рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Карабанова Валентина Анатольевна

рабочая программа по обществознанию 6 класс к УМК Кравченко А. И., Певцова Е. А., Обществознание: Учебник для 6 класса. М.; ООО «Русское слово», 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_obshchestvoznanie_6kl_34ch.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

с углублённым изучением химии и биологии

РАССМОТРЕНО

на заседании МЦ

29 августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________________

29 августа 2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом № 1

от 29 августа 2014 г.

Рабочая программа

Наименование учебного предмета ____Обществознание___________________________________________________________

Класс _______6__________________________________________________________________

Уровень общего образования

Учитель _______Карабанова Валентина Анатольевна __________________________________________________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год 2014-2015

Количество часов по учебному плану

всего      34     час …  в год;   в неделю      1     час…

  • Планирование составлено на основе__ Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  • Программа курса «Обществознание». 5–6 классы / авт.-сост. С.В. Агафонов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа)

 

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник: Кравченко А. И., Певцова Е. А., Обществознание: Учебник для 6 класса. М.; ООО «Русское слово», 2013.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил (а) ____________________________________________________________________________________________

подпись                                                         расшифровка подписи


                                           Пояснительная записка

I. 1. Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  • Программа курса «Обществознание». 5–6 классы / авт.-сост. С.В. Агафонов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа)

I. 2.  Цели и задачи обучения

        Курс «Обществознание» для основной школы интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

      Цель  – воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование у школьников активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к другим народам; приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям, развитие умения анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях, создание условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим общественным ценностям.

Задачи  средствами учебного предмета активно содействовать:

  • Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
  • Развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности.
  • Формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
  • Овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
  • Формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.  

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Реализация рабочей программы способствует:

– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Используемый учебно-методический комплект:

1. Учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса    общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2013.

2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 6 класс – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

3. Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие с электронным приложением /авт.-сост. Е.Н.Сорокина. – М.: «Планета», 2010.

       Основные задачи данного курса - формирование у обучающихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности, важнейшей частью которых выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности.

       

         Педагогические цели курса:

1. Сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической,  политической, социальной, духовной.

2. Обучающиеся должны получить первичные знания в области таких наук, как социология, психология, этика, право, экономика, что позволяет обеспечить дальнейшее, более глубокое усвоение курса «Обществознание».

3.   Интеллектуальное развитие учащихся, что невозможно без таких умений, как:

- выделение и анализ наиболее значимых компонентов, раскрывающих суть изучаемого материала;

- обобщение этих компонентов и умение на основе данного обобщения делать логические выводы;

- решение проблем;

- рефлексия на интеллектуальную деятельность;

- умение самостоятельно размышлять, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, слышать оппонента, выделять главное в его выступлении, разумеется, применительно к обучающимся 6 класса.

4.  Курс рассчитан на применение обучающих технологий, направленных на развитие необходимого в современных условиях умения самостоятельно приобретать знания.

     Курс способствует интеллектуальному развитию обучающихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей обучающихся.

     Предполагаются  различные методики проведения уроков обществознания, которые рассчитаны на групповую учебную деятельность, которая может быть заменена как парной, так и индивидуальной работой учащихся, разноуровневые задания  для групповой и индивидуальной работы.

     Воспитательные потенциал заложен уже в самом содержании курса «Обществознание», требует дальнейшего развития в организации учебной деятельности. Курс является социально адаптированным, воспитательные цели должны быть адекватны требованиям, предъявляемым современным обществом к человеку.

   

Требования к уровню достижений обучающихся 6  класса

на конец учебного года

Планируемые результаты обучения

  К окончанию учебного года обучающиеся 6 класса должны уметь:

- переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, анализировать, участвовать в дискуссии;

- работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации;

- устанавливать причинно-следственные связи, анализируя и выявляя главное в рабочем материале, решать проблемные вопросы, делать выводы;

- работать с текстом учебника, выделять главное, составлять таблицу;

- решать познавательные и практические задачи; осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста;

- работать в группе, выступать публично.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные: 

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способность  анализировать  реальные  социальные  ситуации,  выбирать  адекватные  способы  деятельности  и  модели  поведения  в  рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

1) на использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

1) в  познавательной сфере:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

2) в ценностно-мотивационной сфере:

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

3) в трудовой сфере:

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

4) в  эстетической сфере:

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

5) в  коммуникативной сфере:

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

 

     Формы промежуточной и итоговой аттестации: устный опрос, контрольные работы, понятийные диктанты, тестирование, обобщающие уроки, проблемные задания, творческие работы.


3. Содержание учебного предмета «Обществознание»

6 класс (34 часа)

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Повторение пройденного в 5 классе. Потребности, мотивы, интересы и ценности человека. Деятельность и поведение, действия и поступки. Гендерные различия. Познание и знания. Национальные и культурные различия в обществе. Терпимость – основа мирного сосуществования народов в ХХI веке. Уважение к старшим. Семейные традиции и ценности — важная часть процесса социализации.  

Что изучают в 6 классе. Общество – большой «дом человечества». Причины и направления развития общества. Социальный прогресс. Типы обществ. Основные сферы общественной жизни. Особенности российского общества. Знакомство с содержанием учебника обществознания 6 класса.

Основные термины и понятия: общество.

Глава 1. ОБЩЕСТВО – БОЛЬШОЙ «ДОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» (13 часов+1)

Тема 1. Что такое общество? (1 час)

Что такое общество и как оно появилось. Многообразие обществ. Страна. Государство. Что связывает людей в общество. Коллективные нормы. Общественные отношения.

Основные термины и понятия: общество, страна, государство, общественные отношения.

Тема 2. Сферы общественной жизни (1 час)

Как устроено общество. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Экономика. Политика. Социальная сфера. Духовная сфера.

Основные термины и понятия: сферы жизни общества.

Тема 3. Экономическая сфера общества (1 час)

Что такое экономика. Материальные потребности. Экономические ресурсы. Виды экономической деятельности. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Рынок. Спрос. Предложение. Деньги.

Основные термины и понятия: экономика, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Тема 4. Труд и образ жизни людей (1 час)

Труд и образ жизни людей. Физический труд. Умственный труд. Работа. Работник и работодатель. Трудовая дисциплина. Квалификация. Профессия. Трудоголизм. Досуг.

Основные термины и понятия: труд, работа, профессия, образ жизни.

Тема 5. Политическая сфера и государственная власть (1 час)

Что такое политика. Внешняя политика. Внутренняя политика. Государственная власть.  Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Политическая жизнь общества. Общественное мнение. Выборы. Голосование.

Основные термины и понятия: политика, государственная власть, политическая жизнь, выборы.

Тема 6. Какие бывают государства? (1 час)

Основные точки зрения на происхождение государства. Государство. Признаки государства. Государственный суверенитет. Государственные символы. Государственное устройство. Виды государств. Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика.

Основные термины и понятия: государство, государственный суверенитет, монархия, республика.

Тема 7. Социальная сфера общества (1 час)

Социальная сфера. Социальная группа. Малые социальные группы. Большие социальные группы. Социальная общность. Российское общество. Этнос. Племена. Народности. Нации. Язык.

Основные термины и понятия: социальная сфера, социальная группа, малая группа, большая группа, социальная общность, этнос.

Тема 8. Социальные различия в обществе (1 час)

Социальные различия. Социальное неравенство. Классы современного общества. Высший класс. Средний класс. Низший класс. Нищета. Как решается проблема социального неравенства. Социальная справедливость.

Основные термины и понятия: социальное неравенство, социальная справедливость.

Тема 9. Духовная сфера общества (1 час)

Духовная сфера общества как часть культуры.  Что такое культура. Материальная культура. Духовная культура. Искусство. Литература. Наука. Образование. Религия. Ценности, нравы.

Основные термины и понятия: духовная сфера общества, культура, ценности, нравы.

Тема 10. Духовные богатства общества и культурное наследие (1 час)

Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Культурное наследие: передача знаний и духовных ценностей молодому поколению. Библиотеки. Музеи.

Основные термины и понятия: духовные богатства общества, культурные ценности, культурное наследие, всемирное наследие.

Тема 11. Основные типы обществ (1 час)

Типы обществ. Развитие человечества от первобытного общества к постиндустриальному. Общества охотников и собирателей. Общества огородничества. Общества земледельцев и скотоводов. Аграрное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Индустрия. Предприниматели. Наёмные работники. Постиндустриальное (информационное) общество.

Основные термины и понятия: типы обществ, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Тема 12. Общественный прогресс (1 час)

Общественные изменения. Общественный прогресс. Общественный регресс. Пути общественного прогресса: реформы, революция. Глобальная революция. Неолитическая революция. Промышленная революция. Технический прогресс и его влияние на общество.

Основные термины и понятия: общественный прогресс, общественный регресс, реформы, революция, технический прогресс.

Промежуточный контроль (1 час)

Глава 2. ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ (16 часов+3)

Тема 13. Мир как единое целое (1 час)

Что такое мир. Мир как единое целое. Всемирные международные организации. Глобальный мир. Глобализация. Ускорение мирового общественного развития.  Численность населения Земли и единство мира. Неравномерность развития человеческого общества.

Основные термины и понятия: мировое сообщество, глобализация.

Тема 14. Современное общество (1 час)

Современное общество. Современное производство. Роботизация. Нанотехнологии. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Информационная революция. Информационная индустрия. Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы.

Основные термины и понятия: нанотехнологии, средства коммуникации, информационная революция.

Тема 15. Глобальные проблемы современности (2 часа)

Глобальные проблемы современности. Загрязнение окружающей среды. Демографические проблемы. Противоречия между богатыми и бедными странами. Угроза войн и распространения ядерного оружия. Международный терроризм.

Основные термины и понятия: глобальные проблемы человечества, терроризм.

Тема 16. Как спасти природу (1 час)

Что такое природа. Общество и природа. Экология. Экологический кризис в современном глобальном мире.  Как спасти природу. Спасение природы в мире и в России. Что может сделать подросток для спасения природы.

Основные термины и понятия: природа, экология, экологический кризис, Красная книга.

Тема 17. Российское общество в начале XXI в. (1 час)

Россия как часть мирового сообщества: история и современность. Российское общество в начале XXI в.: политическое развитие, социальное развитие, экономическое развитие, духовное развитие.

Основные термины и понятия: российское общество.

Тема 18. Ресурсы экономического развития нашей страны (1 час)

Экономические ресурсы: земля, труд, капитал, управление. Ресурсы и возможности развития нашей страны. Ограниченность и потери ресурсов. Задачи развития отечественной экономики.

 Основные термины и понятия: ресурсы.

Тема 19. Конституция – Основной закон государства (2 часа)

Право. Нормативный правовой акт. Конституция – Основной закон государства. Признаки конституции. История конституций в России. Референдум.

Основные термины и понятия: право, нормативный правовой акт, правовые нормы, конституция, референдум.  

Тема 20. Основы конституционного строя Российской Федерации (1 час)

Что такое конституционный строй. Гуманизм как главная особенность Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Как в Конституции РФ определены основы нашего общественного устройства.

Основные термины и понятия: конституционный строй.

Тема 21. Государственное устройство России (2 часа)

Государственное устройство нашей страны. Разделение государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная. Основные органы высшей государственной власти и важнейшие должностные лица государства в Российской Федерации.

Основные термины и понятия: парламент, Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Тема 22. Что значит быть гражданином России (1 час)

Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Патриотизм. Как приобретается российское гражданство. Достойные граждане России.

Основные термины и понятия: гражданин, гражданство.

Тема 23. Духовные ценности российского народа (1 час)

Духовные ценности. Общечеловеческие ценности. Многонациональный состав российского народа. Духовные ценности российского народа. Традиционные религии России.

Основные термины и понятия: духовные ценности.

Тема 24. Культурные достижения народов России (1 час)

Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Реставрация. Национальные парки. Краеведение и краеведы.

Основные термины и понятия: реставрация, краеведение.

Тема 25. Россия в современном мире (1 час)

Место России среди других государств мира. Что помогает усилению авторитета и влияния нашей страны в мире. Лауреаты нобелевской премии из России. Великие державы.

Основные термины и понятия: нобелевская премия, великая держава.

Промежуточный контроль (1 час)

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 час)

           

    Учебно-тематическое планирование по обществознанию в 6 классе

 № урока

Тема

Кол-во

часов

Д\з

§

Дата проведения урока

планируемая

факт

1

Введение. Понятие общества.

1

5-8

Глава 1. Общество – большой «дом» человечества (13ч + 1ч)

2

Что такое общество

1

1

3

Сферы общественной жизни

1

2

4

Экономическая сфера общества

1

3

5

Труд и образ жизни людей

1

4

6

Политическая сфера и государственная власть

1

5

7

Какие бывают государства

1

6

9

Социальная сфера общества

1

7

10

Социальные развития в обществе

1

8

11

Духовная сфера общества

1

9

12

Духовные богатства общества и культурное наследие

1

10

13

Основные типы обществ

1

11

14

Общественный прогресс

1

12

15

Повторение по главе 1 «Общество – большой «дом» человечества»

1

  Глава 2. Общество, в котором мы живём (16ч + 3ч)

16

Мир как единое целое

1

13

17

Современное общество

1

14

18-19

Глобальные проблемы человечества

2

15

20

Как спасти природу

1

16

21

Российское общество в начале XXI века

1

17

22

Ресурсы экономического развития нашей страны

1

18

23-24

Конституция – основной закон нашего государства

2

19

25

Основы конституционного строя Российской Федерации

1

20

26-27

Государственное устройство Российской Федерации

2

21

28

Что значит быть гражданином России

1

22

29

Духовные ценности российского народа

1

23

30

Культурные достижения народов России

1

24

31

Россия в современном мире

1

25

32

Тестирование по главе 2 «Общество, в котором мы живём»

1

33

Итоговый тест (контрольная работа)

1

34

Подведение итогов года

1


Система оценивания

Критерии оценки знаний и умений учащихся

     Проверка усвоения знаний и умений должна проводиться на каждом уроке.  Контрольные вопросы и задания должны охватывать те знания и умения, которые включены в требования программы курса. Они являются основой для изучения последующих тем курса (раздела). Завершающий этап в системе знаний – контрольная работа, целью которой  является контроль знаний и умений учащихся, а также повторение темы

     Система оценок при аттестации: пятибалльная.

Виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная.

Письменная - предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; рефераты.

Устная - предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

Комбинированная - предполагает сочетание письменного и устного видов.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Специфика гуманитарного знания предполагает умение учащихся свободного владеть устной речью, отвечать устно на поставленные преподавателем вопросы, а в случае письменной практической работы уметь в поставленные сроки изложить свои знания на бумаге.

«ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).

 «ХОРОШО» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.

 «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал,  а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.

 «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.  

При оценке знаний нужно учитывать:

  - объем знаний по учебному предмету (вопросу),

  - понимание изученного материала,  самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,

  - степень систематизации и глубины знаний,

  - действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.

При оценке навыков и умений учитываются:

  - содержание навыков и умений,

  - точность, прочность, гибкость навыков и умений,

  - возможность применять навыки и умения на практике,

  - наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

     В связи с подготовкой и адаптацией  учащихся к будущей сдаче ГИА и Единого Государственного Экзамена уже с 6-го класса на уроках обществознания активно применяется письменный опрос и тестовая система оценки знаний (используется рабочая тетрадь, тесты).

     Дидактический тест представляет собой набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. При контроле знаний на этапе формирования умений и навыков, в тест включаются вопросы разных уровней сложности.

Первый уровень - вопросы на распознавание. Их удобно представлять альтернативными тестами, предусматривающими ответы типа «да - нет», «правильно - неправильно», или тестами с выборочными ответами.

Второй уровень - вопросы на воспроизведение или решение задачи. Они представляются тестами со свободным (конструктивным) ответом или с множественным выбором его. Конструктивный ответ представляет собой строку произвольных символов. Эталон может задаваться в виде основы слова или фразы.

По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными.

     Примечание. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1)        Незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории;

  1. Неумение выделить в ответе главное;
  2. Неумение делать выводы и обобщения;
  3. Неумение пользоваться учебником и справочниками;

Негрубыми считаются следующие ошибки:

  1. Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

2) Недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

Недочетами являются:

  1. Нерациональное выполнение заданий;
  2. Небрежное выполнение записей, схем, графиков;
  3. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Методическое обеспечение

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко,

Е.А. Певцовой «Обществознание». 6 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

    Рабочая тетрадь является пособием для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, а также для проведения письменного опроса в различных его формах.

Учебно-методический комплекс:

Список литературы

            Для учителя: 

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса    общеобразовательных учреждений. –  М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2013.
  2. Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие с электронным приложением /авт.-сост. Е.Н.Сорокина. – М.: «Планета», 2011.
  3. Минина С.П. Закон и несовершеннолетние граждане России. – Учебное пособие для старшей школы: Издание 2-е, дополн. и перераб. – СПб: «Иван Федоров», 2002.  

4.   Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-

      воспитательного и методического процессов в школе: использование  интерактив-

      ных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград:

      Учитель, 2008.

5.   Клочкова Л.И. Развитие инновационного потенциала личности. Методическое

      Пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.

6.   Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях:

      Практическое пособие /Авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, А.В. Тищенко,

      О.Г. Тринитатская. – М.: АРКТИ, 2011.

               Для учащихся:

1.   Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса    общеобразовательных учреждений. –  М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2013.

2.   Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 6 класс. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

               Дополнительная литература:

3.   Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948 г.)

  1. Декларация прав ребенка ООН  (20 ноября 1959 г.)
  2. Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 года).
  3. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).
  4. Конституция Российской Федерации: Словарь-справочник учащегося / Авт.коллектив: В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др. – Гарболово: Издательский Дом  А.Громова, М.: Вахмурка, 2004.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации  - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

9.   CD-диск, схемы, таблицы.



                                       Календарно – тематическое планирование  курса «Обществознание» 6 класс

№ п/п

   Тема урока

Тип урока

Понятия и персоналии

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Дом. зад

Дата провед.

предметные

метапредметные

личностные

1

Введение. Понятие общества

Обществознание, человек, личность, общество, общественные отношения

Знать необходимость специального предмета о человеке, обществе и его законах

Уметь излагать своё мнение

Определять понятия

Объяснять ценности общества

Стр.5-8

                                                               

Глава 1. Общество – большой «дом» человечества» (13 + 1)

2

Что такое общество?

Комбин.

Общество, страна, государство, общественные отношения

Знать понятия урока.

Характеризовать сферы общественной жизни

Формировать свою точку зрения

Находить необходимую информацию в учебнике

Допускать существование различных точек зрения

П.1, вопросы и задания, р.т. зад. 3, стр. 4

3

Сферы общественной жизни

Комбин.

Экономическая, политическая, социальная и духовная сферы общественной жизни

Характеризовать сферы общественной жизни

Работать по схеме (стр. 20)

Излагать своё мнение по вопр. 3

Осознавать многообразие мира

П.2, вопросы, практикум, р.т. зад. 5, стр.9

4

Экономическая сфера общества

Комбин.

Экономика, производство, потребление, рынок

Называть основные виды экономической деятельности

Планировать учебную задачу.

Осуществлять поиск нужной информации (зад. 3)

Высказывать свою точку зрения

П.3, вопросы и задания, р.т. зад.4, стр. 12

5

Труд и образ жизни людей

Комбин.

Труд, работа, профессия, образ жизни

Различать понятия «труд» и «работа».

Находить взаимосвязь между трудом и образом жизни

Использовать учебную схему при ответе.

Использовать ИКТ  при подготовке дом. задания

Осознавать свои интересы

П.4, вопросы, практикум, р.т. зад.4, стр. 15-16

6

Политическая сфера и государственная власть

Комбин.

Политика, государственная власть, выборы

Понимать в чем состоит принцип разделения властей

Выдвигать версии, почему СМИ называют «четвертой» властью

Аргументированно высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение

П.5, вопросы и задания, р.т. зад.6, стр. 22

7-8

Какие бывают государства?

Комбин.

Государство, суверенитет, монархия, республика

Знать основные понятия урока.

Характеризовать признаки государства

Устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне.

Использовать примеры из истории древнего мира

Осознавать многообразие мира

П.6, вопросы и задания, р.т. зад. 6, стр. 26

9

Социальная сфера общества

Комбин.

Этнос, социальная группа, социальная сфера

Определять в какие большие и малые группы входят обучающиеся

Использовать учебную и дополнительную литературу для выполнения заданий (1,3,5)

Осваивать правила общения в группе

П.7, вопросы и задания, р.т. зад.7, стр. 30

10

Социальные различия в обществе

Комбин.

Социальное неравенство

Понимать причины существования в обществе социального неравенства

Приводить конкретные примеры для доказательства своей точки зрения

Осознавать в чем проявляется забота государства по сокращению разрыва неравенства  в российском обществе

П.8, вопросы и задания, р.т. зад.6, стр.35

11

Духовная сфера общества

Комбин.

Культура, духовная сфера общества, нравы

Знать, чем материальная культура отличается от духовной

Создавать компьютерную презентацию о нравах древнего и средневекового общества

П.9, вопросы и здания, р.т. зад.4, стр. 38

12

Духовные богатства общества и культурное наследие

Комбин.

Культурные ценности, культурное наследие

Знать, что является культурным наследием  нашей страны

Создавать компьютерную презентацию о музеях мира, работать в группе

Осознавать, в чем проявляется забота государства по сохранению культурного наследия страны

П.10, вопросы и задания, р.т. зад. 3, стр.43

13

Основные типы обществ

Комбин.

Аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества

Знать характерные черты типов обществ

Представлять информацию в форме таблицы (пр.зад 4), находить необходимую информацию в учебнике

Осознавать многообразие мира

П.11, вопросы и задания, р.т. зад.2, стр.49

14

Общественный прогресс

Комбин.

Прогресс, регресс, реформа, революция

Знать значение понятий урока

Аргументированно излагать своё мнение, строить  логически обоснованные рассуждения на простом уровне

Осознавать свою позицию

П.12, вопросы и задания, р.т. зад.3, стр. 56

15

Тестирование по главе 1 «Общество – большой «дом» человечества

Стр. 103-105

Глава 2. Общество, в котором мы живём (16ч + 3ч)

16

Мир как единое целое

Комбин.

Глобализация, мировое сообщество

Понимать смысл ускорения развития общества

Использовать  СМИ и интернет для подготовки  сообщения

Осознавать многообразие мира

П.13, вопросы и задания, р.т. зад.3, стр. 61

17

Современное общество

Комбин.

Нанотехнологии, средства коммуникации

Знать характерные черты современного общества

Проводить простой сравнительный анализ (пр. 3)

Осознавать себя членом современного  общества

П.14, вопросы и задания, р.т. зад.3, стр.66

18-19

Глобальные проблемы современности

Комбин.

Глобальные проблемы современности, терроризм

Характеризовать глобальные проблемы современности

Использовать ИКТ при подготовке презентации  «глобальные проблемы современности»

Осознавать свою позицию (пр.3)

П.15, вопросы и задания, р.т. зад. 4, стр.69

20

Как спасти природу

Комбин.

Экология, экологический кризис, Красная книга

Объяснять значение  терминов урока

Использовать ИКТ при подготовке презентации  

Осознавать, какую роль играет природа в жизни человека и общества

П.16, вопросы и задания, р.т. зад.1, стр.70

21

Российское общество в начале 21 века

Комбин.

Российское общество

Понимать, как изменилось российское общество в начале 21 века

Проводить сравнительный анализ статистических данных, делать выводы

Осознавать себя членом российского общества 21 века

П.17, вопросы и задания, р.т. зад.6, стр. 80

22

Ресурсы экономического развития нашей страны

Комбин.

Ресурсы

Знать/ понимать что значит «ресурсы» и в чем заключается их ограниченность

Излагать своё мнение, понимать позицию других

Осознавать свои интересы

П.18, вопросы и задания, р.т. зад.5, стр. 86

23-24

Конституция – основной закон государства

Комбин.

Право, нормативный правовой акт, Конституция, референдум

Знать основные понятия урока

Составлять план  раздела «Из истории Конституции нашей страны»

Осознавать значение Конституции для каждого гражданина

П.19, вопросы и задания, р.т. зад.3, стр. 88, зад.8, стр. 91

25

Основы конституционного строя РФ

Комбин.

Конституционный строй

Понимать, что такое «основы конституционного строя»

Приводить доказательства, используя учебную схему (зад.3, стр.173)

Осознавать значение Конституции для каждого гражданина

П.20, вопросы и задания, р.т. зад. 7, стр. 98

26-27

Государственное устройство России

Комбин.

Парламент, Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

Давать характеристику законодательной, исполнительной и судебной власти  РФ

Использовать учебную схему при ответе

Осознавать необходимость разделения властей

П.21, вопросы и задания, р.т. зад.6, стр.101

28

Что значит быть гражданином России

Комбин.

Гражданин, гражданство

Знать на каком основании приобретается гражданство РФ

Излагать своё мнение по вопросу патриотизма, понимать позицию других

Осознавать себя гражданином России

П.22, вопросы и задания, р.т. зад.5, стр. 107

29

Духовные ценности российского народа

Комбин.

Духовные ценности

Знать духовные ценности русского народа

Излагать  свое мнение по вопросу 4,5 (стр.197)

Аргументированно оценивать чужое мнение

П.23, вопросы и задания, р.т. зад. 2, стр. 117

30

Культурные достижения народов России

Комбин.

Реставрация, краеведение

Знать культурные достижения народов России

Представлять информацию в форме таблицы (пр.зад.2)

Осознавать многообразие культуры народов России

П.24, вопросы и задания, р.т. зад. 3, стр. 120

31

Россия в современном мире

Комбин.

Нобелевские лауреаты, великие  державы

Определять место своей страны в мировом сообществе

Использовать  СМИ и интернет для выполнения задания (пр.1)

Приводить конкретные примеры, подтверждающие, что Россия – великая держава

П.25, вопросы и задания, р.т. зад. 4, стр. 125

32

Тестирование по главе 2 «Общество, в котором мы живём»

Стр. 217-218

33.

Итоговое тестирование по всему курсу

Стр. 219-222

34.

Подведение итогов года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...