Подготовка к ЕГЭ. Рекомендации из опыта работы
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Гулянова Дарья Михайловна

Краткие рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx112.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по подготовке учащихся.

В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).

Полезны также систематическое проведение и оценка выполнения индивидуальных работ по отдельным заданиям на каждый из проверяемых на экзамене способов деятельности. Такой промежуточный контроль призван диагностировать как состояние знаний по изученному материалу, так и степень сформированности проверяемых умений в целом или определенных умений на основе выполнения совокупности заданий, соответствующих определенному способу деятельности. Например, сравнения социальных объектов путем заполнения таблиц, конкретизации теоретических положений с помощью примеров, анализа и интерпретации текста как источника информации и т.д. 

Особое внимание следует уделить заданиям на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических).

Первые два из этих заданий – С1 и С2 – требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, – о его неготовности без посторонней помощи осваивать учебный курс и в дальнейшем работать с научной литературой.

Намного хуже выполняются задания С3 и С4, предполагающие умение применить полученные обществоведческие знания для характеристики текста и его отдельных положений; использовать информацию, полученную из текста, для решения познавательных и проблемных задач, а также умение аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста.

Таким образом, большинство учащихся, пересказывая на хорошую оценку содержание параграфов, оказываются беспомощными в ситуации, когда нужно применить полученные знания. Их обществоведческие знания носят формальный характер, усвоены на вербальном уровне и не стали ни инструментом социализации (школьники не смогут их применить в реальной жизни для решения возникших социальных проблем), ни условием, обеспечивающим возможность дальнейшего повышения своего образовательного уровня.

Задания С5-С7, которые требуют сложных интеллектуальных умений, включающих умение понимать и применять теоретические положения в заданном контексте, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; конкретизировать теоретические положения курса с помощью примеров, применять социально-гуманитарные знания для решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Задание С8 требует от выпускников умения формулировать на основе обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам, предполагает сформированность комплекса частных умений: понимать смысл высказывания, предъявленного в афористичной форме, логично выстраивать собственный текст, различать причины и следствия, аргументы и примеры, делать обоснованный вывод и т.п.

Ниже выделены несколько типов ошибок при выполнении заданий экзаменационной работы, которые устойчиво повторяются в работах выпускников и отражают пробелы и недочеты сущностного характера, выступая производными по отношению к другим, более частным случаям.

1. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, использование «понятий-кентавров», объединяющих признаки близких по значению, но качественно различных понятий.

2. Ошибки в работе с информацией, предлагаемой в условиях заданий и в специально подобранных текстах:
а) несистемный подход: игнорирование части сведений, неумение корректно связать новую информацию с уже известной из курса обществознания и т.п.;
б) недостаточная сформированность аналитических умений: выделять главное, соотносить имеющиеся данные с поставленным требованием, создавать содержательные группы по заданным критериям и т.п.

3. Отсутствие рефлексии над собственным социальным опытом. По этой причине примеры, приводимые выпускниками с опорой на собственный опыт, часто слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

4. Недостаточная сформированность умения анализировать социальную информацию (часто проявляется неумение различать такие компоненты, как «тезис и аргумент», «факт и мнение», «довод и оценка»).

5. Некритическое восприятие социальной информации, почерпнутой из сообщений СМИ, Интернета. В результате встречающиеся в них непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения, заведомо односторонние суждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательной базы в эссе, при конкретизации приведенных положений в других заданиях части С.

6. Неумение видеть и формулировать социальные проблемы, выявлять и описывать противоречия общественной жизни (в частности, следует особо отметить неспособность развернуть афористическое высказывание, избранное в качестве темы эссе, в актуальную проблему).

7. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи по горизонтали (с развивающимися рядом процессами) и вертикали (с истоками и возможными последствиями), функциональные и структурные связи.1 

В частности, с целью подготовки учащихся к грамотному выстраиванию логики рассуждений при написании эссе имеет смысл использовать методику «шаговых приемов». Так, шагом №1 может быть предложение учащимся сформулировать несколько аргументов для доказательности истинности или ложности какого-либо конкретного несложного умозаключения (например, «Юристы утверждают, что мораль и право не противопоставляются друг другу. Приведите два аргумента, подтверждающие данную точку зрения»).

Вторым шагом может стать предложение учащимся проиллюстрировать приведенные аргументы примерами. Для наглядности желательно выполнить все эти задания в табличном варианте


суждение


аргументы


примеры



1.


1.


2.


2.

Третьим шагом в данной методике будет формулирование суждения-умозаключения, которым в этой ситуации является вывод. Этот вывод не должен совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в какой-то фразе (фразах) основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность и неверность суждения, являвшегося темой эссе. И четвертым, последним, шагом будет написание связного текста, в котором должны быть объединены все названные элементы2. 

Советуем при составлении сложного плана опираться на предложенную ниже последовательность действий:


Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

  1. Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. 
  2. Озаглавьте каждую часть. 
  3. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль. 
  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
  5. В случае необходимости внесите корректировки.
  6. Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.
  7. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта. 

Среди умений, проверяемых у экзаменуемых, следующие: 
• умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты,
• умение анализировать актуальную социальную информацию, 
• умение устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими понятиями,
• умение раскрывать на примерах изученные положения, 
• умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в разных знаковых системах, 
• умение формировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам,
• умение различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы, 
• умение применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения задач по актуальным социальным проблемам.


Структура ЕГЭ-2013

Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Базовый

21

25

Повышенный

9

12

Высокий

7

22

Содержание экзаменационных заданий.

В части 1 (А1–А20) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право.

Эти же блоки-модули представлены в заданиях каждого варианта части 2 (В1-В8).

В каждом варианте работы заданиями С1–С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение).

Время выполнения заданий.

На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

Согласно рекомендациям экспертов, примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

для каждого задания части 1 – 1–4 минуты;

для каждого задания части 2 – 3–10 минут;

для каждого задания части 3 – 5–35 минут.

Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?

За ЕГЭ по обществознанию выпускник максимально может получить 59 первичных баллов, при условии что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

Каждое правильно выполненное задание части 1(А) оценивается 1 баллом.

Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3–В7) баллов. За полное правильное выполнение заданий В3-В7 присваивается 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов.

Полное и правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное и правильное выполнение заданий С1, С2, С5 присуждается по 2 балла; заданий С3, С4, С6, С7, С8 – по 3 балла, задания С9 – 5 баллов.

Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2012?

Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2012 года.
Вот некоторые из них:

ЕГЭ-2012. Обществознание/ ФИПИ. Авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2012

ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания/ ФИПИ. Авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2012

ЕГЭ-2012. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред. Е. Л. Рутковской. – М.: Национальное образование, 2012

ЕГЭ-2012. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. Е. Л. Рутковской. – М.: Национальное образование, 2012

В процессе подготовки к ЕГЭ выпускники могут воспользоваться официальными «помощниками». Это демонстрационные материалы ЕГЭ-2012, тесты из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий (http://www.fipi.ru/view), он-лайн тесты (http://www.fipi.ru/view и http://www.edu.ru/index.php).


Анализ муниципального контрольного среза по обществознанию в 11 классе (1 п/г).

Контрольный срез представлен в двух вариантах. В целом, варианты равнозначны по своей сложности. Представленные задания составлены корректно. Анализ работ показывает, что практически все учащиеся владеют материалом на среднем уровне (оценка «3»).

По результатам тестирования были получены следующие данные (учащиеся, сдающие ЕГЭ по обществознанию выделены серым цветом):

Ф.И. учащегося

Оценка

Баллы

Часть А

Баллы

Часть

В

Баллы

Часть

С

Янцен Я.

3

8

6

8

Курышкин Д.

3

4

6

15

Штепа Е.

3

4

5

5

Березина Л.

3

7

2

6

Котлярова Л.

3

5

3

9

Хмелев В.

4

9

10

8

Пименова А.

3

6

5

9

Межидов М.

3

8

9

0

В итоге успеваемость класса равняется 100%, а качество знаний составляет 12,5%. Наиболее типичными в частях А и В являются ошибки:

№ задания/учащийся

Янцен Я.

Курышкин Д.

Штепа Е.

Березина Л.

Котлярова Л.

Хмелев В.

Пименова А.

Межидов М.

% качества

А1

+

+

+

+

+

+

-

-

75

А2

+

+

-

+

-

+

-

+

62,5

А3

+

-

+

+

+

+

-

+

75

А4

-

+

-

+

-

+

+

+

62,5

А5

-

-

-

-

-

+

+

-

25

А6

+

-

+

+

+

+

-

+

75

А7

+

-

-

-

+

+

+

+

62,6

А8

-

+

-

-

-

+

+

+

50

А9

+

-

-

+

-

-

-

-

25

А10

+

-

+

+

+

+

+

+

87,5

А11

+

-

-

-

-

-

+

+

37,5

В1

-

-

+

-

+

+

+

+

62,5

В2

-

-

+

-

-

+

+

+

50

В3

+

+

+

+

-

+

+

+

87,5

В4

+

+

-

-

+

-

+

+

62,5

56,3

37,5

43,8

50

43,8

75

62,5

75

Ошибки в части А связаны с темами «Государство и его признаки», «Типология государств», «Экономика», «Науки об обществе», «Правонарушение и юридическая ответственность» (материал 6, 8, 9 кл.).

Ошибки в части В связаны с тем, что большинство учащихся слабо владеют обществоведческой терминологией и имеют недостаточные знания в области экономики.

Анализ части С показывает, что большинство учащихся имеют навыки работы с текстовым документом, но у них слабо развито умение выделять смысловые части текста, обобщать представленный материал. Ни один учащийся не выполнил задание, связанное с составлением плана развернутого ответа, так как не сталкивались с подобным заданием. По мнению учителя, невыполнение задания учащимися связано с незнанием характерных признаков гражданского общества и правового государства, а так же типологии обществ (материал 8, 9 класса).

Все учащиеся справились с заданием С7, в котором предлагалось высказать свое мнение по одному из представленных суждений. Из-за ограниченности во времени учащиеся были кратки, но, тем не менее, изложили суть своего мнения. Наиболее полно с этим заданием справился Курышкин Д., хотя в предыдущих заданиях показал неудовлетворительный результат.

Таким образом, полученные результаты показывают, что среди учащихся, сдающих ЕГЭ по обществознанию, оценки полностью соответствуют текущим.

В связи с этим, считаю необходимым: а) провести дополнительное консультативное занятие по пройденным темам; б) включать задания по работе с текстом в контрольное тестирование; в) проводить терминологические диктанты.

Анализ работ проведен учителем обществознания Гуляновой Д.М.

«__» __________ 2012 г.                                ___________


Анализ второго мониторингового тестирования по обществознанию.

Проведенный анализ контрольных работ показывает, что учащиеся 9 класса плохо усвоили материал по темам «Власть»: путают типы власти (сила, власть, авторитет); «Гражданское общество и правовое государство»; «Политические партии»: не различают партии по их идеологической направленности. Так же учащиеся 9 класса плохо владеют обществоведческой терминологией, не имеют навыков работы с текстом: у всех учащихся возникли трудности при выделении смысловых частей текста, заполнении текста пропущенными словами. Вместе с тем, учащиеся умеют анализировать данные социологических опросов.

В связи с этим, считаю необходимым: а) провести дополнительное консультативное занятие по пройденным темам; б) включать задания по работе с текстом в контрольное тестирование; в) проводить терминологические диктанты.

Контрольные тесты в 11 классе показывают, что учащиеся недостаточно усвоили тему «Социальная мобильность»: путают виды социальной мобильности; плохо знают социальную структуру общества (материал 8 класса); не знают отрасли права. Данные темы будут рассмотрены на дополнительном занятии и закреплены с помощью тематического тестирования.

Вместе с тем, часть заданий тестирования составлена некорректно: задания части А имеют несколько вариантов ответа, что не  допустимо. Некоторые задания составлены неграмотно с обществоведческой и правовой точек зрения. Например, задание № 11 подразумевает 2 правильных ответа (отклоняющееся поведение нарушает и правовые (делинквентное поведение) и социальные (девиантное поведение) нормы. Так же в задании № 12 возможно 2 правильных ответа, так как отклоняющимся поведением будет не только преступление (отрицательная девиация), но и коллекционирование марок (положительная девиация)[1]; задание № 14 так же имеет 2 правильных варианта ответа (право на имя защищают не только нормы гражданского права, но и нормы семейного права)[2]; в задании № 2 из второй части допущена ошибка (вариант ответа «В» дословно «КОНТРОЛЬ ЗА РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВА» вместо «КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА ЗА РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЧЕГО-ЛИБО»).

Таким образом, некорректно составленные задания ввели часть учащихся в заблуждение. В связи с этим полученные оценки не объективны в полной мере.

Анализ работ проведен учителем обществознания Гуляновой Д.М.

«__» __________ 2012 г.                                ___________


Приложение №2 Сводная ведомость результатов всех проведённых мониторинговых работ  

ФИО

дата

дата

ФИО

дата

дата

дата

28.09.12

12.12.12

27.09.12

12.12.12

20.12.12

Банникова

4

3

Базовый уровень

Курышкин

4

3

3

Базовый уровень с низкой мотивацией

Киселева

4

2

Базовый уровень с высокой мотивацией

Хмелев

3

3

3

Базовый уровень

Коровниченко

4

4

Высокий уровень

Штепа

3

3

3

Базовый уровень

Янцен

4

3

3

Базовый уровень с высокой мотивацией

Межидов

3

4

3

группа риска!

Группу учащихся, отнесённую к базовому уровню и группе риска, ориентируем на качественное выполнение заданий части А и В. Учащихся с высоким уровнем мотивации готовим к качественному выполнению всех частей ЕГЭ.


Учебный план подготовки к ГИА и ЕГЭ

декабрь

ФИО

Тема

Дата

Примечание

Банникова К.

Национально-государственное устройство

4

Схема, тест

Коровниченко К.

 Политический режим

11

Схема, с/р

Киселева Д.

Формы правления

13

Схема, тест, с/р

Межидов М.

Гражданское общество

18

Лекция, он-лайн тест

Хмелев В.

Правовое государство

20

Лекция, тест

Штепа Е.

Типология политических партий

25

Схема

Янцен Я.

Конституция РФ

27

П/Р с Конституцией

Курышкин Д.

27

Январь

ФИО

Тема

Дата

Примечание

Банникова К.

Полномочия Президента РФ

11

С/Р с Конституцией РФ, конспект

Коровниченко К.

Полномочия Федерального Собрания

13

Киселева Д.

Полномочия ГД

16

Межидов М.

Местное самоуправление

18

Лекция, тест

Хмелев В.

Виды права

20

Схема, он-лайн тестирование

Штепа Е.

Социальная структура общества

23

Он-лайн тестирование

Янцен Я.

Социальный статус

25,27

с\р

Курышкин Д.

Социальная мобильность

30

с\р

 

Февраль

ФИО

Тема

Дата

Примечание

Банникова К.

Рынок

9

Лекция

Коровниченко К.

Предпринимательство

13

Лекция

Киселева Д.

Закон спроса. Эластичность

19

Тестирование, примеры

Межидов М.

Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение

20

Хмелев В.

Инфраструктура рынка

26

Схема

Штепа Е.

Ценные бумаги

27

п\р с ГК РФ, схема

Янцен Я.

Налоги

Курышкин Д.

Март

ФИО

Тема

Дата

Примечание

Банникова К.

Роль государства в экономике

2,4

Тест

Коровниченко К.

Цивилизация

12

с/р

Киселева Д.

Глобализация

14,16

с/р

Межидов М.

Ученые социологи и политологи: М. Вебер, Тойнби, Паретто, Тоффлер, Фрейд, Вернадский

18

С\р

Хмелев В.

20,22

Штепа Е.

История воззрений на об-во

24,26

презентация

Янцен Я.

Познание и его виды

28

Он-лайн-тестирование

Курышкин Д.

30

Апрель

ФИО

Тема

Дата

Примечание

Банникова К.

Цивилизационный и формационный подход

1

лекция

Коровниченко К.

К. Маркс

3

с/р

Киселева Д.

Межидов М.

Хмелев В.

Штепа Е.

Янцен Я.

Курышкин Д.


Приложение №4   Выполнение учебного плана.

Содержание работы

декабрь

3

4

5

6

7

8

10

11

12

13

14

15

17

18

19

20

21

22

24

25

26

27

28

29

1

Входная диагностика

+

+

+

2

Согласование ИУП

+

+

3

Решение демо – версии  варианта ЕГЭ на уроках

+

+

4

Консультации по вторникам, четвергам

+

+

+

+

5

Зачёты по изученным темам

+

+

+

                                                               январь

1

2

3

4

5

7

8

9

10

11

12

13

15

16

17

18

19

20

22

23

24

25

26

27

29

30

31

1

Мониторинг на базовом уровне

+

2

Мониторинг на продвинутом уровне

+

3

Самостоятельная работа дома с последующей проверкой по сборнику Кишенковой

+

+

+

4

Групповые занятия, работа с тестами

+

+

+

5

Зачёты по изученным темам

+

+

+

6

Решение демо-версии на уроках

                                                          февраль

1

2

3

9

110

12

13

15

16

17

19

20

22

23

24

26

27

29

30

1

Срез знаний

+

2

Групповые занятия

+

+

+

3

Зачёты по изученным темам

+

+

+

4

Он-лайн тестирование

+

+

+

                                                              март

1

2

3

4

5

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

1

Мониторинг на базовом уровне

+

+

2

Мониторинг на продвинутом уровне

+

+

3

Самостоятельная работа дома с последующей проверкой по сборнику Кишенковой

+

+

+

4

Групповые занятия, работа с тестами

+

+

+

+

5

Зачёты по изученным темам

+

+

+

+

+

                                                          апрель

1

Мониторинг на базовом уровне

2

Мониторинг на продвинутом уровне

3

Самостоятельная работа дома с последующей проверкой по сборнику Кишенковой

+

4

Групповые занятия, работа с тестами

+

5

Зачёты по изученным темам

6

Он-лайн тестирование


ВХОДНОЙ МОНИТОРИНГ

Вариант  № 1.

1.      В процессе развития общество:

А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;

В) осталось частью природы;

Г) перестало оказывать влияние на природу.

2. Деятельность законодательных органов власти относится к:

А) духовной сфере жизни общества;

Б) экономической сфере жизни общества;

В) политической сфере жизни общества;

Г) социальной сфере жизни общества.

3.  К формам чувственного познания относится:

А) суждение;   Б) наблюдение; В) ощущение;  Г) умозаключение

4. Положение человека в обществе – это:

А) социальный статус;            Б) социальная роль;

В) социальная мобильность;        Г) социальная адаптация.

5.  Одним из основных признаков правового государства является:

А) публичная власть;

Б) система государственных законов;

В) система правоохранительных органов;

Г) разделение властей.

6. Отличительной особенностью элитарной культуры является:

А) сложность содержания;

Б) ограниченность национальными рамками.

В) способность приносить прибыль;

Г) ориентация на широкую публику.

7.  Высшим представительным органом РФ является:

А) Федеральное Собрание;     Б) правительство;

В) Верховный Суд;                  Г) Президент.

8. Верны ли следующие суждения?

Политическая партия как институт политической системы:

А. Обладает правом на разработку и принятие корпоративных норм.

Б. Представляет и отстаивает различные общественные интересы на политической арене.

     а) верно только А;                         в) верно и А, и Б;

     б) верно только Б;                         г) оба суждения неверны.

9. Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Типы обществ:                                             Характеристики общественного развития:

1)      традиционное                                     А) промышленный переворот;

2)  индустриальное                                   Б) развитие информационных технологий;

3) постиндустриальное                            В) сословный характер социальной стратификации.

1

2

3

 

 

 

10. Выполните схему формы государственного правления.


ВХОДНОЙ МОНИТОРИНГ

Вариант  № 2.

1.  К формам чувственного познания относится:

А) суждение;   Б) наблюдение; В) ощущение;  Г) умозаключение

2. Что из перечисленного относится к природным ресурсам:

А) сырье, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалифицированная рабочая сила;

Г) топливо, стоящее на подъездных путях.

3. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

4. Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:

А) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

Б) является воплощением идеала справедливости;

В) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

Г)  обеспечивается силой общественного мнения.

5. Верны ли следующие суждения?

А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

     а) верно только А;                         в) верно и А, и Б;

     б) верно только Б;                         г) оба суждения неверны.

6. Заполните схему «Типы экономических систем»

 

 

 

 

 

 

 

7. Верны ли следующие суждения?

А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

     а) верно только А;                         в) верно и А, и Б;

     б) верно только Б;                         г) оба суждения неверны.

8. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью:

А) человека, его права и свободы;          В) природные ресурсы страны;

Б) частную собственность;                      Г) государственную власть.

9. Назовите одну из мировых религий:

А) буддизм;    Б) иудаизм;      В) конфуцианство;     Г) индуизм.

10. Выполните схему «Сферы жизни общества».


 ВХОДНОЙ МОНИТОРИНГ

Вариант  № 3.

1. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

2. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

А) обобщенное суждение о предмете;     В) понятие о предмете;

Б) конкретный образ предмета;                Г) объяснение причин изменения предмета.

3. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции должны представлять демографические социальные группы, 3 последующие– этнические социальные

группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

        1 гр.-…, …, …; 2гр.- …, …, … .

а) мужчины,    б) нации,    в) племена, г) народности, д) женщины,  е) молодежь.

4. Закончите фразу. Действующая Конституция РФ была принята в _____________г.

5.Обществом в широком смысле слова называют:

А) совокупность форм объединения людей;

Б) весь окружающий мир;

В) группы, в которых происходит общение;

Г) взаимодействие людей в повседневной жизни.

6.  Высшим исполнительным органом РФ является:

А) Федеральное Собрание;     Б) правительство;  В) Верховный Суд;  Г) Президент.

7. Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Типы обществ:                                             Характеристики общественного развития:

1)      традиционное                    А) развитие информационных технологий;

2)      индустриальное                Б) преобладание сель. хоз. в структуре производства;

3) постиндустриальное          В) преобладание промышленности в структуре производства

1

2

3

 

 

 

8. Назовите одну из мировых религий:

А) конфуцианство;    Б) иудаизм;  В) кришнаизм;    Г) буддизм.

9. Формой чувственного познания являются:

А) представления;    Б) понятия;

В) умозаключения;   Г) гипотезы.

10. Заполните схему территориально-государственного устройства

 

 

 

 

 

 

 


КАРТОЧКА № 1.  

1. Допишите недостающие данные.                            

ПО -

_ _ _ _ _ _ ?

(процесс получения и постоянного обновления знаний)

 литеизм

_ _ _ _ _ ?

_ _ _ _ _ _ _ _ _

(наука, изучающая закономерности развития политических отношений и процессов).

_ _ _ _ _ _

(Стиль в политике, опирающийся на примитивные лозунги, спекулирующий на внушаемости больших групп людей)

требитель

_ _ _ _ _ _?

_ _ _ _ _ _ _ _ _

( надобность, нужда в чем – либо, требующая удовлетворения)

2. Исключите  лишнее:

   Тоталитаризм, демократия, парламентаризм, авторитаризм.

3. Исключи лишнее:

1. АРЬЛОМ. 2. ОРАВП. 3.  ДЬОЛЖОМЕ. 4. ИКАТЭ.

4. Установите соответствие:

1. АТЕИЗМ

А. сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны.

2. Безработица

Б. присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.

3. Валовый национальный продукт

В. Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил.

4. Глобализация

Г. система взглядов и идей, в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

5. Деятельность

Д. Придание каким – либо факторам всемирного значения.

6. Идеология

Е. Социально – экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе работу, которую эти люди способны выполнять.

5. Угадайте понятие и дайте ему определение.

М- - Е- - - З- -.


КАРТОЧКА № 2.

  1.Допиши недостающие данные.                            

РЕ

_ _ _ _ _

(Направление развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, изменения к худшему)

_ _ _ _ _

Совокупность представлений, основанная на вере в сверхъестественные силы.

форма

?

_ _ _ _ _ _ _

(осмысление и самопознание субъектом внутренних психологических аспектов и состояний).

_ _ _ _ _ _ _

 Коренное изменения в обществе.

2. Исключите лишнее:

  Обычай, прецедент, культ, акт.

3. Исключите лишнее:

1. ЛИМСА. 2.  РТОВХСАСИТНИ. 3.  АРЬЛОМ.. 4.  ДИМБЗУД.

4. Установите соответствие:

1. Компромисс

А. Образ мышления, мировосприятие, общая духовная настроенность социальной группы или индивида.

2. Люмпен

Б. исторически сложившаяся социально – экономическая и духовная общность людей.

3. Менталитет

В. Общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества.

4. Нация

Г. тот, кто приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

5. Охлократия

Д. соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.

6. Потребитель

Е. Власть толпы, которая руководствуется низменными страстями, творит насилие и беззаконие.

5. Угадайте понятие и дайте ему определение.

К- -Ф- - - - М

КАРТОЧКА № 3.

1. Допишите недостающие данные.                            

КО

_ _ _ _ _ _ _ _

Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.

_ _ _ _ _ _ _ _

Приспособление к существующим взглядам, мнениям, настроениям.

нфликтология

?

_ _ _ _ _ _ _ _

Соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Общение, передача информации от человека к человеку

_ _ _ _ _ _ _

Какая – либо религия, церковь, религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и религиозную структуру.

2. Исключите лишнее:

 Молодежь, дети, менеджеры, пенсионеры.

3. Исключите лишнее:

1. СЯФЛОИФОИ. 2. АИЗКИФ. 3.  ОМКИНЭКО. 4. СИЦОЯОЛОГ

4. Установите соответствие:

1. Логика

А. Философская категория, выражающая объективные связи реального мира с точки зрения их внутренних особенностей.

2. Маргиналы.

Б. основополагающий принцип политической жизни, согласно которому допускается и поддерживается многообразие течений, идеологий, движений.

3. Необходимость

В. Система идей и взглядов, выражающих коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого – либо субъекта политики.

4. Отношения

Г. Представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным социальным группам.

5. Плюрализм

Д. Особые связи человека с окружающим миром.

6. Идеология

Е. Философская наука о законах и формах правильного мышления.

5. Угадайте понятие и дайте ему определение.

Д- - - К- - - - Я

КАРТОЧКА № 4.

1. Допишите недостающие данные.                            

ИМ

_ _ _ _ _ _ _

Самый высокий титул монарха.

_ _ _ _ _ _ _

Исключительное право не подчиняться некоторым законам, даваемое некоторым лицам (например, дипломатам)

_ _ _

Формирование устойчивого положительного впечатления.

_ _ _ _ _ _ _

Иностранец, приехавший в какую – либо страну на постоянное жительство.

_ _ _ _ _ _ _

Процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства (президента, руководителя правительства.

_ _ _ _

Ввоз в страну товаров из – за границы для реализации на внутреннем рынке.

2. Исключите лишнее:

 Король, президент, царь, монарх.

3. Исключите лишнее:

1. ЦОТЕ. 2. ДАТУТЕП. 3.  ГРУД. 4. ЧОЙБИАР

4. Установите соответствие:

1. Государство.

А. Политическая идеология, характеризующаяся идеями равенства, перераспределением государственных доходов в пользу нетрудоспособных,  улучшением состояния окружающей среды.

2. Наука

Б. Люди, опустившиеся на самое дно общественной жизни (бродяги, бомжи, нищие).

3. Регресс

В. Форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что –либо.

4. Социал – демократия

Г. Особая система знаний, содержащая описание, теоретическое объяснение и обоснованное предсказание процессов и явлений действительности.

5. Суждение

Д. Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям.

6. Люмпены

Е. Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабе страны.

5. Угадайте понятие и дайте ему определение.

И- - О- - - - Я

КАРТОЧКА № 5.

1. Допишите недостающие данные.                            

Само

- - - - - - - - - -

Сознательная деятельность по совершенствованию человеком самого себя.

- - - - - - - -

Осознание и оценка человеком своих собственных действий, психических процессов и состояний.

- - - - - - - - - - -

Приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.

- - - - - - - -

Процесс познания личностью самой себя

- - - - - - - - - -

Выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований.

2. Исключите лишнее:

 Статус, роль, судьба, конформизм.

3. Исключите лишнее:

1. НАТАЛТ. 2.   ГИНЙЕ. 3.  РАКАРЕТХ. 4.  БОСНОТСЬПО.

4. Установите соответствие:

1. Мобильность

А. Процесс воздействия реальных объектов на органы чувств.

2. Федерация

Б. Форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена в руках единоличного главы государства и передается по наследству.

3. Народная мудрость

В. Процесс передвижения индивидов или групп вверх или вниз в иерархической системе стратификации.

4.  Истина

Г. Обобщенный практический опыт многих поколений, своеобразный свод рецептов поведения в форме загадок, суждений, поговорок, пословиц.

5. Ощущение

Д. Несомненное, раз и навсегда установленное знание.

6. Монархия.

Е. Форма административно – территориального устройства государства, составными частями которого являются относительно самостоятельные образования (штаты, земли, республики).

5. Угадайте понятие и дайте ему определение.

Б- - Р- - - - Ц-

КАРТОЧКА № 6.

1. Допишите недостающие данные.                            

АВ

- - - - - - - - - -

Система правления, основанная на неограниченной личной власти и опирающаяся на диктаторский режим.

- - - - - - - -

Поведение, деятельность человека, характеризующиеся рискованными, необдуманными поступками, рассчитанными на легкий успех.

- - -

денежная сумма, выдаваемая вперед в счет заработной платы или оказанной услуги;

- - - - - - - - -

общее название течений в искусстве, для которого характерен  разрыв с традицией реалистического художественного образа, поиск новых средств художественного выражения.

- - - - - - -

общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое – либо лицо благодаря плодотворной деятельности в определенной области (политика., экономика и т.п.)

- - - - - - -

право населения какой – либо части государства самостоятельно решать дела внутреннего управления; самоуправление.

2. Исключите лишнее:

 Восприятие, ощущение, суждение, представление.

3. Исключите лишнее:

1. ЦЯНИА. 2. СЭТОН. 3.  ЛЯПЕМ. 4. ДОГОР.

4. Установите соответствие:

1.  Бизнес.

А. истребление отдельных групп населения, целых народов по политическим, расовым, национальным или религиозным мотивам.

2.  Волюнтаризм

Б. коммерческая деятельность, приносящая доход, прибыль.

3.  Геноцид

В. Постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств, упадок.

4. Деградация

Г. группа явлений, предметов или лиц, объединенных общими признаками

5. Идеал

Д. Субъективные произвольные решения без учета объективных условий общественной жизни, экономики и т.д.

6. категория

Е. Высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

5. Угадайте понятие и дайте ему определение.

П- - Р- - - -  М

КАРТОЧКА № 7.

1. Допишите недостающие данные.                            

ПА

- - - -

Политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя и руководящая борьбой для достижения определенных целей.

- - - - - - - - -

Господство одной партии

- - - - - - -

Высший законодательный орган из выборных представителей во многих странах.

- - - - - -

Неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

- - - -

Составная часть законодательного органа или парламента.

- - - - -

Равноправие сторон при разбирательстве в каком – либо конфликте.

2. Исключите лишнее:

 Маргиналы, люмпены, менеджеры, депутат.

3. Исключите лишнее:

1. РДТУ 2.  РИГА. 3. БУЧАЕ. 4.  ЫРКОН.

4. Установите соответствие:

1.  Квалификация

А. Организация производства и сбыта продукции на основании результатов интенсивного изучения и прогнозирования спроса, цен, широкого использования рекламы.

2.  Либерализм.

Б. Власть общественно – политических группировок, аппелирующих к популистским  настроениям  в наиболее примитивных вариантах.

3.  Маркетинг.

В. Документ, в котором засвидельствовано право избирателя на его изобретение.

4. Нота

Г.  Степень подготовленности человека к какому – либо виду деятельности.

5. Охлократия.

Д. Политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, широких политических  свобод и частного предпринимательства.

6. Патент

Е.  Официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к правительству другого.

5. Угадайте понятие и дайте ему определение.

М- - - Л- - - С- -

КАРТОЧКА № 8.

1. Допишите недостающие данные.                            

РА

- - - - -

сторонник крайних, решительных взглядов, действий.

- - - -

Концепция об исконном разделении человечества на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать. А вторые духовно неполноценны  и способны быть лишь объектом эксплуатации.

- - - - -

Очень редкая вещь, обычно представляющая собой музейную редкость.

- - -

Часть территории, целостная в каком – либо отношении.

 - - - -

Служитель культа, духовный наставник в еврейской общине.

Зум

?

2. Исключите лишнее:

 Газета, телевидение, книга, радио.

3. Исключите лишнее:

1. ЕЛМЗЯ. 2.  ДУТР. 3. АКНИМЭООК. 4. ЛАИТКПА

4. Установите соответствие:

1. Презумпция

А. Форма расовой дискриминации, заключающая в ограничении в правах на основании цвета кожи или национальной принадлежности.

2. Регентство.

Б. Группа людей, объединенных по  какому – либо социальному признаку.

3.  Сегрегация.

В. Временное правление в монархических странах одного или нескольких лиц в случае вакантности престола или если монарх не может осуществлять власть из-за болезни, неполнолетия, длительного отсутствия.

4. Сноб.

Г. Выдающиеся врожденные способности, особая природная одаренность.

5. Страта.

Д. Человек, безосновательно претендующий на изысканный вкус, манеры, особую интеллектуальность и др.

6. Талант.

Е.  Признание факта невиновности обвиняемого юридически достоверным, пока не будет доказано обратное.

5. Угадайте понятие и дайте ему определение.

Т - - Р - - - - В –

КАРТОЧКА № 9.

1. Допишите недостающие данные.                            

МА-

- - - - -

1) Первая ученая степень, 2)  руководитель средневекового рыцарского или монашеского ордена.

- - - -

Документ, удостоверяющий полномочия предъявителя, право на что – либо; удостоверение.

- - - - - -

Торжественное письменное обращение верховной власти к населению по поводу события исключительной важности.

- - - - - - - -

Древняя рукопись (на папирусе, пергаменте, бумаге)

- - - -

Человек, одержимый страстью к чему –либо.

- - - -

Состояние полного упадка психических и физических сил человека в следствие старости или длительной хронической болезни.

2. Исключите лишнее:

1. Православие. 2. Конфуцианство. 2. Католичество. 4. Протестантизм.  

3. Исключите лишнее:

1. РСПОС. 2. АЦНЕ. 3. РЛЖЕИПОДНЕ. 4. РАПИ.

4. Установите соответствие:

1. Каста

А.  полное отрицание всяких норм, принципов, моральных ценностей, выработанных человечеством.

2. Либерализм

Б.  похищение людей, преимущественно детей, с целью получения  выкупа.

3.  Нигилизм

В.  Господство нескольких компаний в некоторых областях промышленности.

4. Пацифизм

Г. Общественная группа  в некоторых странах Востока, обособленная происхождением, родом занятий, правовым положением.

5. Киднеппинг

Д. Антивоенное движение, участники которого выступают против всяких войн независимо от их характера и цели.

6. Олигополия.

Е.  политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, широких политических свобод и частного предпринимательства.

5.  Угадайте понятие и дайте ему определение.

Ч - - О- - К

КАРТОЧКА № 10.

1. Допишите недостающие данные.                            

НА-

- - -

Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и особенностей характера.

- - - - - - - -

Болезненное влечение к употреблению наркотиков.

- - - -

(Смесь нафтеновой и пальмитиновой кислот), воспламеняющаяся  смесь для зажигательных бомб и огнеметов.

- - -

Мусульманский религиозный обряд, при котором молитва сопровождается омовением рук и ритуальными телодвижениями.

- - - - - - - - - - -

Передача частной собственности в собственность государства.

2. Исключите лишнее:

 1. Возраст, 2. Пол. 3. Профессия. 4. Национальность.

3. Исключите лишнее:

1. ЩУНЕЩОЕИ. 2. ОНТЯПЯЕИ. 3. УДНЕИСЖЕ. 4. МОКЮАУЗЛЕНЧИЕ.

4. Установите соответствие:

1. Катаклизм

А. Мироощущение, исполненное уныния, безнадежности, неверия в лучшее будущее, склонность во всем видеть неприятное.

2. Максимализм

Б.  внезапный перелом, разрушительный переворот в природе или обществе.

3.  Олигократия

В.  Применение насилия, вплоть до физического уничтожения.

4. Пессимизм

Г. Чрезмерность, крайность в каких –либо требованиях.

5. Секуляризация.

Д. Передача церковной и монастырской собственности в ведение государства.

6. Террор

Е.  Власть небольшой группы людей.

5. Угадайте понятие и дайте ему определение.

Р - - - Л - - - Я

Ответы:

Карточка 1.

1.познание4 многобожие; политология; популизм; тот, кто потребляет; потребность.

2. парламентаризм.

3. 3.

4. 1в, 2е, 3а, 4д, 5б, 6г.

5. Модернизация – существенное обновление в каких – либо областях.

Карточка 2.

1. регресс; религия; изменения; рефлексия; революция.

2. культ.

3. ислам, христианство, мораль, буддизм.

4. 1д, 2в, 3а, 4б, 5е, 6г

5. Конформизм – приспособление к существующим взглядам, мнениям.

Карточка 3.

1. конституция; конформизм; наука …; компромисс; коммуникация; конфессия.

2. менеджеры.

3. философия, физика, экономика, социология.

4. 1е, 2г, 3а, 4д, 5б, 6в

5. Демократия – политический режим, основанный на признании народа источником власти.

Карточка 4.

1. император; иммунитет; имидж; иммунитет; иммигрант; импичмент; импорт.

2. президент.

3. отец, депутат, друг, рабочий.

4. 1е,2г,3д,4а,5в,6б,

5. Идеология – система взглядов, идей, в которых отражается и оцениваются отношения людей к действительности.

Карточка 5.

1. само – воспитание, контроль, образование, познание, реализация.

2. судьба,

3. Талант, гений, характер, способность,

4. 1в,2е,3г,4д,5а,6б

5. Безработица – ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе работу.

Карточка 6.

  1. авторитаризм, авангардизм, аванс, авангардизм, авторитет, автономия.
  2. суждение.
  3. нация, этнос, племя, город.
  4. 1б,2д,3а,4в,5е,6г

      5. Плюрализм - принцип организации общества, при котором поощряется многообразие общественной жизни, самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества, разрешение конфликтов в рамках закона.

Карточка 7.

1. партия, партократия, парламент, парадокс, палата, паритет.

2. депутат,

3. труд, игра, учеба, рынок.

4. 1г,2д,3а,4е,5б,6в.

5. Мобильность - процесс передвижения индивидов или групп вверх или вниз в иерархической системе стратификации.

Карточка 8.

1.радикал, расизм, раритет, район, раввин, ум.

2. книга.

3. земля, труд, экономика, капитал.

4. 1е,2в,3а,4д,5б.6г

5. Творчество - деятельность человека, создание нечто нового, ничего ранее не существовавшего.

Карточка 9.

1.магистр, мандат, манифест, манускрипт, маньяк, маразм.

2. конфуцианство,

3. спрос, цена, предложение, пари.

4. 1г,2е,3а,4д,5б,6в,

5. Человек – целостное биопсихосоциальное существо.

Карточка 10.

1. нация, наркомания, напалм, намаз, национализация,

2. профессия,

3. ощущение, понятие, суждение, умозаключение.

4. 1б,2г,3е,4а,5д,6в.

5.. Революция – коренное качественное изменение, быстрый скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от устаревшего к новому.


Терминологический диктант.

Вариант № 1

Возраст, самооценка, темперамент, интеллект, чувства, лидер, конформизм, «мы»

Вариант № 2

Альтруизм, комплекс неполноценности, характер, аффект, настроение, талант, межличностные отношения, «они»

Вариант № 3

Динамизм, личность, способности человека, эмоции, стресс, самовоспитание, социальная среда, «я»


Тестирование по теме «Право»

1. Дайте определение понятиям:

А) Право

Б) Закон

2.  Из приведенного ниже списка выпишите принципы права:

А)  гуманизм                                        Г) верховенство закона

Б) равенство всех перед законом                Д) презумпция невиновности                

В) особое положение властьдержащих        Е) уголовная ответственность

3. Дополните схему:

Нормы права

Управомачивающие                  _____________________

Запрещающие

4.  Перечислите отрасли российского права, опираясь на их содержание:

Содержание отрасли

Отрасль

Регулирует отношения между органами гос. власти и гражданами

Устанавливает преступность поступков человека и меру наказания за них

Определяет порядок наследования, пользования, распоряжения имуществом, заключения сделок

Устанавливает порядок отношения работодателей и работников

Регулирует отношения между супругами и детьми

5. Перечислите основные ветви власти.

6. Соотнесите суды и их компетенцию:

А) Верховный суд РФ                        1) рассматривает уголовные,                                                                                 административные и гражданские дела

Б) Конституционный суд РФ                2) является высшим судебным органом

В) Мировой суд РФ                                3) выявляет соответствие                                                                                         законодательства Конституции РФ

7.  Какой суд рассматривает экономические споры?

А) Мировой                        В) Районный

Б) Верховный                Г) Арбитражный

8.  назовите дату принятия Конституции Российской Федерации

9. Среди перечисленных обязанностей граждан Российской Федерации выберите те, что указаны в Конституции:

А) соблюдать законы РФ                                Г) платить налоги

Б) участвовать в выборах                                Д) сохранять природу

В) получать образование                                Е) знать Конституцию РФ

10. Дополните схему:

Субъекты гражданского права

_________ лица                                                        _________ лица

11. Каков общий срок возврата некачественного товара?

А) 10 дней                В) 7 дней

Б) 20 дней                Г) 14 дней

12. С какого возраста можно начинать трудовую деятельность?

А) с 14 лет                Б) с 16 лет                В) с 18 лет

13. С какого возраста наступает административная ответственность?

А) с 14 лет                Б) с 16 лет                В) с 18 лет

14. С какого возраста суд учитывает мнение ребенка в случае развода родителей?

А) с 10 лет                Б) с 14 лет                В) с 16 лет                Г) с 18 лет

15. Перечислите формы вины, дополнив схему:

Вина

                                

                                        _________                неосторожность

                

                косвенный                _______                        легкомыслие                ___________


Тестирование по темам «Научное познание общества», «Развитие общества».

1. Соотнеси понятия с их определениями.

  1. Знание,
  2. Познавательная деятельность,
  3. Чувственное познание,
  4. Рациональное познание.

  1. Познание осуществляется с помощью различных мыслительных операций, например, обобщение, отвлечение и др.;
  2. Это то, что необходимо нам в профессиональной и бытовой сферах деятельности, это информация о предметах, о способах и правилах деятельности;
  3. Это действия по извлечению полезной информации;
  4. Познание с помощью органов чувств.

2. Что является исходным элементом чувственного познания?

  1. Чувства;
  2. Кора головного мозга;
  3. Ощущения;
  4. Представления.

3. Выбери четыре положения, характеризующие мыслительные операции.

  1. Ощущения;
  2. Представления;
  3. Анализ;
  4. Чувства;
  5. Синтез;
  6. Словесные комбинации;
  7. Знание;
  8. Рациональное мышление;
  9. Обобщение;
  10. Отвлечение.

4. Представители какого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания?

  1. Философы-эмпирики;
  2. Философы – рационалисты;
  3. Древнегреческие философы;
  4. Правильно a и b.

5. Какое определение истины наиболее правильное?

  1. Соответствие внешней и внутренней природы вещей;
  2. Соответствие мысли предмету;
  3. То, что недоступно познанию;
  4. Достоверное, правильное знание;
  5. Правильно b и d.

6. Соотнеси фамилии ученых и изобретателей с их открытиями и теориями, которые они создали.

  1. А.С.Попов.
  2. Г.Р.Герц.
  3. И.Ньютон.
  4. Э.Галлей.

  1. Произвёл вычисления, которые позволили установить дату прихода кометы к Земле в 1758г.;
  2. Изобрёл радио;
  3. Его теория позволила создать новую физическую картину мира;
  4. Открыл электромагнитные волны.

7. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

а) дети   б) пожилые люди  в) мужчины   г) молодежь

8. В перечне социальных групп лишним являются:

а) сословия   б) касты   в) классы   г) партии.

9. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

а) политический;                           в) профессиональный;

б) социально-классовый;              г) территориальный.

10. Сословное деление общества отражает

а) вид государственного устройства          в) тип социальной стратификации

б) характер экономических связей             г) особенность политической системы.

11. Моральные качества человека формируются в процессе

а) создания орудий труда

б) материального производства

в) эстетического познания

г) обучения и воспитания

12. Модернизация это…

13. Глобализация это…

14. Приведите примеры глобальных проблем человечества.

15. Схематично изобразите мировую систему, согласно теории У. Валлерштайна, дайте краткую характеристику одному из элементов.


Задачи по трудовому праву.

Задача № 1.

Матвеев А.Н. сразу после окончания юридического колледжа поступил на работу помощником юриста в юротдел предприятия. При поступлении с ним был заключен трудовой договор в письменной форме, в котором было указано: его должность, срок договора, испытательный срок на 3 месяца, оплата труда, режим рабочего времени, выходные дни, продолжительность отпуска.

Проанализируйте изложенную ситуацию с точки зрения действующего законодательства.

Задача № 2.

Павлова Е.М. была принята парикмахером в комбинат бытовых услуг и направлена на работу в парикмахерскую №8. Через шесть месяцев она была переведена без ее согласия в парикмахерскую № 5. На ее возражения администрация ответила, что в данном случае  согласия работника не  требуется, так как имеет место перемещение (то есть изменение структурного подразделения).

Проанализируйте изложенную ситуацию с точки зрения действующего законодательства.

Задача № 3.

В связи с производственной необходимостью директор завода своим приказом перевел инженера Павлова, технолога Зайцева, бухгалтера Сергееву, юрисконсульта Новожилова и всех работников планового отдела на работы по ликвидации стихийного бедствия. Указанные выше работники отказались от такого перевода, мотивируя это тем, что имеет место перевод на не обусловленную трудовым договором работу.

Правомерны ли действия администрации?

Задача № 4.

Комендант общежития Маслова К.М. подала заявление об увольнении по собственному желанию. По истечении двух недель администрация заявила, что она не может найти подходящего работника, и отказалась принять материальные ценности и выдать Масловой трудовую книжку.

Маслова обратилась к юрисконсульту за разъяснением: может ли она самовольно оставить работу?

Решите данное дело.

Задача № 5.

Семина работала администратором гостиницы и была уволена по инициативе администрации за систематическое неисполнение своих трудовых обязанностей. В суде, куда обратилась Семина с иском о восстановлении на работе, было установлено: администратор Семина, работая в гостинице с января 1999 года, систематически нарушала трудовую дисциплину, за что администрация налагала на нее дисциплинарные взыскания (в сентябре 2004 г. – замечание; в декабре 2005 г. – выговор; в августе 2006 г. – строгий выговор с предупреждением, что в случае повторного нарушения будет уволена с работы).

Учитывая, изложенное  и то, что 10 января 2007 года Семина опоздала на работу  на 1 час, директор гостиницы издал приказ об увольнении Семиной с работы.

Является ли увольнение законным?

Задача № 6.

Директор магазина «Детский мир» Боброва И.М. была уволена с работы по п.7 ст.81 ТК РФ в связи с недостачей 48 млн. руб., которая была обнаружена  при ревизии отдела детской одежды.

Боброва погасила недостачу и обратилась к администрации с просьбой восстановить ее на работе. Так как администрация отказала ей в восстановлении, Боброва обратилась в суд.

Какое решение должен вынести суд?


Карточки по теме: «Гражданское право».

Карточка №1.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Каким образом гражданское право регулирует имущественные отношения?

2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что включают в себя имущественные отношения?
- Что может относиться к понятию имущество?
- Кому может принадлежать имущество?
- Могут ли договорные отношения быть имущественными?
- В какие отношения мы вступаем в магазине, в общественном транспорте?
- Какие формы и виды имеют имущественные отношения?
- Что такое аренда?
- Почему именно в условиях рыночной экономики важно знать нормы, регулирующие имущественные отношения?

3. Сделайте вывод.


Карточка №2.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Как человек может распоряжаться своей собственностью?

2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что такое собственность?
- Какими правами на имущество обладает собственник?
- Какие возможности дает человеку право собственности?
- Какие полезные свойства предмета собственности использует ее владелец?
- Перечислите субъекты права собственности? 
-Чем они отличаются друг от друга?
- Какими видами имущества не могут владеть физические лица?
- Что такое частная собственность?
- Какая собственность является государственной?
- Какие еще виды собственности вы знаете?
- Как человек становится собственником?
- Каким образом закон защищает право собственности?

3. Сделайте вывод.


                                        Задания по праву.

Задание № 1

1.В чём наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?

  1. во введении двухпалатного парламента
  2. в закреплении основных обязанностей граждан
  3. в провозглашении федеративного устройства государства
  4. в закреплении принципа разделения властей

2.Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного процесса?

1. присяжные заседатели 2. адвокат 3. судья 4. уполномоченный по правам человека

3. К признакам права относятся: 1.общеобязательность 2. гуманность 3. государственное принуждение 4. привычность 5. закрепление существующего строя 6. доступность

4.  Органом, разрешающим имущественные споры между гражданами, является :              1. Верховный суд РФ 2. нотариат 3. мировой суд 4.  суд общей юрисдикции

5. Верны ли следующие суждения о Конституционном Суде? А) КС проверяет конститу-ционность только тех актов власти, которые имеют юридическое значение.

Б) КС имеет право толковать содержание и смысл законов по собственной инициативе

        1. верно только А   2. верно только Б   3. оба суждения верны  4. оба неверны


Задания по праву.

Задание № 2

1.С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?

  1. с момента рождения
  2. с момента получения паспорта
  3. с момента наступления совершеннолетия
  4. с начала трудовой деятельности

2. Укажите , какую форму действия предписывает следующая норма права: « Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются»         1. уполномачивающая 2. обязывающая 3.запрещающая 4.естественная

3. К признакам права относятся: 1.общеобязательность 2. гуманность 3. государственное принуждение 4. привычность 5. закрепление существующего строя 6. доступность

4.  Органом, разрешающим имущественные споры между хозяйствующими субъектами, является 1. Верховный суд РФ 2. нотариат 3. мировой суд 4. арбитражный суд

5. Верны ли следующие суждения о Конституционном Суде? А) КС проверяет конститу-ционность только тех актов власти, которые имеют юридическое значение.

Б) КС имеет право толковать содержание и смысл законов по собственной инициативе

        1. верно только А   2. верно только Б   3. оба суждения верны  4. оба неверны


Задания по праву.

Задание № 3

  1. Верны ли следующие суждения о праве?                                                         А) В законе право приобретает свою определённость, точность, завершённость     Б) практическое значение права состоит в защите прав человека                         1. верно только А 2. верно только Б  3. оба суждения верны 4. оба неверны

2. Укажите , какую форму действия предписывает следующая норма права: « Каждый вправе защищать свои права и свободы способами, не запрещёнными законом»                 1. уполномачивающая 2. обязывающая 3.запрещающая 4.естественная

3. К признакам права относятся: 1.общеобязательность 2. гуманность 3. государственное принуждение 4. привычность 5. закрепление существующего строя 6. доступность

4.  Органом, разрешающим имущественные споры между гражданами, является:                1. Верховный суд РФ 2. нотариат 3. мировой суд 4. суд общей юрисдикции

5. Верны ли следующие суждения о Конституционном Суде? А) КС проверяет конститу-ционность только тех актов власти, которые имеют юридическое значение.

Б) КС имеет право толковать содержание и смысл законов по собственной инициативе

        1. верно только А   2. верно только Б   3. оба суждения верны  4. оба неверны


Задания по праву.

Задание № 4

1. Верны ли следующие суждения о праве?        

А) Право является частью общечеловеческой культуры

Б) Для современного человека право является руководством в жизни и деятельности

        1. верно только А  2. верно только Б  3. оба суждения верны  4. оба неверны

2. Укажите , какую форму действия предписывает следующая норма права: « Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».        1. уполномачивающая 2. обязывающая 3.запрещающая 4.естественная

3. К признакам права относятся: 1.общеобязательность 2. гуманность 3. государственное принуждение 4. привычность 5. закрепление существующего строя 6. доступность

4.  Органом, разрешающим имущественные споры между гражданами, является :                    1. Верховный суд РФ 2. нотариат 3. мировой суд 4. суд общей юрисдикции

5. Верны ли следующие суждения о Конституционном Суде? А) КС проверяет конститу-ционность только тех актов власти, которые имеют юридическое значение.

Б) КС имеет право толковать содержание и смысл законов по собственной инициативе

        1. верно только А   2. верно только Б   3. оба суждения верны  4. оба неверны

6. Внесение поправок в тексты принятых законов является в РФ непосредственной функцией : 1. Президента  2. Правительства 3. Федерального Собрания 4. Верховного суда

7. Депутат Государственной Думы работает : 1. на временной основе 2. по совместитель-

ству  3. на постоянной основе 4. по контракту

8. Верны ли следующие суждения о правовом положении федерального судьи

А) Федеральный судья утверждается в должности лично Президентом РФ

Б) Федеральный судья может быть отозван со своего поста по жалобам граждан

        1. верно только А  2. верно только Б  3. оба суждения верны  4. оба неверны


Задания по праву.

Задание № 5

1.Когда возникают правовые отношения?

        1. при возникновении разногласий

        2. с момента возникновения юридических фактов

        3. в момент обращения в суд

        4. при возникновении ссоры

2. Соотнесите отрасли права и запишите их в соответствующие столбцы таблицы:

        А).ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО                        Б).ЧАСТНОЕ ПРАВО

1. конституционное 2. семейное 3. гражданское 4. уголовное 5. административное 6.налоговое 7. трудовое 8. наследственное

3. К признакам права относятся: 1.общеобязательность 2. гуманность 3. государственное принуждение 4. привычность 5. закрепление существующего строя 6. доступность

4.  Органом, разрешающим имущественные споры между хозяйствующими субъектами, является 1. Верховный суд РФ 2. нотариат 3. мировой суд 4. арбитражный суд

5. Верны ли следующие суждения о Конституционном Суде? А) КС проверяет конститу-ционность только тех актов власти, которые имеют юридическое значение.

Б) КС имеет право толковать содержание и смысл законов по собственной инициативе

        1. верно только А   2. верно только Б   3. оба суждения верны  4. оба неверны

6. В состав правительства РФ входит :

        1. Арбитражный суд  2. Верховный суд 3. МВД 4. Прокуратура

7. Труд адвоката , осуществляющего защиту в суде прав одной из сторон спора по возврату долга, оплачивает : 1. государство  2. человек, обратившийся за помощью          3. коллегия адвокатов  4. человек, проигравший судебный процесс

8. Верны ли следующие суждения о правовом положении федерального судьи

А) Федеральный судья утверждается в должности лично Президентом РФ

Б) Федеральный судья может быть отозван со своего поста по жалобам граждан

        1. верно только А  2. верно только Б  3. оба суждения верны  4. оба неверны


Цивилизация. Глобальные проблемы.

Задание № 1

1. Какой признак характеризует индустриальное общество?        1. низкая социальная мобильность  

   2. глобализация экономики  3. сословный тип стратификации. 4. зарождение массовой  культуры

2.  Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу? 1. Рост числа занятых в сфере информационных технологий 2. ослабление позиций среднего класса  3. увеличение притока сельского населения в города 4. ликвидация люмпенства как социального явления.

3. Возникновение транснациональных корпораций служит проявлением тенденции:  1. модернизации  

    2.глобализации  3. демократизации   4. информатизации.

4. Какое слово пропущено в ряду «Типы общества – традиционное, информационное и  ……….»

5. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе ? А) Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый рост уровня жизни граждан развитых государств.   Б) Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.

        1. Верно только А  2. Верно только Б  3. Верны оба суждения  4. Оба неверны

6. Девизом развития образования в постиндустриальном обществе служит : 1. Лучшим – лучшее образование  2. Образование через всю жизнь  3. Сохраним классическую школу 4. Коллектив –главный помощник в учёбе.

                                


Цивилизация. Глобальные проблемы.

Задание № 2

1.Экологический кризис относится к глобальным потому, что :  1. затрагивает существование большинства землян  2. возник в эпоху экономической глобализации  3. порождён внеземными силами 4. не поддаётся регулированию.

2. И традиционное, и индустриальное общество характеризуются : 1. низкой социальной мобильностью                2. преимущественным развитием промышленности 3. сословным типом социальной стратификации

        4. связью всех сфер жизни общества.

3.  Сколько благ человек потребляет, столько и должно быть произведено. Такая установка характерна для общества 1. индустриального 2. массового  3. традиционного  4. информационного.

4. Переход от присваивающего хозяйства к производящему служит примером : 1. социальной революции 2. общественного прогресса  3. научно- технической революции 4. социальной реформы.

5. Девизом развития образования в постиндустриальном обществе служит : 1. Лучшим – лучшее образование  2. Образование через всю жизнь  3. Сохраним классическую школу 4. Коллектив –главный помощник в учёбе.

6. .  Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу? 1. Рост числа занятых в сфере информационных технологий 2. ослабление позиций среднего класса  3. увеличение притока сельского населения в города 4. ликвидация люмпенства как социального явления.


Цивилизация. Глобальные проблемы.

                                Задание № 3

1.  Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе ?  А) В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни   Б) Традиционному обществу прогресс не свойственен.                                  1. Верно только А 2. Верно только Б  3. Оба суждения верны  4. Оба неверны

2. Реформа, в отличие от революции : 1. носит всеобъемлющий характер 2. является формой социальной динамики 3. проводится обычно по инициативе сверху 4. приводит к глубоким изменениям в жизни.

3. Найдите в приведённом списке черты, присущие постиндустриальному обществу : 1. развитее сферы услуг 2. рост численности рабочего класса 3. отсутствие социальной стратификации 4. использование информационных технологий .

4. К глобальным проблемам человечества относятся : 1. рост числа неграмотных  2. увеличение числа безработных  3. усиление влияния СМИ  4. разрыв в уровнях экономического развития между отдельными регионами Земли.

5. Приведён перечень терминов. Все они, кроме одного, относятся к понятию «общественная динамика». Найдите и выпишите «лишний» термин  : прогресс, реформа, стратификация, цикличность, стадиальность, мобильность.

6. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем :

        ПРОЯВЛЕНИЯ                                                        ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) расширение числа стран, имеющих ядерное оружие                        1. Угроза мирового терроризма

Б) Активизация деятельности экстремистских групп                        2. Угроза экологического кризиса

В) быстрый рост населения в развивающихся странах                        3. проблема Север – Юг

Г) увеличение разрыва в уровне валового дохода на душу населения между группами стран

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств.

7. Запишите слово, пропущенное в таблице:

                        ТИП ОБЩЕСТВА                        ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВА

         ………………….                                Земля и ручной труд

        Индустриальное                                        Промышленное производство

        Постиндустриальное                                Знания, информация


Цивилизация. Глобальные проблемы.

                                Задание № 4

1.Характерной чертой постиндустриального общества является: 1. расширение промышленного производс-тва 2. замедление темпов развития 3. создание массовой культуры 4. использование компьютеров

2.  Общественный прогресс выражается в  1. поступательном развитии общества 2. связях общества и природы 3. устойчивости форм общественной жизни 4. системном устройстве общества

3. Что является отличительной чертой индустриального общества  1. приоритет ценностей коллективизма      

      2. превращение науки в общественный институт 3. низкая социальная мобильность 4. широкое использование компьютерных  технологий.

4. Найдите в приведённом списке черты, отличающие ГЛОБАЛЬНЫЕ от других проблем человечества :

        1. требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира 2. возникли во второй половине прошлого века 3. отражают противоречия между потребностями и возможностями  4. вызваны нехваткой природных ресурсов 5. носят масштабный характер 6. порождают социальные конфликты.

5. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы? А) Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса  Б) Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.

        1. Верно только А  2. Верно только Б   3. Оба суждения верны  4. Оба неверны.

6. Найдите в приведённом списке черты, присущие процессу модернизации и запишите цифры :

        1. Осуществление промышленного переворота

        2. Господство государства над обществом и общества над личностью

        3. невысокий уровень социальной мобильности

        4. формирование рыночного хозяйства

        5. формирование гражданского общества

7. Найдите в приведённом списке черты, присущие традиционному обществу и запишите цифры :

        1. низкий уровень социальной мобильности

        2.  опыт  предков – главный регулятор общественной жизни

        3.  промышленный переворот

        4. преобладание сферы услуг над сферой производства

        5. преобладание общинно- государственных форм собственности.

8. С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно доказать прогрессивны характер:

        1. Отказа от смертной казни  2. успехов в освоении космического пространства  3. сглаживания социального неравенства в обществе.  4. формирование гражданского общества.


Цивилизация. Глобальные проблемы.

                                Задание № 5

1. Революция и реформа являются 1. социальными институтами  2. формами общественных преобразований

    3. элементами общества как системы 4. видами социальных связей

2. Причиной снижения численности промышленных рабочих в развитых странах является : 1. увеличение доли сельского хозяйства в общем объёме производства 2. механизация и автоматизация производства                 3. рост притока рабочих из-за границы 4. снижение покупательной способности населения.

3. Традиционное общество, в отличие от индустриального: 1. имеет классовую стратификацию  2. является открытым  3. базируется на религиозном мировоззрении 4. поддерживает науку как социальный институт.

4. Найдите в приведённом списке черты, присущие индустриальному обществу и запишите цифры, под которыми они указаны  1. приоритет коллективистких ценностей  2. рост численности рабочего класса 3. высокая социальная мобильность 4. использование компьютеров 5. глобализация экономики и финансов

        6. резкий рост рождаемости.

5. Укажите глобальную проблему, пропущенную в списке : Опасность мировой термоядерной войны, опасность загрязнения окружающей среды, «демографический взрыв», международный терроризм,……

6. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы? А) Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса  Б) Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.

        1. Верно только А  2. Верно только Б   3. Оба суждения верны  4. Оба неверны.

7. Найдите в приведённом списке черты, присущие постиндустриальному обществу

        1. развитие сферы услуг

        2. рост численности рабочего класса

        3. отсутствие социальной стратификации

        4. использование информационных технологий

        5. рост числа пользователей средств коммуникации.

8. Классовый тип социальной стратификации : 1. присущ европейскому средневековому обществу

        2. характерен для восточных цивилизаций  3. носит универсальный характер  4. свойственен индустриальному обществу.

9. Какое из приведённых ниже понятий объединяет , обобщает три других?

        1. Поступательное развитие 2. деградация 3. общественный прогресс  4. цикличность.

                                


[1] Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 10 класс. М., Русское слово. 2006.

[2] Ст. 58, 59 Семейного кодекса Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность старшекласников. Методические рекомендации.Из опыта работы.

Данная методическая рекомендация знакомит с основными этапами проведения проектно-исследовательской деятельности учащихся....

Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава  (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и...

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качес...

«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)

laquo;Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)...

Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»

В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА: из опыта работы

ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося само реализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессио...

Доклад «Система работы по подготовке учащихся к ЕГЭ» (Из опыта работы)

  Для подготовки к ЕГЭ созданы систематизированные папки по письменной речи (чтение, грамматика и лексика, письмо, эссе), папки по устной речи (чтение вслух, 2 задание- задавать вопросы по...