Рабочая программа по обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей истории и обществознания Руководитель ШМО /Макогонова Л. И./ 30. 08. 2013 г. | Утверждаю Директор ОУ /Коржов Е. И./ _______________ 31. 08. 2013г. |
Рабочая программа по учебному предмету
обществознание
(включая экономику и право)
Класс - 7а, 7б, 7в
Количество часов в год – 35
Учитель - Антошкина Ю. В.
Петропавловка, 2013 г.
- Пояснительная записка
- Рабочая программа для 7-х классов создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 7 класс" под ред. Л. Ф. Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю.
Цели и задачи:
- создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Программа составлена с учётом познавательных интересов учащихся 7-х классов, учебно-материальной базы МКОУ Петропавловской СОШ.
Место учебного предмета в Федеральном базисном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Содержание учебной программы
Вводный урок (1ч).
Знакомство с предметом.
Раздел 1. Человек среди людей (5 ч)
Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.
Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.
Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.
Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.
Основные понятия: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.
Раздел 2. Человек и закон (12 ч).
Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.
Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная.
.Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Раздел 3.Человек и экономика (11 ч).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Раздел 4. Человек и природа (5 ч).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Календарно-тематическое планирование
«Обществознание»
К учебнику «Обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова Москва, 2011
7 класс (35 ч)
№ | Название разделов, тем, уроков | Кол. часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Знакомство с предметом. | 1 | |||
Глава 1. Человек среди людей. | 5 | ||||
2 | Отношения между людьми. | 1 | |||
3 | Ты и твои товарищи. | 1 | |||
4 | Зачем люди общаются. | 1 | |||
5 | Почему нужно быть терпеливым. | 1 | |||
6 | Итоговый урок по теме «Человек среди людей» | 1 | |||
Глава 2. Человек и закон. | 12 | ||||
7 | Что значит жить по правилам. | 1 | |||
8 | Учимся жить по правилам. | 1 | |||
9 | Права и обязанности граждан. | 1 | |||
10 | Учимся пользоваться своими правами. | 1 | |||
11 | Почему важно соблюдать законы. | 1 | |||
12 | Защита Отечества. | 1 | |||
13 | Что такое дисциплина. | 1 | |||
14 | Учимся быть дисциплинированными. | 1 | |||
15 | Виновен – отвечай. | 1 | |||
16 | Кто стоит на страже закона. | 1 | |||
17 | Учимся защищать свои права. | ||||
18 | Итоговый урок по теме «Человек и закон» | 1 | |||
Глава 3. Человек и экономика. | 11 | ||||
19 | Экономика и ее основные участники. | 1 | |||
20 | Учимся принимать рациональное решение. | 1 | |||
21 | Золотые руки работника. | 1 | |||
22 | Учимся секретам профессионального успеха | 1 | |||
23 | Производство: затраты, выручка, прибыль. | 1 | |||
24 | Учимся прогнозировать успешность своего дела. | 1 | |||
25 | Виды и формы бизнеса. | 1 | |||
26 | Обмен, торговля, реклама. | 1 | |||
27 | Деньги, их функции. | 1 | |||
28 | Экономика семьи. | 1 | |||
29 | Итоговый урок по теме: «Человек и экономика» | 1 | |||
Глава 4. Человек и природа. | 5 | ||||
30 | Воздействие человека на природу. | 1 | |||
31 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | |||
32 | Закон на страже природы. | 1 | |||
33 | Учимся беречь природу. | 1 | |||
34 | Итоговый урок по теме «Человек и природа». | 1 | |||
35 | Резервное время |
Требования к уровню знаний учащихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно - методическое обеспечение программы
- Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2011.
- Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2012 год.
- Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2011 год.
- "Обществознание".7 класс. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н. И. Городецкая и др. под ред. Л.Н. Ивановой. – М.: Просвещение, 2012. – 128с.
Система измерения результатов:
- самостоятельные работы;
- срезы знаний;
- тестирование;
- моделирование жизненных ситуаций;
- задания на выявление операционных жизненных ситуаций.
Список литературы
- Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент), 2004 год
- Региональный компонент ГОС основного общего и среднего (полного) общего образования Воронежской области, 2005 год
- Примерная рабочая программа по обществознанию, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
- Авторской программы "Обществознание. 7 класс" под ред. Л. Ф. Ивановой.
- Образовательная программа школы.
- Учебный план школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...