Главные вкладки

    Религии в России: роль в становлении государственности и современной жизни
    план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

    Конспект урока может быть использован при работе в профильных социально-гуманитарных подгруппах 10-11 класса на уроках обществознания и истории России для конкретизации знаний учащихся по теме "Религия" и повторения материала по истории мировых религий на территории нашей Родины.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon religii_v_rossii.doc333.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Львова Дарья Львовна,

    учитель истории и обществознания

    ГБОУ СОШ № 171

    Конспект урока по теме «Религии в России: роль в становлении государственности и современной жизни»

    Урок проведен в 10 «А» классе (профильная социально-гуманитарная подгруппа).

    Тема: «Религии в России: роль в становлении государственности и современной жизни»

    Цель: повторить материал по темам, освещающим роль религии в истории России, сформировать у учащихся более целостную картину взаимодействия различных религиозных учений между собой на территории России, в том числе в современный период.

    Задачи:

    1. Образовательные: повторение тем, связанных с развитием христианства на территории России (принятие, раскол церкви, особенности православия), сформировать представление о современной религиозной карте России, введение понятия «авраамические религии».
    2. Развивающие: продолжить формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстом, различать оценочные и фактические суждения, реализовывать межпредметные связи, применяя знания, полученные в рамках одного предмета, при анализе сходного материала в другом.
    3. Воспитывающие: показать, что религиозные вопросы изучаются в школьном курсе не с точки зрения получения религиозного образования, все должны испытывать уважение к точке зрения другого человека, а знание об особенностях восприятия окружающей действительности другими людьми, не является лишним: оно никак не влияет на собственную веру, но помогает лучше понять других и позволяет лучше объяснить им свою точку зрения.

    План проведения (с задания для учащихся):

    1. Организационные момент, актуализация темы урока:

    Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Что такое религия?», «какие признаки отличают религию от других подходов человека к познанию мира и определению своего места в нем?», «как религия влияет на жизнь людей?», «как можно изучать религию?». После анализа ответов учащихся (дающихся с опорой на обществоведческие знания), им предлагает ознакомиться с отрывком, в котором излагаются разные подходы к изучению религии. Вопрос к тексту – какой из этих подходов учащимся кажется наиболее приемлемым и почему? (учащиеся подводятся к тому, что в рамках школьного курса больше внимания уделяется научному подходу)

    1.  Возникает вопрос, зачем вообще нужно изучать религию как социальный феномен, зачем нужно знать ее историю на территории страны? Для ответа на этот вопрос учащимся предлагается проанализировать карту (рисунок 1), взятую из переведенного в 1994 году на русский язык англоязычного справочника «Религии мира». Вопрос к учащимся: Всё ли на этой карте кажется им правильным, соответствующим исторической действительности и современности? (невольно бросается в глаза та часть карты, на которой показана территория бывшего СССР и распределение на ней христианства и ислама).
    2. После работы с картой, учащимся предлагается вспомнить, какие религии существуют на территории России, как и когда они появились. Для этого класс делится на три части и каждой группе предлагается ознакомиться с отрывком текста «Религии и религиозные организации в современной России» (данные 1994 г.). Вопросы и задания к отрывку: определите, какие даты можно посчитать главными в жизни религиозной общины, с какими историческими событиями они связаны, какие даты вы посчитали бы нужным добавить в этот перечень и почему, как можно охарактеризовать современное состояние данной религиозной общины и территорию ее проживания.

    Анализируя полученные ответы, учащиеся составляют на доске и на заранее розданных рабочих листах синхронистическую таблицу, где, таким образом, наглядно показывается время сосуществования рассматриваемых религий на территории России и их влияние на жизнь страны. При использовании презентации (а не раздаточного материала с картой) можно предложить по итогам работы внести исправления на ранее представленной карте.

    (среди дополнительных дат учащиеся могут указать раскол христианской церкви, участие разных конфессий в защите Отечества и т.п.)

    1. После работы с текстом учащимся задается вопрос – как они считают, почему для анализа были выбраны именно эти три религии – христианство, ислам и иудаизм. После анализа ответов учащихся им предлагается познакомиться с рисунком 2 (в презентации или раздаточных материалах) и вводится понятие «Авраамические религии» - монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета.

    Авраамические религии также называются религиями откровения, то есть основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая людям определенное поведение.

    Строгим монотеизмом и возведением начала исповедания единобожия к Аврааму не исчерпываются общие черты трех религий. Общими для них являются также учение о сотворении мира Богом из ничего (креационизм), представление о Боге как трансцендентном миру и в то же время близком каждому человеку.

    1. В конце урока учащимся предлагается задание: подготовить по группам сообщение – что изменилось в положении в современной России трех данных конфессий – иудаизма, христианства и ислама, по сравнению с данными 1994 г. и чем это можно объяснить.

    Конспекты текстов:

    К актуализации темы:

    1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ РЕЛИГИИ - ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ, ФИЛОСОФСКИЙ, НАУЧНЫЙ

    В рамках религии такие попытки приводят к появлению (в наиболее развитых религиях) богословия, или теологии (от греч. teos — бог и logos — учение, буквально теология — учение о боге). В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы “изнутри”, с позиций человека, принимающего “истины веры” и из них исходящего: религия — это “встреча” человека с богом. Религиозная вера дает ключ не только к объяснению мира и человека, но и к ответу на вопрос, почему существует религия, как она возникла: если бы не было бога, его “откровения”, не было бы и религии. Это значит, что существование религии следует рассматривать как подтверждение, свидетельство существования бога. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом “встречи с богом”. Иными словами, объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безусловной истины.

    Подход к объяснению феномена религии “извне”, не предполагающий заранее принятие ее истинности, возникает первоначально тогда, когда начинает развиваться философия. Философский подход — в отличие от теологического — в том, чтобы, не предполагая заранее существование “высшего начала”, “священного”, попытаться ответить на вопрос, какие имеет религия основания в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания.

    Так возникает критический подход к религии; критический не в том смысле, что обязательно негативный, отрицающий религию, но не довольствующийся простым принятием на веру, ставящий под сомнение все без исключения суждения и требующий подтверждения обоснованности их истинности.

    Только в XIX в. складывается, наряду с теологическим и философским, еще один подход к объяснению религии — научный; религия становится предметом исследования, опирается на эмпирический материал, тщательно собирает, накапливает фактические данные о религии и анализирует их с помощью методов, Присущих научному мышлению. К концу XIX в. религиеведение конституируется в качестве самостоятельной области научного знания как историко-эмпирическая наука со своим вполне определенным, эмпирически данным предметом — религией как составной частью культуры в самом широком ее понимании.

    Предметом науки о религии не является предмет религиозной веры, “священное”, бог или боги. Она изучает религию в реальном контексте культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоциональную жизнь людей. Ответы на эти и другие вопросы должны дать возможность выработать определение религии, понять и объяснить феномен религии.

    К пункту 3.

    А. Группа 1.

    Русская православная церковь

    На территории Древнерусского государства приверженцы православия появились в IX в., а в конце X в. при Киевском великом князе Владимире (988 г.). Русь официально приняла эту религию, чем и было положено начало русской православной церкви (РПЦ). До середины XV в. Русская церковь была митрополией (т.е. одной из составных частей) Константинопольской церкви, а ее глава утверждался Вселенским патриархом. В 1448 г. Русская церковь обрела автокефалию (самостоятельность), в 1589 г. стала возглавляться патриархом Московским и всея Руси. Петр I, реформы которого не поддержала высшая церковная власть, упразднил патриаршество. Его заменил Святейший правительствующий синод. Лишь накануне Октябрьской революции патриаршество было вновь восстановлено.

    В начале XX в. церковь имела около 78 тыс. храмов (включая домашние церкви), около 120 тыс. священнослужителей, 1025 монастырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 духовных семинарий и 4 духовных академии.

    В годы советской власти в условиях жестких ограничений деятельности церковь пережила раскол (20-е годы); резко сократились число действующих храмов и численность духовенства, подверглись упразднению монастыри и духовные школы. Лишь в конце Великой Отечественной войны вновь открылось несколько тысяч храмов, появилась возможность возобновить подготовку кадров в духовных семинариях, начал выходить "Журнал Московской патриархии". Этот процесс был, однако, приостановлен в 60-е годы в связи с установкой КПСС на "развернутое строительство коммунизма". Возрождение церкви началось в годы "перестройки", особенно в преддверии празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 г.

    В настоящее время РПЦ имеет на территории России около 5 тыс. приходов, около 150 монастырей, более 20 духовных учебных заведений (в том числе 2 духовных академии, 7 духовных семинарий, более 15 духовных училищ).

    Первичной ячейкой церкви является приход, т.е. община верующих, управляемая приходским собранием во главе с настоятелем (священником). Совокупность приходов на определенной территории (район, несколько районов области или города) образуют благочиние. Совокупность приходов на территории области (края, республики) или двух областей составляет епархию, управляемую архиереем (в сане епископа, архиепископа, митрополита) при содействии епархиального собрания. Все епархии, находящиеся как на территории России, так и в "ближнем" и в "дальнем" зарубежье, образуют РПЦ в целом. Высшими органами управления в ней являются Поместный собор, созываемый не реже одного раза в 5 лет, Архиерейский собор — ежегодно, а также Священный синод во главе с Патриархом — постоянно действующий орган. Рабочими органами при Синоде являются Московская патриархия с входящими в нее подразделениями, в том числе Отдел внешних церковных сношений, Издательский отдел, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по религиозному образованию и катехизации и др.

    В последние годы церковь развернула широкую издательскую деятельность.

    СТАРООБРЯДЧЕСТВО

    Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви, произошедшего в 60-е годы XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652—1666), воспринятые частью населения как "порча веры". Старообрядчество не смогло сохранить канонического и организационного единства, в течение XVII—XVIII вв. оно дробилось на самостоятельные течения и толки "поповского" (признававшего духовенство) и "беспоповского" характера. В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских властей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин: самоизоляция, персональный учет членов, нравственный ригоризм и т.п. Лишь в конце XIX — начале XX в. старообрядцы получили более или менее благоприятную возможность для удовлетворения религиозных потребностей. Старообрядчество сыграло значительную роль в развитии экономики России на основе свободного предпринимательства.

    Римско-католическая церковь в России

    Первыми католиками в России были иностранцы, находившиеся на дипломатической службе или занимавшиеся торговлей. В результате присоединения прибалтийских земель, а также западных территорий Белоруссии, Украины и части Польши в ХУШ в. католики появились в составе собственного населения страны. Католицизм среди русских достаточно живо распространялся в первой четверти XIX в. В начале XX в. в Российской империи насчитывалось 10,5 млн. последователей католицизма, наличествовало более 4,5 тыс. костелов и часовен, 12 епархий, в Санкт-Петербурге действовала Римско-католическая академия.

    Римско-католическая церковь в России охватывает более 140 общин, управляют ими апостолические администратуры в Москве и в Новосибирске, возглавляемые епископами. Функционируют две духовные семинарии, информационное агентство "Истина и жизнь" (издает журнал того же названия), благотворительная организация "Каритас".

    С 1990 г. в Москве аккредитован дипломатический представитель Ватикана. В 1992 г. возобновило деятельность, прерванную в 1820 г., Российское отделение Ордена иезуитов. Орден в основном ведет религиозно-просветительскую работу.

    Протестантские церкви в России

    Последователи протестантских церквей западноевропейского происхождения появились в России в XVIII в. Это были лютеране, меннониты, позднее баптисты, главным образом, выходцы из Германии и Нидерландов. Во второй половине ХIХ в. начал распространяться адвентизм. В начале XX в. возникли общины христиан веры евангельской — пятидесятников. Накануне Великой Отечественной войны появились "Свидетели Иеговы".

    В настоящее время в России насчитывается до 40 различных протестантских течений, приверженцами которых являются более миллиона человек. (В протестантских объединениях существует персональный учет членов.).

    Б. Группа 2.

    Мусульманские организации в России

    На территории России ислам впервые появился у волжских булгар (IX в.). В процессе развития торгово-экономических связей с соседними мусульманскими государствами, а также военно-политической экспансии сначала Золотой Орды, а позднее — Османской Турции ислам закрепляется в Поволжском регионе (ХШ в.) и среди народов Сев. Кавказа (XVI—XVIII вв.). В 1917 г. в Российской империи насчитывалось более 10 млн. мусульман и действовало примерно 30 тыс. мечетей.

    За годы советской власти число легально функционировавших мечетей в СССР сократилось многократно, в 1968 г. их осталось всего 311. Но тысячи мечетей и мулл действовали без официальной регистрации,

    На территории бывшего СССР число последователей ислама (как убежденных, так и связанных с ним лишь происхождением) достигает 80 млн. человек, в том числе в России — около 12 млн. Регионами традиционного распространения ислама в России считаются национальные республики Сев. Кавказа и Поволжья, значительная доля мусульман проживает в областях Среднего и Нижнего Поволжья, Урала (Пермская и Екатеринбургская обл.), Сибири (Омская и Тюменская обл.), в Москве и Санкт-Петербурге.

    Первичную ячейку религиозной жизни мусульман составляет община верующих, объединенных мечетью. Во главе мечети находится имам ("стоящий впереди"). Число мечетей сейчас достигло нескольких тысяч и продолжает расти, поскольку они создаются практически во всех населенных пунктах, где живут приверженцы ислама. Региональные объединения общин образуют мухтасибатства, возглавляемые мухтасибами. Центральными органами, осуществляющими руководство всеми объединениями мусульман, являются Духовные управления во главе с муфтиями. На территории России до начала 90-х годов было два духовных управления — для мусульман Европейской части и Сибири (Уфа) и для мусульман Сев. Кавказа (Махачкала).

    Процесс "суверенизации", развернувшийся в последние годы в стране, вызвал аналогичные тенденции и в жизни мусульманских организаций. Практически во всех национальных республиках Сев. Кавказа, а также в Татарии и Башкирии образованы самостоятельные духовные управления. В их ведении находятся подготовка кадров служителей культа и их распределение, участие в строительстве мечетей, осуществление связей с другими, в том числе зарубежными, религиозными центрами, организация паломнических групп в Мекку.

    Религиозное образование, знание арабского языка — языка канонического Корана верующие, в том числе дети, получают на занятиях, организуемых при мечетях. Кадры служителей готовятся в специальных учебных заведениях — медресе и исламских институтах, которые созданы и продолжают организовываться при Духовных управлениях. Растет количество периодических изданий, выпускаемых мусульманскими объединениями.

    В. Группа 3.

    ИУДАИЗМ

    Иудаизм возник во втором тысячелетии до н.э. среди кочевых еврейских племен Северной Аравии. В процессе освоения завоеванных ими в ХIII в. до н.э. земель Палестины, становления централизованного государства (к X в. до н.э.) утверждается культ бога иудейского племени Яхве. В VI в. до н.э. складываются основные элементы иудаизма: строгий монотеизм, централизованный культ (только в Иерусалимском храме), идея богоизбранности еврейского народа, канонизированный корпус книг Библии (Пятикнижие Моисеево — Тора, Писания, Пророки). Несколько ранее (УП—VI вв. до н.э.), в период сначала ассирийского, а затем вавилонского завоевания возникает вера в мессию как божественного спасителя еврейского народа.

    В условиях утраты государственности, вынужденного расселения в диаспоре на обширных пространствах Средиземноморья (а позднее — по всей территории Европы) основной формой организации религиозной жизни иудеев становится синагога (от греч. — собрание), а ее руководителем — раввин (учитель). В Ш—V вв. осуществляется письменное закрепление кодекса религиозно-юридических правил жизни евреев в Талмуде ("изучение"), содержащем сотни предписаний относительно пищи, одежды, личной гигиены, распорядка дня. Так было завершено формирование ортодоксального иудаизма.

    В середине XVIII в. среди евреев, проживавших на территории Польши, Украины и юго-запада России, возникло движение против тотальной религиозной регламентации жизни и диктата раввинов, т.е. против формальной набожности за непосредственное общение с богом каждого человека. Движение получило название хасидизм (хасид — благочестивый).

    В начале XIX в. в Европе появляется новая разновидность иудаизма — реформированный иудаизм, который отказывается связывать представление о мессии с верой в возрождение еврейского государства и объявляет иудаизм универсальным этическим учением.

    Иудаизм в России

    Большинство верующих евреев как в Российской империи, так впоследствии в СССР и в России придерживаются ортодоксального иудаизма. До 1990 г. не существовало какой-либо организационной структуры иудейских общин. В январе 1990 г. был учрежден Всесоюзный Совет еврейских религиозных общин (ВСЕРО) с консультативными, координационными и представительскими функциями. В него вошли 74 общины ортодоксального направления.

    Самой крупной общиной ортодоксального иудаизма является Московская хоральная синагога. Она имеет мацепекарню, выпекающую до 150 т мацы, культурный центр, библиотеку. Община поддерживает широкие связи с иудейскими общинами страны, а также в США, Канаде, Венгрии, Румынии и др. С 1960 г. действует духовная школа — иешива, которая готовит раввинов, переписчиков

    Торы (священным считается только текст, написанный от руки) и других служителей синагоги. В 1992 г. открыта еще одна Еврейская семинария — иешива "МекорХаим".

    В России имеется также несколько общин хасидов Любавического направления. Их центр — Хабад Любавич — находится в Москве. Действуют две иешивы, в том числе одна женская.

    Общины как ортодоксального иудаизма, так и хасидов ведут широкую благотворительную деятельность.

    В Москве функционирует также община последователей реформированного иудаизма — "Гинейни".

    Ныне на территории бывшего СССР действуют более 110 религиозных объединений последователей иудаизма различных направлений.

    Литература:

    1. Васильев Л.С. История религий Востока.
    2. Гараджа В.И.  Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1995.
    3. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. (ред.). Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 1994.
    4. Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции. – М., 2010.
    5. Кулаков А.Е. Религии мира. – М., 1996.
    6. Кулаков А.Е., Тюляева Т.И. Тематическое и поурочное панирование к учебному пособию А.Е. Кулакова «Религии мира». – М., 2003.
    7. Религии мира. Справочник. 2е изд. М.: Белфакс, 1994.

    Самоанализ урока:

    1. Были ли решены поставленные задачи?

    Да, основные задачи урока были решены: удалось вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме, они смогли повторить основные моменты, связанные с историческими событиями, прояснили ряд непонятных для себя эпизодов как в истории, так и по религиоведческим вопросам. Удалось сохранить доброжелательную, уважительную атмосферу в классе, после занятия учащиеся с большим интересом стали относится ко взглядам другим людей на мир, не допуская при этом оскорблений в адрес инакомыслящих. Им удалось найти точки соприкосновения и лучше понять позицию друг друга.

    1. Какие формы работы с учащимися удалось применить, насколько удачно они были использованы на уроке?

    Одной из главных форм работы с учащимися на уроке были эвристическая беседа и дискуссия, что объясняется как главной задачей урока – повторение и обобщение пройденного материала, так и необходимостью шире использовать межпредметные связи. Необходимо было актуализировать знания учащихся, полученные ранее на других предметах или темах курса. Если обсуждения и дискуссии с опорой на представленный текстовый материал и собственный опыт учащихся удавались, то при обращении к ранее полученным знаниям подчас приходилось включать в урок элементы школьной лекции, чтобы напомнить некоторые события (как, например, с расколом церкви). В данном конспекте не приведена информация, заимствованная при подготовке урока и легшая в основу речи учителя из учебных пособий А.Е. Кулагова, а также материалы, освещавшие собственно исторические события.

    1. Какой этап (вид занятий) урока был наиболее сложен для учащихся? Аргументируйте свой ответ.

    У данного класса всегда возникают сложности с работой с материалом, представленным в письменном виде и требующим преобразования его в виде таблицы или схемы. Этим объясняется и малый объем отрывков текста для чтения, и разделение класса на группы при работе с текстом.

    1. Какие виды наглядности были использованы на уроке?

    Поскольку основное время урока было уделено работе с текстом и его интерпретации, специальная презентация к уроку не создавалась. Однако два рисунка выводились на экран. Рисунок 1 – это карта распространения религий на 1994 год (вызвавшая у учащихся много закономерных вопросов). Рисунок 2 – Древа христианства и ислама, которые помогли визуализировать такое понятие, как авраамические религии, показав наглядно взаимосвязь между иудаизмом, христианством и исламом. Также эти древа показали неоднородность этих течений, что вызвало большой познавательный интерес у учащихся.

    Рисунок 1.

    C:\Users\User\Desktop\Рисунок1рел.jpgРисунок 2

    C:\Users\User\Desktop\Рисунок3рел.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест по изо 5 класс "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

    Тест   по теме " Роль народных художественных промыслов в современной жизни"   .Использован материал из сборника: Изобразительное искусство 5-8 класс , автор О.В.Свиридова...

    Презентация "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

    Презентация "Роль народных художественных промыслов" содержит обобщающий материал о древних образах в народном искусстве и их использовании в современной жизни....

    Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

    Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

    Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

    Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....

    Роль народных художественных промыслов в современной жизни 5 класс

    Цели деятельности учителя: формировать у учащихся художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры; развивать художественно-творческую активность, способствовать овладению ...