Технологическая карта урока "Апокалипсис или Золотой век: выбор за нами"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Конышева Елена Дмитриевна

Технологическая карта урока обществознания в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_obshchestvoznaniya.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Телекоммуникационный обучающий проект-конкурс для учителей, аспирантов, магистрантов, студентов педагогических вузов 
 
«Урок в условиях ФГОС»

Урок обществознания в 10 классе

«АПОКАЛИПСИС или ЗОЛОТОЙ ВЕК: ВЫБОР ЗА НАМИ»

Выполнила:

учитель истории и обществознания

МКОУХМР СОШ с.Селиярово

Конышева Е. Д.

2013 г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ класс 10

Тема урока

Место урока по теме

АПОКАЛИПСИС или ЗОЛОТОЙ ВЕК: ВЫБОР ЗА НАМИ

первый урок в теме «Мир в XXI веке»

Тип урока

Формы, приемы, методы

урок открытия нового знания

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Приемы: психологический настрой на урок, «Синквейн»», «Кинолента», «Верите ли Вы, что…»,  Аппеляция к жизненному опыту детей, «Кластер», «Рефлексивный дневник»

Методы: работа с документом, анализ текстов, обобщение информации,

устная презентация, публичное выступление.

Цель урока

Задачи урока

приобрести в совместном поиске новые знания о глобальных проблемах современного мира.

По таксономии Б. Блума:

Знание: ученик в конце урока может дать определения понятиям «глобальные проблемы», «глобальный», классифицировать глобальных проблем современности, предлагать возможные пути их решения.

Понимание: ученик может преобразовать полученную информацию в кластер «Глобальные проблемы», обсуждать в группе поставленные задания, делать выводы об особенностях глобальных проблем, прогнозировать возможное их решение.

Применение: ученик может организовать эффективную работу в группе, выбрать из предложенных источников особенности и отличительные черты глобальных проблем, классифицировать и описать их.

Анализ: ученик в конце урока может на конкретных примерах показывать взаимосвязь и взаимообусловленность  глобальных проблем человечества.

Оценка: ученик в конце урока производит оценку своих знаний по данной теме и своей работы в группе.

Творчество: ученики представляют изученный материал в виде сочинения-эссе на тему «Почему люди знают, как надо правильно поступать, а поступают наоборот» (Сократ) или группового проекта по теме «Глобальные проблемы современного мира», или сообщения с презентацией о международных организациях, деятельность которых направлена на благополучное решения глобальных проблем современности.

Предметные: знать, что такое «глобальные проблемы современности», какова их классификация и как различные проблемы современности взаимосвязаны между собой; уметь приводить примеры их взаимосвязи; уметь применять обществоведческие понятия как в устной, так и в письменной речи; уметь отвечать на вопросы, анализировать текст, выделять главное в тексте, систематизировать и обобщать материал, грамотно представлять имеющуюся информацию.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать цель урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке;

познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках; использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов, грамотно представлять имеющуюся информацию;

коммуникативные: уметь участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные:  формировать положительную мотивацию к обучению, понимание важности получения образования.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Виды глобальных проблем и их классификацию, понятия «глобальные проблемы», «глобальный», необходимые условия для противостояния человечества глобальным проблемам.

- анализировать информацию

- выделять главное в тексте

- классифицировать и называть глобальные проблемы

- систематизировать и обобщать материал, делать выводы по теме

- грамотно представлять имеющуюся информацию

- приводить примеры взаимозависимости глобальных проблем

- умело использовать новые понятия как в устной, так и в письменной речи

- оценивать свои действия

- использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов: составлять кластер по теме: «Глобальные проблемы»

- сотрудничать с педагогом и сверстниками.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

УУД: личностные, регулятивные,  познавательные, коммуникативные, знаково-символические.

Компетенции: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная, социальная

ТРКМ, ИКТ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве

ПК, мультимедиапроектор, памятка для работы в группе, презентация «Глобальные проблемы», учебные тексты, видеофрагмент (1 мин.);

заготовка для составления кластера по теме урока (3 шт);

Шесть изготовленных из картона шляп разных цветов;

12 бантов: по 4 красного цвета, жёлтого и зелёного.

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: Начало образовательного мероприятия

Организационный момент (2 мин.)

формирование групп, выработка чувства команды.

Учитель заранее выделяет 3-х учеников с хорошими способностями (на них возлагается функция руководства группой).

Предлагает всем учащимся выбрать бант определённого цвета.

Учитель приветствует учащихся.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Ученики формируют  группу, выбрав бант определённого цвета. 
Группы рассаживаются  по рабочим местам.

УУД:

- Познавательные:

Уметь найти (услышать) необходимую информацию 

- Коммуникативные: умение договариваться

Компетенции:

- Информационная: учащиеся обмениваются  информацией

- Учебно-познавательная: активизируется словарный запас детей.

- Коммуникативная: взаимодействие с учителем, одноклассниками.

Формирование групп.

Включение в учебный процесс

Постановка цели и задач урока (5 мин.)

формулировка темы и цели урока

Вы, ребята, уже не первый год изучаете предмет «Обществознание». Перед выходом в большую жизнь он показывает вам многообразие человеческого существования, помогают подготовиться к жизненным  трудностям.

Трудности, проблемы есть у каждого возраста. У вас, 10-класcников ХХI века, они тоже есть. Назовите мне, пожалуйста, с какими трудностями приходится сталкиваться молодым людям на пороге взрослой жизни. А что такое проблема? Вывод: это такие ситуации, при которых существует угроза жизни вам или вашим близким.

Приём «Синквейн»

Составьте, пожалуйста, «синквейн» со словом проблема.

Прием «Кинолента»

учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать тему урока, демонстрируется видеофрагмент.

 (демонстрируется видеоролик

«Буря в пустыне» - 1.50мин.)

О чём мы сегодня будем с вами говорить?

Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы будем говорить о проблемах, с которыми столкнулось современное человечество.

Ребята приводят примеры тех проблем, с которыми сталкиваются на этом этапе жизненного пути

Учащиеся составляют синквейн по алгоритму.

Например:

Проблема

Личная, неразрешимая.

Удручает, пугает, активизирует.

Решение зависит от самосознания человека.

Выход!

Учащиеся смотрят видеофрагмент, выдвигают варианты формулировки темы урока, записывают тему урока в тетрадь.

УУД:

- Познавательные: возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий.

- Коммуникативные: участие каждого ребёнка в совместных действиях по решению учебной задачи.

- Личностные: определение своей позиции к заданной теме урока.

Прочтение получившихся синквейнов

Формулировка учащимися темы и цели урока.

Появление цели урока.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать.

II этап: Работа над темой

Актуализация знаний (4 мин.)

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Прием «Верите ли вы, что…?»

Учитель предлагает ответить на вопросы (сделать свои предположения) и заполнить таблицу.

- Обратимся к учебному тексту, проверим верны ли наши предположения.

- А теперь вернёмся к вопросам и ещё раз ответим на них.

- По каким вопросам наше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

1.Учащиеся обозначают графически свои ответы во второй графе таблицы.

2.Учащиеся изучают самостоятельно текст.

3.Заполняют третью графу таблицы, сравнивают свои ответы до знакомства с текстом и после него.

УУД:

- Личностные: определение собственной позиции.

- Регулятивные: прогнозирование -предвосхищение результата.

Прием «Верите ли вы, что…?»

Готовность учащихся к познавательной деятельности.

Первичное усвоение новых знаний (15 мин.)

получение новых знаний, концентрация внимания учащихся.

Аппеляция к жизненному опыту детей

А бывают ли такие ситуации, когда под угрозой находятся жизни многих людей, жителей нескольких стран? 

Прежде всего, мы должны определить те проблемы, с которыми имеем дело. На сегодняшний день в жизни человечества насчитывается более трех десятков проблем, не считая локальных.

Работа в группах  

Учащимся предлагается текст, на основе которого они должны определиться с группой глобальных проблем и назвать их.

Вывод: Итак, имеют место три группы общемировых проблем, обладающих некими общими чертами и особенностями. Давайте определимся: что же это за черты-особенности?

Работа со схемой: 

Учитель комментирует схему «Особенности глобальных проблем». Во время сообщения, учитель постепенно выводит на слайде информацию (Схема «Особенности глобальных проблем»).

Вывод: таким образом, глобальными называют проблемы, возникшие во второй половине ХХ века, носящие планетарный характер, угрожающие всему человечеству и требующие усилия всех народов.

Давайте сформулируем и запишем в тетради

Причины появления глобальных проблем:

  1. глобализация мира;
  2. катастрофические последствия человеческой деятельности;
  3. неспособность человечества рационально распорядиться своей могучей силой.

Эвристическая беседа:

- А как Вы, ребята, думаете? Взаимосвязаны ли между собой глобальные проблемы или нет?

- Возможно ли решение этих проблем?

Какие общественные организации пытаются  решить глобальные  проблемы человечества?

Римский клуб. Это международная организация, основанная в 1968г., в которой ученые разных стран ведут футурологические исследования, главной тематикой которых является глобальное моделирование различных аспектов общественной жизни.

Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система “общество-общество”:

  • проблема предотвращения мировой войны,
  • проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран,
  • проблема управления развитием НТР, ее гуманистической направленностью.

Вторая группа - из отношений “человек- природа”:

  • проблема предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.),
  • проблема рационального и экономичного использования природно-сырьевых ресурсов,
  • демографическая проблема,
  • продовольственная проблема и т.д.

Третья – “человек-общество”:

  • проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники,
  • проблема искоренения эпидемических заболеваний,
  • проблема преодоления негативных тенденций урбанизации,
  • проблема ликвидации неграмотности и развития образования,
  • проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде.

Учащиеся фиксируют схему в своих тетрадях.

Глобальные проблемы:

  • носят планетарный характер;
  • угрожают катастрофой всему человечеству;
  • требуют коллективных усилий всего человечества для их решения.

Учащиеся записывают причины появления глобальных проблем к себе в тетрадочки.

Приводят примеры взаимосвязи и взаимообусловленности глобальных проблем современности

Вывод делают дети

Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации, будущее человечества зависит от того насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие факторы устойчивого развития общества.

- Познавательные: знание  ключевых обществоведческих понятий, представление о видах глобальных проблем и их особенностях.

- Личностные: понимание большой значимости их скорейшего решения.

- Знаково-символические: составление схемы

- Регулятивные:

организация учащимися своей учебной деятельности

Проверка правильности составления  схемы.

Получение обучающимися новых знаний.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Формирование умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

Физминутка (2 мин)

уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; активизация внимания учащихся и повышение способности к дальнейшей работе.

Ребята, а сейчас я предлагаю  выполнить разминку.

Сядьте поудобнее, обопритесь на спинку стула, расслабьтесь.

Представьте, что над вами огромное звёздное небо. Среди множества звёзд есть одна ваша звезда, она самая большая и яркая.

Поиграйте с ней, пусть она летит

 вправо, а теперь влево, вправо-влево, вправо-влево. (Ребята мысленно играют со своей звездой, при этом покачивая головой из одной стороны в другую)

А теперь зажмурьтесь сильно-сильно и отпустите свою звезду.

                                                                                                                               

все учащиеся выполняют действия, предложенные учителем.

УУД:

- Коммуникативные

Восстановление тонуса для дальнейшей работы.

Проработка содержания темы (10 мин.)

формирование умения самостоятельного обсуждения и анализа информации на  заданную тему в малых группах.

КОЗ (практическое задание) «Кластер»

Каждая группа получает набор-заготовку для кластера (спутники со словами вырезаны из бумаги). Ключевое слово «Глобальные проблемы».

Ваша задача, составить у себя на столе кластер, выделяя важные смысловые блоки, объясняя их, проводя между понятиями и словами логические взаимосвязи. (Задание усложнено, так как в кластере представлены также и возможные пути решения глобальных проблем человечества)

По завершению работы каждая команда должна выступить с защитой своего кластера.

Учащиеся на партах размещают слова и понятия по изученной теме таковым образом, чтобы получился кластер.

При этом обсуждают и анализируют информацию

Представитель (ли) от группы выступают с итогом проделанной работы.

При защите кластеров делают вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоречивы. Они охватывают широкий спектр человеческих отношений и человеческой деятельности. Их решение – задача жителей всей планеты, и ее решение  возможно путем мирного, добровольного, осознанного сотрудничества.  

УУД:

- Познавательные: умение находить нужную информацию, применять обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

- Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и одноклассников.

- Коммуникативные:

умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

- Регулятивные: 

организация учащимся своей учебной деятельности

Критерии оценивания:

- правильно классифицированы глобальные проблемы – 1 балл;

- отмечены особенности проблем – 1 балл;

- выделены причины их появления – 1 балл;

- определены возможные пути решения глобальных

проблем – 1 балл;

- публичная защита – 1 балл.

Самостоятельный поиск обучающимися информации, обсуждение и анализ заданной темы в малых группах.

III этап: Завершение образовательного мероприятия

Рефлексия. Подведение итогов (2 мин.)

проверка усвоения учащимися учебного материала.

«Рефлексивный дневник»

Наш  урок  подошёл  к концу, и я хочу сказать ...

 

  • Мне больше всего удалось ...
  • Я  могу себя похвалить за…
  • Я  могу похвалить одноклассников за...
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что ...
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • На будущее я учту…

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем.

УУД:

- Регулятивные: анализ работы и соотнесение с уровнем овладения материала

Личностные: представление о себе и своих возможностях, умение объяснить себе, что получилось, а что нет.

Самооценка ученика

Проверка усвоения учащимися учебного материала.

Контроль и самооценка познавательной деятельности.

Домашнее задание :

На выбор: подобрать информацию о международных организациях, которые ищут пути решения глобальных проблем;

ученики представляют изученный материал в виде сочинения-эссе на тему «Почему люди знают, как надо правильно поступать, а поступают наоборот» (Сократ) или коллективного проекта по теме «Глобальные проблемы современного мира».

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока "Черное золото"

Материал интегрированного урока по предметам: химия, география, биология...

Технологическая карта урока обществознания по теме "Золотые руки работника"

Урок по теме «Золотые руки работника» является третьим уроком  из изучаемого в 7 классе  раздела «Человек и экономика», и  является связующим звеном между изучаемой в 6 классе...

Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему"Золотая хохлома" 5 класс

Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему "Золотая хохлома" 5 класс.Урок составлен с учётом требований ФГОС.Презентация прилагается....

Технологическая карта урока "Золотые руки работника" обществознание 7 класс

Технологическая карта урока "Золотые руки работника" обществознание 7 класс...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...