рабочая программа по обществознанию 8 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (8 класс) по теме

Сафиуллин Руслан Наилевич

рабочая программа по обществознаннию 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_8_klass.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию. 8 класс

Данная рабочая программа разработана на основе:

1Госудаственного стандарта образования

2Учебного плана школы

3        Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию    

4.         Авторской прграммы  по обществознанию А.И. Кравченко,2006 год

Рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 35 учебных часа из расчёта 1 час в неделю , сроком реализации программы считать 1 год, используемый учебно-методический комплект :А. И. Кравченко «Обществознание-8 класс» М: «Русское слово», 2006

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение предмета «Обществознание» в 8 классе ориентировано на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На данном этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В процессе изучения реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Цели и задачи учебного предмета.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Методы и приемы:

- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);

 - беседа, самостоятельная работа, наблюдение;

 - работа с помощью схем, наглядных пособий;

 - урок-игра, реферативная работа, дискуссии;

- использование метода презентаций, и защиты проектов

Учебник

 «Обществознание. 8 класс» / А. И. Кравченко М: «Русское слово», 2008

Учебно-методического обеспечение:

  1. Обществознание. 8-9 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/[Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И.Матвеев и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова.-14-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-400 с.
  2. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 8 класс/[А.В. Поздеев]. - М.:ВАКО, 2010.-320 с. - (В помощь школьному учителю).Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др.
  3. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 1997.  Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочая тетрадь по курсу
  4. Е.А. Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 8 класс. - М.: Русское слово;
  5. «Обществознание 8-9 классы/ Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, М: Просвещение 2009 год,

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся      или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом.задание

Дата проведения

План

Факт

Введение

1

Вводный урок

Науки изучающие общество. Учебник обществознания и его специфика

Анализ учебника

Называть науки изучающие общество и их особенности, связи.

Раздел 1. Человек. Природа. Общество. (11 часов)

Что такое общество?

1

комбинированный

Продолжение формирования стремления к духовному самосовершенствованию

Опрос, таблица, понятийный диктант

Знать, что такое общество, основные сферы общественной жизни

§1  читать, отвечать на вопросы

Человек – биосоциальное существо.

1

Урок изучения нового

Групповая,  индивидуальная беседа

Опрос, карточки, схема

Знать о происхождении человека, отличие человека от других живых существ, человек – существо биосоциальное.

отвечать на вопросы

Природа, общество, человек.

1

комбинированный

Работа по учебнику, СМИ, беседа

Опрос, тест, схема «способы защиты природы»

Дать определения понятиям: общество, природа, человек. Называть примеры негативного влияния человечества на природу. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи

§2,  читать, отвечать на вопросы

Типология обществ.

2

комбинированный

Беседа, решение творческих задач

Опрос, схема, тест

Уметь выделять виды обществ. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество..

§3,  читать, отвечать на вопросы

Социальный прогресс и развитие общества

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, карточки, схема

Иметь представление о изменении человека в обществе в процессе развития

§ 4, читать, отвечать на вопросы

Личность и социальная среда

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, таблица

Опрос, доклады

Знать о моральных нормах как образец поведения человека по отношению к другим людям, необходимости взаимоотношения человека и общества через культуру. Многообразие познавательных возможностей человека

§5, читать, отвечать на вопросы

Потребности человека

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, таблица, понятийный диктант

Уяснить многообразие человеческих потребностей человека, роль ценностных ориентиров в жизни человека. Осознание связи цели жизни человека и потребностей.

§6,  читать, отвечать на вопросы

Социализация и воспитание

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, схема, тест

Сформировать представление о способностях человека как способ самореализации личности.

§7,  читать, отвечать на вопросы

Межличностные отношения. Общение.

1

комбинированный

Беседа, работа с учебником, СМИ.

Опрос, таблица, тест

Знать о особенностях межличностных отношений, виды: знакомство, приятельство, товарищество; симпатии и антипатии. Иметь представление о необходимость общения для человека, культура общения, конфликт: причины, пути выхода из конфликта.

§ 8 (11-12) читать, отвечать на вопросы

Повторительно-обобщающий урок: «Общество. Человек. Природа».

1

Урок закрепления знаний

Систематизация  ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала

Работа над основными понятиями

Раздел 2. Экономическая сфера. (12 часов)

Что такое экономика

1

Урок изучения нового

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, карточки, схема

Знать как  рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятие и основные элементы. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики.

§ 9,  читать, отвечать на вопросы, практикум, выучить понятия

Товар и деньги

2

комбинированный

Работа по учебнику, беседа

Опрос, таблица, понятийный диктант

Иметь представление о понятии  «Невидимая рука» рынка. Знать основные понятия темы: ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

§10 , читать, отвечать на вопросы,

Спрос и предложение

2

комбинированный

Работа по учебнику, беседа, решение творческих задач

Опрос, схема, тест

Опрос, таблица

Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Семейный бюджет..

§ 11, читать, отвечать на вопросы

Рынок, цена, конкуренция

2

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, доклады

Опрос, таблица, тест

Знать основные понятия темы: экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.. Рынок. Рыночный механизм.

§ 12, читать, отвечать на вопросы

Предпринимательство и бизнес

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, тест

Знать основные понятия темы: предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика

§ 13, читать, отвечать на вопросы

Роль государства в экономике

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, карточки, схема

Знать основные понятия темы: роль государства в регулировании экономики..

§ 14, читать, отвечать на вопросы

Бюджет государства и семьи

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, схема, тест

Знать основные понятия темы: государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета

§ 15, читать, отвечать на вопросы

Труд, занятость, безработица

1

комбинированный

Развитие навыков учащихся в оценке общественных явлений

Опрос, таблица

Знать основные понятия темы: безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами. Производство и труд. Разделение труда и специализация.

§ 16, читать, отвечать на вопросы

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера»

1

Урок закрепления знаний

Систематизация  ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала

Работа над основными понятиями

Раздел 3. Социальная сфера. (11 часов)

Социальная структура

2

Урок изучения нового

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, карточки, схема

понятийный диктант

Знать основные понятия темы: социальная структура и социальное неравенство.

§ 17, читать, отвечать на вопросы

Социальная стратификация

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, схема, тест

Знать основные понятия темы: социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль.

§ 18, читать, отвечать на вопросы

Малая группа        

1

комбинированный

Развитие навыков учащихся в оценке общественных явлений

Опрос, таблица

Уяснить классификацию социальных групп, малая группа, динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Групповой эгоизм, конформизм.

§13, читать, отвечать на вопросы        

Бедные и богатые

1

комбинированный

Отработка умения применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия

Опрос, доклады

Знать о неравномерности распределения доходов в обществе, социальные признаки этих групп.

§ 19-20, читать, отвечать на вопросы

Этнос: нации и народности

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, таблица, тест

Знать основные понятия темы: этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа

§ 21, читать, отвечать на вопросы

Межнациональные отношения

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, тест

Знать основные понятия темы: межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

§ 22, читать, отвечать на вопросы

Конфликты в обществе.

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, карточки, схема

Знать основные понятия темы: конфликт поколений. Социальный конфликт

§ 23, читать, отвечать на вопросы

Семья

1

комбинированный

Беседа, решение творческих задач, работа с учебником, СМИ.

Опрос, таблица, понятийный диктант

Знать основные понятия темы: семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья. Связь поколений. Детство - особый период в жизни человека. Защита прав человека.

отвечать на вопросы

 «Социальная сфера»

1

Урок закрепления знаний

Систематизация  ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала

написать эссе «Многообразие социальных групп в моей жизни»

Социальная структура российского общества: проблемы бедности и неравенства

1

Итоговый урок

Систематизация  ранее изученного материала

Опрос, таблица, понятийный диктант, тест

Обобщение ранее изученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...