рабочая программа по обществознанию 11 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (11 класс) по теме

рабочая программа по обществознанию 11 класс составлена на основе учебника Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11obshchestvo-kravchenko.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Министерство образования и науки РС(Я)

Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный орган управления образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крестяхская средняя общеобразовательная школа им. И.Г.Спиридонова» РС(Я)

                      Руководитель МО учителей                                  Зам директора по УР                                                    Директор школы

                    /______________/_____________                     /______________/_____________                             /______________/_____________    

                    «__»__________20___г.                              «__»__________20___г.                                 «__»__________20___г.         

                                                                                   

Рабочая программа учебного курса

по обществознанию в 11 классе

учителя истории, обществознания, ОРКСЭ

Тихоновой Туяры Дмитриевны.

(I категория)

2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС

Рабочая программа составлена на основе:

Обязательного минимума содержания исторического образования,  на основе Программы общеобразовательных учреждений, в соответствие с ФГОС;  Федерального базисного учебного плана; Учебного плана МБОУ «Крестяхская средняя общеобразовательная школа им. И.Г.Спиридонова» РС(Я) на 2012-2013 уч.г.; Примерной программы основного общего образования по обществознанию  5-11 классов для образовательных учреждений. Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2008г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции обществоведческого образования.

Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по  темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Цели. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:  в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Четверть

Раздел

Всего часов

Повторение

Контрольные работы

Резервные уроки

 1 полугодие

Введение. Закон и право. Социальная система общества. Взаимодействие людей в обществе 

 29

 3

 1

 2 полугодие

Взаимодействие людей в обществе. Культура и духовная жизнь Внутренний мир и социализация человека.                      

 24

 8

 1

 2

 Всего:

 68

 53

 11

 2

 2

           Содержание курса

Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. 

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

 Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

Человек как творец и творение культуры

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Общество как сложная динамическая система

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. 

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 40 % учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

– работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

– критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

– решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

– анализ современных общественных явлений и событий;

– освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);

– применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

– написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Реализация рабочей программы способствует:

– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти знания необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Требования к уровню подготовки учащихся в 11 классе

В результате изучения обществознания  ученик должен

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной тематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Используемые УМК:

  • Учебник: Человек и общество (пол ред. Боголюбова Л.Н.), М. 2000.
  • Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Обществознание для 10 – 11 классов. 2004г.
  • Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 2006.
  • Автономов В.С. Введение в экономику.
  • Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву.
  • Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания.
  • Декларация прав ребенка
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Маленкова Л.И. Право и подросток.
  • Мушинский В.О. Азбука гражданина.
  • Настольная книга учителя обществознания.
  • Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания.
  • Сборник программно-методических материалов по экономике.
  • Хромова И.С. . Рабочая тетрадь по обществознанию. – М.: Русское слово, 2008.

Данные об авторе программы:

Учитель: Тихонова Туяра Дмитриевна

Место работы и должность: учитель истории, обществознания, ОРКСЭ.

Адрес работы и телефон: с. Крестях, 841135-26-194

E-mail: tihonova.tuyara@mail.ru

Краткая аннотация курса:

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «Обществознание», а также программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Обществознание для 10 – 11 классов. 2004г.

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов.

Программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все компоненты взаимосвязаны. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 11 классе:

Цели курса:

  1. развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
  3. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах;
  4. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

Основными задачами курса являются:

  1. закрепление основных обществоведческих понятий;
  2. почувствовать себя частью общества и его будущим;
  3. научить выявлять отличительные черты характера;
  4. использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности;
  5. прививать любовь к  Родине;
  6. дать знания о здоровых взаимоотношениях между людьми.

Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.

В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.

Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.

На изучение обществознания  в 11 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов.

Критерии оценивания различных видов работ.

Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто.

Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

учебно-тематический план:

Раздел

Всего часов

1

Введение  

1

2

Закон и право

20

3

Социальная система общества

7

4

Взаимодействие людей в обществе

7

5

 Культура и духовная жизнь

11

6

 Внутренний мир и социализация человека

7

7

 Повторение

11

8

 Контрольные работы

2

9

 Резервные уроки

2

Всего:

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68ч.)

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы
минимального
содержания
образования

Тип урока

Требования

к уровню
подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Введение

1

Познакомить с курсом в 11 классе. Рассказать о требованиях к предмету. Проверочный тест курса «Обществознание 10 класс»

Лекция

Знать основное содержание курса пройденного в 10 классе

Тест

С.4 прочитать.

2

-

3

Глава I. Закон и право.

Происхождение права, его формы и структура.

2

Основные концепции о происхождении и сущности права. Понятие права. Правовая норма, правовая культура.

Понятия и термины: Право, правовая система, прецедент, правовая норма, отрасль права, источники права, нормативный правовой акт, закон.

Лекция, с элементами беседы.

Урок-повторение

Давать определение понятию «право», объяснять сущность отдельных концепций правопонимания, анализируя их положительные и отрицательные стороны

Уметь характеризовать Конституцию РФ.

Тест

&1 прочитать Конституцию РФ, подготовится к повторению

Выучить основные понятия.

4

-

5

Правовая система и источники права.

2

Право в системе социальных норм. История развития правовых норм. Структура права. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Публичное и частное право. Институт права. Источники права. Иерархия нормативных актов. Правовая система

и система права. Законотворческий процесс в РФ.

Понятия и термины: право, прецедент, правовая норма, отрасль права, источники права, нормативно-правовой акт, закон, правовая система.

Урок-лекция

Разъяснять сущность правовой системы и системы права, характеризовать источники права, объяснять  иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие закона во времени, пространстве и

по кругу лиц; аргументировано доказывать значимость права в обществе, его связь с экономическим и политическим уровнем развития государства; научиться отличать правовые нормы от других социальных норм.

Знать понятия и термины

Знать, что такое правовая система и ее отличие от системы права; как осуществляется законотворчество в РФ.

Работа

с документом

Повторить пройденное.

Выучить основные понятия.

6

-

7

Правосудие в современной России.

2

Субъекты, формы

и методы осуществления правосудия. Система российского права. Судебная система страны. Представление

о единой системе судопроизводства.

Понятия и термины: Конституционный суд, Арбитражный суд, суд общей юрисдикции, мировой суд, исковое заявление, присяжные заседатели, презумпция невиновности, кассация.

Комбинированный

Уметь разъяснять особенности российского судопроизводства, разбираться в судебной системе страны.

Уметь написать исковое заявление в суд.

Знать понятия и термины

Знать основные принципы российского судопроизводства, порядок обращения в суд.

Практикум

&2.

Ответить на вопросы с. 13-14.

Выполнить практикум.

8

-

9

Юридическая ответственность.

2

Поведение человека в правовой сфере. Правонарушения. Преступления. Юридическая ответственность, ее признаки и виды. Обстоятельства, исключающие юридическую

ответственность

и преступность

деяния.

Понятия и термины: юридическая ответственность, правонарушение, преступление, наказание, административная ответственность, гражданско-правовая ответственность.

Комбинированный

Знать, что такое юридическая ответственность и в каких случаях она наступает;

Уметь классифицировать различные виды преступлений и дать понятие об ответственности за них.

Уметь характеризовать состав правонарушения.

Уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения.

Знать основные виды наказаний, предусмотренные российским

законодательством, объяснять ситуации и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, разъяснять сущность принципа «презумпция невиновности».

Знать понятия и термины

Работа

с документом, промежуточное тестирование

&3

выписать основные понятия, выучить их.

10

Частное и публичное право

1

Частное и публичное право. Правоспособность и дееспособность гражданина. Физическое и юридическое лицо. Виды юридических лиц. Предпринимательская деятельность, виды предпринимательской деятельности.  

Понятия и термины:

Частное право, публичное право, физическое лицо, юридическое лицо.

Комбинированный

Знать понятие «частного» и «публичного» права, их особенности.

 Уметь разъяснять сущность правоспособности и дееспособности лиц – участников правоотношений.

Знать понятия и термины

& 4.

прочитать

11

-

12

Основы трудового права РФ.

2

Правовое регулирование трудовых отношений. Источники трудового права. Трудовые права российских граждан. Трудовой договор (контракт). Прекращение трудовых правоотношений. Права несовершеннолетних

по трудовому

законодательству. Социальное партнерство.

Понятия и термины: трудовые правоотношения, контракт

Комбинированный

Знать правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской деятельности, особенности регулирования трудовых правоотношений.

Уметь составлять трудовые

контракты и знать, в каких случаях происходит их расторжение, и т. д.

Знать понятия и термины

Работа

с документами.

Тест

& 4.

Составить трудовой договор, заявление о приеме на работу.

Повторить пройденное.

13

Жилищные правоотношения

1

Жилищные правоотношения. Основания приобретения права собственности на жилье. Виды сделок граждан

с жильем. Приватизация. Жилищные фонды, их классификация.

Понятия и термины: жилищные правоотношения, социальный найм, коммерческий найм, приватизация

Урок-практикум

Знать специфику жилищных правоотношений, основания приобретения права собственности на жилье, виды сделок граждан с жильем.

Знать понятия и термины

Работа

с документами, решение юридических задач

Закончить решение юридических задач

14

-

15

Семейные правоотношения

2

Юридические и правовые основы брака. Брак и его правовое регулирование. Органы ЗАГС. Условия заключения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Взаимоотношения родителей и детей, их правовое регулирование. Права и обязанности родителей и детей.

Понятия и термины: семья, брак, брачный договор


Урок-лекция

Деловая игра


Знать юридические и правовые основы брака, условия заключения брака, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей.

Знать понятия и термины

Деловая игра. «Идеальная семья»

& 4.

Подготовится к деловой игре «Идеальная семья».

Подготовится к устному опросу.

16

-

17

Повторительно-обобщающий урок

2

Материал раздела «Закон и право», основные понятия

и термины

Повт.-обобщ. урок

Знать материал раздела «Закон и право», основные понятия и термины

Устный опрос.

Тест

Подготовится к тесту

18

Уголовное право Российское Федерации. Задачи и принципы уголовного права.

1

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Возраст наступления уголовной ответственности. Виды административного правонарушения и административные взыскания. 

Понятия и термины: административная, уголовная, гражданско-право-вая ответственность, наказание


Урок-практикум

Знать виды уголовных наказаний и порядок их назначения, виды административного правонарушения и

административные взыскания.

Знать понятия и термины

Работа

с документами, решение юридических задач

Закончить решение юридических задач

19

Имущественные правоотношения

1

Имущественные права. Понятие собственности. Право собственности. Основания для приобретения права собственности. Защита права собственности.

Договор, сделка. Оферта, акцепт. Виды договоров. Соблюдение договоров. Ответственность за несоблюдение обязательств по договору.

Понятия и термины: собственность, договор, сделка, оферта, акцепт

Комбинированный

Знать понятие собственности, основания для приобретения права собственности, методы защиты права собственности

Работа

с документами, промежуточное тестирование

Составить договор купли-продажи, дарения.

20

Права
потребителя

1

Основные права потребителя. Государство и потребитель. Основные правила грамотного потребительского поведения.

Понятия и термины: потребитель, гарантийный срок

Деловая игра

Иметь навыки грамотного потребительского поведения

Деловая игра «Азбука потребителя»

Решение юридических задач, подготовка экологического проекта

21

Экологическое право

1

Экология. Право

на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Мониторинг окружающей природной среды. Экологические правонарушения, природоохранные и природоресурсные нормы. Государственные гарантии в области экологии.

Понятия и термины: экология, экоцид, экологическое право, мониторинг

Урок-практикум

Иметь понятие об экологии.

Уметь классифицировать экологические правонарушения

Защита экологического проекта

Разработка правил экологического поведения

22

Международное гуманитарное право

1

Понятие и система международного права. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Урок-лекция

Знать понятие международного права, международного гуманитарного права

Работа

с документами

Эссе: «Геноцид как крайнее проявление агрессии»

23

Почетное
право – защита Родины

1

Почетное право – защита Родины. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Неуставные отношения и методы борьбы с ними

Урок-диспут

Знать порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы

Подготовится к повторению  

24

Повторительно-обобщающий урок

1

Материал раздела «Закон и право», основные понятия

и термины

Повт.-обобщ. урок

Знать материал раздела «Закон и право», основные понятия и термины

Тест

Повторить пройденное

25

-

26

Глава II. Социальная система общества.

Социальная стратификация.

2

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация и ее сущность. Критерии стратификации. Неравенство. Социальные группы и их типы. Рабство как первая система социальной стратификации. Кастовое общество. Сословия и их характеристика. Классовое общество. Открытое и закрытое общество.

Понятия и термины: стратификация, неравенство, рабство, каста, сословие, титул, класс, открытое и закрытое общество

Лекция с элементами беседы.

Уметь объяснять сущность социальной стратификации,

анализировать положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу.

Знать понятия и термины

&5. прочитать. Выучить основные понятия.

27

-

28

Социальная мобильность.

2

Социальный статус. Статусный набор. Смена статуса. Социальная мобильность и ее виды. Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Динамика общества

и изменение социальной мобильности. Образование как фактор мобильности. Каналы вертикальной мобильности.

Понятия и термины: социальный статус, мобильность: горизонтальная и вертикальная

Комбинированный урок

Уметь разъяснять сущность социального статуса, характеризовать основные виды социальной мобильности, анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности.

Знать понятия и термины

Работа

по группам

&6.  ответить на вопросы. Выполнить практикум.

29

-

30

Семья и брак.

2

Роль семьи в развитии общества. Семья как социальный институт. Семья и брак, их функции. Влияние семьи на развитие личности. Добрачное поведение. Создание семьи. Взаимоотношения родителей и детей. Современная семья. Структура и иерархия родства, степени родства 

Понятия и термины: семья, брак, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья

Комбинированный

Разъяснять сущность института брака и его правовое регулирование.

Знать права

и обязанности супругов, родителей и детей.

Знать основные варианты добрачного поведения.

Уметь анализировать различные виды

семей и взаимоотношения их членов.

Знать понятия и термины

Семейный кодекс.

&7. выполнить практикум.

Ответить на вопросы с. 65

31

Молодежь
как социальная группа

1

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной культуры. Молодежная субкультура. Молодежные объединения, организации и их роль в воспитании молодежи

Урок-беседа

Знать, что представляет собой молодежь как социальная группа, особенности молодежной культуры

и субкультуры

Сообщения о молодежных субкультурах

32

Полугодовая контрольная работа  

1

Материал разделов I-II, основные понятия

и термины

Знать материал разделов I-II, основные понятия и термины

Тест

33

Глава III

. взаимодействие людей в обществе

Социальное взаимодействие.

1

Социальное взаимодействие, его сущность и структура. Потребности, мотивация. Основные формы взаимодействия людей: кооперация, конкуренция, конфликт.

Понятия и термины: поведение, поступок, взаимодействие, потребности, мотивация, кооперация, конкуренция

Комбинированный

Уметь разъяснять сущность социального взаимодействия, характеризовать основные элементы и формы социального взаимодействия.

Уметь анализировать определенные поступки людей, используя научные знания о социальном взаимодействии людей.

Знать понятия и термины


§ 8.

выполнить практикум.

Ответить на вопросы с. 73-74

34

-

35

Конфликт и протестное движение.

2

Конфликт и основные способы его разрешения. Стратегии конфликтного поведения. Протест как активная форма конфликтного поведения. Социальные и протестные движения, их характеристика

и масштабность.

Понятия и термины: конфликт, противоречие, протест, протестное движение,

социальное движение

Урок-диспут

Пояснять сущность социальной напряженности в обществе.

Знать особенности возникающих в обществе конфликтов, уметь давать советы по их разрешению, используя разные способы, известные в науке, характеризовать протестные формы поведения людей.

Знать понятия и термины


& 9. выполнить практикум.

Ответить на вопросы с. 82-83

36

-

37

Социальный контроль.

2

Социальные нормы. Виды социальных норм. Социальный контроль и его элементы. Функции социального контроля. Виды санкций. Самоконтроль. Внешний контроль. Формальный и неформальный контроль. Институты формального контроля.

Понятия и термины: нормы, санкции, самоконтроль, внешний контроль

Комбинированный

Уметь давать определение понятию «социальный контроль», характеризовать особенности социальных норм и санкций, разъяснять особенности самоконтроля, характеризовать конкретные проявления внешнего контроля.

Знать понятия и термины

& 10. выполнить практикум.

Ответить на вопросы с. 91

38

-

39

Отклоняющееся и противоправное поведение.

2

Отклоняющееся (девиантное) поведение. Специфика отклоняющегося поведения. Наркомания, алкоголизм, преступность как виды девиантного поведения, их социальная опасность.

Социальные и идеологические запреты. Степени и виды девиантного поведения.

Понятия и термины: девиантное поведение

Урок-исследование

Уметь характеризовать сущность девиантного поведения, его формы.

Знать понятия и термины

Социологическое исследование

& 11. выполнить практикум.

Подготовится к повторению

40

-

41

Повторительно-обобщающий урок

2

Материал разделов «Социальная система общества», «Взаимодействие людей в обществе» основные понятия

и термины

Повт.-обобщ. урок

Знать материал раздела «Социальная система общества», «Взаимодействие людей в обществе», основные понятия и термины

Тест

Повторить пройденное

42

-

43

Глава IV. Культура и духовная жизнь.

Этическая основа культуры

2

Понятие культуры. Основные концепции в рассмотрении культуры в современной науке. Основные ценности культуры как ядро культуры и духовной жизни общества.

Классификация ценностей. Ценности как эталон и идеал поведения. Фундаментальные ценности.

Понятия и термины: культура, ценность

Комбинированный

Понимать, что подразумевается под понятием «культура»

в современной науке, характеризовать ценности, являющиеся стержнем культуры.

Знать понятия и термины

& 12. выполнить практикум.

Ответить на вопросы с. 102

45

-

46

Нравственные чувства и моральное поведение.

2

Нравственные чувства. Моральное поведение и его оценка. Подавление моральных пороков. Разумное

и рассудочное начала в человеке. Разумное, чувственное и нравственное поведение. Компромиссы

и конфликты в сфере морального поведения. Абстрактность нравственной нормы и вариативность поведения. Моральное суждение и осуждение. Моральное познание и его отличие от научного.

Понятия и термины: нравственность, мораль, моральное поведение

Комбинированный

Уметь объяснять нравственные чувства людей и их влияние на поведение, разъяснять сущность морали и морального поведения.

Знать понятия и термины

& 13. выполнить практикум.

Ответить на вопросы с. 109-110

47

-

48

Нравственные категории и добродетели

2

Нравственные категории и их виды. Позитивные и негативные категории. Нравственный мир человека и нравственный идеал. Добро и зло. Добродетель и порок. Милосердие. Долг и моральный идеал. Стыд и совесть. Свобода совести и свобода выбора.

Понятия и термины: нравственные категории, добро

и зло, добродетель и порок, стыд и совесть, милосердие

Комбинированный

Уметь разъяснять сущность нравственных категорий, характеризовать проявления добра и зла, добродетели и порока, стыда и совести, милосердия.

Знать понятия и термины

& 14. выполнить практикум.

Ответить на вопросы с. 117-118

49

-

50

Счастье, удовольствие, гедонизм.

2

Счастье. Основные концепции в понимании счастья. Личное и всеобщее счастье. Способ обретения, источник и конечное состояния счастья. Утилитаризм. Польза как критерий человеческих

поступков. Счастье и удовольствие. Гедонизм и его сущность. Наслаждение. Мораль наслаждения и мораль насилия.

Понятия и термины: счастье, утилитаризм, польза, удовольствие, гедонизм


Пресс-конференция

Уметь разъяснять основные концепции понимания счастья, характеризовать гедонизм

и его проявления.

Знать понятия и термины

Выступления на пресс-конференции

§ 15.

Сочинение-рассуждение на тему «Возможно ли счастье без добра?»


50

-

51

Справедливость и равенство.

2

Понятие справедливости в современной науке. Справедливость и равенство. Справедливость и правосудие. Нравственное значение справедливости. Относительность

социальной справедливости. Религиозная справедливость.

Понятия и термины: справедливость, равенство

Урок-беседа

Уметь оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости.

Знать основные представления о сущности справедливости в истории и современности.

Знать понятия и термины

§ 16.

Эссе «Всеобщее равенство означает…»

52

Религия как феномен культуры

1

Понятие религии. Признаки религии. Элементы религии. Функции религии. Формы ранних религий.  Типы религии. Религии современного мира. Религия и закон. Мировые религии.

Понятия и термины: религия, вера, культ, церковь, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, буддизм, христианство, ислам, иудаизм, индуизм, протестанство, монотеизм, политеизм.  

Комбинированный

Знать  основные термины и понятия темы.

Уметь объективно оценивать мировые религии и её роли в истории человека и общества.

Подготовится к повторению

53

Повторительно-обобщающий урок

1

Материал раздела «Культура и духовная жизнь», основные понятия

и термины

Повт.-обобщ. урок

Знать материал раздела «Культура и духовная жизнь», основные понятия и термины

Тест

Повторить пройденное

54

-

55

Глава V. внутренний мир и социализация человека

Структура
человеческой психики

2

Роль природных

и социальных факторов в процессе эволюции человека. Биологическое

и социальное начала в человеке. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Психика человека. Структура психики. Сознание как высшая форма психики. Психоаналитическая теория личности. Сверхсознание как нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей.

Понятия и термины: психика, подсознание, сознание, сверхсознание

Урок-лекция

Уметь объяснять сущность психики как особой формы отражения действительности.

Уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, объяснять структуру человеческой психики.

Знать понятия и термины

§ 17.

Ответить на вопросы на с. 139,

Выполнить практикум.  

56

-

57

Элементы
человеческой психики и сознания

2

Современное понимание человеческой психики и ее компонентов. Основные элементы человеческой психики: инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, эмоции, рассудок, разум, дух. Сущность человеческой деятельности, ее структура.

Понятия и термины: инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, эмоции, рассудок, разум, дух, личность, деятельность

Комбинированный урок

Знать сущность инстинктов и рефлексов, разъяснять особенности потребностей человека, характеризовать привычки людей, разъясняя их виды, характеризовать мотивы действий человека, разъяснять основные виды деятельности человека.

Знать понятия и термины

§ 18.

Ответить на вопросы на с. 145,

Выполнить практикум.  


58

-

59

Влияние
общества
на личность

2

Личность как продукт культурной эволюции. Социализация и ее сущность. Социальная роль. Окружение человека. Детство

и юность как основополагающие периоды социализации. Формирование мировоззрения. Роль группы в социализации.

Понятия и термины: социализация, взаимоотношения, окружение

Комбинированный урок

Уметь объяснять сущность процесса социализации личности, объяснять взаимоотношения родителей

и детей, характеризовать основные проблемы подросткового периода.

Знать понятия и термины

§ 19.

Ответить на вопросы на с. 152-153,

подготовить сообщение по выбранной теме.

60

Проблемы
социализации человека

1

Внутренний мир человека. Влияние общества на личность человека.

Социальные роли

в юношеском возрасте

Семинарское занятие

Знать материал раздела «Внутренний мир и социализация человека», основные понятия и термины

Выступления на семинаре.

Подготовится к повторению

61

Повторительно-обобщающий урок

1

Материал раздела «Внутренний мир социализация человека», основные понятия

и термины

Повт.-обобщ. урок

Знать материал раздела «Внутренний мир социализация человека», основные понятия и термины

Тест

Подготовится к устному опросу  

62

Повторительно-обобщающий урок

1

Материал разделов I-V, основные понятия

и термины

Повт.-обобщ. Урок

Знать материал разделов I-V , основные понятия и термины

Устный опрос

Подготовится к контрольной работе  

63

Годовая контрольная работа  

1

Материал разделов I-V, основные понятия

и термины

Знать материал разделов I-V , основные понятия и термины

Тест

64-66

Работа с учебным тестом, тренинг ЕГЭ.

3

Повторить и обобщить материал модулей; формировать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение; развивать коммуникативные навыки учащихся.

КИМы ЕГЭ по теме.

Доделать работу, начатую на уроке.

Подготовится к контрольной работе.

67

-

68

Резервные уроки.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...