Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Калиненко Юлия Александровна

Адаптированная рабочая программа по обществознанию для 9 класса  СКО VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_obshchestvo_word.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по обществознанию для 9 класса


 Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:                                                                                                                                            1.Закон Р.Ф. «Об образовании».

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., автор О.И.Бородина, В.М.Мозговой, 2001г.                                    

3.Примерная программа основного общего образования по обществознанию 2004г.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.

5.Учебный план школы.

Адаптированная рабочая программа разработана с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

Адаптированная рабочая программа носит характер морально – этической и политико – правовой пропедевтики, дает и закрепляет основы обществоведческих и экономических знаний.  
Адаптированная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. 


 Цели и задачи курса:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и
    правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой |
    деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; сёмейно-бытовых отношениях.

Функции курса:

а) обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами, 

б) сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,

в) воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,

г) подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

Данный курс представляет единство научно-аналитического, дидактического и методического начал. Он дает учащемуся свод базовых знаний по всему кругу общественной проблематики, утвержденной государственным образовательным стандартом, включает научный и методический аппарат, призванный с помощью задач и упражнений закрепить пройденный материал, творчески усвоить понятия и теории, применить их к решению конкретных жизненных ситуаций.

 Место предмета в базисном учебном плане:                                              

Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Курс призван помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни. 

Формы и методы:                                                                                                                                       

 1.Одним из основных методов работы с учащимися при изучении материала является беседа.

2. Уроки – экскурсии.

3.Уроки – встречи.                                                                                                                                   

 4.Самостоятельные, лабораторные и практические работы. 

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: 

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; 
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
    5.
    Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности :

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Обществознание" являются:  владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на использование элементов причинно-следственного анализа; 
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей; 
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
    Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.


 Результаты обучения                                                                                                                         

В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/понимать: 

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;                                                 -    

  -сущность общества как формы совместной деятельности людей;                                                                

   -характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;                                                                  

   -содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- что такое государство?                                                                                                                                      

- виды правовой ответственности;                                                                                                                          

  - что такое правонарушение?                                                                                                                              

- что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть РФ;                                    

  - какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан РФ;                        

 - основные экономические, гражданские, политические и культурные права граждан РФ;

Уметь:  
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно, правильно составлять простейшие виды правовых документов (заявление, доверенность, просьба, ходатайство, поручение, расписка);                                                                    

 - оформлять стандартные бланки;                                                                                                              

- обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Для:

 - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;                                            

 - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;                                                    

 -нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;                                                                

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;                                                                                                                                                            -первичного анализа и использования социальной информации;                                                                    

-сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 Используемый учебно-методический комплект: 

1.Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений /  Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение,2011.

2.Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Под ред.  Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011.

Содержание программы в 9 классе

Политика и социальное управление.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования нового образа жизни.

Календарно – тематическое планирование 9 класс

Кол-во часов

Тема урока

Контроль

Домашнее задание

Коррекция ЗУН

формируемых на уроке.

Дата

1

2

3

6

7

Политика и социальное управление

1

1

Политика и власть

§1

Развитие памяти. Уметь анализировать политическую систему государства. Знать признаки легитимности власти. Знать понятия по теме.

2

1

Государство

§2

Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления,  функции, формы.

3

-4

2

Политические режимы

Опрос

§3

Развитие логики и мышления. Уметь: сравнивать две формы правления: республику и монархию; 

разъяснять сущность демократической формы правления;

анализировать политическую систему государства.

Знать понятия: монархия, республика, демократия,

аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии

5

1

Правовое государство

§4

Уметь: называть формы правления, формы национально-государственного устройства;

объяснять роль политики

в жизни общества;

 характеризовать государство;

приводить примеры участия граждан

в политической жизни;

высказывать свое отношение к достижениям и проблемам процесса модернизации России.

6

1

Гражданское общество и государство. Р/к. Основные организации государства, края.

Понятийный диктант

§5

Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии. Описывать и давать характеристику основным политическим  объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы.

7

1

Участие граждан в политической жизни. Понятийный диктант.

§6, понятия

Уметь анализировать, доказывать свою точку зрения,  владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной  литературой. Уметь участвовать в дискуссии.

8

1

Политические партии и движения

§7

Развитие речи. Знать: причины возникновения, признаки и особенности партий.

Уметь  работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Знать понятия:

9

1

Повторительно – обобщающий урок по теме «Политика и социальное управление». Тест

Тест

§1-7 подготовиться к контрольной

10

1

Обобщающий урок по теме  К. р. «Политика и социальное управление».

Ответы на вопросы

С. 68 вопросы

Право

11

1

Право, его роль в жизни общества и государства.

§8

Уметь:  разъяснять сущность права, а также различные его значения;                   правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах;                 

12

1

Правоотношения и субъекты права. Понятийный диктант

Понятийный диктант

§9, понятия

Развитие речи. Знать: что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;          

13-

14

2

Правоотношения и юридическая ответственность. Р.к. «Мой возраст и ответственность »

§10

Формирование логических взаимосвязей по теме. Знать основные положения урока  разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности; раскрывать важнейшие признаки правоотношений. Определять особенности правонарушений ;     объяснять различия между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности

15

1

Промежуточное повторение  по теме «Право». Тест

Тестирование

С. 92-93 проверьте себя, в классе и дома

16

1

Правоохранительные органы

§11

Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов;

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов ;                       Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии,  решать проблемные задания.

17- 18

1

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Р/к. Край – субъект РФ.

Опрос

§12 - 13

Развитие слуховой и зрительной памяти. Знать основные положения Конституции РФ, принципы основного закона жизни.

Использовать приобретенные 1знания для  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

19- 20

2

Права и свободы человека и гражданина.

Опрос

§14-15

Умение работать с текстом учебника, правовыми документами, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

21

1

Гражданские правоотношения. Понятийный диктант.

Понятийный диктант

§16, понятия

Знать обязанности граждан.

Использовать приобретенные знания для  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей.

22

1

Право на труд. Трудовые правоотношения.

§17

Коррекция речи. Знать основные положения трудового кодекса, и др. международных документов, классифицировать права, отличать права.

23-

24

2

Семейные правоотношения. Понятийный диктант. Р/к. Защита прав ребенка в крае.

Понятийный диктант

Опрос

§18

Умение работать с текстом учебника, правовыми документами, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

25

1

Промежуточное повторение  по теме  
«Право». Тест

Тест

С.163 проверьте себя, в классе и дома

26

1

Административные правоотношения

§19

Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии,  решать проблемные задания.

27-

28

2

Уголовно – правовые отношения

§20

Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов;

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов ;                      

29-

30

2

Социальные права

Опрос

§21

Развитие речи. Уметь работать с текстом учебника, документами,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ, отвечать на проблемные вопросы.

31

1

Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Понятийный диктант

Понятийный диктант

§22, понятия

Развитие памяти. Знать основы международного гуманитарного права

32

1

Правовое регулирование отношений в сфере образования

§23

33

1

Повторительно – обобщающий урок по теме «Право». Тест

Тестирование

С. 213-215 вопросы

34

1

Итоговая контрольная работа

Всего:

Часов- 34

Тестов- 4

К. р.- 2

Понятийный диктант- 3

Р.к.- 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...