Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Новикова Надежда Ивановна

Рабочая программа по учебнику Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshch_9_kl.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию 9 КЛАСС

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение, 2010;
  2. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»: 9 класс. - М.: Просвещение, 2010;
  3. Дидактические материалы по курсу   «Введение в обществознание»: 8-9 классы / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2002.
  4. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику Боголюбова Л.Н. / С.Н. Степанько - Волгоград: Учитель, 2007.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

  1. социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  2. сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  3. характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  4. содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  1. описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное су-щество; основные социальные роли;
  2. сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  3. объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  4. приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  5. оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  6. решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  7. осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  8. самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  2. общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  3. нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  4. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  5. первичного анализа и использования социальной информации;
  6. сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Тематическое планирование[1]

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля

Информационное сопровождение

Политика.

Политика и власть.

Комбинированный урок

Политическая сфера общества. Политическая      власть. Политические организации.  Роль  политики в жизни общества. Политика -дело  каждого.   Условия       успешной политической   деятельности

Объяснять понятия. Определять, что входит в сферу политики.   Называть   признаки любой власти

Работа с источниками. Составить схему   «Сфера политики»

Презентация

Государство.

Комбинированный урок

Происхождение государства.   Государство, в котором мы   живем.   Гражданство. Становление   правового   государства.      Государство,  суверенитет, монархия, республика

Выделять главное в тексте. Называть признаки и формы государства. Знать теории происхождения государства

Составить схему «Формы государства», таблицу «Теории происхождения      государства»

Презентация

Сущность и классификация политических режимов.

Комбинированный урок

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима.

Знать, что такое политический режим, какие существуют его типы.

Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ примерами

Составить схему «Политические режимы»

Презентация

Политические режимы.

Комбинированный урок

Презентация

Понятие и признаки государства. Правовое государство.

Комбинированный урок

Теории происхождения    государства.   Правовое  государство

Характеризовать  основные понятия. Объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится   власть   в   государстве. Доказывать свою точку   зрения.   Раскрывать смысл положения «Право -выше    власти».    Называть теории права, факторы возникновения      государства. Раскрывать смысл определений понятия «государство».   Объяснять,   с  какими явлениями     общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства

Составить схемы «Ценности государства», «Форма государства»

Презентация

Формы государства. Правовое государство.

Комбинированный урок

Презентация

Гражданское общество и правовое государство.

Комбинированный урок

Государство как основной   политический   Институт.       Гражданств общество.       Признаки государства.     Функции государства.   Типы   государств.       Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества.       Причины возникновения      гражданского общества. Условия    возникновения и развития гражданского      общества. Условия   формирования  гражданского  государства

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать,  делать выводы, отвечать на вопросы

Составить кластер «Государство», таблицу «Признаки гражданского     общества»,      схемы «Функции   государства», «Типы государств»

Презентация

Участие граждан в политической жизни.

Комбинированный урок

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. активность электората. Роль референдума в политической жизни.

Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм,

Каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и её решения

Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Презентация

Составить синквейн «Референдум», схему «Формы участия граждан в политической жизни страны»

Презентация

Политические партии и движения.

Комбинированный урок

Определение и признаки политической партии. понятие о политической программе партии. однопартийная и многопартийная системы. Функции политической партии. Классификация политических партий.

Знать, что такое политическая партия, какие функции она выполняет,

Основные подходы к классификации политических партий,

Какими признаками наделена политическая партия

Уметь анализировать политические партии и определять к какому типу они относятся.

Презентация

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Комбинированный урок

Презентация

Политика.

П-О У

Знать  основные   положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее изученный материал для  решения  познавательных задач

Тестирование, понятийный   диктант, решение проблемных задач

Презентация

Право

Право, его роль в жизни общества и государства.

Комбинированный урок

Понятие   права.   Теории      происхождения права. Основные черты и признаки права. Мера   свободы.   Правовая        ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение

Знать: - что мораль и право неразрывно взаимосвязаны; - что право связано с юридическими законами и государством; - что право - это система общеобязательных   правил поведения,   установленных государством. Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать  некоторые определения права. Характеризовать теории   права.   Аргументировать свою точку зрения

Составить    схему «Виды    юридической    ответственности»,    таблицы «Теории  происхождения      права», «Признаки права»

Презентация

Понятие правоотношений. Правоотношения и субъекты права

Комбинированный урок

Право и закон. Право,  мораль,  государство,    договорная теория  права,  теологическая теория, теория        естественного права, признаки права

Рассмотреть сходство и различие права и морали, теории происхождения права.

Таблица «Право и мораль»

Презентация

Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений.

Комбинированный урок

 Правовая        ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение Преступление.     Особенности     уголовной ответственности     несовершеннолетних. Отличие      уголовной ответственности      от других  видов  юридической   ответственности.    Обстоятельства, смягчающие   и   отягчающие вину. Обстоятельства,    исключающие     преступность деяния. Виды наказания      несовершеннолетних.     Освобождение      несовершеннолетних от наказания

Объяснять обстоятельства, исключающие преступность деяния. Различать основания для привлечения к уголовной      ответственности. Решать   учебные   ситуационные задачи

Составить таблицу      «Виды наказания     несовершеннолетних»

Презентация

Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Комбинированный урок

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. причины совершения преступлений. Ответственность.

Знать

Что представляют собой проступки и преступления

Что такое юридическая ответственность, виды ответственности

Что такое презумпция невиновности

Наказание, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления

Уметь анализировать состав преступления и определять состав преступления, является ли содеянное преступлением.

Составить схему «Признаки преступления», сравнительную таблицу уголовное и гражданское правонарушение

Презентация

Правоохранительные органы.

Комбинированный урок

Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.

Знать:

Основные положения урока;

Термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности.

Уметь:

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

Понимать содержание и значение правовых норм

Приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулированных различными видами норм.

Составить схему «структура правоохранительных органов РФ»+

Презентация

Основы конституционного строя РФ.

Комбинированный урок

Конституция - основной  закон  государства. Отличие Конституции от остальных законов   страны.   Классификация     прав     и свобод         человека. Полномочия     Президента,   судов,   Федерального Собрания

 Обеспечение   прав   и свобод    человека   гражданина

Знать, что Конституция: - обладает высшей юридической силой; - провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; - базируется на ценностях нравственных,    демократических,        патриотических. Уметь   объяснять,   почему Конституцию называют законом высшей юридической силы.         Характеризовать смысл   основных   понятий. Анализировать тексты

Составить   таблицу    «Классификация прав и свобод человека». Работа над статьями Конституции   РФ   (по заданиям)

Презентация

Конституция Российской Федерации.

Комбинированный урок

Презентация

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.

Комбинированный урок

федерация, унитарное государство, структура органов государственной власти в РФ.

Объяснить, что такое федерация, рассмотреть структуру органов государственной власти в РФ.

Анализ содержания учебника

Презентация

Права и свободы человека и гражданина.

Комбинированный урок

Гражданин - человек, имеющий права и обязанности.

Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем

Творческое   задание - нарисовать словесный    портрет гражданина и обывателя.      Составить   словарик темы.    Работа   с документами

Презентация

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

Комбинированный урок

Презентация

Гражданские правоотношения.

Комбинированный урок

Имущественные отношения. Право собственности. Закон о правах потребителей.

Знать основные положения урока. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы

Составить словарик темы

Презентация

Право на труд. Трудовые правоотношения.

Комбинированный урок

Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство

Знать: - основания возникновения трудовых отношений; -  стороны  трудовых отношений; - рабочее время  и  время отдыха. Решать практические задачи

Работа с трудовым кодексом

Презентация

Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

Комбинированный урок

Презентация

Семейные правоотношения.

Комбинированный урок

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов

Знать основные положения урока. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы

Работа с документами.     Составить таблицу «Права и обязанности   супругов»

Презентация

Административные правоотношения.

Комбинированный урок

Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. разнообразие мер воздействия. представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. материальная ответственность..

Знать

Что представляют собой проступки и преступления

Что такое юридическая ответственность, виды ответственности

Что такое презумпция невиновности

Наказание, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления

Уметь анализировать состав преступления и определять состав преступления, является ли содеянное преступлением.

Презентация

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

Комбинированный урок

Презентация

Уголовно- правовые отношения. Основные понятия и институты уголовного права.

Комбинированный урок

Принцип презумпции невиновности. дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и мерв воспитательного воздействия

Презентация

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Комбинированный урок

Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. причины совершения преступлений. Ответственность.

Презентация

Социальные права.

Комбинированный урок

Социальные права. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Знать основные положения урока. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы.   Объяснять  свою точку зрения

Работа с документами

Презентация

Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Комбинированный урок

Основные положения международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. I-IV Женевские конвенции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста

Знать основные положения урока. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы

Работа с документами по предложенным заданиям

Презентация

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Комбинированный урок

Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование

Знать основные положения раздела. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать    собственную точку зрения или обосновывать    известные.    Умение работать с текстом учебника,  выделять главное,  использовать   ранее   изученный материал для решения познавательных задач

Работа с документами   (по   предложенным заданиям)

Презентация

Право.

П-О урок

Знать  основные   положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее изученный материал для  решения  познавательных задач

Тестирование, понятийный   диктант, решение проблемных задач

Презентация

Итоговый повторительно-обобщающий урок

Комбинированный урок

Знать  основные   положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее изученный материал для  решения  познавательных задач

Тестирование, понятийный   диктант, решение проблемных задач

Презентация


[1] Жирным шрифтом выделены положения ГОСт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...