Рабочая программа по обществознанию, 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Капустина Асият Малильевна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы», М.: «Просвещение», 2010 г., примерной программы по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_6.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

На заседании МС

Протокол № ___        от

«____»__________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Быковская ООШ»

___________ Чепурина Г.М.

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Быковская ООШ»

__________    Павленко А.М.

Приказ № ___ от

«___»______________ 2013 г.

                     

                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                               

                                Капустиной Асият Малильевны

                              II квалификационная категория

                               

                                 по учебному предмету  «Обществознание»

                                                   6 класс

                                           Базовый уровень

                             

                       

                                   2013 - 2014  учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы», М.: «Просвещение», 2010 г., примерной программы по обществознанию.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Цель предмета «Обществознание» - формирование первоначальных представлений о сферах жизни общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Задачи:

  • создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
  • воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
  • освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
  • овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста; формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1. Л. Н. Боголюбов. Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / ред. кол.: Л. Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2010.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе в 6 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Плановых контрольных работ (итоговое тестирование) - 1  Тестирование - 4

 

Внесённые изменения: в авторской программе указан резерв учебного времени - 7 часов,
6 из которых были использованы для изучения тем разделов.

        

Тема

Авторская программа

Рабочая программа

Примечание

Человек

7

10

3 часа резерва использованы для

изучения тем раздела «Человек»:

«Самостоятельность – показатель взрослости»;

«Способности человека»;

«Духовный мир человека».

Семья

4

5

      1 час резерва использован для изучения темы раздела «Семья»- «Значимость здорового образа жизни».

Школа

4

5

1 час резерва использован для повторения раздела «Школа».

Труд

4

5

1 час резерва использован для изучения темы раздела «Труд» - «Творчество в искусстве».

темы раздела «Школа»

Родина

5

5

Добродетели

4

4

Резерв

7

1

1 час резерва использован как

итоговый урок контроля и проверки

знаний

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • фронтальные.

Формы текущего контроля

-устный опрос;

-        проверочные работы;
-тестовые задания.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

- сравнивать  социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

   Тема

 раздела

        Тема урока

Кол-во

 часов

 Домашнее

   задание

 Дата проведения

    план

   факт

 Человек

     10

1.

Человек родился

      1

      П.1

2.

Человек-личность

      1

      П.2

3.

Особый возраст: отрочество

      1

      П.3,

с. 26-30.

4.

Самостоятельность – показатель взрослости

      1

 с.30-34, задание 3.

5.

Познание самого себя

      1

 П.4,

с. 37-40,

задание 2.

6.

Способности человека

      1

      с. 40-47, задание 5.

7.

Человек и его деятельность

      1

      П.5

8.

Потребности человека.

      1

П. 6,

      с.55-58

9.

Духовный мир человека.

      1

      П.6,

с. 58-62.

10.

Повторение по теме: «Человек»

      1

Повторение

   п.п. 1-6

Семья

5

11

Семья-ячейка общества

1

П.7

12

Семейное хозяйство

1

П.8.

С. 75-82.

13

Распределение обязанностей в семье, обязанности подростка.

1

П.8.

С. 82-85. Подготовить рассказ о роли техники в быту.

14

Делу время, потехе час

1

П.9

15

Значимость здорового образа жизни.

1

П.9,

с. 88-89, составить план своего рабочего дня.

Школа

16

Школьное образование

1

П.10

17

Учёба – основной труд школьника

1

П.10, с. 108-111.

18

Одноклассники, сверстники, друзья

1

П.11

19

Проблемы общения

1

П.11.

 С. 114-118.

20

Повторение по теме: «Школа»

1

с.118

Труд

5

21

Труд-основа жизни

1

П.12

22

Труд и творчество

1

П.13

23

Творчество в искусстве

1

П.13.

 С. 137-142

24

На пути к жизненному успеху

1

П.14

25

Взаимопонимание и взаимопомощь в жизни человека

1

П.14.

С. 149-152

Родина

5

26

Что значит быть патриотом

1

П.15, подобрать в библ. стихотворение о Родине

27

Символика России

1

П.16.

28

Москва – столица России.

1

П.16,

с. 167-168, записи в тетради

29

Гражданин – Отечества достойный сын

1

П.17

30

Народы России – одна семья

1

П.18

Добродетели

31

Человек славен добрыми делами

1

П.19

32

Будь смелым

1

П.20

33

Что такое человечность

1

П.21

34

Что такое человечность

1

П.21

35

Урок контроля и проверки знаний. Тестирование

1

Содержание

Тема 1. Человек

Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо.

Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность      как      совокупность      важнейших      человеческих      качеств.

Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста.

Размышления   подростка   о   будущем.   Самостоятельность   —   показатель

взрослости.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание    и

самооценка. Способности человека.

Деятельность    человека,    ее    основные    формы    (труд,    игра,    учение).

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в

детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и

умения как условие успешной деятельности.

Потребности     человека     —     биологические,     социальные,     духовные.

Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и

чувства.

Тема 2. Семья

Семья — ячейка общества.  Семья под защитой  государства.  Семейный

кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.

Семейное хозяйство.  Заботы членов семьи. Распределение обязанностей.

Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.

Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа

Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования.

Система  образования  в  нашей  стране.  Подросток  в  школе.  Урочная  и

внеурочная  деятельность.  Учеба —  основной  труд  школьника.  Умение

учиться.

Отношения    младшего    подростка    с    одноклассниками,    сверстниками,

друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

Тема 4. Труд

Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.

Заработная      плата.      Труд      —      условие      благополучия      человека.

Благотворительность и меценатство.

Труд   и   творчество.   Ремесло.   Признаки   мастерства.   Творческий   труд.

Творчество в искусстве.

На  пути   к   жизненному  успеху.   Привычка   к  труду.   Проблема  выбора

профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Тема 5. Родина

Наша родина  — Россия,  Российская  Федерация.   Субъекты  Федерации.

Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь

к Родине. Черты патриота.

Формы и средства контроля.

Контроль уровня обучения.

        Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков  на данном этапе обучения являются:

- Устный опрос (собеседование);

- Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия,);

- диктанты: понятийные (терминологические),

- анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

- тесты (однотипные, комплексные);

- тексты с лакунами (пропусками);

- сочинение, эссе и т.п.

- рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

Итоговое тестирование

Вариант 1.

А 1. Качества, данные ребенку уже при рождении:

       1.инстинкт      2. воспитанность      3.речь       4.гуманность

А 2. Человека от животного отличает:

        1.умение использовать природные предметы

        2.забота о потомстве

        3. фантазия

        4.способность действовать сообща

А 3. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей?

        1.воспитанность    2.знания    3. эмоции  4.правила поведения

А 4. Отличием человека от животного является:

         а. способность к творчеству;

        б. способность к действию по плану

       1. верно только  А       2. верно только Б        3. верно и А, и Б       4. нет верного ответа

А 5. Верно ли, что:

       А. человек не может изменить свою наследственность;

       Б. поведение человека полностью запрограммировано?

        1. верно только  А        2. верно только Б        3. верно и А, и Б       4. нет верного ответа

В 1. Заполните схему:

                                                -------------------------

                               Биологические               Социальные  

_______________________________________________________________    

В 2. Заполните пропуски в предложении:

        …, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть … .      

     

С 1. Какие две точки зрения на вопрос, для чего человек рождается, существуют?

       Что, как говорят в народе, обязательно должен сделать человек за свою жизнь?

С 2. Заполните таблицу, вписав в каждую колонку по два примера.

Человек

Наследует от родителей

Должен научиться

Для подготовки  материала использована  работа:

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс/сост. А.В. Поздеев.-М.: ВАКО, 2011.

Вариант 2.                                                    

А 1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:

  1. Индивид    2. Индивидуальность   3. Личность   4. Инстинкт

А 2. Изменение и  преобразование человеком окружающего мира:

  1. Деятельность   2. Поведение    3.  Сознание   4. Индивидуальность

А 3. Индивидуальные особенности человека, позволяющие ему успешно осуществлять

         деятельность:

  1. Эмоции    2. Чувства  3. Способности  4. Мораль

А 4.  Верно ли, что индивидуальность:

         А. Присуща каждому человеку.

         Б. проявляется в эмоциях и чувствах?

        1. верно только  А        2. верно только Б       3. верно и А, и Б        4. нет верного ответа

А 5. Верно ли, что

        А. Индивидуальные черты человек может получить по наследству.

        Б. Личностью  человек становится сразу после рождения?

         1. верно только  А        2. верно только Б       3. верно и А, и Б        4. нет верного ответа

В 1. Заполните схему:

                                                                 Виды деятельности

                                  Труд                 Учеба                  Общение       ____________

В 2. Заполните пропуск в предложении:

       … - способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей

       жизни, деятельности.

С 1. Какие качества наследует личность?

С 2. Что такое деятельность? Приведите три примера разнообразной трудовой деятельности.

Вариант 3

А 1. Умение подчиняться разумным требованиям:

  1. Дисциплинированность           2. Отрочество          3. Самоуверенность          4. Покорность

А 2. Процесс, в результате которого человек начинает понимать собеседника, самого себя,

        учится беседовать, уважать чужое мнение:

  1. Труд                       2. Игра                       3. Общение                 4. Работа

А 3. Проявление благородства и самоотверженности, честности и внимания к тем, кто слабее или

        беззащитнее:

  1. Скромность           2. Рыцарство           3. Упрямство                4. Дворянство

А 4. Подростками являются:

        А. Школьники 5-6-х классов

        Б. Школьники 7-8-х классов.

        1. верно только  А        2. верно только Б       3. верно и А, и Б        4. нет верного ответа

А 5. Подростковый возраст характеризуется:

        А. Быстрой утомляемостью и усталостью.

        Б. Быстрым ростом длины тела.

       1. верно только  А.        2. верно только Б.       3. верно и А, и Б        4. нет верного ответа.

В 1. Что из перечисленного не относится к понятию «рыцарство»?

  1. Благородство     2. Честность    3. Самоуспокоенность   4. Внимание к  слабым
  1. Самоотверженность

С 1. Какие качества необходимы человеку для достижения цели? Приведите примеры того, как

         детские мечты воплотились в жизни взрослого человека.

С 2. Что такое самостоятельность? Приведите два противоположных  примера  проявления  

        самостоятельности подростка.

Учебно-методические средства  обучения

Литература:

  1. Л. Н. Боголюбов. Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / ред. кол.: Л. Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Боголюбов, Л. Н., Виноградова, Н. Ф., Городецкая, Н. И.  и др. Обществознание 6-9 классы // Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 6-9 классы. М. Просвещение. - 2010 г.

Дополнительная литература:    

  1. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс/сост. А.В. Поздеев.-М.: ВАКО, 2011.

Ресурсы Интернет

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

       

Оборудование и приборы

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы

№ п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...