Конспект обществознание
план-конспект урока обществознания (10 класс) по теме

Южакова Оксана Сергеевна

материал для урока обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_ideologiya.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon lekciya_konservatizm.doc31 КБ
Microsoft Office document icon lekciya_liberalizm.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon lekciya_socializm.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Диденко Светлана Николаевна

Лекция: «Идеология»

Идеология – система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом.

  1. Автор термина – французский философ XIX века А. Дестют де Траси.
  2. Так он назвал учение об идеях, позволяющих установить твердые основы для политической жизни.

Структурные компоненты идеологии:

Теоретический - основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенной общественной группы, нации или государства, определяющие направления политического развития.

Программно-политический - Идеи преобразуются в конкретные программы, лозунги и требования, политическое руководство принимает определенные политические решения

Актуализированный - Осознанные гражданами конкретные политические цели реализуются с помощью конкретных методов и действий

Связь идеологии с политикой:

  1. С одной стороны, идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества,

  1. Но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения.

Функции идеологии:

  1. Ориентационная

     Идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки.

  1. Мобилизационная

Предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизирует членов общества на воплощение их в жизнь

  1. Интегративная

   Она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей

  1. Амортизационная (смягчающая)

Объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения и разрешению кризисных ситуаций, когда у       государственной власти нет материальных или организационных возможностей общества и граждан

  1. Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса



Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Диденко Светлана Николаевна

Лекция: «Консерватизм»

Консерватизм – система идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям

Главные принципы:

  1.  отказ от революции;
  2.  неприятие любых утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества.

Основоположники современного консерватизма -  американские политологи Д. Ален   и С. Хантингтон.

Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко – не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).

Основные идеи классического консерватизма:

  1. Невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану «с листа», без опоры на исторические традиции и институты;
  2. Любое поспешное и радикальное изменение общественного порядка неразумно;
  3. Незыблемость устоявшегося социального порядка;
  1. Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка – семьи, религии и частной собственности;
  1.  Допущение только постепенного, ненасильственного изменения общественной жизни.

Современный консерватизм признал многие ценности нашего времени:

  1. Рыночную экономику;
  2. Свободную конкуренцию;
  3. Индивидуальные права и свободы;
  4. Правовое равенство граждан.

Но при этом сохранил твердую приверженность своим принципам

Принципы консерватизма:

  1. Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и моральных устоев общества;
  2. Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям;
  3. Признание юридического, но неприятие экономического и социального равенств;
  4. Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства.

Основные разновидности и направления современного консерватизма:

  1. Национал-консерватизм;
  2. Либеральный консерватизм;
  3. Технократический консерватизм;
  4. Религиозный консерватизм.

Многие политические силы и сегодня отстаивают идеи консерватизма.



Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Диденко Светлана Николаевна

Лекция: «Либерализм»

Либерализм – первое в истории оформившееся идеологическое учение.
Его идейная основа – политическая философия Дж. Локка , Т. Гоббса и А. Смита.

  1. Либерализм изначально являлся идеологией утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии.

Основные экономические принципы либеральной идеологии:

  1. Свободная конкуренция
  2. Рынок
  3. Частное предпринимательство

Основные политические принципы либерализма:

  1. Верховенство закона;
  2. Правовое равенство всех граждан;
  3. Договорная природа государства с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества;
  4. Политический плюрализм;
  5. Терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям;
  6. Веротерпимость.

Проблемы и противоречия либерализма:

  1. Как определить пределы возможного вмешательства государства в частную жизнь граждан (особенно в кризисные периоды)?
  2. Как совмещать демократию и индивидуальную свободу?
  3. Противоречие между экономической свободой и социальным неравенством;
  4. Соотношение индивидуальной свободы и общественной морали, патриотизма, общечеловеческих прав и свобод личности.

Проблема: Являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной «культурной» почве затруднено?

Идеология неолиберализма:

  1. Попытка соединить базовые ценности либерализма (права и свободы граждан) с принципом сильного правового государства – гаранта соблюдения прав и законов, поддержания общественного порядка;
  1. Признание необходимости   достижения консенсуса    в отношениях между

   управляющими и управляемыми,  элитой и большинством общества;

  1. Стремление совместить принципы индивидуальной свободы, рыночной конкуренции и неприкосновенности частной собственности с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов;
  1. Признание необходимости   равноправного и активного   участия широких масс в общественной жизни, без чего невозможна демократия;
  2. Рассмотрение морали и морального облика не как личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия нормального развития общества.

Большинство современных ведущих стран предпочитают идеи либерализма



Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Диденко Светлана Николаевна

Лекция: «Социализм»

Для учений социалистического толка характерно отрицание:

  1. института частной собственности;
  2. материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов;
  3. хозяйственной конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как условие динамичного развития экономики и обеспечения материального благосостояния человека и общества.

Сторонники этой идеологии предложили:

  1. Нетрудовое уравнительное перераспределение доходов;
  2. Административное регулирование социальных и экономических процессов;
  3. Государство определяет и закрепляет нормы и принципы социальной справедливости («от каждого по способностям – каждому по труду»

    или «каждому по потребностям»).

Наиболее радикальными версиями социализма являются марксизм и коммунизм

Недостатки учения Маркса:

  1. Игнорирование естественного неравенства людей как условия динамичного развития, а также объективного хода общественного развития;
  2. Монизм – стремление преодолеть многообразие во всех сферах общественной жизни;
  3. Признание общественного самоуправления как идеала общественного устройства;
  4. Ставка на принуждение и моральные (идеологические) стимулы при игнорировании материальных потребностей и реальных интересов людей в экономической и политической жизни.

Разновидности коммунизма:

Марксизм-ленинизм

  1. Победоносная пролетарская революция
  2. Установление диктатуры пролетариата
  3. Идея о партии «нового типа» (у Маркса – нет) – жестко централизованной и дисциплинированной организации

Сталинизм

  1. Отказ от идеи «мировой революции»
  2. Ставка на строительство социализма «в одной отдельно взятой стране»
  3. Учение о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму

В начале ХХ века «классический марксизм» был пересмотрен -- социал-демократия 

Основные принципы:

  1. Отказ от идеи абсолютного обнищания пролетариата при капитализме;
  2. Социализм – не конечная цель, а постоянный процесс возрастания благосостояния, свободы в общественной жизни;
  3. Построение социализма мирным эволюционным путем при опоре на государство и демократические институты;
  4. Отказ от идеи классовой борьбы как главном факторе общественного развития.

Основоположники – немецкие марксисты Э. Бернштейн и К. Каутский

Эти идеи – основа «демократического социализма» - идеологии современных европейских социалистов и социал-демократов

  1. Ориентация на защиту трудящихся;
  2. Реформизм – отказ от любых форм революционной борьбы и ставка на реформы;
  3. Социальная солидарность всех слоев и групп общества;
  4. Народовластие и развитие общественного самоуправления.

Вывод:

  1. Социализм – самая «молодая» идеология;
  2. Имеет много разновидностей;

  1. Неоднократно пересматривался;
  2. Его принципы успешно реализуются во многих странах современного мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по обществознанию в 7 кл "Корыстные преступления"

На уроке рассматриваются виды преступлений против собственности и ответственности за них. Цель урока:предупредить об ответственности за преступное посягательство на чужую собственность....

План-конспект по обществознанию в 7 кл "Что такое вина"

На уроке формируются  первоначальные представления о вине, как обязательном компоненте состава преступления.Раскрывается содержание понятия «вина»;расширяются представления учащихся о принципе не...

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

конспект бинарного урока обществознание-информатика

Конспект бинарного урока информатика обществознание по теме: "Право собственности. Авторское право."...

План-конспект обществознание 8 класс 1 первое полугодие

Краткий конспект по обществонанию 8 класса, который включает темы:общество, развите обществаглобализация, глобальные проблемы человечестваЧеловек, индивид, индивидуальность, личностьКультураРелигияНау...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....