мастер класс "Семья"
материал по обществознанию (10 класс) на тему

Хабарова Лариса Вячеславовна
конспект+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект100.5 КБ
Office presentation icon презентация1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги, вашему

 вниманию я хочу представить

мастер - класс на тему

« Инновационные формы уроков с элементами игры»

СЛАЙД №1

1-й этап. Психологический настрой

Учитель: Коллеги, подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

Коллеги: Тепло.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете,  разгадав ребус. СЛАЙД №2

СЛАЙД №3. Сегодня мы будем говорить на тему « Семья в XXI в.

 Попробуем решить проблему: СЛАЙД №4.

 современная семья: кризис или поиск счастья?

СЛАЙД №5.    ПЛАН занятия

I.Что такое семья ?

II. Типы семей в современном обществе

III. Анализ статистических данных по Нязепетровскому району

       « Заключение и расторжение браков», « Рождаемость и смертность», численность населения.

I. Что такое «семья» ? –Работа в группах.

Карточка № 1. Значение понятия “ семья”. 

  1. “Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.С.И. Ожегов
  2. “Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.Э. Гидденс, анг. социолог
  3. “Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Энциклопедический словарь

Задание.

  1. Определите наиболее точное, с вашей точки зрения, определение понятия “ семья”. Выбор обоснуйте.

СЛАЙД №6. ВЫВОД

В ходе обсуждения задания № 1, как правило, выявляются разные точки зрения. Учитель может подвести учащихся к выбору наиболее распространенного определения: “Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”.

Вывод к 1-му этапу урока: Семья - один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Для закрепления вопроса №1 предлагаю вам, уважаемые коллеги немного поиграть.

СЛАЙД №7.

  Игра “Рождение семьи”

 Как появляется семья? Давайте выясним это в игре “Рождение семьи”. Приглашаю по одному представителю от каждой группы. Здесь, на столе, лежат карточки с указанием этапов рождения семьи. Ваша задача – разложить их на столе в правильной последовательности (сверху вниз):

  1. Встреча
  2. Образование малой группы
  3. Брак
  4. Обязанности относительно друг друга
  5. Рождение детей
  6. Обязанности по отношению к детям

Игра проходит на фоне музыки из песни “Погода в доме”

- Давайте проверим.

СЛАЙД №8.

Итак, семья начинается с брака!!!

2-й этап. СЛАЙД №9. Типы современных семей:

Фото для каждой группы. Какие нетрадиционные формы семьи появились в современном обществе? Свой ответ обоснуйте.

  1. малая / нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети 2.
  2.  расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников;
  3. семья бездетная и семья с детьми;
  4. семья полная /наличие обоих родителей/ и неполная /наличие одного из родителей/;
  5. семья патриархальная и партнерская
  6. матриархальная

СЛАЙД №10.

Появление нетрадиционных форм семьи

  • Сознательное одиночество ( заводят ребенка для себя, не заключая брак, неполная.)
  • Гражданский ( не зарегистрированный) брак ( нет обязанностей по отношению  друг к другу)
  • Гомосексуальный ( лесбиянский ) брак ( нет детей)

Анализ на основе определения понятия « Семья». 

 “Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”.

Нетрадиционный тип семьи можно  назвать семьей?

Если да, то почему?

Если нет, то почему?

СЛАЙД № 11. Анализ статистических данных:

«Рождаемость и смертность», « Численность населения».

2011

2012

Разница

Рождаемость

221

246

25

Смертность

354

378

24

Численность населения

18000

20136

2136

«Заключение и расторжение браков»

2011

2012

Разница

Заключение браков

122

121

1

Расторжение браков

82

75

7

Какие меры принимаются государством для поддержки семьи?

Ответ: 1.Увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.

  1. Введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание
  2. Увеличение стоимости родовых сертификатов
  3. Учреждение материнского капитала
  4. Регулярное повышение МРОТ и пенсий

СЛАЙД №12.

Вселяют ли они в вас надежду на лучшее будущее?

И все-таки, современная семья: кризис или поиск счастья ? Слайд №13

3-й этап: Разрешение проблемной ситуации. Современная семья: кризис или поиск счастья?

Притча - КАМНИ
Однажды профессор философии перед лекцией зашел в аудиторию и разложил на столе несколько различных вещей. Когда началось занятие, он молча взял большую пустую стеклянную банку и заполнил ее большими камнями. Затем спросил: "Банка полная?" "Да!" - согласились студенты.

Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал ее в эту же банку. Затем слегка поболтал банку и галька, конечно же, заполнила мелкие щели между камнями. Профессор опять спросил студентов: "Банка полная?" Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда, профессор достал коробку песка и высыпал ее содержимое в банку. Естественно, песок заполнил все остальное пространство.

"Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь.

Камни - важные вещи: ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потеряно, а остались бы только они, то ваша жизнь была бы все еще полна.
Галька - другие вещи, которые имеют значение, подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок - все остальное, это просто мелочи жизни.

Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. То же самое происходит и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются для вас важными. Обратите внимание на вещи, которые являются критическими для вашего счастья.
Заботьтесь сначала о камнях - это то, что действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное - только песок.

 

 Хотелось бы вам пожелать, чтобы в вашей семье, какой бы она ни была, царило как можно больше счастья, радости, любви, добра, понимания.

ВИДЕО РОЛИК « Семья».

РЕФЛЕКСИЯ

Вы хорошо справились с заданием. У вас на столах лежат ладошки. Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой – для меня было важным и интересным…….

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию….

Средний – мне было трудно …..

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…..

Мизинец – для меня было недостаточно….

Рефлекися.

Большой - важным и интересным было… (узнать, что такое проблемный урок, методы, приемы, формы работы на проблемном уроке…..)

Указательный - я получил(а) конкретную информацию ( о системе подготовки и проведения проблемных уроков с элементами игры,  основных идеях технологии….)

Средний - мне было трудно ….. (воспринимать теорию, но с презентацией теория воспринимается легче ……)

Безымянный - моя оценка психологической атмосферы….. ( рабочая, доброжелательная, включает в дальнейшую деятельность)

Мизинец - для меня было недостаточно…. (знаний по практическому применению, необходимо продолжать работать над темой….)

Карточка № 1. Значение понятия “ семья”. 

1“Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.С.И. Ожегов

2“Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.Э. Гидденс, анг. социолог

3 “Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Энциклопедический словарь

Задание.

1Определите наиболее точное, с вашей точки зрения, определение понятия “ семья”. Выбор обоснуйте.

Карточка № 1. Значение понятия “ семья”. 

1“Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.С.И. Ожегов

2“Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.Э. Гидденс, анг. социолог

3“Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Энциклопедический словарь

Задание.

1.Определите наиболее точное, с вашей точки зрения, определение понятия “ семья”. Выбор обоснуйте.

Карточка № 1. Значение понятия “ семья”. 

1“Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.С.И. Ожегов

2“Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.Э. Гидденс, анг. социолог

3“Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Энциклопедический словарь Задание:

1Определите наиболее точное, с вашей точки зрения, определение понятия “ семья”. Выбор обоснуйте.

Анализ статистических данных

по Нязепетровскому району.

2011

2012

Разница

Рождаемость

221

246

25

Смертность

354

378

24

Численность населения

18000

20136

2136

«Заключение и расторжение браков»

2011

2012

Разница

Заключение браков

122

121

1

Расторжение браков

82

75

7

Анализ статистических данных

по Нязепетровскому району.

2011

2012

Разница

Рождаемость

221

246

25

Смертность

354

378

24

Численность населения

18000

20136

2136

«Заключение и расторжение браков»

2011

2012

Разница

Заключение браков

122

121

1

Расторжение браков

82

75

7

Анализ статистических данных

по Нязепетровскому району.

2011

2012

Разница

Рождаемость

221

246

25

Смертность

354

378

24

Численность населения

18000

20136

2136

«Заключение и расторжение браков»

2011

2012

Разница

Заключение браков

122

121

1

Расторжение браков

82

75

7

Анализ статистических данных

по Нязепетровскому району.

2011

2012

Разница

Рождаемость

221

246

25

Смертность

354

378

24

Численность населения

18000

20136

2136

«Заключение и расторжение браков»

2011

2012

Разница

Заключение браков

122

121

1

Расторжение браков

82

75

7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс « Инновационные формы уроков с элементами игры» Выполнила учитель истории, обществознания Хабарова Л.В. МКОУ «Ункурдинская СОШ» 2012-2013 уч.г.

Слайд 2

ребус

Слайд 3

Семья в XXI в.

Слайд 4

Современная семья: кризис или поиск счастья?

Слайд 5

План занятия Что такое семья? Типы семей в современном обществе. Анализ статистических данных по Нязепетровскому району.

Слайд 6

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Слайд 7

С чего начинается семья?

Слайд 8

С чего начинается семья? Встреча Образование малой группы Брак Обязанности относительно друг друга Рождение детей Обязанности по отношению к детям

Слайд 9

II. Типы современных семей.

Слайд 10

II. Типы современных семей Традиционная Нуклеарная. Расширенная. Неполная и т. д. Нетрадиционная 1. Сознательное одиночество. 2. Сожительство. 3. Однополая и т. д.

Слайд 11

Статистические данные по Нязепетровскому району

Слайд 12

Численность населения

Слайд 13

Какие меры принимаются государством для поддержки российской семьи? 1.Увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет. 2. Введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание. 3. Увеличение стоимости родовых сертификатов. 4. Учреждение материнского капитала. 5. Регулярное повышение МРОТ и пенсий.

Слайд 14

Современная семья: кризис или поиск счастья?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства."

Творческий проект: " Тыс ам - мастер декоративно- прикладного искусства",  задуман как коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов и разработок эскизов для работы...

"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе

Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...

Мастер-класс по теме Построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм

Тема: Построение графиков функций с помощью Мастера ДиаграммЦель: Формирование навыков построения графиков с помощью Мастера диаграмм, расширение представления о возможностях электронной таблицы...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Мастер-класс «Глиняных дел мастера»

Мастер-класс«Глиняных дел мастера»...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...