.

  1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Практикум.

М. Гуманитарий, 1993.

     3. Саенко О.Е. Организация и содержание методической работы в                 колледже: Настольная книга заместителя директора, методиста, преподавателя. М. 2008.

Как подготовить реферат

  1. Выберите тему реферата. Она должна быть актуальной, проблемной и конкретно сформулированной. Необходимо четко представлять, какой смысл кроется в формулировке темы, какого теоретического и фактического материала она требует.
  2. Составьте план реферата.
  3. Подберите литературу по заявленной теме. Сделайте все необходимые выписки.

При работе с первоисточниками нужно помнить следующее:

- Необходимо использовать несколько источников. Практика показывает, что их должно быть не менее трех.

- Учитывайте сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий.

- Обратите внимание на цель, время и историю написания первоисточника.

- Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите непонятные слова, найдите их значение.

- Сформулируйте вопросы и найдите в тексте ответы на них.

- Сделайте все необходимые выписки, запишите цитаты (обязательно укажите страницу). Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну мысль от другой.

- Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.

Памятка для сравнительной характеристики:

- Установите цель сравнения.

- Убедитесь, что материала достаточно, чтобы проводить сравнение.

- Найдите черты сходства и различия в объектах или явлениях.

- Запишите выводы.

      4. Напишите реферат, используя рекомендации по составлению конспекта.

Конспект – краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы. Конспект полно отражает главное в содержании текста. Помните, что полно не означает подробно.

Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко – значит, изложить его содержание большей частью своими словами (исключение составляют цитаты, правила, законы и т.п.).

  - Определите цель составления конспекта.

  - Внимательно ознакомьтесь с текстом первоисточника.

  - Свои выводы подтверждайте цитатами. Не искажайте мысль автора.

  - Выделите слова, фразы, абзацы.

  - Пишите четко и разборчиво.

  - Выделите главное текстовыделителем.

         Реферат всегда имеет введение, основную часть и заключение.

Введение объемом до 2-3 страниц содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания реферата.

Основное содержание темы раскрывается на 10-15 страницах. Обязательно нужно показать различные точки зрения или разные подходы к трактовке выбранной проблемы (темы реферата). Материал нужно разбить на смысловые части – главы. Каждая глава имеет свое название и заканчивается выводом.

В заключение обязательно выразите свое отношение к изложенной теме. Выводы заключения не должны противоречить выводам по каждой главе.

     5. Прочитайте реферат и отредактируйте его. В тексте нельзя допускать сокращений в написании наименований, названий слов. Текст записывается на одной стороне листа формата А-4.

  1. Правильно оформите реферат.

На титульном листе укажите полное наименование образовательного учреждения, тему реферата, сведения о себе и руководителе, год написания реферата. В соответствии с законодательством образец титульного листа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основании требований ГОСТа.

Далее вложите два чистых листа для рецензии.

Лист «Содержание» - это перечень названий структурных частей реферата. Обязательно укажите начальную страницу каждой части.

Помните, что каждая глава должна начинаться с новой страницы.

В тексте после каждой цитаты в скобках нужно указать номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.

Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке. Сначала записываются фамилия и инициалы автора книги, учебника, монографии и т.п. Затем название без кавычек, город, название издательства, год издания, номер издания.

Для статьи обязательно указать название СМИ, год и дату издания.

Как работать с газетными и журнальными публикациями

  1. Начните знакомство с материалом с заголовка. Как правило, в заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателя.
  2. Подзаголовок, следующий за названием статьи, рассказывает, кем подготовлена информация (репортером или информационным агентством), где произошли комментируемые события и когда; может содержать дату написания статьи.
  3. Текст раскрывает содержание статьи. Обратите внимание, на каких фактах автор заостряет внимание, какой характер носят комментарии к ним.
  4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал? Как правило, идея или проблема формулируются кратко и четко.
  5. Если сравниваются разные точки зрения, обратите внимание на аргументацию позиций.
  6. Подумайте, чем объясняются позиции авторов (сходные или различные) по отношению к одному и тому же событию, идее, проблеме.
  7. Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Чью точку зрения вы поддерживаете? Свой выбор обоснуйте.
  8. Если ваша точка зрения или оценка отличаются от изложенных, четко сформулируйте и аргументируйте свою позицию.

Как написать ЭССЕ

Эссе – способ рассказать о мире че-

рез себя и о себе с помощью мира.

А. Эльяшевич

        «Эссе» (от франц. «попытка, проба») – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Стиль эссе отличается образностью и широким использованием разговорной лексики. Выделяют беллетристические, литературно-критические, философские, обществоведческие и другие эссе.

Темы рефератов и исследовательских работ

  1. Особенности функционирования института образования в традиционном и современном обществе.
  2. Самая яркая личность и ее влияние на ход общественного развития.
  3. Один год в истории Земли.
  4. Религия как социальный институт.
  5. Причины обострения этнических проблем в современном российском обществе.
  6. Социальные факторы молодежной преступности.
  7. Толпа как разновидность социальных общностей.
  8. Тенденции развития ценностных ориентаций современной молодежи.
  9. Самое позитивное событие прошедшего тысячелетия.
  10. Самое страшное событие прошедшего тысячелетия и его влияние на ход истории (общественного развития).
  11. Самые вредные достижения цивилизации.
  12.  Современные средства массовой информации и их роль в формировании нравственного облика современного человека.
  13. Фантастические произведения – результат человеческого провидения?
  14. События, которые потрясли мир.
  15. Культура и субкльтура. Специфика молодежной субкультуры.
  16. Массовая культура как современное социальное явление.
  17. Проблемы становления среднего класса в России.
  18. История меценатства в России.
  19. Неизвестные традиции и обычаи народов России.
  20. Конфликты и пути их разрешения.
  21. Характер: наследственность или воспитание.
  22. Психологический портрет современного учителя глазами ученика и родителей.
  23. Психологический портрет ученика глазами учителей и родителей.
  24. История Российской цивилизации в изобразительном искусстве (музыке).
  25. Результаты загрязнения окружающей среды (на примере России или своего региона).
  26. Здоровье человека и окружающая среда: за и против.
  27. Космос и человек.
  28. Озоновые дыры и их влияние на биосферу и человека.
  29. Человек – феномен современной компьютерной индустрии.
  30. Роль и значение рекламы в экономике нашего региона.
  31. Ноу-хау в экономике: примеры для подражания.
  32. Роль мировых религий в ХХI в.
  33. Роль малого бизнеса в развитии деловых связей между государствами.
  34. Гуманитарные организации мира и оказание ими международной помощи.
  35. Человек и культура.
  36. Концепции личности.
  37. Многообразие взглядов на развитие общества.
  38. Россия: между Европой и Азией.
  39. Проблемы власти в современной России.
  40. Некоторые особенности политической системы современного российского общества.
  41. Личность и политика.
  42. Роль и место религии в современной России.
  43. Политика и Экономика.
  44. Общество и природа.
  45. Учение о ноосфере.
  46. Экономика: между эффективностью и социальной справедливостью.
  47. Карьера менеджера в России.
  48. Международная интеграция.
  49. Стратегия развития России: догоняющая модель или поиск собственного пути.
  50. Проблемы формирования правовой культуры в России.
  51. Государство и религиозные объединения в современном мире.
  52. Религиозный экстремизм: причины возникновения и способы преодоления.
  53. Жизненные стратегии современной молодежи.

Виды исследовательских работ

Доклад имеет следующую структуру:

- в кратких вводных замечаниях определяется научно-практическая значимость заявленной темы;

- далее формулируется сущность темы, предлагаются обоснованные научные предложения, - основные выводы и предложения.

Тезисы доклада содержат:

- основные положения доклада;

- основные выводы и предложения.

Научная статья может иметь следующую структуру:

- заголовок;

- вводные замечания;

- краткие данные о методике исследования;

- анализ собственных научных результатов и их общение;

- выводы и предложения;

- ссылки на цитируемую литературу.

Научный ответ – это:

- краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

- значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

- детальная характеристика применявшихся методик и методов;

- новые научные результаты;

- заключение, подводящее итоги расследования и формулировку, сущность нерешенных вопросов;

- выводы и предложения.

Реферат состоит:

- из вводной части;

- основного текста;

- заключительной части;

- списка литературы;

- приложений.

Монография содержит:

- введение;

- подробное и всестороннее освещение какой-либо проблемы или темы;

- выводы по каждому разделу (главе);

- заключение.

 

        

 

 



Предварительный просмотр:

ГОУ НПО

«Профессиональный лицей №34»

План открытого урока по предмету:

«Введение в современное обществознание»

Тема: «Мировые религии»

Подготовила и провела:

 Преподаватель

 Доронина Г.Н.

Энгельс   2010

Тема урока: «Мировые религии»

Имя урока: «Во что человек верит, то и есть»

К Богу приходят не экскурсии с гидом,

а одинокие путешественники.

                                                                                       

                                                                                           В.Набоков

Цели урока:

  1. Образовательные –

 формировать знания учащихся (на основе имеющихся) о сущности религии и основных отличительных особенностях мировых религий;

 обозначить роль религии в современном мире.

  1. Воспитательные –

формировать у учащихся толерантность к проявлениям противоположных взглядов, корректность в обсуждении мировоззренческих проблем;

приобщать учащихся к нравственно-духовным ценностям, выработанным человечеством;

побуждать учащихся к рефлексии собственной познавательной деятельности.

  1. Развивающие –

Развивать коммуникативные навыки, умение извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять проблему и оценивать различные точки зрения.

  1. Методические –

Применение идей педагогической философии конструктивизма: создание благоприятных условий для самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, вовлечение учащихся в процессе обучения; формирование познавательной активности учащихся при изучении нового материала.

Тип урока: урок изучения нового материала

Межпредметные связи: обществознание, МХК, литература, основы правоведения, русский язык, деловая культура.

Методы обучения: информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

(Продуктивные, творческие).

Материально-техническое обеспечение урока: учебные тексты, раздаточный материал, таблица, схема, мультимедийное оборудование, наглядные пособия (предметы, относящиеся к разным религиям).

План изучения нового материала:

  1. Сущность религий.

  1. Многообразие религий. Мировые религии.
  1. Буддизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.

  1. О религии. Думаем, анализируем, размышляем…

  1. Роль религий в современном мире.

Ход урока:

Этапы урока

Приемы и методы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент. Мотивация.

Актуализация.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, вовлекает в постановку цели.

Приветствуют преподавателя, записывают тему в тетрадь, выясняют для себя, что хотели бы почерпнуть из урока.

2. Подведение учащихся  к изучению новой темы. Мотивация.

1. Вводное слово учителя.

Беседа-диалог.

Активизирует внимание учащихся. Задает наводящие вопросы:

-Что вам известно из собственной практики по теме урока?

- Как вы думаете, что такое вера?

(Слово «вера» происходит от латинского слова veritas – истина).

Слово  «вера» в русском языке многозначно.

- Назовите синонимы слова «вера». (Доверие, вероятность, верность, верования и т.п.)

-Можно ли сказать, сколько весит или какого цвета, например, доверие? В то же время мы очень дорожим доверием дорогих для нас людей. Вот это и есть ценность, которую мы не можем непосредственно ощущать. Вера – это отношение человека к чему-либо, а в контексте темы урока – это отношение к Богу, Высшему Разуму.

Знакомит с именем урока, которое состоит в признании истинной ценности предмета веры.  Эпиграф закрыт (под вопросом). В конце урока будет предложено учащимся самостоятельно выбрать эпиграф к уроку.

Обращает внимание учащихся на ст.28 Конституции РФ.

Знакомит с планом изучения нового материала.

 Отвечают на вопросы, записывают план урока в тетрадь.

3. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

2.Информационный блок-презентация.

Сообщение учащихся о мировых религиях (материал выбран самостоятельно из разных источников) с использованием интерактивной доски (опережающее задание).

3. Работа творческих групп.

4. Самостоятельная работа учащихся (с таблицей).

Знакомит с сущностью и многообразием религий (схема).

Дополняет сообщения учащихся.

Раздает творческим группам проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений.

Предлагает познакомиться с содержанием таблицы и высказать свою точку зрения по рассматриваемым вопросам, постепенно подводя учащихся к вопросу о роли религии в современном мире.

Обобщает вопрос о роли религии.

Записывают основные определения в тетрадь, зарисовывают схему.

Воспринимают информацию о мировых религиях, задают интересующие вопросы, если они возникают, дополняют.

Сравнивают, сопоставляют, анализируют, делают выводы и обобщения.

Читают содержание таблицы, соглашаются с ней полностью или какие-то моменты опровергают, дополняют.

Обосновывают свои решения.

4. Закрепление изученного материала.

1. Беседа.

Диалог-рефлексия.

2. Проект - решение.

Аналитическое задание – конструктивное решение.

Задает вопросы:

- В чем сущность большинства религий?

- Какие религии существуют в современном мире?

- Назовите мировые религии в хронологической последовательности по времени их возникновения.

- Как вы относитесь к проявлениям нетерпимости на религиозной почве?

- Может ли свобода исповедовать любую религию подлежать ограничениям?

Предлагает на основе проведенного микросоциологического исследования в лицее вынести проект – решение.

Отвечают на вопросы, при необходимости аргументируя ответы.

Формулируют пункты проекта – решения.

5.Рефлексивный момент.

Диалог-рефлексия.

Задает вопросы:

- Понравился ли вам урок?

(Чем или что больше понравилось?)

- Что полезного для себя вы усвоили на уроке?

- Нужен ли был этот урок?

Предлагает на основе данных высказываний подобрать эпиграф к уроку и объяснить свой выбор. Преподаватель объясняет свой выбор.

Высказывают собственные суждения.

6.Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Подводит итоги урока, выставляет оценки, поощряет за работу, приветствует позитивную динамику.

7.Домашнее задание.

Дает домашнее задание.

  1. Сформулировать дополнительные пункты к проекту.
  2. Освоить материал параграфа 1.3. и ответить на вопрос:

- В чем различие и сходство религиозных учений?

Записывают домашнее задание в тетрадь.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

ГОУНПО

«Профессиональный лицей № 34»

П Л А Н

открытого урока по обществознанию

Тема: «Выборы председателя ученического совета лицея»

Преподаватель: ДОРОНИНА Г.Н.

Дата проведения:

III курс, 32 группа

Энгельс 2009

Цели урока:

1) Образовательные –

закрепить и углубить знания учащихся о выборах, политических моделях поведения в избирательных кампаниях, способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя.

2) Воспитательные –

формировать ответственные отношения к выборам; воспитывать толерантность и гражданский долг; способствовать становлению политической и правовой культуры учащихся.

3) Развивающие –

формировать практические навыки участия в процедуре голосования; развивать критическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

4) Методическая –

а) формирование ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе;

 б) применение методики критического мышления, идеи педагогики конструктивизма

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.

Форма урока: ролевая игра.

Методы и приемы обучения: проблемный (именно на решение проблем направлены разработка, обсуждение и оценка предвыборных программ «избирателями»), репродуктивный (самостоятельная работа, тесты), частично-поисковый (карточки-задания), поисковый и исследовательский (опережающее задание, соц. опрос); групповой.

Оборудование: схемы, карточки-задания, индивидуальные тесты, наглядная агитация (лозунги, плакаты), технический бюллетень (на каждого учащегося), протокол для занесения результатов голосования, урна для голосования, ДVД с записью гимна лицея.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Мотивация.
  3. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по пройденному материалу. Ответить на вопросы:

1) Является ли голосование человека на выборах его участием в управление страной?

2) Назовите основные структурные элементы избирательной системы? (используя схему).

3) Что гарантирует избирательное право?

4) С какого возраста граждане имеют право избирать? Право быть избранным в представительный орган? Главой администрации субъекта? Президентом страны?

5) Назовите основные принципы избирательного права.

6) Совместима ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями?

7) Назовите основные стадии избирательного процесса (используя схему).

4. Ролевая игра (3 этапа).

I. Этап подготовки.

      Сообщается цель и этапы игры, заранее оговаривается, как будет осуществляться подсчет голосов (по мажоритарной системе абсолютного большинства), распределяются роли между участниками. Все они подразделяются на 2 группы: первая – «претенденты» на выборную должность (2 человека) и их «активные сторонники» (помощники, по 2- у каждого кандидата). Вторую группу составляют «избиратели». Дополнительные роли: счетная комиссия (2 уч-ся), корреспондент «Новой газеты» (1 уч-ся).

Отбор претендентов осуществлялся на основе опережающих заданий:

а) выдвижение инициативными группами своих кандидатов;

б) социологический опрос по актуальным проблемам молодежи лицея;

в) разработка проекта программы совершенствования деятельности лицея («претенденты»).

Преподаватель напоминает правила общения в игре:

- Каждый учащийся имеет право свободно выражать свое мнение, общаться со всеми, свободно получать любую информацию;

- Каждый должен уметь выслушивать мнение другого и уважать это мнение.

Мозговой штурм. Работа по группам. Блиц-опрос по карточкам-заданиям.

- Какими качествами должен обладать кандидат на выборную должность, за которого вы могли бы отдать свой голос?

Учащиеся вычеркивают лишнее. Нужные качества зачитывают.

II. Этап проведения игры.

      Выступление «кандидатов» перед «избирателями» с краткой биографией и программными задачами.

«Избиратели» высказывают критические замечания и предложения по совершенствованию программ или полностью их поддерживают, задают вопросы. Интервью «журналисту».

Игра строится на основе партнерских отношений, демократического стиля общения учителя с учащимися.

Соблюдается установленный регламент (не более 10 минут на каждого кандидата).

Убирается наглядная агитация (в реальной жизни – за сутки).

Проводится тайное голосование (под гимн лицея).

Производится подсчет голосов. В это время преподаватель проводит индивидуальное дифференцированное тестирование.

Объявляются результаты голосования.

Преподаватель поздравляет победителя и желает творческих успехов.

III. Заключительный этап.

Подводятся итоги игры, отмечаются активные участники, продумываются вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры «программных» предложений.

Учащимся предложено прокомментировать цитаты.

  1. «Каждый народ достоин тех правителей, которых он выбирает».

Бернард Шоу

  1. «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».

Дж.Д. Натан, американский критик.

5. Рефлексия

- Ребята, (что нового вы узнали, чему вы научились) на уроке?

- Что изменилось в ваших убеждениях?

- Был ли вам интересен данный урок? Чем?

6. Выставление отметок с комментированием.

7. Домашнее задание.

1. Написать сочинение – эссе на тему:

«Почему необходимо принимать участие в выборах».

  1. Ответить на вопросы:

- Почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления? Как преодолеть сложившуюся в последние годы в общественном сознании политическую апатию избирателей?



Предварительный просмотр:

        3

Глава 1. Основные идеи и принципы конструктивизма.

        По своей идеологии конструктивизм ближе к личностно ориентированному подходу, чем другие теории. Основная идея конструктивизма – создание собственного знания на основе ранее приобретенного опыта, ранее усвоенных знаний. Это не новая концепция. Она имеет свои корни в философии, широко используется в социологии, антропологии, когнитивной психологии. Еще Э. Кант утверждал, что человек не является  пассивным реципиентом информации. Об этом говорили наши великие предшественники Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци и др. Ученик, как и любой человек, в своем познании опирается на свой опыт и собственное восприятие действительности. Он активно воспринимает знание, объединяет его с ранее познанным и преобразует, создавая новое знание. Те же мысли высказал и Д. Брунер. В рамках конструктивизма учение рассматривается как активный познавательный процесс, в ходе которого у учащихся возникают новые идеи, основанные на изучаемых или ранее приобретенных фактах или понятиях. Ученик отбирает и преобразует информацию, выдвигает гипотезы, принимает решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. В центре познания находится проблема; чтобы ее решить, необходима работа мысли. Познавательная, мыслительная деятельность индивида позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить новое знание. Роль учителя-конструктивиста заключается в том, чтобы помогать учащимся выработать новые взгляды на изучаемое явление или предмет, стимулировать их к самостоятельным размышлениям, открытиям. При этом учитель и ученик являются соучастниками этого процесса в активном диалоге. Содержание обучения по каждому конкретному предмету становится как бы отправной точкой развития, но не ограничивается им. Благодаря используемым способам познавательной деятельности ученик открывает для себя новое знание. Действительно, идеи конструктивизма весьма близки идеологии личностно ориентированного подхода.

        Новый материал предлагается ученикам лишь в общих чертах, системно, как целостная  концепция или теория, без детализации, без «разжевывания». В процессе активного диалога, стимулируемого учителем, учащиеся пытаются уяснить некоторые положения, детали, неясности (сократовские беседы). Ведь диалог строится на проблемной основе, связанной со знакомыми ученикам реальными жизненными ситуациями. На основании анализа этих ситуаций, собственного опыта и знаний ученики пытаются строить свои размышления, ища новую информацию, новые факты, открывая для себя новое знание. В основе такого подхода лежит активная познавательная деятельность каждого отдельного ученика и всей группы в целом. Каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением учителя или автора концепции, а также других участников полилога, сформулировав свои аргументы. С. Хэнли в статье, посвященной конструктивизму, приводит слова философа 18 в. Г. Вико: только тот человек обладает знанием, который может его объяснить. Д. Брунер подчеркивает: если мы хотим принять идеи конструктивизма в педагогике, то должны признать, что роль учителя состоит в том, чтобы предоставить ученику возможность познавать новое и конструировать свой собственный мир.

        Сторонники конструктивизма, личностно ориентированного подхода, гуманистической педагогики и психологии придерживаются деятельностного подхода в обучении, наиболее полно разработанного в отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев и др.). Именно поэтому идеи конструктивистов во многом созвучны идеям отечественных дидактов и психологов, разрабатывающих проблемные методы в контексте развивающего обучения (Ш. А. Амонашвили, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, И. Я. Лернер и др.)

        

        

        4

Основные принципы конструктивизма в образовании сводятся к следующему.

         - Учение (познавательная деятельность) – активный процесс, в котором ученик использует свой опыт, свои знания для осмысления нового знания.

        - Люди учатся учиться в процессе учения: процесс познания одновременно включает как осмысление отдельного явления, так и системы явлений.

        - Основой создания нового знания являются интеллектуальные действия. Физические действия, в том числе ручные, могут быть необходимы для познания, но их явно недостаточно, необходимо приложить умственные усилия, чтобы процесс познания состоялся. (Д. Дьюи называл это рефлекторной активностью.)

        - Учение предусматривает коммуникацию: язык, которым мы пользуемся, оказывает непосредственное влияние на процесс познания. Л.С. Выготский в своих исследованиях убедительно доказал связь языка и интеллектуального развития.

        - Учение – это социальная активность. Познавательная деятельность и развитие непосредственно связаны с нашим окружением: учителями, соклассниками, семьей, а также случайными знакомыми. Признание этого факта приводит к выводу, что общение в процессе учения значительно более эффективно, чем попытки индивидуализировать этот процесс, свести его к общению отдельного ученика с учебником, источником информации.

        - Деятельность учения всегда контекстна в том смысле, что ее нельзя вырвать из контекста нашей жизни со всеми ее надеждами, страхами, предубеждениями.

        - Познавательная деятельность требует времени. Это не одномоментный акт. Нам приходится возвращаться к одним и тем же идеям, мыслям, понятиям, по-иному их рассматривать, размышлять над ними.

        - Мотивация – ключевое слово для деятельности познания. Имеется в виду не только тот факт, что наличие мотивации способствует процессу познания, она предполагает понимание цели познания (зачем мне это надо), способов ее достижения.

                                        

        

Приложение 1

        Рекомендации для учителя.

        Рекомендации для учителя, отражающие специфику конструктивизма.(Разработаны Дж. Г. Брукс, М. Г. Брукс, Р. Ягер.)

  1. Станьте одним из многих источников информации для ваших учеников, не единственным и неглавным.
  2. Всячески поддерживайте в учащихся желание инициировать идеи.
  3. Предоставьте вашим ученикам возможность поразмышлять над имеющимся у них опытом, который в чем-то противоречит сложившимся взглядам.
  4. Позвольте учащимся с помощью вопросов «направлять» урок, помогайте им тщательно продумывать вопросы, давайте им время на обдумывание.
  5. Поощряйте альтернативные источники информации.
  6. Поддерживайте в учащихся стремление к лидерству, сотрудничеству, взаимодействию, созданию и размещению собственной информации как результата их самостоятельной познавательной деятельности.
  7. Поощряйте учащихся высказывать предположения о причинах и возможных последствиях обсуждаемого явления или ситуации.
  8. Поддерживайте атмосферу любознательности, дискуссии, задавая открытые вопросы, требующие вдумчивого отношения и размышления. Стимулируйте не углубленную дискуссию между учениками, а поверхностную.
  9. Давайте возможность учащимся предварительно высказываться по поводу нового материала для изучения  до того, как вы его кратко изложите или ученики прочтут его в учебнике.
  10. Стимулируйте дискуссии между учениками по серьезным концептуальным проблемам.
  11. Поощряйте самоанализ, отбор и анализ объективных данных, пересмотр высказанных ранее идей в свете новых данных.
  12. используйте научную терминологию, как, например, «классифицировать», «анализировать», «разрабатывать», «определять», в процессе формулирования задания.
  13. Поощряйте и стимулируйте самостоятельность учащихся, их автономные действия и инициативу. Будьте готовы отказаться от какой-либо формы классного контроля.
  14. Не отделяйте знание от процесса поиска. Используйте разнообразные источники информации.
  15. Настаивайте на ясном и логичном изложении учеником его точки зрения. Только тогда можно считать, что учащиеся действительно учатся, когда они могут доходчиво и внятно передать свое понимание обсуждаемой проблемы.
  16. Обращайте внимание учащихся на полезность их деятельности для жизни, для будущей карьеры.

        

        5

1.1 Особенности деятельности учителя-конструктивиста при подготовке и проведении урока.

  1. Учитель-конструктивист – не учитель-урокодатель, а консультант, организатор и координатор проблемно-ориентированной, исследовательской учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за его результаты.
  2. В процессе подготовки к занятию и планирования урока учитель-конструктивист предпочитает использовать проблемы из реальной окружающей жизни учащихся, включает в задачи данные из практических ситуаций, первичных источников и оригинальных материалов. Более того, он предусматривает активное участие учащихся в непосредственном сборе таких данных посредством наблюдения реальной ситуации, поиска соответствующей информации, анкетирования участников решения проблемы, измерения в процессе эксперимента и т.д.
  3. Понятия, теории, алгоритмы и законы – это абстракции, которые человек создает в процессе исследования реального мира. Соответственно обучение этим абстракциям является производной от реального изучения окружающей действительности. Именно поэтому конструктивизм предполагает нацеленность учителя на «живое», а не искусственное обучение, на работу с оригиналом, а не с производной, тем самым стимулируя учащихся к самостоятельному исследованию, формулировке гипотез и открытию законов.
  4. Учитель-конструктивист разрабатывает цели обучения, используя когнитивную терминологию, пытается классифицировать, обосновать, исследовать, обобщить, проанализировать, спрогнозировать, оценить, стимулировать, смоделировать и т.п.  творческую мыслительную деятельность учащихся.
  5. В рамках конструктивизма предполагается создание условий для того, чтобы учащиеся сами могли вести отдельные фрагменты урока, изменять направление дискуссии в рамках обсуждаемой учебной проблемы, предлагать свои методы и формы обучения.
  6. Учитель-конструктивист сначала выслушивает точки зрения учащихся, вовлекая их в процесс содержательной дискуссии, и только потом делает резюме и раскрывает свою позицию по данной проблеме, ни в коей мере не навязывая ее. Это дает возможность учащимся войти в проблему урока, попытаться самостоятельно понять и проанализировать ее, принять полноценное участие в конструировании нового знания, а не получать его в готовом виде из уст учителя.
  7. Учитель-конструктивист создает благоприятные условия для развития критического мышления учащихся путем столкновения противоположных точек зрения, постановки контрпримеров, раскрытия противоречий в процессе обсуждения. Он высоко ценит содержательные и «умные» вопросы. Более того, учитель-конструктивист умеет «держать паузу» после постановки вопроса для того, чтобы у учащегося было достаточно времени подумать над этим вопросом, сконструировать связи между прежними и новыми знаниями, построить аналогии, создать удобные для себя образы и метафоры.

В связи с вышеизложенным, я осознала тот факт, что моя роль учителя в личностно ориентированном обучении, использующем идеологию конструктивизма, должна быть иной, чем в традиционном. Поэтому я стараюсь следовать  рекомендациям для учителя, отражающих специфику конструктивизма (см. Приложение 1).

6

3. Заключение.

        Направление конструктивизма в отечественной педагогике еще в меньшей степени осмысленно, чем личностно ориентированный подход. Вместе с тем конструктивизм органично вписывается в гуманистическую парадигму, наглядно показывая способы организации познавательной деятельности учащихся, нацеленной на самостоятельное мышление и приобретение знаний.

        Конечно, я испытывала некоторые трудности, работая над данной темой, т. к. у меня не было возможности познакомиться с чьим-либо опытом по реализации идей конструктивизма и я была как бы «первопроходцем» в этом направлении.

Но я сделала свой выбор видения будущего поколения. Я хочу видеть своих учеников инициативными, самостоятельными, способными разбираться в сложных ситуациях, умеющими самостоятельно решать проблемы, принимать взвешенные решения, прогнозировать последствия принятия того или иного из них. Для этого они должны уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, работать с информацией, быть способными постоянно самостоятельно повышать свою квалификацию, в случае необходимости переквалифицироваться.

        Обществу нужны не только гении и творцы, генераторы идей, способные двигать общество по пути прогресса. Не менее важны и хорошие исполнители. Нужны поэты, ученые, композиторы, но в то же время и продавцы, плотники, повара. Однако и тем и другим приходится встречаться с разными проблемами, с необходимостью выбора правильного решения в той или иной ситуации. Если человек не умеет анализировать ситуацию, предвидеть и взвешивать все возможные последствия, то не в состоянии принять верное решение. Это не просто профессиональные, квалификационные умения, но и жизненно необходимые. Это умения не просто мыслить, а мыслить критически, и они необходимы всем. Вот почему в своей работе я использую методологию гуманистической педагогики, личностно ориентированного подхода, конструктивизма. Надеюсь, мне удалось убедительно показать  эффективность применения идей педагоги конструктивизма на уроках обществознания. Результаты очевидны: значительно повышается познавательная активность учащихся, развивается самостоятельное критическое мышление и т. д., что в целом ведет к повышению качества обучения и подготовленности ребят к жизни в современном обществе.

7

                        Литература

        Брунер Д. Психология познания. – М., 1977.

 

        Дьюи Д. Демократия и образование. – М., - 2000.

        Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М. 1996.

        Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе         образования. М., 2007.

        Чошанов М. А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации Директор школы. – 2000. - №4. – С. 56-62.

        

2

Содержание

I. Введение

II. Глава 1. Основные идеи и принципы конструктивизма.

        2.1. Особенности деятельности учителя-конструктивиста при подготовке и проведении урока.

    Глава 2. Опыт работы по применению идей конструктивизма на уроках обществознания.

III. Заключение.

IV. Литература.

V. Приложения.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...