Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

Горлова Юлия Александровна

          Рабочая программа составлена на основе

Программы для общеобразовательных учреждений. Обществознание: Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И.    (Просвещение, 2009)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_kl.docx53.74 КБ

Предварительный просмотр:

            Пояснительная записка к планированию курса «Обществознание» для 6-го класса

      Рабочая  программа по обществознанию для  6    класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень),  Примерной программы основного общего образования по обществознанию  и  авторской программы  по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2009). Рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа по обществознанию  предназначена  для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают  предмет  в первом  концентре обществоведческого  образования в средней школе.  

       Курс « Обществознание» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет в первом концентре. В 6 классе основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков. Пропедевтический характер курса способствует успешной социализации младших школьников в ходе изучения предмета, освоить основные обществоведческие понятия: «общество», «человек», «гражданин», «гуманизм» и др. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.  

     Курс содержит разделы: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели». Первая тема «Человек» вводит ученика в проблематику, связанную с социальными проявлениями человека, раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. В теме освещаются особенности подросткового возраста, важного для становления личности, значение и назначение самопознания. Тема ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Она позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, раскрывает такие качества человека, как альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость, мягкость в обращении; доброжелательность к людям; отзывчивость на чужие горе и радость.

Цели и задачи курса:

- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по биологии, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;

- Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-  учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2014/2015 учебный год;

- примерная (авторская) программа по по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И.

- письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011  года № 75-37-0541/11.

Содержание  разделов и тем учебного курса

Программа раскрывает содержание начального курса «Человек и общество» в следующей последовательности.
В 6 классе программа является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, содержание ее во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в начальной школе, с другой — вводит новые единицы содержания.

Логика программы в 6 классе предполагает использование принципа от частного к общему.
              Первая тема «Человек» вводит ученика в проблематику, связанную с социальными проявлениями человека, раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. В теме освещаются особенности подросткового возраста, важного для становления личности, значение и назначение самопознания. Тема ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Она позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, раскрывает такие качества человека, как
альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость, мягкость в обращении; доброжелательность к людям; отзывчивость на чужие горе и радость.
              Последующие темы курса «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (Родина и государство). Учащиеся расширяют круг сведений не только о самих этих институтах и об их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся:
верность, стойкость в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга; патриотизм —любовь к Родине; свободолюбие; стремление к независимости.
      
        Тема «Труд» включает, помимо этого, азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. К таким качествам прежде всего относятся: бережливость, расчетливость, экономность, бескорыстие, предполагающие цель жизни не в приобретении, а в желании помогать людям; умеренность, готовность довольствоваться немногими благами в сочетании с умением ценить результаты труда; трудолюбие, инициативность; душевная щедрость; добросовестность, усердие.
              Заключительная тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо,
доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.
              Каждая тема программы 6 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Принцип системности направлен на формирование у учащихся ценностных ориентиров и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях современной эпохи. Последовательность обеспечивается  тематически выверенным подбором заявленных объектов изучения, дающих возможность учащимся ознакомиться с фактами, событиями и явлениями общественной жизни разных поколений, особенностями формирования ценностных представлений и ориентиров в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

                  Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1. Вводный урок

Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями

2. Урок образования понятий

Расширение понятийного аппарата учащихся, формирование временных и пространственных ориентиров

3. Урок практической работы

Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала.

4. Комбинированный урок

Отработка  способов изучения теоретического материала, хронологических, картографических и общелогических умений

5. Урок с использованием ТСО

Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемой эпохе, участниках исторических событий

6. Урок закрепления знаний, умений, навыков

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7. Контрольный урок

Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

        Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока:  объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод  проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

        В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- входной контроль – тестовая работа;

- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,

                                                   диктанты (используется текст с ошибками),

                                    анализ схем, таблиц,

                                                   фронтальный устный опрос,

                                                   понятийные диктанты,

                                                   тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль – тестовая работа.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

        Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

        Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

        Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

        Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятелности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них

Теоретическое обучение

Практические и творческие работы

Конторольные работы

1

Введение

1

1

2

Человек

8

7

1

3

Семья

5

4

1

4

Школа

4

3

1

5

Труд

4

3

1

6

Родина

6

5

1

 7

Добродетели

4

4

8

Итоговое занятие

2

2

Итого

34

27

4

3

Требования к уровню подготовки обучающихся:

  По окончанию изучения курса «Обществознания» ученик должен знать:

- основные обществоведческие понятия: Общество, авторитет, герб, наследственность, государство, деятельность, добро, добродетель, кодекс, конституция, нравственность, образование, общение, патриотизм, познание, референдум, самооценка, федерация, флаг, хобби, товар, труд, сознание, семья, субъект РФ, чувство, экономика, эмоция, эрудиция.

- общее и особенное в политической жизни современной России;

- основные задачи и исторические формы образования;

-  основы конституционного строя Российской Федерации;

- сущность и строение культуры;

-.особенности подросткового возраста, важного для становления личности;

- значение и назначение самопознания.

Ученик должен уметь:

- давать определения основным обществоведческим понятиям, выделяя их характерные признаки;

- объяснять сущность человека;

- уметь объяснить сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;

- объяснять сущность семьи как основной ячейки общества;

- объяснять роль и значение школы;

- объяснять труд как основу жизни;

- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.

Ученик должен владеть навыками:

- конспектирования текстовой информации и выделения главного;

- использования  дополнительных источников социальной информации (газет, журналов,

  Интернет сети);

- схематизации материала, либо анализа предложенной схемы;

- правильного применения специальных терминов и объяснения понятий;

- монологического связного воспроизведения информации;

- выявления сходных и отличительных черт в общественных явлениях;

- презентации собственных суждений, сообщений.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

 

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.                Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.                Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.                Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, еслипредставлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Учебно-методическое обеспечение

Классы

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

6

Авторская

Автор Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2009 год. Программа курсов для 6 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. Издание стереотипное. М., «Русское слово», 2007.

Боголюбов Л.Н., Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая Обществознание 6 класс: учеб. дляобщеобразоват. Учреждений; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд., - М., Просвещение, 2011. – 224 с.

  1. Биянова Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 160 с.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова.

Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы, конференции, тестовые работа по темам и разделам.

Календарно-тематический план по курсу «Обществознание»   для  6-го класса

Разделы, темы, количество часов

Тип урока

Понятия, термины

Элементы содержания

Элементы дополнительные

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид  контроля

Оборудование

Домашнее

задание

Даты

      Тема I.  Человек  (9 часов)

1

Урок 1. Введение. Что такое «Общество»

Вводный  урок

Общество, деятельность,  человек

Предмет обществознание и его задачи. Понятие «Общество». Общество как форма жизнедеятельности людей

Общественные отношения

Знать понятия, предмет изучения курса, источники

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

Актуализация знаний

Иллюстрации учебника, презентация к уроку

Введение

2

Урок2.

Человек родился

Урок характеристика

Деятельность,природа, инстинкты, целеполагание

Общество и природа, взаимосвязь природы и общества.

Отличие человека от животных

Знать понятия, отличия деятельности человека, отличия человека от животных.

Уметь: характеризовать биологические свойства человека, высказывать и аргументировать свою точку зрения, составлять рассказ

Устный опрос

Схема  «Человек и животные»

§1 ,  1 задания и вопросы

3

Урок  3. Человек – личность

Урок-анализ

Личность, индивидуальность, индивид

Социальные свойства человека. Личность, индивид, индивидуальность

Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность, – какая она?

Знать понятия: личность, индивид, индивидуальность; качества личности.

Уметь работать с группой, выделять смысл текста, составлять характеристику (сильной личности), анализировать тезисы и высказывать свою точку зрения, приводить доказательства

Защита  проектов

Схема «Личность, индивид, индивидуальность»

§ 2, вопросы, задания 1

4

Урок 4. Особый возраст: отрочество

Урок-исследование

Отрочество, подросток

Понятие отрочество. Особенности подросткового возраста.Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Отрочество — пора мечтаний.

Легко ли быть подростком. Самостоятельность – показатель взрослости.

Знать понятия: отрочество, подросток, особенности подросткового возраста, возрастные границы отрочества.

Уметь аргументировано высказывать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении, решать  проблемные задачи

Устный опрос

Таблица «Этапы взросления»

§ 3, вопросы., задания 2

Эссе «Всегда ли самостоятельность приносит пользу»

5 - 6

Урок  5 - 6.  Познай самого себя

Урок исследование

Самопознание. Самооценка. Способности. Талант. Гениальность

Познание мира Что такое самопознание. Зачем человек познает себя? Что такое талант. Спутники  таланта.

Влияние самооценки на поведение человека.

Знать понятия: познание, способности, самосознание, самооценка, талант, гениальность.

Уметь: выделять главную мысль в тексте, выделять определения понятий, ответ на вопрос, высказывать аргументировано свою точку зрения, иллюстрировать вывод примерами.

Диспут

Тесты

§ 4, вопросы, задания № 5

Согласен ли ты с А.де Сент-Экзюпери: «Может быть, в каждом убит Моцарт» Аргументируй.

7

Урок 7. Человек и его деятельность

Урок-практикум

Деятельность, мотивация

Что такое деятельность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности.

«Птицу узнают по полету, а человека — по работе»

Знать термины «цель», «средства достижения цели», «деятельность», «результат». Знать, что деятельность как тип поведения свойственна только человеку; деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.

Уметь характеризуют личность; характеризовать основные черты деятельности

Устный  опрос, дискуссия

Документы

§ 5, вопросы., зад 1,2

8

Урок 8. Что человек чувствует, о чем размышляет

Урок практикум

Духовный мир человека, потребности человека

Потребности. Духовный мир человека. Мышление и речь

«Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.

Знать понятия: потребности, духовный мир, суждение, умозаключение, эмоции, чувства.

Знать виды потребностей и их роль в жизни человека. Уметь работать в группе, решать практические задачи на логику, делать выводы, использовать произведение искусства как источник знаний.

Решение задач

Дидактический материал

§ 6, повторить  § 1-6

9

Урок 9. Повторно-обобщающий урок по теме «Человек»

Основные понятия темы

Общество и природа, взаимосвязь природы и общества. Наследственность – биологическая сущность всех людей.

Индивидуальность. Понятие отрочество. Самостоятельность  Самопознание  Самооценка... Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Потребности. Духовный мир человека. Что такое мышление.

Проблемные вопросы  темы

Знать значение понятий: «общество», «человек», «индивидуальность», «личность», «сознание», «потребности»; какие качества характеризуют личность; основные, характерные черты подросткового возраста; что такое «деятельность», характеризовать основные черты деятельности.

Уметь работать с текстом учебника приводить примеры; давать оценку поступкам с позиции норм морали; приводить примеры потребностей человека; выделять главные мысли в тексе учебника.

Путешествие по стране знаний

Дидактический материал

Раздел - 2 Семья (5 часов)

10 - 11

Урок 10 - 11. Семья – ячейка общества

Урок-практикум

Семья, поколение, двухпоколенная семья, трехпоколенная семья, неполная семья.

Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Какие бывают семьи.


Если семья не выполняет своих обязанностей. Семейный кодекс  РФ. Значение семьи для государства.

Знать понятия: семья. Знать типы семей, нормативные документы, регулирующие взаимоотношения в семье, знать права ребенка, роль семьи в обществе и в жизни человека. Уметь выделять главную мысль, объяснять тезис, участвовать в обсуждении

Актуализация знаний  по теме

Схема-рисунок  «Семья»

§7, вопросы. Анализ материала рубрики «В классе и дома».

12

Урок 12. Семейное хозяйство

Урок-практикум

Ресурсы, хозяйство, расходы, доходы

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет.

Личный бюджет школьника.

Знать понятия: экономика, ресурсы. Уметь решать задачи, формулировать мысль, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения.

Проверка домашнего  задания

Таблица «Семейный бюджет»

§ 8, задание  1  Мини-проект «Уют в доме своими руками».

13

Урок 13. Делу время, потехе час

Урок - игра

Свободное время, досуг, хобби

Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками.

Что такое хобби

Знать сущность понятия «свободное время» и способы организации досуга. Уметь решать учебные и практические задачи,  участвовать в дискуссии, работать в группе.

Проверка проектов

Презентация к уроку

§ 9, задания  1,2 Эссе «Чем я люблю заниматься в свободное время»

14

Урок обобщения  и систематизация знаний по теме  «Семья»

Основные  понятия  темы

Семья, причины создания семей. Семейные роли мужчины и женщины. Семья и государство. Типы семей. Семейный кодекс  РФ. Значение семьи для государства.

Проблемные вопросы темы

Знать сущность семьи,  ее особенности как социального института.

Уметь выделять главную мысль, объяснять тезис, участвовать в обсуждении

Раздел III. Школа (4 часа)

15 - 16

Урок 15 - 16. Профессия – ученик

Урок исследование

Образование, школа, гимназия, лицей

Основные ступени школьного образования. Чему учит школа. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование.

Образовательные системы: школ царской России, Яснополянской школе Л. Н. Толстого, «школы радости»В. А. Сухомлинского

Знать: понятие образование, ступени российского образования, виды знаний, роль образования. Уметь: решать практические задачи, составлять план, анализировать тезис, аргументировать, Работать в группе

Проверка эссе

Иллюстрации учебника

§ 10, вопросы . 3,4 (выбор, письменно),

17

Урок 17. Одноклассники, сверстники, друзья

Урок-диспут

Дружба, товарищи.

Большие и малые социальные группы. Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Нарушения норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Истинная и ложная  дружба

Знать об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения

Уметь решать учебные и практические задачи,  участвовать в дискуссии, работать в группе.

Устный  опрос

Презентация  к уроку

§ 12,

Подготовить презентацию «О нас и нашем классе»

18

Урок 18. Повторительно-обобщающий  урок на тему  «Школа»

Основные понятия  темы

Основные ступени школьного образования. Чему учит школа. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование. Что такое дружба, товарищество. Культура общения. Стремление понять друг друга. Доброжелательность. Чем можно обидеть ближнего? Равнодушие к чужим бедам. Бестактность, грубость. Как помочь ближнему? Важные человеческие качества необходимые для дружбы.

Проблемные вопросы  темы

Знать значение понятий: «дружба», «товарищество», сущность и особенности системы и структуры образования.

Уметь: работать с текстом учебника;приводить примеры, основанные на жизненном опыте;отстаивать собственную точку зрения;сравнивать виды межличностных отношений;выделять главную мысль в тексте учебника.

Урок  путешествие по стране «Школа»

Дидактический  материал

Мини-проект «Идеальная школа»

Раздел - 4  Труд  (4 часа)

19

Урок 19. Труд – основа жизни

Урок-рассуждение с элементами дискуссии

Труд, товар, услуги, роль труда, благотворительность, меценатство.

Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Русские меценаты. Что значит «разумно» распорядиться имеющимся богатством?

Знать роль труда в жизни человека. Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, аргументировать

Актуализация знаний по теме

Презентация к уроку

Басня Л. Н. Толстого «Старик и яблоня».

§ 12, зад.

Сочинение «Труд человека кормит, а лень портит».

Сообщение: «Традиции благотворительности в России»

20

Урок 20. Труд и творчество

Урок-исследование

Труд, творчество, мастер

Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Андрей  Рублев – творчество и судьба

Знать сущность человеческой деятельности и процесса творчества.

Уметь создавать  презентацию, защищать ее; анализировать произведения искусства, проводить логические связи.

Устный  опрос

Материал учебника

§ 13.вопр.

Подготовить презентации: на выбор

«Труд и красота» (задание 2)

« Творчество в науке» (задание3)

 «Творчество   в искусстве» (задание 3)

21- 22

Урок 21 - 22. На пути к жизненному успеху

Урок- прогноз

Успех, удача, талант, усердие, трудолюбие

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху.
Готовимся выбирать профессию.
Выбор жизненного пути.

Поддержка близких — залог успеха. Философ Диоген

Знать сущность  понятия «образ жизни», составляющие элементы  жизненного успеха.

Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, составлять план

Решение творческих задач

Материал учебника

§ 14, практикум

Раздел  5.  Родина (6 часов)

23-

24

Урок 23 - 24. Что значит быть патриотом

Урок-исследование с элементами дискуссии

Государство, патриот, гражданин, федерация, субъект федерации

Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство.

Что  такое Родина? Жизненный путь В.И.Даля.

Знать:  понятия - федерация, субъект федерации, патриот, сущность патриотизма, его роль в жизни личности и общества. Уметь анализировать, выделять главную мысль, понимать суть тезиса, аргументировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Проверка практикума

Дидактический  материал

§ 15, задание  3

25

Урок 25. Символика России

Урок-практикум

Символика, герб, гимн,  флаг

Государственная
символика. Роль символики в жизни государства и отдельной личности

Из истории российской  символики

Знать символику РФ, основные положения нормативных актов. Уметь работать с текстом, составлять план, готовить презентацию, проект

Устный  опрос

Презентация

§ 16,

Проекты по темам

«Мой герб», «Герб ОУ»

«Герб района»

26

Урок 26. Гражданин - Отечества достойный сын

Урок лабораторного типа

Гражданин, референдум, выборы

Конституционные обязанности и права гражданина

Подданные в царской России граждане России.

Знать тесную связь понятий «гражданин» и «патриот»; социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.

Уметь  анализировать, формировать и высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии, работать с Конституцией  РФ.

Проверка  творческого  задания

Презентация

§ 17,, вопросы и задания

27 - 28

Урок 27 – 28.. Мы – многонациональный народ

Урок лабораторного типа

Нация, народ, национальность, национализм

Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения.

Многонациональная  культура

Знать, что россияне - многонациональный народ;  единый народ; что национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением.

Уметь объяснять роль национальности в жизни человека, роль наций в обществе, объяснять, аргументировать.  Формулировать свою позицию, участвовать в дискуссии.

Устный  опрос

Материал учебника Презентация  Ганнибал»

§ 18, повторить § 15-17

Мини-проект «Как научиться  жить  в мире»

Раздел 6. . Добродетели (6 часов)

29

Урок 29. Человек славен добрыми делами

Комбинированный урок

Мораль, добро, зло

Мораль. Добро  Зло

Что значит быть добрым человеком. А.Д.Сахаров

Знать  сущность понятия мораль.

Уметь: составлять план, готовить сообщение, составлять рассказ, аргументировать, анализировать произведения искусства и использовать их как источник знаний, давать оценку событиям.

Проверка  проектов

Сказка О. Уайльда «Счастливый Принц»,

§ 19, вопросы и задания

30

Урок 30. Будь смелым

Комбинированный урок

Смелость,  страх, мужество

Феномен  страха.  Смелость Сила воли

Смелость города берет.

Знать сущность эмоции страха, научить противостоять ему.

Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте

Устный  опрос

Пословицы и поговорки о страхе

Эссе «Смелый человек — это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его?»

31

Урок 31. Что такое человечность

Практическое занятие

Гуманизм.

Гуманизм — уважение и любовь к людям.

Прояви уважение к людям

Знать содержание понятия «гуманизм», примеры проявления гуманного отношения к человеку и миру вокруг него.

Уметь работать с текстом, составлять речь, приводить аргументацию, участвовать в диспуте.

Проверка  эссе

«Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери

§ 21, сочинить речь в защиту гуманизма.

32

Урок 32. Добродетели

Урок изучения нового материала

Основные  понятия темы

Гуманизм — уважение и любовь к людям. Что такое страх. Смелость города берет. Гуманизм — уважение и любовь к людям

Проблемные  вопросы  темы

Знать основные ценности человека

Уметь  анализировать, формировать и высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии

Урок-игра

Дидактический  материал

33 -34

Урок – практикум по теме «Человек и общество»

Основные понятия темы

Мораль. Добро  Зло.

Гуманизм — уважение и любовь к людям.

Гуманизм — уважение и любовь к людям

Проблемные вопросы  темы

Знать основные ценности человека

Уметь  анализировать, формировать и высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии.

Уметь работать с текстом, составлять речь, приводить аргументацию, участвовать в диспуте.

Путешествие по стране знаний

Дидактический материал

Календарно-тематический план по курсу «Обществознание»   для  6-го класса

Разделы, темы, количество часов

Тип урока

Понятия, термины

Элементы содержания

Элементы дополнительные

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид  контроля

Оборудование

Домашнее

задание

Даты

1

Урок 1. Введение. Что такое «Общество»

Вводный  урок

Общество, деятельность,  человек

Предмет обществознание и его задачи. Понятие «Общество». Общество как форма жизнедеятельности людей

Общественные отношения

Знать понятия, предмет изучения курса, источники

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

Актуализация знаний

Иллюстрации учебника, презентация к уроку

Введение

2

Урок2.

Человек –личность

Деятельность,природа, инстинкты, целеполагание

Общество и природа, взаимосвязь природы и общества.

Отличие человека от животных

Знать понятия, отличия деятельности человека, отличия человека от животных.

Уметь: характеризовать биологические свойства человека, высказывать и аргументировать свою точку зрения, составлять рассказ

Устный опрос

Схема  «Человек и животные»

задания и вопросы

3

Урок  3. Человек – личность

Урок-анализ

Личность, индивидуальность, индивид

Социальные свойства человека. Личность, индивид, индивидуальность

Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность, – какая она?

Знать понятия: личность, индивид, индивидуальность; качества личности.

Уметь работать с группой, выделять смысл текста, составлять характеристику (сильной личности), анализировать тезисы и высказывать свою точку зрения, приводить доказательства

Защита  проектов

Схема «Личность, индивид, индивидуальность»

вопросы, задания 1

4

Урок 4. Человек познает мир.

Урок-исследование

Отрочество, подросток

Понятие отрочество. Особенности подросткового возраста.Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Отрочество — пора мечтаний.

Легко ли быть подростком. Самостоятельность – показатель взрослости.

Знать понятия: отрочество, подросток, особенности подросткового возраста, возрастные границы отрочества.

Уметь аргументировано высказывать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении, решать  проблемные задачи

Устный опрос

Таблица «Этапы взросления»

вопросы., задания 2

Эссе «Всегда ли самостоятельность приносит пользу»

5

Урок  5. Человек познает мир.

Урок исследование

Самопознание. Самооценка. Способности. Талант. Гениальность

Познание мира Что такое самопознание. Зачем человек познает себя? Что такое талант. Спутники  таланта.

Влияние самооценки на поведение человека.

Знать понятия: познание, способности, самосознание, самооценка, талант, гениальность.

Уметь: выделять главную мысль в тексте, выделять определения понятий, ответ на вопрос, высказывать аргументировано свою точку зрения, иллюстрировать вывод примерами.

Диспут

Тесты

вопросы, задания № 5

6

Урок 6. Человек и его деятельность

Деятельность, мотивация

Что такое деятельность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности.

«Птицу узнают по полету, а человека — по работе»

Знать термины «цель», «средства достижения цели», «деятельность», «результат». Знать, что деятельность как тип поведения свойственна только человеку; деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.

Уметь характеризуют личность; характеризовать основные черты деятельности

Устный  опрос, дискуссия

Документы

,вопросы., зад 1,2

7

Урок 7. Человек и его деятельность.

Духовный мир человека, потребности человека

Потребности. Духовный мир человека. Мышление и речь

«Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.

Знать понятия: потребности, духовный мир, суждение, умозаключение, эмоции, чувства.

Знать виды потребностей и их роль в жизни человека. Уметь работать в группе, решать практические задачи на логику, делать выводы, использовать произведение искусства как источник знаний.

Решение задач

Дидактический материал

8

Урок 8. Потребности человека.

Основные понятия темы

Общество и природа, взаимосвязь природы и общества. Наследственность – биологическая сущность всех людей.

Индивидуальность. Понятие отрочество. Самостоятельность  Самопознание  Самооценка... Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Потребности. Духовный мир человека. Что такое мышление.

Проблемные вопросы  темы

Знать значение понятий: «общество», «человек», «индивидуальность», «личность», «сознание», «потребности»; какие качества характеризуют личность; основные, характерные черты подросткового возраста; что такое «деятельность», характеризовать основные черты деятельности.

Уметь работать с текстом учебника приводить примеры; давать оценку поступкам с позиции норм морали; приводить примеры потребностей человека; выделять главные мысли в тексе учебника.

Путешествие по стране знаний

Дидактический материал

9

Урок9. Потребности человека.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Если семья не выполняет своих обязанностей. Семейный кодекс  РФ. Значение семьи для государства.

Знать понятия: семья. Знать типы семей, нормативные документы, регулирующие взаимоотношения в семье, знать права ребенка, роль семьи в обществе и в жизни человека. Уметь выделять главную мысль, объяснять тезис, участвовать в обсуждении

Актуализация знаний  по теме

Схема-рисунок  

вопросы. Анализ материала рубрики «В классе и дома».

10

Урок 10. На пути к жизненному успеху.

Ресурсы, хозяйство, расходы, доходы

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет.

Личный бюджет школьника.

Знать понятия: экономика, ресурсы. Уметь решать задачи, формулировать мысль, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения.

Проверка домашнего  задания

Таблица «Семейный бюджет»

задание  1  Мини-проект «Уют в доме своими руками».

11

Урок 11. На пути к жизненному успеху.

Урок - игра

Свободное время, досуг, хобби

Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками.

Что такое хобби

Знать сущность понятия «свободное время» и способы организации досуга. Уметь решать учебные и практические задачи,  участвовать в дискуссии, работать в группе.

Проверка проектов

Презентация к уроку

задания  1,2 Эссе «Чем я люблю заниматься в свободное время»

12

Практикум по теме: Человек в социальном измерении»

Основные  понятия  темы

Семья, причины создания семей. Семейные роли мужчины и женщины. Семья и государство. Типы семей. Семейный кодекс  РФ. Значение семьи для государства.

Проблемные вопросы темы

Знать сущность семьи,  ее особенности как социального института.

Уметь выделять главную мысль, объяснять тезис, участвовать в обсуждении

13

Урок 13. Практикум по теме: Человек в социальном измерении»

Основные ступени Федерации. Самообразование.

Уметь: решать практические задачи, составлять план, анализировать тезис, аргументировать, Работать в группе

Проверка эссе

Иллюстрации учебника

вопросы . 3,4 (выбор, письменно),

14

Урок 14.

Повторительно-обощающий урок по теме: «Человек в социальном измерении».

Уметь решать учебные и практические задачи,  участвовать в дискуссии, работать в группе.

Устный  опрос

Подготовить презентацию «О нас и нашем классе»

15

Урок 15. Межличностные отношения.

Основные понятия  темы

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Проблемные вопросы  темы

Уметь: работать с текстом учебника;приводить примеры, основанные на жизненном опыте;отстаивать собственную точку зрения;сравнивать виды межличностных отношений;выделять главную мысль в тексте учебника.

Дидактический  материал

Мини-проект

16

Урок 16. Межличностные отношения.

Урок-рассуждение с элементами дискуссии

Основные понятия  темы

Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание

Проблемные вопросы  темы

Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, аргументировать

Актуализация знаний по теме

17

Урок 17. Человек в группе.

Урок-исследование

Труд, творчество, мастер

Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Андрей  Рублев – творчество и судьба

Знать сущность человеческой деятельности и процесса творчества.

Уметь создавать  презентацию, защищать ее; анализировать произведения искусства, проводить логические связи.

Устный  опрос

Материал учебника

Подготовить презентации

18

Урок 18. Человек в группе.

Урок- прогноз

Успех, удача, талант, усердие, трудолюбие

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху.
Готовимся выбирать профессию.
Выбор жизненного пути.

Поддержка близких — залог успеха. Философ Диоген

Знать сущность  понятия «образ жизни», составляющие элементы  жизненного успеха.

Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, составлять план

Решение творческих задач

Материал учебника

практикум

19

Урок 19. Общение.

Урок-исследование с элементами дискуссии

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Уметь анализировать, выделять главную мысль, понимать суть тезиса, аргументировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Дидактический  материал

задание  3

20

Урок 20. Общение.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Уметь работать с текстом, составлять план, готовить презентацию, проект

Устный  опрос

Презентация

Проекты

21

Урок 21. Конфликты в межличностных отношения.

Гражданин, референдум, выборы

Конституционные обязанности и права гражданина

Подданные в царской России граждане России.

Знать тесную связь понятий «гражданин» и «патриот»; социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.

Уметь  анализировать, формировать и высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии, работать с Конституцией  РФ.

Проверка  творческого  задания

Презентация

вопросы и задания

22

Урок 22. Конфликты в межличностных отношения.

Нация, народ, национальность, национализм

Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения.

Многонациональная  культура

Знать, что россияне - многонациональный народ;  единый народ; что национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением.

Уметь объяснять роль национальности в жизни человека, роль наций в обществе, объяснять, аргументировать.  Формулировать свою позицию, участвовать в дискуссии.

Устный  опрос

Материал учебника Презентация  Ганнибал»

Мини-проект «Как научиться  жить  в мире»

23

Урок 23. Практикум по теме: Человек среди людей»

Мораль, добро, зло

Мораль. Добро  Зло

Что значит быть добрым человеком. А.Д.Сахаров

Знать  сущность понятия мораль.

Уметь: составлять план, готовить сообщение, составлять рассказ, аргументировать, анализировать произведения искусства и использовать их как источник знаний, давать оценку событиям.

Проверка  проектов

Сказка О. Уайльда «Счастливый Принц»,

,вопросы и задания

24

Урок 24. Практикум по теме: Человек среди людей»

Смелость,  страх, мужество

Феномен  страха.  Смелость Сила воли

Смелость города берет.

Знать сущность эмоции страха, научить противостоять ему.

Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте

Устный  опрос

Пословицы и поговорки о страхе

 «Смелый человек — это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его?»

25

Урок 25. Повторительно-обощающий урок по теме: «Человек среди людей».

Прояви уважение к людям

Уметь работать с текстом, составлять речь, приводить аргументацию, участвовать в диспуте.

Проверка  эссе

26

Урок 26. Человек славен добрыми делами

Комбинированный урок

Мораль, добро, зло

Мораль. Добро  Зло

Что значит быть добрым человеком. А.Д.Сахаров

Знать  сущность понятия мораль.

Уметь: составлять план, готовить сообщение, составлять рассказ, аргументировать, анализировать произведения искусства и использовать их как источник знаний, давать оценку событиям.

Проверка  проектов

Сказка О. Уайльда «Счастливый Принц»,

вопросы и задания

27

Урок 27. Человек славен добрыми делами

Комбинированный урок

Мораль, добро, зло

Мораль. Добро  Зло

Что значит быть добрым человеком. А.Д.Сахаров

Знать  сущность понятия мораль.

Уметь: составлять план, готовить сообщение, составлять рассказ, аргументировать, анализировать произведения искусства и использовать их как источник знаний, давать оценку событиям.

Проверка  проектов

Сказка О. Уайльда «Счастливый Принц»,

§ 19, вопросы и задания

28

Урок 28. Будь смелым

Комбинированный урок

Смелость,  страх, мужество

Феномен  страха.  Смелость Сила воли

Смелость города берет.

Знать сущность эмоции страха, научить противостоять ему.

Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте

Устный  опрос

Пословицы и поговорки о страхе

Эссе «Смелый человек — это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его?»

29

Урок 29. Будь смелым

Комбинированный урок

Смелость,  страх, мужество

Феномен  страха.  Смелость Сила воли

Смелость города берет.

Знать сущность эмоции страха, научить противостоять ему.

Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте

Устный  опрос

Пословицы и поговорки о страхе

Эссе «Смелый человек — это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его?»

30

Урок 30. Человек и человечность.

Комбинированный урок

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте

Устный  опрос

Пословицы и поговорки

31

Урок 31. Человек и человечность.

Комбинированный урок

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте

Устный  опрос

Пословицы и поговорки о

32

Урок 32. Практикум по теме: «Нравственные основы жизни»

Человечность.

Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте

Устный  опрос

Работа с вопросами учебника

33

Урок 33. Повторительно-обощающий урок по теме: «Нравственные основы жизни».

Человечность.

Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте

Устный  опрос

Работа с вопросами учебника

34

Урок 34. Итоговое повторение.

Человечность.

Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте

Устный  опрос

Работа с вопросами учебника

Список литературы

1. Учебник Обществознание. 8 класс: для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение. 2009.

2. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008

3. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010

4. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. :Рольф Айрис-Пресс, 2010

5. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

6. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...