урок в 10 классе по теме "Семья и быт"
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) по теме

Григорьева Ирина Юрьевна

разработка  технологической карты урока по теме "Семья и быт" в технологии РКМЧП и учебная презентация к нему

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №18 с Харагун, Хилокский район, Забайкальский край    

Технологическая карта урока обществознания в 10 классе,

учителя  Григорьевой И.Ю. в рамках аттестации

тема урока:   Семья и быт

место урока:  38 и 39 уроки  по рабочей  программе, 2 урока  в теме

тип урока: урок - исследование, урок - практикум

оборудование урока: учебник, печатные материалы, презентация

цель уроков: проанализировав  изучаемые  аспекты, доказать значимость социального института семьи и необходимости бережного отношения к её ценностям

Задачи урока:    способствовать формированию у учащихся чувства личной  ответственности за благополучие в своей семье, как основы духовно- нравственного развития личности;

 развивать умения анализировать и переводить большой объем  изучаемой информации в компактные знаковые  системы;

обучать работать в парах, отстаивать свою точку зрения;

  конкретизировать знания учащихся о семье как об одном из наиболее важных социальных институтов

Основные понятия: семья, функции семьи, ценности, быт, типы семей

        

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап стадия вызова: Актуализация

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала  ( 5 мин)

Слайд 1

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

В чем важность этих цитат?   слайд 2

А какие ассоциации у вас возникают, со словом  семья? Что это такое?  слайд 3

    Все ли семьи одинаковы? Конечно, нет

Поработайте с текстом в парах и определите формы  данных семей                      Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья является отражением процессов происходящих в обществе…

Рефлексия этапа

Размышления детей

Выведение темы и цели урока

Работа в парах

Семья - общность супругов, родителей и детей.

Семья – совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство.

синквейн

2 этап, стадия осмысления: ПРАКТИКУМ  

организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения  (30 мин)

Скажите, те определения, которые вы сейчас сказали больше подходит к определению малая группа, или социальный институт?  Слайд 4

На каких же принципах должна строиться семья? Для ответа на этот вопрос нам поможет красивая легенда Сухомлинского

 Для чего нужен этот важный социальный институт? Каковы его основные функции?

Заполните схему слайды 5-13

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Семья – один из наиболее древних социальных институтов, тесно связанный с другим социальным институтом – браком (найдите определение с. 197 = признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

 Сохранил ли свои прежние позиции брак? Обоснуйте свое мнение.

Какие  современные виды брака вы можете  назвать? Слайд 14

Повторение понятий – малая группа, социальный  институт

Выделяют основные принципы

Работа с учебником, стр 197-198.-отработка навыков скорочтения

Работа в парах –выведение ?!

3 этап:       стадия рефлексии (10 мин)

После выводов учитель предлагает провести тренинг «Чудо-семья». Для этого образуется несколько групп из 4 человек. Один исполняет роль отца, который вечером должен отдохнуть перед трудным и ответственным для него днём. Второй исполняет роль старшего ребёнка, который хочет провести шумную вечеринку именно сегодня вечером (настояли друзья, поскольку у него сегодня день рождения). Третий – это младший ребёнок, у которого какие-то свои проблемы, он погружен в свои мысли, он нуждается в поддержке, совете, участии, 4 матушка - которой необходимо вечером встретиться с подругой(клиенткой) для оформления заказа. Участники должны договориться, как пройдёт вечер в семье. Когда решение будет принято, каждая группа рассказывает: удалось ли им  договориться; чьи интересы пострадали; кто достиг своей цели; что каждый почувствовал в процессе игры; о чём сожалеют участники; что хотели бы изменить.

Игровой тренинг

     

Урок 2         Этапы 1 и 2      стадия вызова и осмысления (30мин)

Могут ли быть одинаковыми семьи, особенно в современных условиях?

                                               Слайд 15

На основании данных,  составьте схему изменений современной семьи  (страница 106

методички Сорокиной)

Государственная семейная политика. Какие задачи реализуются  в РФ, какими методами?

Рефлексия и одновременно введение в следующую работу

Окончите народные пословицы 

Почему изучение бытовых отношений стоит в теме о семье? Что же представляют бытовые отношения?

Составление схемы на основе имеющихся данных о типах семьи (15 мин) –работа в парах

Индивидуальные  ответы

В гостях хорошо… а дома лучше.

 Не нужен клад… когда в семье лад.

Вся семья вместе….так и душа на месте 

 Не красна изба углами… а красна пирогами.

Дом вести… не бородой трясти.

Работа с учебником по принципу «заметки на полях» оформление записей в виде(ЗУХ)

Этап                 Рефлексия всего занятия (10мин)

взаимо и самооценка, согласование с учителем

ДЗ  &18

Листы самоконтроля

Дополнительный материал для учителя

Легенда В.А. Сухомлинского(брала из интернета, не перепроверила)

Когда Бог создал мир, он научил все живые существа продолжать свой род- производить себе подобных. Поселил Бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине –горсть зерна. Живите и продолжайте свой род,- сказал Бог,- а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас.

        Приходит Бог к человеку с архангелом Гавриилом ровно через год. Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в колыбели- ребенок спит.А мужчина и женщина смотрят то на небо, то в глаза друг другу. И когда глаза их встретились, видел Бог в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту, видел в них что-то такое, что ему самому Господу, неведомо было. И спросил Господь архангела Гавриила: «Что это?»

- Это любовь, Господи,- ответил архангел Гавриил.

Рассердился Бог, разгневался, потому что человек без его ведома создал нечто такое, что ему, самому Богу, неизвестно было, и сказал он человеку:

- Вот тебе мое наказание, Человек, ты будешь стареть, и каждый час жизни будет по крупинке уносить твою силу и молодость. А я приду через 50 лет и посмотрю, что в твоих глазах останется.

        Пришел Бог с архангелом Гавриилом        через 50 лет. Видит – вместо шалаша стоит изба рубленная, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб созревает, сыновья поле пашут, дочери пшеницу- жнут, а внуки на лугу играют. Перед избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И когда взгляды их встречались, видел Бог в них нечто такое, что ему неведомо было. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:-Что это?

-А это, Господь, верность,- ответил архангел Гавриил.

        Еще больше разгневался Бог.

-Мало тебе старости, Человек? Так умирай же, умирай в муках и уходи в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, что с твоей любовью и верностью станется.

        Пришел Бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит, сидит старик над маленьким надгробным холмиком и смотрит то на алую утреннюю зарю, то на холмик тот могильный. И. Когда его взгляды к холму обращались, видел Господь в них нечто такое, что ему самому было неведомо. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:

-Ну, а это что?

- А это, Господь, память сердца, -ответил Гавриил.

        Повернулся Господь лицом к пшеничной ниве и увидел: у золотых колосьев стоят двое мужчина и женщина и смотрят то на алое небо, то в глаза друг другу…

        Постоял Господь, подумал и ушел с Земли. И с той поры Богом на земле стал Человек, в глазах у которого любовь.(Сухомлинский)

Примерная схема изменения типажа  современной семьи

* Рост влияния женщины, её карьера                 разрушение патриархальной

                                                          семьи  переход к  партнерской семьи

* Разрушение многопоколенной,расширенной  семьи     нуклеарные семьи

* разделение институтов семьи и брака                  рост  неполных  семей

уменьшение количества                       рост разводов

законных браков                                                                              

                                   рост повторных браков

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, и этот институт в настоящее время переживает кризис.

Кризисные явления в жизни семьи:

  1. Разрушены нравственные представления о браке и семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему “я”;
  2. Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
  3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.
  4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.
  5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
  6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.

Назовите важнейшие аспекты бытовых отношений ( затраты времени на удовлетворение бытовых нужд, распределение обязанностей супругов, участие детей в организации семейного быта).

Раздаточные  материалы  для учащихся

Рабочий лист.             __________________________________________

                                         (фамилия, имя учащегося)

Задание 1: Прочитайте примеры и ответьте на вопрос: «Семья ли это?

Если семья то заполните таблицу

  1. Пётр и Ольга – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.
  2. Валентина Михайловна – вдова, она живёт вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает.
  3. Ивану Михееву – 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трёхлетнего ребёнка.
  4. У Марины и Владимира Ермиловых двое детей – Ирина(21 год) и Константин(14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города.
  5. Сергей и Дмитрий – гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения.
  6. У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена.
  7. Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоём живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.

Каков состав семьи?

Каковы основания семейных связей?

1

2

3

4

5

6

7

Задание 2: Поработайте с текстом учебника на странице 197-198.

Заполните представленную таблицу, расставьте приведенные примеры в неё. Приведите недостающие примеры

Функции семьи

Название функции

Суть функции

примеры

важнейшие

основные

    А.     Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов и т.д.______________________________

Б.    В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки._____________________________

В.        Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать._________________________________

 Г.         В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел.________________________

Задание 3: Составьте  схему- «Тенденции  и изменения в развитии современной семьи» и  диаграмму « изменение роли   женщины в распоряжении семейным бюджетом»(с. 199)

Задание 4: после работы с текстом учебника, ответьте на вопросы

1.Что такое бытовые отношения? Как, на ваш взгляд,связаны семья и быт?

2.Назовите важнейшие аспекты бытовых отношений. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей?

3.Кто из супругов наиболее активно решает бытовые проблемы? Обоснуйте.

4.Какова роль бытовой техники и сферы услуг в решении бытовых проблем семьи?          

 5. Какой смысл  понятия «культура топоса»?   Как эта задача решается?

                                                                                                                                         

Дневник  изучения  темы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нам говорит согласье струн в оркестре, что одинокий путь подобен смерти. В Шекспир «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой «Плохо человеку когда он один. Горе одному, один не воин.» В.В.Маяковский

Слайд 2

Семья и быт «Семья – великое, святое, богоугодное дело в жизни человека. Способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» Иоанн Златоуст.

Слайд 3

семья СИНКВЕЙН Первая строка – существительное , тема синквейна . Вторая строка – два прилагательных или причастия , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит тема синквейна . Четвертая строка – фраза из 3-4-х слов , передающая ваше понимание темы Пятая строка – синоним , обобщающий или расширяющий смысл темы, или ваши ассоциации к этому слову.

Слайд 4

семья Малая группа Социальный институт Основанное на браке, родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимоответственностью Объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения в семье

Слайд 5

Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные основные

Слайд 6

Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г основные

Слайд 7

Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные

Слайд 8

Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А

Слайд 9

Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А экономическая Материальное обеспечение

Слайд 10

Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А экономическая Материальное обеспечение эмоционально-защитная взаимоподдержка

Слайд 11

Функции семьи Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А экономическая Материальное обеспечение эмоционально-защитная взаимоподдержка статусная Принадлежность к какой то группе

Слайд 12

Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А экономическая Материальное обеспечение эмоционально-защитная, взаимоподдержка статусная Принадлежность к какой то группе первичный с оциальный контроль Определение норм поведения

Слайд 13

Название функции Суть функции примеры главные репродуктивная продолжение рода г социализации (воспитание) формирование личности детей в основные хозяйственная Ведение домашнего хозяйства А экономическая Материальное обеспечение Эмоциональная, защитная, духовная взаимоподдержка Б статусная Принадлежность к какой то группе первичный с оциальный контроль Определение норм поведения

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...