Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

Рабочая программа по Обществознанию 9 класс к учебнику и авт. программе Боголюбова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass_v_obshchestvoznanie.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет : ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Класс : 9

Количество часов :

Всего: 34, в неделю : 1

Плановых контрольных работ 1, зачетов 0,

Тестов 3, лабораторных работ 0, административно- контрольных работ 0.

Программа составлена на основе:

  1. Программы курса  Обществознание для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009 г.
  2. Обществознание, 9 кл.: поурочные планы по  учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. Авт.-сост. С.Н. Степанько._ Волгоград: Учитель, 2008 г.
  3. Обществознание. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева - М.: Просвещение, 2011.

Новокузнецк, 2012 г.

Основное содержание курса

Тема 1. Политика

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Пояснительная записка

    Рабочая  программа по обществознанию для  9    класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень)   и  авторской программы  по обществознанию для 5-9 классов Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2009). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.  Программа рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.    Данная программа по обществознанию  предназначена  для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают  предмет  обществоведческого  образования в средней школе.  

    Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание  призвано содействовать формированию у обучающихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Курс Обществознания 9 класса включает  изучение 2 тем. Тема «Политика » дает представление о соотношении политики и власти,  определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни.   Следующая тема «Право» вводит ученика в круг проблем правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.

Цели  курса обществознания для 9 классов заключаются в следующем:

  1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  5. формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
  6. формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
  7. воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;

  1. Формы организации учебного процесса:
  2.  коллективная;
  3.  групповая;
  4.  индивидуальная.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

-   социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-   сущность общества как формы совместной деятельности людей.

Уметь:

-   описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

-   сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

-   объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

-   оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

-   решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-   для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-   нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-   первичного анализа и использования социальной информации.

Список литературы

Литература для учителя

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 2001г.
  2. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 2008г.
  3. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2010г.
  4. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 2007г.
  5. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
  6. Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения /авт.-сост. О. А. Северина. -Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Володина С.И.Основы правовых знаний.- М.: Академкнига/Учебник, 2010

Литература для обучающихся

  1. Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002г.
  2. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995. Кравченко А. И. Обществознание: 8 кл.— М., 1999г.  
  3. Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999г.
  4. Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002г.
  5. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001г.

Тематический план

№ темы

Название раздела, темы

Количество часов базовой программы

Количество часов рабочей программы

Изменения внесенные в базовую программу

1

Политика и социальное управление

8

9

Расширение за счёт использования резерва

2

Право

16

25

Расширение за счёт использования резерва

3

Резерв

10

0

4

Итого

34

34

Календарно- тематическое планирование курса «Обществознание»  9 класс. 2012-2013 учебный год

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечания

План.

Фактич.

Тема 1. Политика и социальное управление ( 9 часов)

Политика и право

04.09

04.09

Входная контрольная работа за курс «Обществознание 8 класс»

11.09

11.09

тест

Государство

18.09

Политические режимы

25.09

Правовое   государство

02.10

Гражданское общество и государство

09.10

Участие граждан в политической жизни

16.10

Политические партии и движения

23.10

Повторительно - обобщающий урок по теме «Политика и социальное управление».

30.10

Тема 2.  Право (25 часов)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства.

13.11

Правоотношения и субъекты права.

20.11

Правонарушения и юридическая  ответственность.

27.11

Правоохранительные  органы.

04.12

Конституция Российской  Федерации.

11.12

Основы конституционного строя РФ.

18.12

Контрольный тест по итогам I полугодия

25.12

тест

Права и свободы человека  и гражданина.

Конституционные обязанности гражданина.

Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Трудовые правоотношения. Право на труд.

Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Семейные правоотношения.

Права и обязанности родителей и детей.

Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовно-правовые отношения.

Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права.

Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Повторительно- обобщающий урок по теме «Право»

Итоговое повторение за курс «Обществознание 9 класс».

тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...