Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Голубина Светлана Ивановна

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение часов по разделам и темам курса. Она расчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_10_klass.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тростенецкая средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/Шевченко Т.С/

Протокол № ___

от «____» ______________20   г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Тростенецкая СОШ»

_____________/Голубина С.И/

«____» _______________20   г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Тростенецкая СОШ»

_____________/Терехова Т.В/

Приказ  № _____    

от  «____»_____________20    г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя истории и обществознания

Голубиной Светланы Ивановны

по учебному предмету «Обществознание»

для 10 класса

(базовый уровень)

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы  под редакцией  Л.Н. Боголюбова «Обществознание»  для 6 – 11 кл. -: Просвещение,2010.          

Цели и задачи курса:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной,
    практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;

  • межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными  законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 Учебно-методический комплект:  

Учебник:  Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень./ Л.Н. Боголюбов , Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. Под редакцией Л.Н.Боголюбова ;Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». -6е изд. -  М.: Просвещение, 2011.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70  учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

 

       

           

Требования к уровню подготовки учащихся

   В результате изучения обществознания ученик должен:

  знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

-        особенности социально-гуманитарного познания;             

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-        раскрывать   на   примерах   изученные   теоретические   положения   и   понятия   социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике,
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения  познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и л ной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности'
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

 раздела и тем

Часы

учебного времени

Плановые

сроки

прохождения

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Примечание

Раздел 1. Общество и человек

16

Тема 1. Общество

4

1

Что такое общество.

1

2

Общество как совместная жизнедеятельность людей

1

3

Общество как сложная динамическая система

1

4

Повторительно-обобщающий урок по теме : «Общество»

1

Тема 2. Человек

12

5-6

Природа человека

2

7-8

Человек как духовное существо

2

9-10

Деятельность-способ существования людей

2

11-12

Познание и знание

2

13

Истина и её критерии

1

14-15

Человек в системе социальных связей

2

16

Повторительно-обобщающий урок по теме « Общество и человек»

1

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.

39

Тема 3. Духовная культура

8

17-18

Культура и духовная жизнь общества

2

19-20

Наука и образование

2

21-22

Мораль. Религия.

2

23

Искусство и духовная жизнь

1

24

Тенденции духовной жизни современной России

1

Тема 4. Экономика

5

25-26

Роль экономики в жизни общества

2

27-28

Экономическая культура

2

29

Повторительно-обобщающий урок по теме « Экономика»

1

Тема 5. Социальная сфера

14

30

Социальная структура общества. Социальный статус личности.

1

31

Социальная стратификация и социальное неравенство

1

32

Социальные отношения и взаимодействия

1

33

Социальный конфликт

1

34

Социальные аспекты труда. Культура труда.

1

35-36

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

37

Ссциальный контроль и самоконтроль

1

38-39

Нации и межнациональные отношения

2

40

Семья и быт

1

41

Молодёжь в современном обществе

1

42

Семинар: «Социальное развитие и молодёжь»

1

43

Повторительно-обобщающий урок по теме :«Социальная сфера»

1

Тема 6. Политическая сфера

11

44-45

Политика и власть

2

46

Политическая система. Государство в политической системе

1

47

Политические режимы

1

48

Гражданское общество

1

49

Правовое государство

1

50-51

Демократические выборы и политические партии

2

52

Участие граждан в политической жизни

1

53

Политическая культура

1

54

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая сфера»

1

Раздел 3. Право

13

Тема 7. Право как особая система норм

13

55-56

Право в системе социальных норм

2

57

Источники права

1

58

Конституция в иерархии нормативных актов

1

59-60

Правоотношения и правонарушения

2

61

Система судебной защиты прав человека

1

62

Развитие права в современной России

1

63-64

Современное Российское законодательство

2

65

Предпосылки правомерного поведения

1

66

Практическая работа на тему : « Единство свободы и ответственность личности»

1

67

Урок контроля и обобщения знаний по темам: « Право, основные сферы общественной жизни»

1

68

Общество в развитии. Многовариативность общественного развития

1

69

Современный мир и его противоречия

1

70

Обобщение и повторение основных вопросов курса

1

             

Содержание программы учебного предмета

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Общество

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь чело-   века. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее    мотивация.      Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование.    Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Тема 3. Духовная культура

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности       культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества.          Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

   Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль

 Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

 Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

  Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера

 Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в  политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского   общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в      политической жизни общества.         Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВО

 Тема 7. Право как особая система норм

 Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

 Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Формы и средства контроля

       Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: Входной, текущий( различного вида опросы, практикумы, эссе, самостоятельные работы), промежуточный и  итоговый ( тестирование).

       Входной контроль позволяет проверить наличие знаний, сформированных в предыдущем учебном году (знание обществоведческих понятий, процессов, механизмов правового регулирования). Это позволяет определить степень готовности учащихся к изучению нового материала.

     Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будет знание тенденции развития общества и общественных отношений в целом, место и роль человека в системе общественных отношений, сущность социальных норм, а также важнейших социальных институтов, умения анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Однако проверке подвергается частично изученный материал. Формами промежуточного контроля являются тесты, соответствующие этапу обучения.

      Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс,  и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию обществоведческих знаний и умений в практической деятельности. В ходе проверки используются преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. Среди многочисленных типов заданий, которые могут быть использованы для составления тестов, можно выделить следующие: перекрестный выбор; альтернативный выбор; множественный выбор; упорядочение.

                             

             

Перечень учебно-методических средств обучения

Учебник:  Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень./ Л.Н. Боголюбов , Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. Под редакцией Л.Н.Боголюбова ;Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». -6е изд. -  М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная:

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

2. Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2, 4, 5. М., 1997.

3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. М.,1986. 4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

5. Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997: Справочник. М., 1997.

6. Прикладная экономика. М., 1993.

7. Россия в окружающем мире: 1998. Аналитический ежегодник. М., 1998.

8. Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.

9. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М., 1994.

10. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

11. Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.

12. Топорнин  Б.Н. Европейское право. М., 1998

                                             

                                     

Оборудование:

                              1.  Иллюстративный материал:

                            Государственные символы

1.Государственный герб Российской Федерации.- 1 шт. – 100 %

2. Государственный гимн Российской Федерации. .- 1 шт. – 100 %

3. Государственный флаг Российской Федерации. .- 1 шт. – 100 %

4.Флаг Белгородской области. .- 1 шт. – 100 %

2.Электронные схемы и таблицы:

1. Общество и общественные отношения.- 1 шт. – 100 %

2. Сферы общественной жизни.- 1 шт. – 100 %

3. Структура деятельности.- 1 шт. – 100 %

4. Социальные институты.- 1 шт. – 100 %

5. Виды познания.- 1 шт. – 100 %

6. Типы мировоззрения.- 1 шт. – 100 %

7. Формы культуры.- 1 шт. – 100 %

8. Мораль и религия.- 1 шт. – 100 %

9. Виды искусства.- 1 шт. – 100 %

10. Социальная структура общества.- 1 шт. – 100 %

Социальная структура российского общества начала XX в. .- 1 шт. – 100 %

11. Виды социальных групп.- 1 шт. – 100 %

12. Социальная стратификация.- 1 шт. – 100 %

13. Виды социальных конфликтов.- 1 шт. – 100 %

14. Виды социальных норм.- 1 шт. – 100 %

15. Типы семьи.- 1 шт. – 100 %

16. Функции семьи.- 1 шт. – 100 %

17. Молодёжная субкультура.- 1 шт. – 100 %

18. Социальные отношения и взаимодействия.- 1 шт. – 100 %

19. Этнические общности.- 1 шт. – 100 %

20. Мировая экономика.- 1 шт. – 100 %

21. Политика.- 1 шт. – 100 %

  Приложение

Входное контрольное тестирование

 А1. Одним из основных признаков правового государства является:

  1. Публичная власть
  2. Система государственных законов
  3. Система правоохранительных органов
  4. Разделение властей

А2. В приведенном перечне действий административным проступком является

  1. Ложный звонок о заложенной в школе бомбе
  2. Провоз в метро газового баллончика
  3. Хранение и распространение наркотических веществ
  4. Прогул контрольной работы по математике

А3. Имущественные и связанные с ними лично неимущественные отношения , порядок наследования регулируются нормами права :

  1. Трудового
  2. Уголовного
  3. Гражданского
  4. Семейного

А 4. Высшим законодательным органом Российской Федерации является :

  1. Федеральное Собрание
  2. Правительство
  3. Верховный Суд
  4. Президент

А5. Конституция – это :

  1. Идеологическая программа государства
  2. Кодекс законов
  3. Основной закон государства
  4. Программа общественного развития

А6. Юридическая ответственность является следствием :

  1. Правонарушения
  2. Аморального поведения
  3. Несоблюдения неписаных правил поведения в обществе
  4. отклоняющегося поведения

А 7. Согласно Конституции РФ Президент является :

  1. Главой исполнительной власти
  2. Министром обороны
  3. Верховным главнокомандующим
  4. Главой Конституционного Суда

А8. Одной из ведущих черт демократического политического режима является

  1. Наличие одной партии сросшейся с государством
  2. Стремление государства регламентировать частную жизнь граждан
  3. Гарантированность законами прав и свобод человека
  4. Отсутствие законных гарантий прав меньшинств

А9. Юридической нормой является право на

  1. Понимание
  2. Сочувствие
  3. Образование
  4. Взаимопомощь

А10. Заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте нарушает

  1. Уголовный кодекс
  2. Кодекс об административных правонарушениях
  3. Гражданский кодекс
  4. Трудовой кодекс

А11. Любое государство характеризуется

  1. Возможностью осуществлять принуждение
  2. Взаимной ответственностью государства и личности
  3. Многопартийностью
  4. Разделением властей

А12. Примером нормы трудового права может служить положение

  1. Каждый обязан сохранять природу
  2. По желанию работника , работающего в праздничный день , ему может быть предоставлен другой день отдыха
  3. Суд, прокурор, следователь и лицо , производящее дознание, должны разъяснять участвующим в деле их права
  4. Никто не может быть повторно осуждён за одно и тоже преступление

А13. Высшая юридическая сила Конституции РФ проявляется в том, что она

  1. Является единственным правовым актом государства
  2. Принимается высшим органом власти в государстве
  3. Не допускает законы и подзаконные акты , противоречащие ей
  4. Содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы

А14. Нарушение правил дорожного движения и правил пользования метрополитеном влечёт за собой ответственность по

  1. Уголовно-процессуальному кодексу
  2. Кодексу об административных правонарушениях
  3. Гражданскому кодексу
  4. Уголовному кодексу

                                 

Тест : «Общество и человек»

  1. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи:
  1. Цивилизации и религии
  2. Общества и природы
  3. Способа производства и отношений собственности
  4. Экономики и политики

2.Общество в отличии от природы:

  1. Подчиняется объективным законам развития
  2. Находится в постоянном изменении
  3. Является формой совместной деятельности людей
  4. Образует среду обитания человека

3. Верны ли следующие суждения

А) Общество представляет собой обособившуюся от природы часть реального мира

Б) Общество и природа находятся в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Оба суждения верны
  4. Оба неверны

4. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, -это

  1. Реформа
  2. Контрреволюция
  3. Эволюция
  4. Стабилизация

5.Личность-это:

  1. Любой представитель человеческого общества
  2. Социально значимые черты, характеризующие человека как члена общества
  3. Всякий человеческий индивид
  4. Совокупность биологических и социальных характеристик человека
  1. Социализация личности –это:
  1. Общение с окружающими
  2. Изменение социального статуса
  3. Усвоение социального опыта накопленного человечеством
  4. Переход из одной социальной группы в другую

  1. Какой признак характеризует человека как личность:
  1. Активная жизненная позиция
  2. Физическое и психическое здоровье
  3. Принадлежность к виду гомо сапиенс
  4. Особенности внешности

  1. Деятельность законодательных органов власти относится к:
  1. Духовной сфере жизни общества
  2. Экономической сфере жизни общества
  3. Политической сфере жизни общества
  4. Социальной сфере жизни общества

  1. Основной чертой индустриального общества является
  1. Преобладание сельского населения
  2. Невысокие темпы технического прогресса
  3. Преобладание доли промышленности в структуре производства
  4. Преобладание доли лёгкой промышленности в структуре производства
  1. Внутренняя (психическая) и внешняя(физическая) активность человека,  регулируемая сознанием, называется
  1. Действием
  2. Деятельностью
  3. Потребностью
  4. Поступком

  1. Теоретический и эмпирический уровни познания присущи
  1. Обыденному познанию
  2. Научному познанию
  3. любому познанию
  4. рациональному познанию

  1. Верны ли следующие суждения об истине?

 А.  Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий времени.

Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

13. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

  1. описание фактов
  2. проведение наблюдений
  3. накопление экспериментальных данных
  4. выдвижение гипотезы

14. Верны ли следующие суждения об истине?

 А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

15. Какая из перечисленных наук рассматривает общество как органическое единство общественных сфер, развивающихся благодаря деятельности людей?

 1. антропология

2. социология

3. экономика

4. политология

В 1.  Соотнесите названия сфер общества и выполняемые ими роли.

Сферы общества                                                                                    Роль в обществе.

А. Политическая         1)Охватывает взаимоотношения социальных групп в обществе, оказывает помощь наименее

                                                                                    защищённым группам граждан.

Б. Экономическая               2)Связана с образованием, наукой, культурой и религией.

В. Социальная                         3) Обеспечивает порядок в обществе, издаёт законы и следит за их исполнением.

Г. Духовная                                  4)Включает производство и распределение необходимых обществу товаров и услуг.

    10 класс Промежуточный контроль. Тест «Экономика»,  «Человек и общество»

А 1. Что такое общество?

1) Форма объединения людей

2) Социальная организация государства

3) территория, которая имеет определённые границы

 4) человечество в целом.

А 2. К какой из сфер общества относятся:

1)показ нового фильма в кинотеатре

2) покупка продуктов в магазине

3) сборка новых автомобилей на заводе

 4) выборы президента

А 3. Что такое социальный прогресс?

1)совершенствование орудий труда и техники

2) развитие общества

3) физическое развитие человека

 4) непрерывающаяся эстафета  устремлённых вперёд поколений

А 4. Что  из перечисленного  является  глобальной проблемой?

1)совершенствование орудий труда и техники

2) развитие общества

3) физическое развитие человека

4) загрязнение окружающей среды.

А 5. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

А 6. Фундаментом духовной жизни общества является:

1)познание

 2) искусство

3) наука

4) культура.

А7. Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу фирмы относится(-ятся)

 1)участок земли

 2) работники фирмы

 3) произведенная продукция

 4) теплицы и оборудование

А8.  В период весенних распродаж в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь из старых коллекций. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном факте?

1) инфляция

2)предложение

3)кооперация

4)спрос

А9.  Рыночная экономика отличается от административно-командной тем, что в ней

  1. существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства
  2. работникам на предприятии выплачивается заработная плата
  3. принимаются государственные планы, обязательные для производителей
  4. вопрос о том, что и как производить, производители решают самостоятельно

А10. Экономическую сферу жизни общества характеризует

  1. миграция сельского населения
  2. межнациональная интеграция
  3. разделение труда
  4. социальная дифференциация

А11.  Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

  1. растет безработица
  2. производители увеличивают предложение
  3. снижается минимальный размер оплаты труда
  4. сокращается неравенство доходов населения

А12. Верны ли следующие суждения о действии рыночного механизма?

 А. Действие рыночных законов способствует эффективному   распределению ресурсов производства.

 Б. Государство в условиях рынка может оказывать поддержку социально незащищенным слоям населения.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А13.  Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

  1. командной
  2. рыночной
  3. традиционной
  4. смешанной

А14. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства,

спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки

проявилась в этом факте?

1) объяснительная

2) прогностическая

3) социальная

4) мировоззренческая

А15. Необходимым условием развития рыночной экономики является

1) устранение неравенства доходов населения

2) увеличение расходов государственного бюджета

3) частная собственность на средства производства

4) превышение предложения над спросом

А16. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном

счете, – это

1) банковский процент

2) прибыль

3) бонус

4) дивиденды

В1. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору

производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) денежные средства

2) участок пашни

3) залежи нефти

4) станки и оборудование

5) лесной массив

6) здания, сооружения

Ответ:___________________________

В 2. Напишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

В 3.  Соотнесите названия  общественных наук и их определения:

 Название общественной науки                                               Определение

А. Экономика        1.Наука о рождаемости, смертности и перемещении населения.

Б. Социология        2. Наука о происхождении и развитии  человека.

В. Политология        3. Наука о внутреннем мире человека и его поведении.

Г. Демография        4. Наука об организации производства и хозяйственной деятельности людей в целом.

Д. Культурология        5. Наука об устройстве и развитии общества.

Е. Антропология        6.Наука об устройстве государства, деятельности властей и политических партий.

Ж. Психология        7.Наука о духовном развитии людей и общества

                               

Тест «Социальная сфера».

А1.Примером горизонтальной социальной мобильности является

1.получение очередного офицерского звания

2.перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3.выход на пенсию

4.переезд в другой город

А2. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

1.Моральных

2.Правовых

3.Экономических

4.политических

А3. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?

1.Они совместно владеют квартирой.

2.Т. и В. живут вместе уже 15 лет.

3.У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.

4.Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС

А4. В искусстве классицизма важную роль играли представления о прекрасном, возникшие в античности. Это пример

1.норм морали

2.эстетических норм

3.этических норм

4.правил этикета

А5.Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А.   Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации

Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А6. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

1.социальную мобильность

2.социальную стратификацию

3.социальное неравенство

4.социальную адаптацию

А7. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

  1.опираются на силу общественного мнения

  2.обеспечиваются силой государственного принуждения

  3.   поддерживаются моральным сознанием

4. осваиваются в процессе социализации

А8. Репродуктивная функция семьи проявляется в

  1. организации потребления
  2. моральной регламентации поведения
  3. воспитании детей в традициях семьи
  4. биологическом воспроизводстве

А9. Верны ли следующие суждения об этносе?

А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса – общность территории.

Б. Cформировавшийся этнос сохраняет свою этническую идентичность и в случае проживания за пределами своей исторической территории.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А10. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как горожане?

1.политический

2. территориальный

3.профессиональный

4.социально-классовый

А11. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится

  1. всенародная слава
  2. всеобщий почет
  3. доброжелательное отношение
  4. награждение грамотой

А12. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

 А. К одним из проявлений отклоняющегося поведения является следование социальным нормам.

Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

В 1. В приведённом ниже списке отметьте положения, характеризующие функции семьи.

1)воспитание детей;

2) организация домашнего хозяйства;

3) обеспечение продолжительности человеческого рода;

 4) удовлетворение потребности человека в любви.

В 2. Вставьте пропущенное слово: « Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой……………».

В 3. К моральным нормам относятся:

1)уважение к другим народам;

2) верховенство закона;

3) преданность и любовь к Родине;

4) бережное отношение к природе;

5) талант;

6) любовь и искусство;

7) честное исполнение долга.

Тест «Политическая сфера»

А1. Любое государство характеризуется

1. Разделением властей

2. Наличием армии

3. Осуществлением тотального контроля  за частной жизнью граждан

4. Многопартийностью

А2. Одной из ведущих черт демократического политического режима является

1. Наличие одной партии сросшейся с государством

2. Стремление государства регламентировать частную жизнь граждан

3. Гарантированность законами прав и свобод человека

4. Отсутствие законных гарантий прав меньшинств

А3. Деятельность государственных органов в строгом соответствии с законом и в рамках закона отличает государство

1. Многонациональное

2. Республиканское

3. Монархическое

4. Правовое

А4. Любое государство характеризуется

1. Возможностью осуществлять принуждение

2. Взаимной ответственностью государства и личности

3. Многопартийностью

4. Разделением властей

А5. Тоталитарное государство характеризуется следующим из перечисленных признаков

1. Развитая система законов, защищающих права личности

2. Свободное развитие различных общественных движений и политических партий

3. Полномочия главы государства, не ограниченное законом

4. Построение государственного аппарата по принципу разделения властей

А6. Верховенство права является отличительной чертой государства

  1. Суверенного
  2. Правового
  3. Федеративного
  4. Тоталитарного

А7. Направлением политики государства является политика :

  1. Демографическая
  2. Творческая
  3. Деятельная
  4. Гуманная

А8. Принцип демократии  проявляется :

  1. Запрете политических партий
  2. Отмене выборов в парламент
  3. Участии граждан в альтернативных выборах
  4. Усилении контроля за личной жизнью граждан

А 9. Высшим законодательным органом Российской Федерации является

1. Федеральное Собрание

2. Правительство

3. Верховный Суд

4. Президент

А10. Конституция – это :

1.Идеологическая программа государства

2. Кодекс законов

3. Основной закон государства

4. Программа общественного развития

А11. Главой государства в Российской Федерации является

1. Председатель Правительства

2. Председатель Совета Федерации

3. Президент

4. Председатель Конституционного Суда

А12. Демократия – это режим, при котором 

1) Власть принадлежит избранным, умнейшим людям страны

2) Власть принадлежит диктатору, облечённому доверием нации

 3) Установлены народовластие, свободы и равноправие граждан

  13. Авторитаризм – это

1) В большей мере, чем при каком-то другом режиме, учитывает интересы трудящихся

2) Сосредоточена в руках одного человека, а представительная власть сводится на нет

3) Ощущается только, тогда, когда сами граждане просят её вступить в действие.

14. Понятие «монархия» характеризует:

1. Форму государственно-    территориального устройства

2. Господствующий политический режим

3. Форму правления

4. Форму государственного режима

                             

Итоговое контрольное тестирование

А1. Какая из перечисленных наук рассматривает общество как органическое единство общественных сфер, развивающихся благодаря деятельности людей?

1. антропология

2. социология

3. экономика

4. политология

А2.Общество в отличии от природы:

1.Подчиняется объективным законам развития

2.Находится в постоянном изменении

3.Является формой совместной деятельности людей

4.Образует среду обитания человека

А3. Личность-это:

1. Любой представитель человеческого общества

2. Социально значимые черты, характеризующие человека как члена общества

3. Всякий человеческий индивид

4. Совокупность биологических и социальных характеристик человека

А4.Деятельность законодательных органов власти относится к:

1. Духовной сфере жизни общества

2. Экономической сфере жизни общества

3. Политической сфере жизни общества

4. Социальной сфере жизни общества

А5. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б.Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А6.  Экономическую сферу жизни общества характеризует

1. миграция сельского населения

2. межнациональная интеграция

3. разделение труда

4. социальная дифференциация

А7.  Рыночная экономика отличается от административно-командной тем, что в ней

1. существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства

2. работникам на предприятии выплачивается заработная плата

3. принимаются государственные планы, обязательные для производителей

4. вопрос о том, что и как производить, производители решают самостоятельно

А8. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

1.Моральных

2.Правовых

3.Экономических

4.политических

А9. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

1.социальную мобильность

2.социальную стратификацию

3.социальное неравенство

4.социальную адаптацию

А10. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

  1.опираются на силу общественного мнения

  2.обеспечиваются силой государственного принуждения

  3.   поддерживаются моральным сознанием

4. осваиваются в процессе социализации

А11. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как горожане?

1.политический

2. территориальный

3.профессиональный

4.социально-классовый

А12. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

 А. К одним из проявлений отклоняющегося поведения является следование социальным нормам.

Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А13. Одной из ведущих черт демократического политического режима является

1. Наличие одной партии сросшейся с государством

2. Стремление государства регламентировать частную жизнь граждан

3. Гарантированность законами прав и свобод человека

4. Отсутствие законных гарантий прав меньшинств

А14. Деятельность государственных органов в строгом соответствии с законом и в рамках закона отличает государство

1.Многонациональное

2. Республиканское

3. Монархическое

4. Правовое

А15. Любое государство характеризуется

1. Возможностью осуществлять принуждение

2. Взаимной ответственностью государства и личности

3. Многопартийностью

4. Разделением властей

А16. Понятие «монархия» характеризует:

1. Форму государственно - территориального устройства

2. Господствующий политический режим

3. Форму правления

4.Форму государственного режима

А17. Конституция – это :

1.Идеологическая программа государства

2. Кодекс законов

3. Основной закон государства

4. Программа общественного развития

А18. Юридической нормой является право на

1. Понимание

2. Сочувствие

3. Образование

4. Взаимопомощь

А19. Заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте нарушает

1. Уголовный кодекс

2. Кодекс об административных правонарушениях

3. Гражданский кодекс

4. Трудовой кодекс

А20. Высшая юридическая сила Конституции РФ проявляется в том, что она

1. Является единственным правовым актом государства

2. Принимается высшим органом власти в государстве

3. Не допускает законы и подзаконные акты , противоречащие ей

4. Содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы

А21. Нарушение правил дорожного движения и правил пользования метрополитеном влечёт за собой ответственность по

1. Уголовно-процессуальному кодексу

2. Кодексу об административных правонарушениях

3. Гражданскому кодексу

4. Уголовному кодексу

А22. . Юридическая ответственность является следствием :

1. Правонарушения

2. Аморального поведения

3. Несоблюдения неписаных правил поведения в обществе

4. Отклоняющегося поведения

А23 .Опоздание на работу влечет за собой ответственность

1. Гражданскую

2. Материальную

3. Уголовную

4. Дисциплинарную

А24. К юридическим  правам относится право на

1. Создание семьи

2. Личное счастье

3. Заботу со стороны близких

4. Личную неприкосновенность

А25. Примером нормы трудового права может служить положение

1. Каждый обязан сохранять природу

2. По желанию работника , работающего в праздничный день , ему может быть предоставлен другой день отдыха

3. Суд, прокурор, следователь и лицо , производящее дознание, должны разъяснять участвующим в деле их права

4. Никто не может быть повторно осуждён за одно и тоже преступление

А26. Привлечение к уголовной  ответственности последует за

1. Нецензурную брань в общественном месте

2. Неисполнение договорных обязательств

3. Избиение учащимися своего одноклассника с нанесением тяжкого телесного повреждения

4. Распитие спиртных напитков в школьном дворе




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...