открытый урок "Духовная сфера"
учебно-методический материал по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Шоноев Тимур Иванович

здесь размещены материалы открытого конкурсного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-studiya.doc43 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt680.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль духовной культуры в развитии общества».

Кто двигается вперед

 без опоры на духовность,

тот более идет назад, чем вперед.

 Аристотель

Цели урока:

Осмысление роли духовности в развитии общества

Тип урока:  комбинированный

Форма урока: урок-студия

План урока:

  1. Понятие духовность.
  2. Значение и место духовной сферы в общественной системе.
  3. Роль духовности и нравственности в успешной социализации молодого поколения.

 I этап. Ролик. 4 мин

Здравствуйте, дети. Мы просмотрели фрагмент анимационного фильма об исчезновении целой ветви человечества «хомо-неандерталис», а сопровождали фрагмент слова Евангелия от Марка.

Как вы думаете, что послужило причиной гибели неандертальцев?  Встречались ли мы с примерами в истории человечества?  Назовите причины гибели этих империй?

Вы правильно отметили причины. Одной из главных причин  является потеря  духовности  развитых обществ.

2 Этап.

Сегодня на уроке мы будем рассматривать вопросы  о роли духовности  в развитии общества. Эпиграфом  нашего урока станут слова  Аристотеля.

 Для начала уточним, что понимаем под духовностью и бездуховностью? (Дети рассуждают)

Обратимся к словарю

Духовность – специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.

Бездуховность – проявление кризиса общества, его культуры и нравственности.

Проблема духовности и бездуховности  остро стоит в современном обществе, попытаемся найти пути решения этой проблемы во время работы над предложенным материалом в группах.

3 этап. (8 мин)

Представление  групп по сферам общества (экономисты, политики, социологи, философы).

Задание группам. Посмотрите внимательно ролики, с выступлениями известных политиков и  ученых, соотнесите их с комментариями ученых-обществоведов. Ответьте на вопросы. Дается 5 минут. После окончания работы в группах последует совместное обсуждение  мнений, версий, выводов.

Выступления групп (15мин)

Слово первой группе – экономистам.  А вы согласны с выводом, мнением, точкой зрения.

Какие ресурсы должны преобладать в естественном и безопасном развитии  общества: материальные или духовные?

Социологам.

Согласны ли вы с мнением  социолога  В. Семенова?  Решаются ли вопросы духовности и нравственности в российском обществе?

Политикам.

Согласны ли вы с мнением Н.Уолша, что духовные ценности должны влиять на процесс принятия и исполнения  государственных  законов.

Философам

Используя текст, знания о противоречивости научно-технического прогресса, личный опыт, попытайтесь разрешить извечный антагонизм науки и духовности.

4 этап. Рефлексия. (3 мин)

 

   Прав был Аристотель, утверждая:  Кто двигается вперед без опоры на духовность, тот более идет назад, чем вперед. А как будет двигаться наше общество вперед, как будет развиваться зависит от нас с вами. Кроме всех положительных сторон, которые несет в себе духовность, сегодня она стала  одним из социальных каналов «лифтов», при помощи которых происходит перемещение по социальной лестнице «социальная мобильность». Т.е. ваш жизненный успех во многом зависит от вашей социальной привлекательности, которую обеспечит   вам  духовность.

Самоанализ

Тема: «Роль духовной культуры в развитии общества».

Цель:  Осмысление роли духовности в развитии общества

По типу урок комбинированный, форма урока – урок студия, которая  предполагает, дискуссию, размышление, рассуждение.

Формированию целостной картины мира и предметных компетентностей способствовала    актуализация межпредметных  связей,  личностный опыт учащихся,

были созданы  условия для социализации личности, которые осуществлялись через профессиональные пробы.

Познавательный аспект цели позволил сформировать развивающие задачи:

  - развитие коммуникативных умений,

Нравственно-этические задачи:

- воспитание  толерантности;

- воспитание уважения к другим точкам зрения и отражаемыми ими ценностям.

Мною были использованы:  технология критического мышления; дебаты.

1 этап. Формированию установки на изучение проблемы способствовал фрагмент научно-популярного анимационного фильма,        Этот   структурный элемент способствовал  созданию эмоционального настроя, отношения к предмету.

Поэтому дидактические задачи этапа следующие:

     психологическая подготовка;

     мотивация деятельности;

     актуализация опорных знаний.

2 этап урока  обеспечивал образ явления,

Индуктором стали слова духовность и бездуховность.

 

3 этап урока был направлен на развертывание  теоретического положения, раскрывающего вопросы, предложенные группам. В ходе обсуждения, поиска ответов на вопросы проблемы      группами был обобщен      представленный материал, вывод из которого становится в итоге предметом анализа для всех.  

       Дидактические задачи этого этапа

-формирование умения осуществлять коллективную мыслительную деятельность;

  -показ учащимся умения общаться с аудиторией;

   Работа в группах способствовала формированию умения осуществлять коллективную мыслительную деятельность: совместно разобраться, ответить на вопросы.

4 этап. Публичная защита своей точки зрения и дискуссия по выводам

Дидактические задачи:

    -Убедительно и грамотно выражать свою точку зрения, умение вести дискуссию

    -умение аргументировать свой ответ

Последний этап – рефлексия (отражения чувств, ощущений возникающих у участников дискуссии).

Основные задачи этапа:

    -подведение итогов урока;

    -разрешение деятельности учащихся

Подведение итогов урока началось с вопросов, позволивших вернуться    к эпигрфу  

Использовал методы:

      -по источнику знаний (словесные, наглядные, практические);

      -по степени взаимодействия учителя и ученика (изложение материала, беседа, самостоятельная работа, групповая работа);

      -по характеру познавательной деятельности (проблемно-поисковый).

       Познавательная деятельность была организована в следующих формах: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.

       Все предложенные задания носили развивающий характер, поэтому можно сказать, что задания были усвоены учащимися на уровне восприятия, понимания, применения на практике.

       Во время всего урока использовался многосенсорный подход к обучению, что способствовало развитию всех каналов получения информации, свойственным  визуалам,  аудиалам, дискретам.

    Наиболее активных учащихся я выделял в ходе работы на уроке.

Мотивация деятельности учащихся создавалась и поддерживалась  за счет  актуальности темы,  интенсивность урока поддерживалась  работой в группах, состязательности. Контроль осуществлялся  путем руководства деятельностью учащихся  в ходе обсуждения , дискуссии.

Студийная форма занятий требует атмосферы эмоционального соучастия. В ходе занятия все (и ученики, и учитель) становятся участниками общего дела; мнения, суждения каждого важны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит

Слайд 3

Роль духовности в развитии общества Кто двигается вперед без опоры на духовность, тот более идет назад, чем вперед. Аристотель

Слайд 4

Большой Энциклопедический словарь Духовность – специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности Бездуховность – проявление кризиса общества его культуры и нравственности

Слайд 9

Когда ясно, в чем заключается истинная духовность, то и все остальное будет ясно. Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 Б классе по сфере «Путешествие»

Сфера урока:    Путешествия. Транспорт Цели урока:  Учебные: активизировать пройденный материал по теме, познакомить с новой лексикой и закрепить ее на первом этапе, зак...

Урок математики в 5 классе по теме: "Доли и Дроби", в рамках ФГОС ООО по УМК "СФЕРЫ" Е.А. Бунимовича (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Урок математики в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", в рамках ФГОС ООО по УМК "СФЕРЫ" Е.А. Бунимовича (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Открытый урок пе теме "Связь. Сфера обслуживания" 9 класс

Урок имеет хорошо выраженную структуру. Живой, взгляд на современный мир....

Открытое внеклассное мероприятие-проект в модульной технологии. «Туризм как перспективная сфера деятельности в экономическом развитии города».

Методическая цель:1) контроль уровня развития речевых умений в нестандартных ситуациях, скрытый контроль умений и навыков;2) активизация учебно-познавательной деятельности учащихся путём введения в уч...

Открытый урок "Вписанная и описанная сфера"

Тема урока: Сфера, вписанная в пирамиду. Сфера, описанная около пирамиды.Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Цели урока:Ввести понятие сферы, вписанной в многогранник; сферы, описанной око...