Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

Вежновец Стелла Армаисовна

 

Программа разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В.Воронковой / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.; в 2 сб.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1. /

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvovedeniyu.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников)

с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа VIII вида №15

г. Славянска-на-Кубани  Краснодарского края

УТВЕРЖДЕНО

Решением педсовета

протокол № ____

от ________ 20___ года

Председатель педсовета

___________ / Бутко Т.М./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По _____обществознанию (обществоведению)________

Ступень обучения (класс) ____8-9 классы____

Количество часов __34___ . Уровень ____базовый_________________

Учитель ___Вежновец Стелла Армаисовна_____

Программа разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В.Воронковой / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.; в 2 сб.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1. /

Пояснительная записка

Выпускнику современной школы необходимо уметь самостоятельно ориентироваться не только в вопросах личностного бытия, но и в жизни общества и государства, в событиях, происходящих в мире. В центре образовательного процесса должна стоять формирующаяся личность во всём многообразии и полноте её жизненно значимых связей с природной и социальной действительностью, с миром культуры. Актуальной становится разработка педагогических технологий, способствующих развитию познавательных способностей учащихся, их конструктивной социализации, освоению ими духовного наследия народа, высоких достижений мировой культуры.

В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания

Курс призван способствовать, возможно, большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.

Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34 часа в каждом классе), из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, практические занятия. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.

Таблица распределения часов в 8 классе.

№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная

программа

Рабочая программа

I

II

III

IV

Год

1

Введение

2

2

2

2

Государство, право, мораль

15

7

7

1

15

3

Конституция Российской Федерации

15

9

6

15

4

Повторение

2

2

2

Итого

34

Таблица распределения часов в 9 классе.

№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная

программа

Рабочая программа

I

II

III

IV

Год

1

Введение

2

2

2

2

Права и обязанности гражданина России

22

7

7

8

22

3

Основы уголовного права

8

2

6

8

4

Повторение

4

2

2

Итого

9

7

10

8

34

Содержание обучения

8 класс (1 час в неделю) — 34 часа

Введение (2 часа). Знакомство с предметом Изучение понятий: гражданин, человек, обыватель. Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.

Раздел I. Государство, право, мораль (15 часов)

Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.

Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.

Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.

Раздел II. Конституция Российской Федерации (15 часов)  

Конституция Российской Федерации — основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Разделение властей на уровне субъектов РФ. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Проведение выборов в России. Выборы органов местного самоуправления. Гражданство Российской Федерации.

Повторение (2 часа)

9 класс (1 час в неделю) — 34 часа

Повторение (2 часа)

Раздел I. Права и обязанности гражданина России (22 часа)

Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.

Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.

Труд и трудовые отношения. Право на труд. Трудовой распорядок, условия труда. Дисциплина труда. Трудовой договор. Прием на работу, его особенности. Трудовые права несовершеннолетних. Охрана труда, техника безопасности, инструктажи.

Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.

Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка.

Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.

Политические права и свободы.

Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.

Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.

Раздел  II. Основы уголовного права (8 часов)

Понятие уголовного права. Преступления – наиболее опасные правонарушения. Состав преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказание, его виды и цели. Уголовная ответственность. Ответственность несовершеннолетних. Принудительные меры.

Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Виды судов и судебных инстанций. Прокуратура. Роль прокурора. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.

Повторение (2 часа)

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Что такое государство?

Какие принципы правового государства существуют?

Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.

Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?

Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.

Как Конституция регулирует деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, какими полномочиями обладает Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство?

Каким образом государство регулирует вопросы семьи и семейного воспитания, как осуществляется право на медицинскую помощь, в чем заключается многообразие религиозных верований РФ?

Что такое право?

Виды правовой ответственности.

Что такое правонарушение?

В чем заключаются функции правоохранительных органов РФ?

Учащиеся должны уметь:

Соотносить названия и функции государственных органов.

Находить отличия федеральных органов государственной власти от органов власти субъектов РФ.

Работать с текстом Конституции РФ.

Составлять резюме, заявление о приеме на работу.

Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.

Оформлять стандартные бланки.

Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.

Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.

 

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Авдеева Т.В. Разнообразие государственно-политических форм в современном мире / Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 5. – С. 74 – 76.
  2. Азизов, С.О. О вечных ценностях на уроках обществознания / С.О. Азизов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – №9
  3. Басик, Н.Б. Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе обществознания / Н.Б. Басик // Обществознание в школе. –1999. – №4
  4. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 кл.: Пос. для учителя. – М., 2003
  5. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учеб. пос. в 2 ч. – 2006
  6. Бахмутова, Л.С. О планировании уроков обществознания / Л.С. Бахмутова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №2
  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. — СПб., 1992.
  8. Богданова О.С., Калинина О.Д. Этические беседы с подростками. – М: «Просвещение», 1987
  9. Боголюбов, Л. Н. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществоведения в общеобразовательной школе / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 3. – с. 20-28
  10. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществознания / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 9. – с. 22-33
  11. Боголюбов, Л.Н. Работа с документами в процессе обществоведческого образования / Л.Н. Боголюбов. – Обществознание в школе. 1998. – №4
  12. Богомолов Л.Н. и др. “Обществоведение”. - М.: Просвещение, 2007
  13. Вестермак Э. История брака. – М., 2001.
  14. Гоголев Н.В. Дидактические материалы по курсу “Теория иметодика обучения обществоведению”, 20064.
  15. Гражданский кодекс. – М, 2006
  16. Девяткова, С.А. Зачёты на уроках истории и обществознания / С.А. Девяткова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – №3. – с. 52-54
  17. Декларация прав человека. – М, 2001
  18. Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21.07.2008.- Краснодар: ООО БК «Группа Б», 2009
  19. Иванова, Л.Ф. Личностно ориентированное обучение обществознанию / Л.Ф. Иванова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – №3
  20. Козленко, С.И. Сущность регионального компонента обществознания / С.И. Козленко // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – №4
  21. Конвенция о правах ребенка. – М, 1999
  22. Конституция РФ. – М, 2009
  23. Корягина Л.Л. Урок-деловая игра “Избирательная кампания” / Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 5. – С. 76 – 77.
  24. Кравченко А.А. Семья и закон. – Минск, 1998
  25. Кравченко А.И. Социология. – М: «Академический проект», 2003
  26. Кравченко, А.И. Учебник по обществознанию должен быть доступен всем / А.И. Кравченко // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – №1
  27. Любимова Т.Г. Уроки жизни. Занятия по развитию социального интеллекта у школьников – Чебоксары: «Клио», 2000
  28. Мачехина, О.Н. Оценочная дискуссия на уроках обществознания / О.Н. Мачехина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 5, 6
  29. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
  30. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
  31. Науменко А.Э. Реализация политических прав граждан на примере избирательной кампании (ролевая игра) / Чалавек. Грамадства. Свет. – 2007.
  32. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. Пособие для учащихся 5-9 классов, их родителей и учителей. В 2-х частях. – М: Общество «Знание», 1991
  33. Обществознание: Учебное пособие/ Отв. Ред. Проф. Ю. Г. Волков. – М.: Гайдарики, 2001.
  34. Рясенцев В.А. Семейное право. – М: «Юридическая литература», 2000
  35. Северина О.А.Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. – М: «Глобус», 2008
  36. Семейный кодекс. – М, 2006
  37. Соколов Я.В. Граждановедение. Учебное пособие. – М: научно-внедренческий Центр «Гражданин»,2002
  38. Стандарт основного общего образования по обществоведению // Учительская газета. – 2004. – № 3-4
  39. Уголовный кодекс РФ. – М, 2005
  40. Человек. Общество. Государство. 10 класс. Проверочные работы (11-летняя школа)/ Е.А. Балабуева. – Мн.: Аверсэв, 2006, 2008
  41. Человек. Общество. Государство. 10—11 кл. Тестовые задания (промежуточный контроль) (11-летняя школа)/ Е.А. Балабуева, П.М. Гламбоцкий. – Мн.: Аверсэв, 2006
  42. Человек. Общество. Государство. 11 класс. Проверочные работы (11-летняя школа) / П.М. Гламбоцкий. – Мн.: Аверсэв, 2006, 2008
  43. Человек. Общество. Государство. Мир социального действия. Практикум для 10 класса (11-летняя школа)/ Е.А. Балабуева. – Мн.: Аверсэв, 2007, 2008
  44. Человек. Общество. Государство. Человек в мире культуры. Практикум для 11 класса (11-летняя школа) / П.М. Гламбоцкий. – Мн.: Аверсэв, 2008
  45. Шаповал В.В. Задания, мотивирующие познавательную деятельность // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 3. – С. 34-3877.
  46. Шепетюк В.В. Идея гражданского общества: социально-философские основания и интерпретации / Чалавек. Грамадства. Свет. – 2007. – № 3. – С. 14 – 18.
  47.  Юдовская А.Я. Использование игровых методов в элективном курсе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 4. – С. 43-51

СОГЛАСОВАНО                                                        

Протокол заседания

МО учителей предметов

гуманитарного цикла

№ ___ от ________20____г.

Руководитель МО

________ /Гудзиева С.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...