Урок по обществознанию в 10 классе "Нравственные ориентиры деятельности"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Методическая разработка урока по обществознаию для 10 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Урок  по  обществознанию  в  10   классе

Учитель- Малышева  Г.М.

Тема:  Нравственные  ориентиры  деятельности

Цели: 1.Сформировать знания  уч-ся  по  данной  теме.

           2. Продолжить  работу  по  формированию  интеллектуальных  навыков.

           3. Содействовать  воспитанию нравственных чувств.

Оборудование:

1.Классная доска:

                                мораль,  нравственность, этика, нравственные ценности 

                         ______________   ______________    ____________   _________________

                                             «Тот,  кто добр,  - свободен,  даже если  он  раб.

                                              Тот, что  зол,-  раб,  даже  если  он  король» 

                                                                                                        А. Аврелий

                     __________   ________    _________   _________   _________   __________                                                

                                                                        Духовный регулятор  

 

                  Функции  морали:                    Моральная  оценка

                                                                     

                                                                      Моральное  воспитание

( схема  заполняется  в ходе  урока,  по  мере  изучения  вопросов  темы)

___________    __________   _________  _________  ______________   _________

 2. Текст  «Десять  Божьих  заповедей» 

 3. Пословицы  о  совести

 4. Текст  «Быть человеком»

 5. Карточки для ранжирования  «Нравственные ценности»

I.Целевые  установки                  Дом. задание -  написать эссе по суждению  А.Аврелия                                                                          

                                                                                                               

  • Мы  продолжаем говорить  о  духовной деятельности  человека, помня, что  человек – создание  духовное. И  в  этом  главное  назначение  человека.
  • Повторим:  мораль, нравственность, этика?  
  • Откуда в  обществе  появились  нормы морали?
  • Какие  нормы  морали  из «Десяти  Божьих  заповедей»  вы  помните? (текст)
  • «Золотое  правило»  нравственности?

Наш  урок  - семинар, т.е.  он  предполагает  вашу самостоятельную  подготовку  к  уроку  по  вопросам  нашей темы:  вы  готовили  сообщения,  проводили в школе социологический  опрос.

Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями:  функции  и категории  морали, нравственные  ценности  (на  доске) 

  • Проблемная ситуация: что  означает  суждение?  ( ответ  в конце  урока)

«Тот,  кто добр,  - свободен,  даже если  он  раб.

Тот, что  зол,- раб,  даже  если  он  король»   Августин Аврелий

План урока:

1. Мораль как  духовный регулятор  жизни

2. Моральная оценка.

                  3. Моральное воспитание        

                                                                         

                   

                                                                 

           

                                             

1. Мораль как  духовный регулятор  жизни. ( 5 чел)

  • Сообщение по итогам социологического опроса №1

Как вы понимаете  добро?

Выбор ответа:

-  нормы  морали (30% респондентов)

-  конкретные  поступки, которые  вы расцениваете   как  хорошие (50% респондентов)

- отсутствие  зла ((20% респондентов)

  • Сообщение по итогам социологического опроса №2

В  чем,  по  вашему  мнению,  основная  причина  зла  в  мире?

Выбор ответа:

- во  внешних обстоятельствах:  голод, стихийные  бедствия - стихийное  зло

(38% респондентов)

-основная  причина  зла  в природе людей: их  алчности,  зависти,  неумение  справиться  с  собственными  желаниями - зло моральное (62% респондентов)

  • Сообщение  уч-ся  «Добро  и зло  как  главные  категории  морали»  

     Зло  стихийное и  моральное.

     Добро  и  зло  суть имена,  обозначающие  наши  расположения  и  отвращения.  (Т.Гоббс)  

     Добро – это  то, что  служит  сохранению  и развитию  жизни,  зло  есть  то,  что

     уничтожает  жизнь  или  препятствует  ей. ( А.Швейцер)

  • Сообщение  уч-ся  «Долг  как  категория  морали»

Долг – личностное  ответственное  следование  нравственным  ценностям

  • Сообщение  уч-ся  «Честность  как  категория  морали»

  Честь – это  достойные  уважения  качества  личности,  проявляющиеся во  всей деятельности.

  • Сообщение  уч-ся  «Категория  счастья.  Моральный  идеал»

  • Итак, мы с вами услышали сообщения  о категориях морали: добро, зло, долг, честность, счастье, моральный идеал. 

           Давайте определим нравственные  ценности в нашей жизни - проранжируем

     нравственные  ценности. Для этого необходимо  расположить  18 карточек  по  степени

    значимости в  жизни  человека. (См. Приложение)

( Ранжирование. Беседа по результатам)

2.Моральная оценка.

  • Сообщение по итогам  социологического опроса №3

Чем вы  в  первую  очередь  руководствуетесь  в  своих поступках?

Выбор ответа:

-соображениями  пользы (23% респондентов)

- совестью (60% респондентов)

-сиюминутными  желаниями (7% респондентов)

-соблюдением  приличий (10% респондентов)

Сообщения  уч-ся  «Совесть как  категория  морали»           

Совесть – это способность  личности  познавать  этические  ценности  и  руководствоваться  ими  в  деятельности,  осуществлять моральный самоконтроль,  осознавать  свой  долг.

Совесть -  внутренний  голос.  Внутренний  судья.  Личный  опыт  убеждает  человека,  что  совесть  выражает себя  непосредственно,  помимо  нашего   желания.

Вопрос  о  том,  что такое  совесть задавался  детям  в  возрасте  от  5  до  9  лет.  

6-летняя  девочка  сказала,  что  совесть – это  место  внутри  тебя,  которое  жжет,  если  ты  поступаешь  нехорошо.

Мальчик  9  лет  объяснил,  что  это  голос  внутри,  который говорит  «Нет!»,  когда  вы  хотите  сделать  что-нибудь плохое,  например,  побить  младшего брата.  Он  сказал, что  совесть  спасала  его много раз.

Совесть  не  только  говорит  человеку,  что  плохо  или  хорошо  в  нравственном  отношении,   но  обязывает  его делать хорошее,  избегать  делать  дурное,  сопровождая  добрые  действия  чувством  радости  или  удовлетворения,  а плохие  действия  -  чувством стыда, страха, душевной  муки.

Американский  психолог  Добсон  отмечает,  что  совесть -  данная  Богом  способность  отличать  плохое  от  хорошего.

Ученые  свидетельствуют,  что  не  найдено  ни  одного  самого  дикого  племени, которое  было  бы  чуждо  понятий  о  добре  и  зле.

  • Сообщения  уч-ся  «Пословицы  о  совести»

  • Сообщения  уч-ся  «Моральная  оценка»

Моральная оценка  -  это  одобрение или  осуждение  деятельности  человека  с  позиций  

требований  общества  или  отдельной  личности.

  • Сообщения  уч-ся  «Нравственные  искания в  истории общества»

    3.Моральное воспитание

  • Сообщение по итогам  социологического опроса №4

В  чем  главное  предназначение морали?

Выбор ответа:

-мораль помогает  дать  оценку  действиям  окружающих  и  своим  собственным  поступкам (60% респондентов)

-мораль  способствует  личностному росту (33% респондентов)

-в  реальной  жизни  мораль не  играет  никакой  роли, без  нее  легко можно обойтись (7% респондентов)

Сообщения  уч-ся «Моральное воспитание»

  • Моральные  начала формируются  под влиянием  окружающих
  • Нравственное  самовоспитание

4. Работа  с  текстом  «Быть человеком»  (см. Приложение)

III.Итоги  урока

  • Мораль  с  ее  нормами  и  категориями  дает  нам  нравственные  ценности.
  • Нравственные  ценности -  это  духовные  ориентиры  в жизни  человека.  То, что  ценно  и  свято для  человека  и  общества.
  • О каких ценностях евангельское суждение?

«Не  собирайте  себе сокровищ  на  земле, где  моль и  ржа  истребляют  и  где  воры  подкапывают  и крадут.  Но  собирайте  себе сокровища  на  небе,  где  ни  моль,  ни  ржа  не  истребляет  и  где  воры  не  подкапывают  и  не  крадут.  Ибо  где  сокровище  ваше,  там  и  сердце  ваше».  (Евангелие  от  Мт., гл 6)

                                             ( Беседа)

  • Ответ  на  главный  вопрос урока (объяснить  суждение  А.Августина)

                                                   

                                                       



Предварительный просмотр:

Социологический опрос №1

Вопрос

Ответы

Сделанный  выбор

Как вы понимаете  добро?

-  нормы  морали

-  конкретные  поступки, которые  вы расцениваете   как  хорошие

- отсутствие  зла

Социологический опрос №2

Вопрос

Ответы

Сделанный  выбор

В  чем,  по  вашему  мнению,  основная  причина  зла  в  мире?

- во  внешних обстоятельствах:  голод, стихийные  бедствия ( стихийное  зло)

-основная  причина  зла  в природе людей: их  алчности,  зависти,  неумение  справиться  с  собственными  желаниями

Социологический опрос №3

Вопрос

Ответы

Сделанный  выбор

Чем вы  в  первую  очередь  руководствуетесь  в  своих поступках?

-соображениями  пользы

- совестью

-сиюминутными  желаниями

-соблюдением  приличий

Социологический опрос №4

Вопрос

Ответы

Сделанный  выбор

В  чем  главное  предназначение морали?

-мораль помогает  дать  оценку  действиям  окружающих  и  своим  собственным  поступкам

-мораль  способствует  личностному росту

-в  реальной  жизни  мораль не  играет  никакой  роли, без  нее  легко можно обойтись



Предварительный просмотр:

Высокие  запросы

( высокие  требования  к  жизни)

Воспитанность

( хорошие  манеры)

Аккуратность

Чуткость

( заботливость)

Независимость

(способность  действовать  самостоятельно, решительно)

Исполнительность ( (дисциплинированность)

Трудолюбие

Жизнерадостность

Ответственность  

( чувство  долга,  умение  держать  слово)

Образованность (широта  знаний,  высокая  общая  культура)

Непримиримость  к  недостаткам в  себе

 и  к  другим

Честность

( правдивость,

искренность)

Смелость  

в  отстаивании своего  мнения,  взглядов

Самоконтроль

( сдержанность, самодисциплина)

Рационализм   (умение  здраво  и  логично  мыслить,  принимать  обдуманные  решения)

Терпимость  

 (умение  прощать другим  их  ошибки  и  заблуждения)

Широта  взглядов

( умение  понять  чужую точку  зрения,  уважать  чужие  вкусы,  обычаи )

Твердая  воля   

(умение  настоять  на своем,

не отступать  перед трудностями)



Предварительный просмотр:

Пословицы

  • Жизнь  дана  на добрые  дела.
  • Кто  огня  не бережется,  тот  скоро  обожжется.
  • Худые  дела  не  доведут  до  добра.
  • Совесть  не  повесть,  в  архив  не  сдашь.
  • Лучше  жить  бедняком,  чем  разбогатеть  со  грехом.
  • Злая  совесть  стоит  палача.
  • Кривой  зеркала  не  любит.
  • За  совесть, зачесть  хоть  голову  снесть.
  • Есть слезы – есть  и совесть.
  • Упавшего  не  считай  за  пропавшего.
  • Кайся,  да  опять  за  старое не  принимайся.


Предварительный просмотр:

Быть человеком

 Человек всегда пытается стать кем-то (ученым,  художником,   пожарником...) и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду   деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув  все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в   том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим   собой – человеком, живущим в режиме подлинно  человеческого бытия: любви,   красоте, сострадании...

Быть обыкновенным человеком очень трудно: все стремятся к   исключительности, все чувствуют себя такими многосторонними и сложными, что   быть просто человеком, вероятно, доступно в наше время немногим.

   

               Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М.,

                                                                                                                         1997. – С. 312.

     

Вопросы и задания

 1. Ответу, на какие из «вечных вопросов», посвящен данный текст?

 2. Какой смысл вложен в слова «оставаться... человеком»?

 3. Вчитайтесь в строки, поясняющие утверждение: «Быть обыкновенным   человеком очень трудно». Как вы думаете, почему в привычное словосочетание   «обыкновенный человек» в данном случае вложен такой высокий смысл?

 4. Подумайте, кого из людей, окружающих вас, можно назвать в высоком   смысле обыкновенными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

Тема здоровьесбережения на сегодняшний день не является новой и неизведанной. В журналах, средствах массовой информации, интернете всегда можно н...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...

«Формирование гражданских качеств учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

Основная идея: формирование гражданских качеств учащихся на основе интеграции учебной, внеклассной и внешкольной деятельности....

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.

информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....

Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...