рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию по теме

Еремина Виктория Владимировна

Рабочая программа по обществознанию составлена для средней школы - 6-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon robochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

При составлении данной рабочей программы

были учтены требования официальных нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
  2. Приказом Министерством образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
  3. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  5.  Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений,' реализующих программы общего образования по Мурманской области (2006г)
  6. Примерные программы основного общего образования по обществознанию, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010/2011 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ №  822 от 23.12. 2009 г.;
  8. Программа курса обществознания для 6-11 классов общеобразовательных учреждений, автора О.Б.Соболевой, В.В. Барабонова. – М. Вентана – Граф, 2009г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией Г.А. Бордовского, ее концепция  и содержание реализуется в соответствующих  учебниках.
  9. Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автор А.И. Кравченко, И.С. Храмова М. Русское слово, 2008. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ).

Программа адресована обучающимся  6-9  классов общеобразовательной  школы. 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.

Примерная программа среднего (полного) общего образования была использована для создания рабочей программы при тематическом планировании курса учителем.

Место и роль курса в обучении

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. 

Принцип отбора материала

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной, исследовательской деятельности, которые предполагают не только учёт индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и  определяют необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности. Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является первым этапом в изучении обществознания. Первый этап (6кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе  необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

 Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности),  социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Преподавание обществознания в 6-7 классах ориентировано на  анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.

Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Цели и задачи учебного предмета на ступени основного общего обучения

       

       • Познакомить школьников с проблемами происхождения человека, его физического, психологического и духовного развития.

Помочь ученику лучше понять окружающую и социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, научиться их адекватно осуществлять, почувствовать себя гражданином своей страны.

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

       • воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

       • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

       • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

       • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. 

Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности:

  1. получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  2. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  3. формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
  4. наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  5. оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  6. участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  7. конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

Межпредметные связи и преемственность

Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.

        

        

Методический блок

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  1. технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
  2. технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
  3. технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
  4. метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);
  5. теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  1. индивидуальная (консультации);
  2. групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);
  3. фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
  4. парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей учебной программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  1. лекции;
  2.  беседа
  3. домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач  разной сложности);
  4. практикум,
  5. рассказ.

Система контроля

Для оценки достижений учащихся запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов.

Результаты обучения.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать

  1. социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  2. сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  3. характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  4. содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  1. описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  2. сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  3. объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  4. приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  5. оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  6. решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  7. осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  8. самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  2. общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  3. нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  4. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  5. первичного анализа и использования социальной информации;
  6. сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Содержание программы

 Обществознание 6 класс. Автор  В.В. Барабанов (35 часа, 1 час в неделю)

Мир человека

Введение (1 час)

     Что мы узнаем о человеке. Почему  эти знания важны. В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса.

Человек – часть природы (4часа)

      Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Научный подход к происхождению человека. Пути эволюции. Потомки одного вида.

Познавая мир и самого себя (7 часов)

    Как человек познает мир. Ощущение и восприятие. Бессознательное. Сознание человека. Речь. Мышление. Память. Виды памяти. Внимание. Эмоциональный мир человека. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность.

Деятельность человека (7 часов)

      Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Потребности и интересы. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, познание. Творчество. Общение. Виды общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Мораль в жизни человека. Добро и зло. «Золотое правило морали».

Жизненный путь человека (3 часа)

     Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский подростковый и юношеский возраст. Зрелость, старость.

Человек в мире культуры (3 часа)

     Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Традиции и обряды. Наше наследие. Вера. Религиозная вера. Свобода совести. Толерантность. Искусство и наука.

Заключение (1 час)

     Жизненные ценности человека.

Резерв учебного времени 9 часов

Обществознание 7 класс. Автор: О.Б.Соболева (35 часов, 1 час в неделю)

Человек в обществе

Введение (1 час)

     Зачем молодому человеку изучать общество и проблемы управления им?

Общество и его структура (7 часов)

     Общество как форма жизни людей. Основные области общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения. Понятие «социальное»

     Структура общества. Вертикальная и горизонтальная структура общества. Общественное неравенство.

     Виды социальных групп. Большие и малые социальные группы.

     Многообразие народов. Национальные различия. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения.

     Профессии, профессиональные коллективы, профессиональные объединения. Профессия как социальная группа. Роль различных  профессий в жизни общества.        

     Образование и профессиональная компетентность. Выбор профессии.

     Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения в семье. Отношения между поколениями.

     Классный коллектив как малая группа. Взаимодействия в классном коллективе.

Человек в обществе (10 часов)

     Позиции человека в обществе. Статус. Возможности и способы изменения человеком своего социального положения. Социальная мобильность. Роли, которые играют люди в обществе. Формальные и неформальные роли. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростков. Ролевой конфликт.

     Коллективное поведение. Групповая активность как коллективное поведение. Особенности поведения человека в разных коллективах. Человек и толпа.

     Межличностные отношения. Общение. Солидарность, взаимопонимание, толерантность, лояльность. Агрессивное поведение. Межличностные конфликты и способы их  решения.

     Социальные нормы. Социальный контроль. Общественные ценности и нормы. Мораль и нравственность. Гуманизм. Социализация человека. Свобода и ответственность.     Отклоняющееся поведение. Роль поощрения и наказания в общественном поведении.

Общество и государство (7 часов)

     Государство как политическая организация общества. Формы организации государственного управления. Политические режимы. Формирование органов власти в демократическом государстве. Разделение властей. Центральная власть и местное самоуправление.

     Гражданин. Государственная власть и граждане. Участие граждан в политической жизни демократического государства. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в современной жизни человека. Политический экстремизм и его последствия.

     Социальные конфликты и политическое развитие.

     Средства массовой информации и их роль в обществе. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.

Современное общество(4часа)

     Общественный прогресс и его результаты в начале 21 века. Достижения в науке, культуре, производстве. Информационное общество. Противоречия общественного развития.

     Религия и атеизм. Религиозные организации и объединения. Их роль в жизни современного общества. Взаимоотношения людей разного вероисповедания.

     Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Угроза термоядерной войны. Опасность локальных военных конфликтов и международного терроризма.

     Необходимость преодоления разрыва в уровне развития стран. Необходимость борьбы с голодом, нищетой, эпидемиями и неграмотностью. Предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и борьба с его последствиями. Обеспечение человечества необходимыми ресурсами.

Заключение (1 час)

     Роль человека в современном обществе. Значение индивидуальной и коллективной деятельности человека для развития общества.

Резерв учебного времени (5 часов)

Обществознание 8 класс. Автор А.И. Кравченко (35 часов, 1 час в неделю)

Введение.  (1 час)

Содержание курса обществознания.

Общество и человек. (11 часов)

    Общество. Его экономическая и политическая сферы.

     Социум и  духовная культура Человек. Природа. Общество. Типы обществ. Черты их сходства и различия Социальный прогресс и развитие общества. Личность и социальная среда. Потребности человека. Социализация и воспитание. Общение.

Экономическая сфера. (12 часов)

      Что такое экономика. Товар и деньги Спрос и предложение Зарождение рынка.

      Основные признаки ранка.

      Предпринимательство. Роль государства в различных экономических системах.

      Налоговая политика государства Бюджет государства.

     Семейный бюджет. Трудовые отношения.

Социальная сфера.(9 часов)

     Социальная структура. Социальная структура общества. Социальная мобильность.        

     Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.  

     Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная стратификация.  Богатые. Бедные. Этнос: нации и народности.

     Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Конфликты в обществе.

     Семья.

Обществознание 9 класс. Автор Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеева. (35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 час).

     Сфера общественной деятельности, характеристика политической сферы, понятия право,  роль права в жизни общества.

Политика (12 часов).

     Понятия политика, власть. Методы осуществления власти.

     Государство, его признаки и функции. Формы государства: форма правления, политический режим, территориально-государственное устройство. Правовое государство, его признаки.

    Политическая партия, участие граждан в политической жизни. «Четвертая власть». Роль СМИ в политической жизни общества.

Право (21 час).

     Право, его роль в жизни общества и государства. Субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права и свободы гражданина. Отрасли права: трудовое,  семейное, административное и т.д. Уголовно-правовые отношения. Уголовная ответственность для несовершеннолетних. Международное право. Правовая,  социальная защита несовершеннолетних. Право в сфере образования. Защита жертв вооруженных конфликтов.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;

Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;

Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;

Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);

Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;

Понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;

Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;

Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.

Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми. Сущность общества как формы совместной деятельности людей.

Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации.

Учебно-методический  комплект.

Основная литература

Для учащихся

В.В.Барабанов,  И.П. Насонова. Обществознание. 6 класс. М.: Вентана –Граф, 2009г.

О.Б. Соболева. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. . М.: Вентана –Граф, 2009г.

 О.Б. Соболева. Обществознание 7 класс. - М.: Вентана –Граф, 2009г.

О.Б. Соболева.  Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. М.: Вентана –Граф, 2009г.

А.И. Кравченко. Обществознание 8 класс. - М.: Русской слово, 2011г.

И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. М.: Русское слово, 2011г.

Для учителя

Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие / авт.- сост. Е.Н. Сорокина. – Е.А. Певцова.

Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко. 8 класс – М.: Русское слово, 2010г.

Дополнительная литература

Для учащихся

Конституция РФ

Конвенция права ребенка

Декларация о правах человека

Для учителя

Л. Н. Боголюбов. Методические рекомендации» по курсу «Введение  в обществознание» 8-9 класс. –М: «Просвещение » 2001 г.

Е. А. Певцова.     «Обществознание. Книга для учителя 8-9 класс. «Русское слово» 2002 г

В. В. Похлепкин  Словарь международной символики и эмблематики. –М: 1996 г..    

Е. А. Певцова         « Обществознание. Книга для учителя»  6-7 класс. «Русское слово» 2004 г  

Полный сборник кодексов РФ.-М:2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...