Главные вкладки

    Варианты приёмов и методов технологии проблемного диалога н а уроках обществознания
    учебно-методический материал по обществознанию по теме

    Нестеренко Татьяна Викторовна

    В работе содержатся варианты использования приёмов и методов технологии проблемного диалога.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon varianty_problemno.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВАРИАНТЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ

    НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

    Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

    Э. Хаббарт

    1.Создание проблемной ситуации

    1.1. «Актуальность»

    Тема: Подросток и закон.

    Класс: 7

    Ребята, сегодня мы начинаем изучать новую тему, а какую – догадайтесь  сами. Задача: Иван, которому исполнилось 14 лет, совершил кражу видеомагнитофона из кабинета информатики. Его задержали и осудили на 6 месяцев лишения свободы. В зале суда его мать была крайне возмущена происходящим и заявила, что осуждать несовершеннолетнего не имеют права. А как считаете вы? После обсуждения ответа формулируется тема урока. Так какая у нас сегодня тема?

    Ответ:

    • Суд был прав.
    • С 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение кражи.  

    Тема урока: Подросток и закон.

    Тема: Товар и деньги.

    Класс: 8

    Класс поделён на группы. Каждая группа знакомится со статистическими данными: Расходы на детей являются важной статьей расходов домохозяйств. Так, по данным Мониторинга финансовой активности населения, 19,3% опрошенных указали, что при получении дополнительной суммы денег потратили бы её на образование и развитие детей. Доля тех, кто считает, что у подростков обязательно должны быть карманные деньги, ещё выше – 66%. Из них 33% указывали на «инструментальную» необходимость денег – для оплаты проезда в транспорте, еды в столовой и т.д., помимо этого 5% опрошенных указывали на то, что деньги способствуют взрослению детей и умению обращаться с финансами, а 4% указали на то, что отсутствие денег унижает ребенка и лишает его уверенности в себе (объем выборки – 1500 респондентов; всероссийский опрос; время проведения опроса – май 2005 г.)

      Задание: Проанализируйте документ и выскажите своё мнение – какова роль денег в жизни подростка? В жизни общества?

    1.2. Побуждающий диалог

    Тема: Наши соседи.

    Класс:7

    Задание: Учитель выводит на экран описание ситуации между соседями коммунальной квартиры.  В суд обратилась гражданка К., проживающая в коммунальной квартире. Она обвиняла своего соседа в том, что тот разводит в своей квартире экзотических животных (питона, ядовитых и неядовитых змей, хомяков, тараканов и др.), в результате чего произошёл несчастный случай. Питон задушил крохотную собачку. К ним в дом перестали ходить друзья после того, как сосед «пошутил» и засунул в карман их друга маленькую змею, которую он обнаружил уже дома. Соседка требовала, чтобы хозяина выселили из квартиры, и он возместил ей моральный и материальный ущерб. Сосед своей вины не признавал, утверждая, что произошёл несчастный случай, так как хозяйка собаки сама не усмотрела за своей собакой, которую задушил питон в комнате соседа. Какое решение должен принять судья? Как звучит тема сегодняшнего урока?

    Ответ: Отношения между соседями или Наши соседи.

    2.5. Подводящий диалог

    Тема: Семейные отношения (Право, семья, ребёнок)

    Класс:9

    Задание: Ребята, мы с вами знаем, что в обществе существует большое количество социальных отношений. – Да! А что является основой существования общества – Семья. Так как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

    Ответ: Семейные отношения.

    1.  «Яркое пятно»

    Тема: Нации и межнациональные отношения

    Класс:8

    Задание: Разгадайте ребус. Из первых букв разгаданных слов составьте тему урока. 1. Расплата за преступление (Наказание). 2. Создатель текстов различного содержания (Автор) 3. Известное выражение мыслителя (Цитата). 4. Положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему (Интерес). 5. Система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности (Я - концепция). 

    Ответ: Нация.

    Тема: Глобальные проблемы человечества

    Класс:8

          Задание: Ребята, внимательно посмотрите на экран. Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (На экране транслируются фото, иллюстрирующие современные проблемы человечества – экологические, терроризм, бедность и др.)

    Ответ: Глобальные проблемы человечества.

    Тема: Психологический портрет личности: темперамент и характер.

    Класс: 7

    Задание: Ребята в начале нашего урока предлагаю вам выполнить тест и узнать какой я. (Тест на определение типа темперамента. После учитель озвучивает характеристики, не говоря, как называется каждый тип темперамента. Ученики определяют в чём их отличия. (Раскрываются карточки на доске, под которыми имеются названия типов темперамента – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.)

    Тест. Выразите своё согласие (высокие баллы) и несогласие (низкие баллы) с предлагаемыми высказываниями. Система оценок от 0 до 10.

    1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.

    2. Я работаю неравномерно, рывками.

    3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

    4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

    5. Мне нужны сочувствие и поддержка.

    6. С равными я несдержан и вспыльчив.

    7. Мне не трудно сделать выбор.

    8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

    Результаты. Подсчитайте результат по формулам:

    М=1+5=

    Х=2+6=

    С=3+7=

    Ф=4+8=

    Та, буква, которая набрала большинство, вас характеризует следующим образом.

    Холерик – вспыльчивый, безудержный человек. Подвижен, инициативен, но самоуверен. Поэтому его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца. Нетерпелив, ожидание способно вывести из себя. Быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу. Движения быстрые, порывистые.

    Сангвиник – сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен.  Производит впечатление человека решительного, оптимистичного. Часто предлагает идеи и добивается их осуществления. Хорошо умеет сдерживать свои эмоции. Речь быстрая, громкая, с живыми интонациями и мимикой. Любит шутку, остроумие. Но со временем достоинства могут перерасти в недостатки – жизнерадостность в бесконечную тягу к развлечениям. Стремление к лидерству грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом отношении людей.

    Флегматик – спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчёте. Не любит пустословия. Предлагать новую идею склонен только после тщательного обдумывания. Способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Стратег, проверяет свои действия с перспективой. Уравновешен, его трудно обидеть и вывести из себя. Умеет ждать. Речь спокойна, без эмоций. К новой обстановке приспосабливается медленно. Нередко долго колеблется, принимая решения.

    Меланхолик – нерешителен, неуверенный. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Пассивен, обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам. На кануне перемен очень волнуется. Ему противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Но он отличный работник, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные инструкции. Запаслив и предусмотрителен, поэтому если собираетесь в поход, то пригласите его: он способен свести неприятные приключения к минимуму.

    2. Решение проблемы

    2.1. «Дерево решений»

    Тема: Правоотношения

    Класс: 9

    Задание: Какие виды социальных отношений вы знаете? Ученики каждой группы подписывают виды социальных отношений: экономические, религиозные, трудовые….

    2.2«Мозговой штурм»

    Тема: Переходный возраст

    Класс: 7

    Задание: Ребята, какие ассоциации возникают у вас при слове «возраст»? Используя свои житейские представления, сведения о возрасте, полученные на уроках обществознания в 6 классе, учащиеся приходят к составлению логической схемы:

    Возраст

    Определённое положение в обществе

    Связанное с

                       

         Новыми правилами         Обязанностями        Ответственностью

    Тема: Потребитель и его права

    Класс:9

    Задание: Предположите, какими правами обладает потребитель, совершая покупку в магазине.

    Варианты ответов:

    • Право на безопасный товар;
    • Право на товар хорошего качества;
    • Обменять товар, в случае неисправности или дефекта;
    • Вернуть одежду, обувь, если не подошла;
    • Купить товар по той цене, которая написана на ценнике и др.

    2.3. Дискуссия

    Тема: Правонарушения

    Класс: 9

    Класс разделён на три экспертные группы.

    Задание: Прочитать три варианта преступления. Высказать своё мнение о возможных последствиях.

    История 1. Вечером Иван поссорился с Николаем. А через два часа, когда стемнело, Иван подкрался к Николаю, сидевшему на берегу реки и с криком: «Я ведь предупреждал, что убью!» - нанёс ему удар по голове. Этот удар оказался смертельным.

    История 2. Вечером во дворе Костя и Миша затеяли шуточную потасовку: бегали друг за другом, боролись. Мише надоела эта игра, и когда Костя в очередной раз попытался повалить его на землю, он со словами «Да отстань ты от меня!» - сильно толкнул приятеля. Миша не заметил, что сзади лежат сваленные в кучу кирпичи. Костя упал, ударился виском и скончался на месте.

    История 3. Игнатов, распивавший спиртные напитки всю ночь, вооружившись охотничьим ружьём, захватил в заложники воспитанников детского сада. Он требовал денег на выпивку. Многочасовые переговоры с Игнатовым ничего не дали. Тогда сотрудник правоохранительных органов, ради спасения детей из снайперской винтовки убил Игнатова.

    Ответ: 1 история – суд признал Ивана виновным в умышленном убийстве и назначил ему наказание, как совершеннолетнему в виде лишения свободы сроком на 8 лет. 2 история – суд признал Михаила, которому исполнилось 14 лет виновным в убийстве по неосторожности и назначил наказание в виде лишения свободы, сроком на 6 месяцев. 3 история – сотрудник правоохранительных органов вообще не привлекался к ответственности.

    В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводам о том, что наличие вины и степени наказания определяется с учётом того, было ли у человека намерение совершить преступление. Так «открываются» новые знания – две формы вины – умысел и неосторожность.

    2.4.Побуждающий диалог

    Тема: Продолжение урока по теме «Наши соседи»

    Класс:7

    Задание: Предложить варианты, на вопрос «Какое решение должен принят суд?»  Для проверки гипотез учитель обращает учеников к ЖК РФ ст. 30.

    Ответ: Ученики предлагают несколько гипотез, построенных на их обыденном представлении. 1. Судья выселил соседа и обязал удовлетворить все требования соседки. 2. Судья не выселил соседа, но обязал выплатить материальный ущерб. 3. Судья не выселил, но обязал выплатить и материальный и моральный ущерб. 4. Судья обязал выселить животных, но не соседа и удовлетворить ущерб. 5. Судья иск не удовлетворил. Правильный ответ - Согласно ст. 30 ЖК РФ суд обязал соседа убрать опасных животных, возместить моральный и материальный ущерб, за соседом оставил право на проживание.

    2.5. Подводящий диалог

    Тема: Труд и право

    Класс:9

    Задание: Определяя, что такое трудовой договор, учитель выстраивает логическую цепочку. Ребята, скажите, пожалуйста, каким образом в обществе регулируются отношения между людьми? – На основе норм права. А что является письменным выражением нормы права?  - Закон, нормативно-правовые акты. А точнее? – Договор. Молодцы, а как называется договор, раскрывающий взаимные права и обязанности работника и работодателя?

    Ответ: Трудовой договор.

    2.6. Совместный проект

    Тема: Подростковая культура

    Класс: 7

    Задание: Класс поделён на экспертные группы – учёные, практики, творческая группа. На рабочих столах раздаточный материал и собственные заготовки по теме «Молодёжные субкультуры». Каждая группа со своей позиции раскрывает тему – учённые статистические данные, причины появления, практики – ценности субкультуры, творческая группа – иллюстрации, схему урока и др.

    Ответ:

    3. Рефлексия

    3.1. «Синквейн»

    Тема: Что такое экономика?

    Класс: 6

    Задание: Составить синквейн для понятия – экономика

    Экономика

    Рыночная, плановая

    Обеспечивает, производит, распределяет

    Система для удовлетворения потребностей

    Производство

    Тема: Семья как малая социальная группа

    Класс: 6

    Задание: Составить синквейн для понятия – семья

    Семья

    многопоколенная, полная

    Воспитывает, воспроизводит, оберегает

    Малая социальная группа, основа общества

    Родительский дом

    Тема: Рынок

    Класс: 8

    Задание: Составить синквейн для понятия – рынок  

    Рынок

    Свободный, мировой

    Конкурирует, растёт, обесценивается

    Система экономических отношений между продавцами и покупателями

    Товарно-денежные отношения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"

    Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...

    Технология проблемного диалога на уроках биологии

    Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

    Технология проблемного диалога на уроках английского языка

    Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....

    Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе

    Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...

    Технология проблемно-диалогического обучения на уроках обществознания как средство повышения познавательного потенциала обучающегося

    Аналитический материриал, защищавшийся на курсах повышения квалификации. Содержит теоретические материалы ученых-педагогов и собственные примеры использования данной технологии....

    Использование методов проблемного диалога и технологии развития критического мышления на уроках обществознания

    Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Это означает, что основным результатом об...

    Мастер-класс по теме: «Методы постановки проблемы на уроках русского языка по технологии проблемного диалога».

    Демонстрация методов постановки проблемы  на уроках «открытия» новых знаний в рамках проблемно – диалогической технологии на уроках русского языка....