Рабочая программа по гобществознанию 11 класс Базовый уровень
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей истории и обществознания Руководитель ШМО /Макогонова Л. И./ 29. 08. 2014 г. | Утверждаю Директор ОУ /Коржов Е. И./ _______________ 30. 08. 2014г. |
Рабочая программа по учебному предмету
обществознание
(включая экономику и право)
11 б
Количество часов-68 ч
Учитель: Антошкина Ю. В.
Петропавловка 2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования(под редакцией Л.Н.Боголюбова.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.
В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма В курсе достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо обучения знаниям об обществе, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среда непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в 11 классе по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2-х учебных часов.
Содержание программы.
Базовый уровень. (68ч).
Глава 1. Человек и экономика ( 27 ч )
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (7 ч.)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Глава 3. Человек и закон ( 34 ч. )
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Календарно – тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |||
План | Факт | ||||||
Глава 1. Человек и экономика ( 27 ч. ) | |||||||
Экономика: наука и хозяйство. | 1 | ||||||
Измерители экономической деятельности. | 1 | ||||||
Факторы и пути экономического роста. | 1 | ||||||
Экономическое развитие. | 1 | ||||||
Рыночная экономика. | 1 | ||||||
Монополия и конкуренция. | 1 | ||||||
Особенности современного рынка. Становление рынка в России. | 1 | ||||||
Фирмы в экономике, слагаемые их успеха. | 1 | ||||||
Эффективность фирмы. | 1 | ||||||
Правовые основы и организационно-правовые формы предпринимательства. | 1 | ||||||
Создание собственного дела. | 1 | ||||||
Источники финансирования и принципы менеджмента. | 1 | ||||||
Основы маркетинга. | 1 | ||||||
Роль государства в экономике. | 1 | ||||||
Стабилизационное направление экономической политики. | 1 | ||||||
Финансы и банковская система. | 1 | ||||||
Инфляция, ее экономические и социальные последствия. | 1 | ||||||
Рынок труда – важная составная часть структуры рыночной экономики. | 1 | ||||||
Занятость и безработица. | 1 | ||||||
Мировая экономика. | 1 | ||||||
Международная торговля. | 1 | ||||||
Человек в системе экономических отношений. | 1 | ||||||
Факторы роста производительности труда. | 1 | ||||||
Итоговое повторение по главе | 1 | ||||||
Практикум | 1 | ||||||
Зачет | 1 | ||||||
Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||||||
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни ( 7 ч. ) | |||||||
Свобода и ответственность. | 1 | ||||||
Свободное общество. | 1 | ||||||
Общественное сознание, его структура. | 1 | ||||||
Уровни общественного сознания. | 1 | ||||||
Уровни политического сознания. | 1 | ||||||
Современные политические идеологии. | 1 | ||||||
Политическая психология. Роль СМИ. | 1 | ||||||
Глава 3. Проблемы социально-политической и духовной жизни ( 34 ч. ) | |||||||
Политическое поведение, многообразие его форм | 1 | ||||||
Политический терроризм | 1 | ||||||
Политическая элита | 1 | ||||||
Политическое лидерство, его типы | 1 | ||||||
Тенденции развития семьи в современной России | 1 | ||||||
Демографическая ситуация в современной России | 1 | ||||||
Религиозные объединения РФ | 1 | ||||||
Проблема поддержания межрелигиозного мира | 1 | ||||||
Практикум (зачет) | 1 | ||||||
Практикум (зачет) | 1 | ||||||
Право и закон | 1 | ||||||
Естественное право – первооснова, критерий позитивного права. Процесс создания закона в РФ. | 1 | ||||||
Гражданство РФ. | 1 | ||||||
Права и обязанности гражданина | 1 | ||||||
Экологическое право, его общая характеристика | 1 | ||||||
Экологические права и их защита | 1 | ||||||
Гражданские правоотношения, имущественные права | 1 | ||||||
Личные неимущественные права. | 1 | ||||||
Правовая связь членов семьи | 1 | ||||||
Права и обязанности членов семьи . | 1 | ||||||
Трудовые правоотношения | 1 | ||||||
Правовое регулирование занятости населения и социальной защиты. | 1 | ||||||
Основные принципы и участники гражданского процесса. | 1 | ||||||
Процесс прохождения дел в гражданском и арбитражном судах. | 1 | ||||||
Уголовный процесс, принципы и участники. | 1 | ||||||
Досудебное и судебное производство. | 1 | ||||||
Административная юрисдикция. | 1 | ||||||
Судопроизводство в Конституционном Суде. | 1 | ||||||
Международная защита прав человека. | 1 | ||||||
Международные преступления и правонарушения. | 1 | ||||||
Перспектива развития человечества | 1 | ||||||
Итоговое повторение по главе . | 1 | ||||||
Итоговое повторение по курсу. | 1 | ||||||
Итоговое повторение. | 1 |
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах. определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Список литературы
- Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент), 2004 год
- Региональный компонент ГОС основного общего и среднего (полного) общего образования Воронежской области, 2005 год
- Примерная рабочая программа по обществознанию, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
- Авторская программа Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. В. Ивановой и др. «Обществознание. 10 – 11 классы» базовый уровень – Москва, Просвещение, 2008.
- Образовательная программа школы.
- Учебный план школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...