Рабочая программа по обществознанию 9 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) по теме

Коршунова Елена Анатольевна

Данная рабочая программа составлена к учебнику А.И. Кравченко. Она содержит календарно-тематическое планирование и проверочные материалы к урокам обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию  (9 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработан в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ  МО   РФ  от  05.03.2004 г. № 1089), соответствует примерной программе основного общего образования по обществознанию Министерства образования РФ, 2012 года. Авторской программы  Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007 Предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Обществознание». Программа предназначена для изучения курса обществознания в 9-х  классах, является типовой, общеобразовательной.

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

В учебно-методический комплект входят:

1. Учебник: Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса. –М.: «торгово- издательский дом «Русское слово-РС», 2009г.

2. И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. - М.: Русское слово, 2011

3. Кравчеко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. – М.: ООО «Торгово – издательский дом «Русское слово – РС», 2009.

  Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. В предшествующие годы обучения школьники освоили пропедевтический курс обществознания, в последующие годы обучения предполагается неоднократное обращение к изученному ранее с постепенным нарастанием уровня теоретической сложности  исследования общественных явлений.

Цели и задачи  курса  обществознания в средней школе.

Рабочая программа  имеет  направление на  достижение следующих целей при обучении учащихся  8-9 классов:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

                               

                               Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 8-9 классах  опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Предусмотрен урок итогового повторения,  контрольные тестовые  работы ( 3 часа). Структура курса включает в себя 3 раздела.     Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (обучающие и творческие задания в рабочей тетради) и устный опрос (диалог, собеседование).  

Специфика обучения отражена через организацию учебной деятельности и используемые ведущие и локальные педагогические технологии, обогащение компонентов методического аппарата. Изучение курса осуществляется в соответствии с принципами компетентностного подхода, личностно ориентированного обучения. Курс имеет гуманистическую, развивающую и здоровьесберегающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий. Ведущими  в преподавании курса являются технологии, максимально направленные на решение задачи социализации подростков: игровые технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ. При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий – беседы,  интегрированные уроки, мультимедийные уроки, ролевые и деловые игры, тренинги, способствующие формированию функциональной грамотности подростков.

       Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как  репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности.

Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе


В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать


- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;


- сущность общества как формы совместной деятельности людей;


- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;


- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;


уметь:


- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;


- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;


- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);


- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;


- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;


- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;


- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;


- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;


- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;


- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;


- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;


- первичного анализа и использования социальной информации;


- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Содержание программы

Глава 1. Политическая сфера (11 ч.)

Тема 1. Власть

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти.

Тема 2. Государство

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета.  Внешние и внутренние функции государства. Причины  и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.

Тема 3. Национально-государственное устройство

         Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.

Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм,  централизованное государство, империя.

Тема 4. Формы правления

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики.  Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.

Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.

Тема 5. Политические режимы

         Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм, парламент.

Тема 6. Гражданское общество и правовое государство

         Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.

Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм.

Тема 7. Голосование, выборы, референдум

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.

Тема 8. Политические партии

Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа.

Глава 2. Человек и его права (14ч.)

Тема 9. Право

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права.

Тема 10. Власть и закон

Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России.  Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов.

Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура.

Тема 11. Конституция России

Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Основные понятия темы: Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности.

Тема 12. Право и имущественные отношения.

Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд.

Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск.

Тема 13. Потребитель и его права

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.

Основные понятия темы: потребитель, исполнитель, изготовитель.

Тема 14. Труд и право

Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.

Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд.

Тема 15. Право, семья, ребенок

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.

Тема 16. Преступление

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия.  Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Основные понятия темы: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних.

Глава 3. Духовная сфера (8ч.)

Тема 17. Что такое культура

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура.  Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.

Основные понятия темы: культура,  культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.

Тема 18. Культурные нормы

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции.

Тема 19. Формы культуры

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Основные понятия темы: элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

Тема 20. Религия

Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне.

Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

Тема 21. Искусство

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».

Тема 22. Образование

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик.

Тема 23. Наука

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.

Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН

Итоговое повторение

Нормы оценки результатов учебной деятельности

    Критерии для оценивания устного ответа на уроках обществознания

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

 

 1. За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, понятийные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

Самостоятельные работы

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

Календарно - тематический план

9 класс

Тема. Раздел.

Кол-во часов

Дата

Контроль

9 «А»

9 «Б»

1

Политическая сфера

11     11

4.09 -20.11

6.09 –

22.11

Контрольное

тестирование

по теме: «Политическая сфера»

2

Человек и его права

14     14

27.11-

12.03

29.11 –

14.03

Контрольное

тестирование

по теме: «Человек и его права»

3

Духовная сфера

8       7

19.03 –

14.05

21.03-

16.05

Контрольная

работа по теме:

«Духовная сфера»

4

Итоговое повторение

 1      1

21.05

23.05

Резерв

 1       2

Итого

35      35

35

35

3

Обществознание

9 «А»класс

35 часов

Тема. Раздел

Кол-во

часов

Дата

Наглядные пособия

Контроль

I

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Политическая сфера

Введение.

Власть.

Входная контрольная работа

Государство

Национально-государственное устройство

Формы правления

Политические режимы

Гражданское общество и правовое государство

Голосование, выборы, референдум  

Политические партии

Урок обобщения по теме: «Политическая  сфера»

11ч

4.09

11.09

18.09

25.09

2.10

9.10

16.10

23.10

30.10

13.11

20.11

Учебное электронное

пособие

«Общество-

знание 9 класс»

Энциклопедия

для детей «Общество, экономика и политика»

Москва,Аванта,

2001г.

Конституция РФ, материалы избирательной комиссии

Таблицы: Избирательное право

Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

 Права и свободы человека и гражданина Федеративное устройство  Российской Федерации

Контрольное

тестирование

по теме: «Политическая сфера»

II

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Человек и его права

Право

Закон и власть

Конституция, федеративное устройство, разделение властей

Конституционное право, основы конституционного права РФ

Права и свободы человека  и гражданина РФ

Права ребенка и их защита

Защита прав человека

Международное гуманитарное право

Гражданское право

Трудовое право

Семейное право

Административное право

Уголовное право

Урок-обобщение по теме «Человек и его права»

14ч

27.11

4.12

11.12

18.12

25.12

15.01

22.01

29.01

5.02

12.02

19.02

26.02

5.03

12.03

Учебное электронное пособие

«Общество-

знание 9 класс»

Словарь-справочник по обществознанию

Конституция РФ,

конвенция о правах человека,

конвенция о правах ребенка

Контрольное

тестирование

по теме: «Человек и его права»

III

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Духовная сфера

Что такое культура?

Культурные нормы

Формы культуры

Религия

Искусство

Образование

Наука

Урок-обобщение по теме «Духовная сфера»

Итоговое повторение

Резерв

8 ч

 1 ч

 1 ч

19.03

2.04

9.04

16.04

23.04

30.04

7.05

14.05

 21.05

Учебное электронное

Пособие

«Общество-

знание 9 класс»

Энциклопедия для детей. Москва,

Аванта, 2001г

Словарь-справочник по обществознанию.

Контрольная

работа по теме:

«Духовная сфера»

 «Круглый стол»

Обществознание

9 «Б»класс

35 часов

Тема. Раздел

Кол-во

часов

Дата

Наглядные пособия

Контроль

I

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Политическая сфера

Введение.

Власть.

Входная контрольная работа

Государство

Национально-государственное устройство

Формы правления

Политические режимы

Гражданское общество и правовое государство

Голосование, выборы, референдум  

Политические партии

Урок обобщения по теме: «Политическая  сфера»

11ч

6.09

13.09

20.09

27.09

4.10

11.10

18.10

25.10

1.11.

15.11

22.11

Учебное электронное

пособие

«Общество-

знание 9 класс»

Энциклопедия

для детей «Общество, экономика и политика»

Москва,Аванта,

2001г.

Конституция РФ, материалы избирательной комиссии

Таблицы: Избирательное право

Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

 Права и свободы человека и гражданина Федеративное устройство  Российской Федерации

Контрольное

тестирование

по теме: «Политическая сфера»

II

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Человек и его права

Право

Закон и власть

Конституция, федеративное устройство, разделение властей

Конституционное право, основы конституционного права РФ

Права и свободы человека  и гражданина РФ

Права ребенка и их защита

Защита прав человека

Международное гуманитарное право

Гражданское право

Трудовое право

Семейное право

Административное право

Уголовное право

Урок-обобщение по теме «Человек и его права»

14ч

29.11

6.12

13.12

20.12

27.12

17.01

24.01

31.01

7.02

14.02

21.02

28.02

7.03

14.03

Учебное электронное пособие

«Общество-

знание 9 класс»

Словарь-справочник по обществознанию

Конституция РФ,

конвенция о правах человека,

конвенция о правах ребенка

Контрольное

тестирование

по теме: «Человек и его права»

III

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Духовная сфера

Что такое культура?

Культурные нормы

Формы культуры

Религия

Искусство

Образование

Наука

Урок-обобщение по теме «Духовная сфера»

Итоговое повторение

Резерв

7 ч

1 ч

2 ч

21.03

4.04

11.04

18.04

25.04

2.05

16.05

23.05

Учебное электронное

Пособие

«Общество-

знание 9 класс»

Энциклопедия для детей. Москва,

Аванта, 2001г

Словарь-справочник по обществознанию.

Контрольная

работа по теме:

«Духовная сфера» «Круглый стол»

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

1. Энциклопедия для детей «Общество, экономика и политика», Москва, Аванта, 2001г.

2. Таблицы:

  1. Избирательное право
  2. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации
  3. Права и свободы человека и гражданина
  4. Федеративное устройство  Российской Федерации

3. Словарь-справочник по обществознанию

4. Конституция РФ,

5. Конвенция о правах человека,

6. Конвенция о правах ребенка

Медиаресурсы:

1. Учебное электронное пособие «Обществознание 9 класс»

2. Презентации:

   «Государство»

   «Формы государства»

   «Политические режимы»

   «Политические партии»

   «Права и свободы человека  и гражданина РФ»

   «Гражданское право»

   «Трудовое право»

   «Семейное право»

   «Административное право»

   «Уголовное право»

   «Формы культуры»

   «Религия»

   «Искусство»

   «Образование»

   «Наука»

Технические средства обучения:

1.        Интерактивная доска

2.        Проектор

3.        Компьютер учителя

4.        Компьютер ученика (3 )

Перечень образовательных сайтов

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгрес

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Контрольно- измерительные материалы

Контрольное тестирование по  теме: «Политическая сфера».

Часть 1.

А1 Что является функцией исполнительной власти?        

1)  создание законов                        2) разработка государственного бюджета

3) осуществление правосудия        4) разработка предвыборных программ

А2 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

А 3. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) Верно только А   2) Верно только Б    3) Верны оба суждения    4) Оба суждения неверны

А 4. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим   2) форма правления

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

А 5. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции        2) разделение и независимость ветвей власти

3) деятельность по поддержанию общественного порядка    4) суверенитет государства

А 6.Конституция РФ была принята

1) Федеральным Собранием    2) думским комитетом

3) Государственным Советом  4) всенародным референдумом

А 7  Функцией государства является

1) разделение властей    2) суверенитет    3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

А 8. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

А 9 Верны ли суждения о государстве?

А В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения  4) оба суждения не верны

А 10. Любое государство характеризуется

1) верховенством права   2)  наличием аппарата управления  

3)  политическим плюрализмом    4) соблюдением прав человека

А 11. Одной из ведущих черт демократического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2)  стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

3) гарантированность прав и свобод человека законами государства

4) наличие органов судопроизводства

А 12.Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная  позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

1)  монарх утверждает главу кабинета министров

2)  парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

3)  власть монарха  не имеет законодательных ограничений

4)  монарх является верховным главнокомандующим

А 13. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене.

А 14. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1) федерация    2) конфедерация   3) унитарное государство   4) республика

А 15. Демократический режим характеризуется

1) господством исполнительной власти   2) защитой прав и свобод граждан

3) командно-административными методами управления 4) господством одной обязательной идеологии

А 16. Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

1) авторитарного   2) тоталитарного   3) теократического   4) демократического

А 17.К внешней функции государства относится функция

1) культурная  2) дипломатическая  3) политическая  4) экономическая

А 18. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ

1) Президент РФ   2) Председатель Правительства РФ

3) Председатель Совета Федерации РФ  4) Председатель Государственной Думы

А 19. При характеристике человека как гражданина указывают на  его

1)  семейное положение   2) профессию   3) партийность   4) права и обязанности

А 20. Кто является источником власти в демократической стране

1) народ    2) передовой общественный класс

3) представители крупного бизнеса   4) интеллектуальная элита общества

Часть 2.

В 1. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 2 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а  основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных  парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время  ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»

     Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) единство

Б) фракция

В) выборы

Г) движение

Д) лидер

Е) социум

Ж) партия

З) группа

И) членство

В 3. Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный __________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».

В 4. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

   Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

 Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.

Часть 3.

С 1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

С 2. Текст

« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого  принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него  ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод  и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь : взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных  прав человека… Важное значение  имеет принцип связанности законодателя  правами человека. Правовое государство невозможно создать  в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием  сограждан к государственным  учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности.  Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной  деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру  взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд , а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

                    Е.В. Лукашева.

1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором

2 Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

Контрольное тестирование по  теме: «Человек и его права»

1. Соотнесите следующие термины с определениями:

Термин
Определение
1. Право
А. Круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.
2. Социальные нормы
Б. Предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.
3. Обязанность
В. Система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определённых нормах.

2. Какой из перечисленных ниже  документов обладает высшей юридической силой в нашем государстве?
А. Федеральный закон;         Б. Указ Президента;  В. Конституция;   Г. гражданский кодекс.

3. В какую отрасль права входят нормы, устанавливающие преступность поступков людей и меру наказания за них?
А. Конституционное право;                Б. Административное право;
В. Гражданское право;                        Г. Уголовное право.

4. Закончите предложение: Тремя ветвями власти являются законодательная, исполнительная и ……………………….. власть.

5. Как называется должность главы правительства в большинстве стран мира?
А. Президент;         Б. Премьер-министр;           В. Король;            Г. Спикер.
6. Как называется должность главы государства в нашей стране?
А. Генеральный прокурор;                 Б. Премьер-министр;
В. Верховный судья;                           Г. Президент.

7. В каком году была принята Конституция Российской Федерации?
А. 1993;          Б. 1924;           В. 1936;             Г. 1977.

8. Вставьте пропущенное слово в предложении: Организация – это …………… лицо, у которого есть своё собственное имущество, оно несёт ответственность по своим долгам.

9. Соотнесите следующие термины и определения.

Термин
Определение
1. Правоспособность
А. Способность самостоятельно без сяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.
2. Дееспособность
Б. Способность иметь права и обязанности.

10. Преступление выражается в форме:
А. действия;                 Б. бездействия;                   В. действия и бездействия.

11. Несовершеннолетние – это лица в возрасте:
А. от 18 до 60 лет;             Б. до 14 лет;          В. после 18 лет;            Г. от 14 до 18 лет.

12. Верно ли следующее утверждение: Уволить подростка до 18 лет можно лишь с согласия комиссии по делам несовершеннолетних или государственной инспекции труда.
А. Да;
Б. Нет.

13. Каким термином обозначается требование лица в судебном порядке защитить нарушенные права?
А. Запрос;          Б. Иск;         В. Требование;         Г. Просьба.

14. Людей, профессиональная задача которых состоит в том, чтобы удостоверить подлинность документов, фактов и т.д. называют:
А. Адвокаты;           Б. Прокуроры;          В. Судьи;                Г. Нотариусы.
15. * Как называется конституция США, принятая в 1791 году?…………………………..

16. * Чему посвящена глава №1 Конституции Российской
Федерации?…………....................................................................................................................

Контрольная работа «Духовная сфера»

Часть 1

А 1. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется

1) народной             2) массовой             3) национальной           4) элитарной

А 2. Искусство от других форм духовной деятельности отличает

1) влияние на все сферы общественной жизни

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) выявление законов человеческой психики

4) образное восприятие окружающего мира

А 3. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:  

 

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.

2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования.

3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.

4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.

А 4. Произведения создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре

1) экранной     2) народной          3) массовой               4) духовной

А 5. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

1) дошкольное общее образование

2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

4) основное, профессиональное образование

A 6. Реклама является неотъемлемой частью

1) элитарной культуры                2) народной культуры

3) массовой культуры                  4) духовной культуры

А 7. Иван учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает

1) основное образование              2) полное (среднее) образование

3) среднее профессиональное образование     4) высшее профессиональное образование

А 8. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к

1) элитарной культуре                   2) экранной культуре

3) народной культуре                    4) массовой культуре

А 9. К мировым религиям относится

1) христианство        2) синтоизм                 3) индуизм                4) конфуцианство

А 10. Продуктом массовой культуры является

1) симфония            2) фольклор     3) балетный спектакль    4) городской роман

 

Часть 2

В 1. Завершите фразу

Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, - это _______________

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

   (1) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. (3) Современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.

 Определите, какие положения текста носят

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

     Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В 3. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.  

В 4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

   Примитивные родо - племенные верования. Они возникли в ___________(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________(2)…

   Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.

   Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(3),______________(4).

   Все религии можно также объединить в две большие группы __________(5), т.е. признающие существование единого Бога и ___________(6), признающее множество богов.»

   Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

   Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) монотеизм  Б) политеизм     В) древность      Г) ислам       Д) культ     Е) буддизм

Ж) индуизм      З) суеверие          И) конфуцианство       К) миф

В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. (4) Однако продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

 Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В 6. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

 

 

В 7. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?

1) мюзикл            2) кино           3) пляски       4) анекдоты       5) сказки

6) поговорки    7) законы

В 8. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) фортепианный концерт

2) философское эссе

3) детективный роман

4) героическая былина

5) эпос

6) телевидение

7) радиотрансляция эстрадного концерта

 

Часть 3

С 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Образование в обществе.

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?...

   Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

     Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

   Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

                                                                       Н. Смелзер.

 

1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.

3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

   Итоговый тест по обществознанию.

  1. класс

Часть 1.

А1. Правовая связь человека с государством называется

1) Гражданство   2) Моральные нормы   3) Политические организации  4) Конституция.

А2. Сферу имущественных отношений и личных неимущественных отношений регулирует:

1) Конституционное право   2) Трудовое право  3) Гражданское право           4) Административное право.

А3. Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ и Верховного Суда является:

1) Верховенством закона   2) Разделением властей

3) Гарантом Конституции 4) Средством борьбы с коррупцией.

А4. Какой из перечисленных видов собственности может быть только федеральной:

1) Школы и детские сады   2) Природные парки и территориальные воды,

3) Фабрики и заводы           4) Научные учреждения и музеи.

А5. Конституция Российской Федерации была принята:

1) На выборах 5 декабря 1994 г.,  

2) Президентом РФ 7 октября 1999 г.,

3) На заседании Государственной Думы 12 декабря 2000 г.,

4) На референдуме 12 декабря 1993 г.

А6. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение народовластия, гарантированного участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе приверженности демократическим ценностям

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене

А7. Согласно российским законам, признается брак

1) фактический

2) заключенный в органах записи актов гражданского состояния

3) церковный,  освященный процедурой венчания в храме

4) заверенный нотариусом

А8. Понятия «форма правления», «форма государственного устройства», «авторитаризм» характеризуют сферу общества

1) экономическую   2) социальную   3) политическую   4) духовную

А9. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

1) полное (среднее) образование  2) среднее профессиональное  образование

3) высшее профессиональное образование   4) дополнительное образование

А10. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

1) Государственная Дума  2) Правительство РФ

3) Совет Федерации          4) Общественная палата

А11. Отличительным признаком политической партии является

1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

4) стремление участвовать в осуществлении политической власти

А12. В нашей стране подписывает и обнародует законы

1) глава правительства  2) Президент  3) Председатель Совета Федерации  4) Генеральный прокурор

А13. На остановке  общественного  транспорта  подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили?

1) гражданский проступок   2) дисциплинарный проступок

3) административный проступок   4) уголовное преступление

А14. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?

  1. определение основных направлений внутренней политики
  2. разработка и принятие законов
  3. управление федеральной собственностью
  4. разработка и исполнение бюджета РФ

А15. Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, что бы заверить договор купли-продажи?

1) в юридическую консультацию

3) к нотариусу

2) к мировому судье

4) к адвокату

А16. Палатой. Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности

3) Совет Федерации

2) Общественная палата

4) Верховный Суд

А17. К основным обязанностям граждан РФ не относится

1) защита Отечества

2) уплата налогов

3) сохранение исторического и культурного наследия

4) защита семьи, материнства, детства

Часть 2.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. является областью духовной культуры
  2. использует художественные образы
  3. требует точности и обоснованности утверждений
  4. создает духовные ценности

Черт сходства

Черты отличия

В2. Один из указанных ниже документов при приеме на работу не обязателен. Какой именно?

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

2) трудовая книжка (кроме поступающих впервые или по совместительству)

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

4) военный билет для военнообязанных

5) справка с места жительства о составе семьи

В3. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

     ТИПЫ РЕЖИМОВ

А) гарантии прав и свобод личности

     1) демократический

Б) власть единой массовой партии

     2) тоталитарный

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «формы государственного правления».

1) конфедерация, 2) конституционная  монархия, 3) республика,   4) абсолютная  монархия,

5) ограниченная монархия.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ:_____________

В5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «духовная культура».

1) ценности

2) творчество

3) искусство

4) наука

5) фабрика

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: _______________

Часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

•В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...