Открытый урок "Вписанная и описанная сфера"
план-конспект урока по геометрии (11 класс) по теме

Аксенова Марина Александровна

Тема урока: Сфера, вписанная в пирамиду. Сфера, описанная около пирамиды.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:

  • Ввести понятие сферы, вписанной в многогранник; сферы, описанной около многогранника.

  • Сравнить описанную окружность и описанную сферу, вписанную окружность и вписанную сферу.

  • Проанализировать условия существования вписанной сферы и описанной сферы.

  • Сформировать навыки решения задач по теме.

  • Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы.

  • Развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описанная окружность.

Определение: Если все вершины многоугольника лежат на окружности, то окружность называется описанной около многоугольника, а многоугольник – вписанным в окружность.

Теорема. Около любого треугольника можно описать окружность и притом только одну.

В отличие от треугольника около четырехугольника не всегда можно описать окружность. Например: ромб.

Теорема. В любом вписанном четырехугольнике сумма противоположных углов равна 1800.

Если сумма противоположных углов четырехугольника равна 1800, то около него можно описать окружность.

Для того чтобы четырехугольник АВСD был вписанным, необходимо и достаточно, выполнения любого из следующих условий:

  • ABCD выпуклый четырехугольник и ∟ABD=∟ACD;
  • Сумма двух противоположных углов четырехугольника равна 1800.

Центр окружности равноудален от каждой из его вершин и поэтому совпадает с точкой пересечения серединных перпендикуляров к сторонам многоугольника, а радиус равен расстоянию от центра до вершин.

Для треугольника:        Для правильного многоугольника:

                                                                                        

Вписанная окружность.

Определение: Если все стороны многоугольника касаются окружности, то окружность называется вписанной в многоугольник, а многоугольник – описанным около этой окружности.

 

Теорема. В любой треугольник можно вписать окружность и притом только одну.

Не во всякий четырехугольник можно вписать окружность. Например: прямоугольник, не являющийся квадратом.

Теорема. В любом описанном четырехугольнике суммы длин противоположных сторон равны.

Если суммы длин противоположных сторон выпуклого четырехугольника равны, то в него можно вписать окружность.

Для того чтобы выпуклый четырехугольник ABCD являлся описанным, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие AB+DC=BC+AD (суммы  длин противоположных сторон равны).

Центр окружности равноудален от сторон многоугольника, значит, совпадает с точкой пересечения биссектрис углов многоугольника (свойство биссектрисы угла). Радиус равен расстоянию от центра окружности до сторон многоугольника.

Для треугольника:   Для правильного    

 многоугольника:    



Предварительный просмотр:

Вписанная сфера.

Определение: Сфера называется вписанной в многогранник, если она касается всех граней многогранника. Многогранник в таком случае называется описанным около сферы.

Центр вписанной сферы – точка пересечения биссекторных плоскостей всех двугранных углов.

Сфера называется вписанной в двугранный угол, если она касается его граней. Центр вписанной в двугранный угол сферы лежит на биссекторной плоскости этого двугранного угла. Сфера называется вписанной в многогранный угол, если она касается всех граней многогранного угла.

Не во всякий многогранник можно вписать сферу. Например: в прямоугольный параллелепипед, не являющийся кубом, сферу вписать нельзя.

Теорема. В любую треугольную пирамиду можно вписать сферу и притом только одну.

Доказательство. Рассмотрим треугольную пирамиду CABD. Проведем биссекторные плоскости ее двугранных углов с ребрами AС и BC. Они пересекаются по прямой, которая пересечет биссекторную плоскость двугранного угла с ребром АВ. Таким образом, биссекторные плоскости двугранных углав с ребрами АВ,АС и ВС имеют единственную общую точку. Обозначим ее Q. Точка Q равноудалена от всех граней пирамиды. Следовательно, сфера соответствующего радиуса с центром в точке Q является вписанной в пирамиду САBD.

Докажем ее единственность. Центр любой сферы вписанной в пирамиду CABD равноудален от ее граней, значит, он принадлежит биссекторным плоскостям двугранных углов. Следовательно, центр сферы совпадает с точкой Q. Что требовалось доказать.

Теорема. В пирамиду, у которой в основание можно вписать окружность, центр которой служит основанием высоты пирамиды, можно вписать сферу.

Следствие. В любую правильную пирамиду можно вписать сферу.

Докажите, что центр сферы вписанной в правильную пирамиду, лежит на высоте этой пирамиды (докажите самостоятельно).

Центр сферы, вписанной в правильную пирамиду, есть точка пересечения высоты пирамиды с биссектрисой угла, образованного апофемой и ее проекцией на основание.

Проанализируйте решение задачи.

Задача. В правильной четырехугольной пирамиде сторона основания равна а, высота равна h. Найдите радиус сферы, вписанной в пирамиду.

Решите задачу.

Задача. В правильной треугольной пирамиде сторона основания равна 4, боковые грани наклонены  к основанию под углом 600. Найдите радиус, вписанной в эту пирамиду сферы.



Предварительный просмотр:

Описанная сфера.

Определение. Сфера называется описанной около многогранника, если________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________. Многогранник при этом называется _______________________________________.

Каким свойством обладает центр описанной сферы?

Что представляет собой множество точек пространства, равноудаленных от двух точек?

Определение. Геометрическим местом точек пространства, равноудаленных от концов некоторого отрезка, является ___________________________________________________________________________________________________________  ___________________________________________________________________________________________________________.

Какая точка является центром сферы, описанной около многогранника?

Около какого многогранника можно описать сферу?

Приведите пример многогранника, около которого нельзя описать сферу: ________________________ __________________________________________________________________________________________________________ .

Около какой пирамиды можно описать сферу?

Теорема. ____________________________________________________________________________________________   ____________________________________________________________________________________________________.

Доказательство. Рассмотрим треугольную пирамиду ABCD. Построим плоскости, перпендикулярные соответственно ребрам АВ, АС и AD и проходящие через их середины. Обозначим через О точку пересечения этих плоскостей. Такая точка существует, и она единственна. Докажем это. Возьмем первые две плоскости. Они пересекаются, поскольку перпендикулярны непараллельным прямым. Обозначим прямую, по которой пересекаются первые две плоскости, через l. Эта прямая l перпендикулярна плоскости АВС. Плоскость, перпендикулярная AD, не параллельна l и не содержит ее, поскольку в противном случае прямая AD перпендикулярна l, т.е. лежит в плоскости АВС. Точка О равноудалена от точек А и В, А и С, А и D, значит, она равноудалена ото всех вершин пирамиды ABCD, т. е. сфера с центром в О соответствующего радиуса является описанной сферой для пирамиды.

Докажем ее единственность. Центр любой сферы, проходящей через вершины пирамиды, равноудален от этих вершин, значит, он принадлежит плоскостям, которые перпендикулярны ребрам пирамиды и проходят через середины этих ребер. Следовательно, центр такой сферы совпадает с точкой О.  Теорема доказана.

Около какой еще пирамиды можно описать сферу?

Теорема. _____________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________.

Центр сферы, описанной около пирамиды, совпадает с точкой пересечения прямой, перпендикулярной основанию пирамиды, проходящей через центр описанной около основания окружности и плоскости, перпендикулярной любому боковому ребру, проведенной через середину этого ребра.

Для того чтобы около многогранника можно было описать сферу необходимо, __________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________.

При этом центр описанной сферы может лежать ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ и проектируется в центр описанной около любой грани окружности; перпендикуляр, опущенный из центра описанной около многогранника сферы на ребро многогранника, делит это ребро пополам.

Следствие. ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________.

Центр сферы, описанной около правильной пирамиды, лежит ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________.

Проанализируйте решение задачи.

Задача. В правильной четырехугольной пирамиде сторона основания равна а, высота равна h. Найдите радиус сферы, описанной около пирамиды.

Решите задачу.

Задача. В правильной треугольной пирамиде сторона основания равна 3, а боковые ребра наклонены к основанию под углом 600. Найдите радиус описанной около пирамиды сферы.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Вписанные и описанные многогранники»

Тема урока: Сфера, вписанная в пирамиду. Сфера, описанная около пирамиды.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:

  • Ввести понятие сферы, вписанной в многогранник; сферы, описанной около многогранника.
  • Сравнить описанную окружность и описанную сферу, вписанную окружность и вписанную сферу.
  • Проанализировать условия существования вписанной сферы и описанной сферы.
  • Сформировать навыки решения задач по теме.
  • Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы.
  • Развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности;

Оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Презентация «Вписанная и описанная сфера»
  • Условия задач в рисунках на доске.
  • Раздаточный материал (опорные конспекты).
  1. Планиметрия. Вписанная и описанная окружность.
  2. Стереометрия. Вписанная сфера
  3. Стереометрия. Описанная сфера

Структура урока:

  • Постановка целей урока (2 минуты).
  • Подготовка к изучению нового материала повторением (фронтальный опрос) (6 минут).
  • Объяснение нового материала (15 минут)
  • Осмысление темы при самостоятельном составлении конспекта по теме «Стереометрия. Описанная сфера»  и  применение темы при решении задач (15 минут).
  • Подведение итогов урока проверкой знания и понимания изученной темы (фронтальный опрос). Оценка ответов учащихся (5 минут).
  • Постановка домашнего задания (2 минуты).
  •  Резервные задания.

Ход урока

1. Постановка целей урока.

  • Ввести понятие сферы, вписанной в многогранник; сферы, описанной около многогранника.
  • Сравнить описанную окружность и описанную сферу, вписанную окружность и вписанную сферу.
  • Проанализировать условия существования вписанной сферы и описанной сферы.
  • Сформировать навыки решения задач по теме.

2. Подготовка к изучению нового материала повторением (фронтальный опрос).

Окружность, вписанная в многоугольник.

  • Какая окружность называется вписанной в многоугольник?
  • Как называется многоугольник, в который вписана окружность?
  • Какая точка является центром окружности, вписанной в многоугольник?
  • Каким свойством обладает центр окружности, вписанной в многоугольник?
  • Где располагается центр окружности, вписанной в многоугольник?
  • Какой многоугольник можно описать около окружности, при каких условиях?

Окружность, описанная около многоугольника.

  • Какая окружность называется описанной около многоугольника?
  • Как называется многоугольник, около которого описана окружность?
  • Какая точка является центром окружности, описанной около многоугольника?
  • Каким свойством обладает центр окружности, описанной около многоугольника?
  • Где может располагаться центр окружности, описанной около многоугольника?
  • Какой многоугольник можно вписать в окружность и при каких условиях?

3. Объяснение нового материала.

А. По аналогии учащиеся формулируют новые определения и отвечают на поставленные вопросы.

Сфера, вписанная в многогранник.

  • Сформулируйте определение сферы, вписанной в многогранник.
  • Как называется многогранник, в который можно вписать сферу?
  • Каким свойством обладает центр вписанной в многогранник сферы?
  • Что представляет множество точек пространства, равноудаленных от граней двугранного угла? (трехгранного угла?)
  • Какая точка является центром сферы, вписанной в многогранник?
  • В какой многогранник можно вписать сферу, при каких условиях?

В. Учащиеся доказывают теорему.

В любую треугольную пирамиду можно вписать сферу.

В процессе работы на уроке учащиеся пользуются опорными конспектами.

С. Учащиеся анализируют  решение задачи.

В правильной четырехугольной пирамиде сторона основания равна а, высота равна h. Найдите радиус сферы, вписанной в пирамиду.

D. Учащиеся решают задачу.

Задача. В правильной треугольной пирамиде сторона основания равна 4, боковые грани наклонены  к основанию под углом 600. Найдите радиус, вписанной в эту пирамиду сферы.

4. Осмысление темы при самостоятельном составлении конспекта по «Сфера, описанная около многогранника» и  применение при решении задач.

А. Учащиеся самостоятельно заполняют конспект по теме «Сфера, описанная около многогранника». Отвечают на следующие вопросы:

  • Сформулируйте определение сферы, описанной около многогранника.
  • Как называется многогранник, около которого можно описать сферу?
  • Каким свойством обладает центр описанной около многогранника сферы?
  • Что представляет собой множество точек пространства, равноудаленных от двух точек?
  • Какая точка является центром сферы, описанной около многогранника?
  • Где может быть расположен центр сферы, описанной около пирамиды? (многогранника?)
  • Около какого многогранника можно описать сферу?

В. Учащиеся самостоятельно решают задачу.

Задача. В правильной треугольной пирамиде сторона основания равна 3, а боковые ребра наклонены к основанию под углом 600. Найдите радиус описанной около пирамиды сферы.

С. Проверка составленного конспекта и анализ решения задачи.

5. Подведение итогов урока проверкой знания и понимания изученной темы (фронтальный опрос). Оценка ответов учащихся.

А. Учащиеся самостоятельно подводят итоги урока. 

В.  Отвечают на дополнительные вопросы.

  • Можно ли описать сферу около четырехугольной пирамиды, в основании которой лежит ромб, не являющийся квадратом?
  • Можно ли описать сферу около прямоугольного параллелепипеда? Если да, то где находится его центр?
  • Где в жизни применяется изученная на уроке теория (архитектура, сотовая телефонная связь, геостационарные спутники, система обнаружения GPS).

6. Постановка домашнего задания.

А. Составить конспект  по теме «Сфера, описанная около призмы. Сфера, вписанная в призму». ( Рассмотреть по учебнику задачи: №632,637,638)

В. Решить из учебника задачу № 640.

С. Из методички Б.Г. Зив «Дидактические материалы по геометрии 10 класс» решить задачи: Вариант №3 С12(1), Вариант №4 С12(1).

D. Дополнительное задание: Вариант №5 С12 (1).

7. Резервные задания.

Из методички Б.Г. Зив «Дидактические материалы по геометрии 10 класс»решить задачи: Вариант №3 С12(1), Вариант №4 С12(1).

Учебно – методический комплект

  1. Геометрия,  10-11:   Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., М.: Просвещение, 2010г.
  2. Б.Г. Зив «Дидактические материалы по геометрии 10 класс», М.: Просвещение.

Учитель математики

ГБОУ лицей-интернат «ЦОД»

г Нижний Новгород

Аксенова М.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сфера, вписанная в пирамиду. Сфера, описанная около пирамиды. ГБОУ лицей-интернат «ЦОД» г. Нижний Новгород Учитель математики Аксенова М.А. 2014 год

Слайд 2

Цели урока: Ввести понятия: вписанной сферы в многогранник и описанной сферы около многогранника. Проанализировать условия их существования. Сформировать навыки решения задач по теме.

Слайд 3

Повторение Окружность, описанная около многоугольника Какая окружность называется описанной около многоугольника? Что является центром окружности, описанной около многоугольника? Каким свойством обладает центр окружности, описанной около многоугольника? Где располагается центр окружности, описанной около многоугольника? Какой многоугольник можно вписать в окружность и при каких условиях?

Слайд 4

Повторение Окружность, вписанная в многоугольник Какая окружность называется вписанной в многоугольник? Что является центром окружности, вписанной в многоугольник? Каким свойством обладает центр окружности, вписанной в многоугольник? Где располагается центр окружности, вписанной в многоугольник? Какой многоугольник можно описать около окружности, при каких условиях?

Слайд 5

Сфера, вписанная в многогранник Сформулируйте определение сферы, вписанной в многогранник. Как называется многогранник? Каким свойством обладает центр вписанной сферы? Где расположено множество точек пространства, равноудаленных от граней двугранного угла? (трехгранного угла)? В какой многогранник можно вписать сферу?

Слайд 6

Сфера, вписанная в пирамиду

Слайд 7

Сфера, описанная около многогранника Сформулируйте определение сферы, описанной около многогранника. Как называется многогранник? Каким свойством обладает центр описанной сферы? Где расположено множество точек пространства, равноудаленных от двух точек? Где расположен центр сферы, описанной около пирамиды? (многогранника?) Около какого многогранника можно описать сферу?

Слайд 8

Сфера, описанная около пирамиды

Слайд 9

Подведение итогов урока. Можно ли описать сферу около четырехугольной пирамиды, в основании которой лежит ромб, не являющийся квадратом? Можно ли описать сферу около прямоугольного параллелепипеда? Если да, то где находится его центр?

Слайд 10

Домашнее задание. Составить конспект по теме «Сфера, описанная около призмы. Сфера, вписанная в призму». ( Рассмотреть по учебнику задачи: №632,637,638) Решить из учебника задачу № 640. Из методички решить задачи: Вариант №3 С12(1), Вариант №4 С12(1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение - описание «Зимний день в лесу»

Урок    развития  речи   - подготовка  к  сочинению-описанию  "Зимний  день  в  лесу"...

«Описание внешности человека» (открытый урок в 5 «А» классе по английскому языку)

1.Организационный момент.Good morning(3) to youGood morning dear teacherI am glad to see you/ Let\'s sing song “Hello” ex.8 p.122.Фонетическая зарядка.Let\'s play.The game is “Magic steps”.Yo...

Сферы, описанные около многогранников.

Сферы, описанные около многогранников.u...

Вписанная и описанная сферы

Презентация к уроку геометрии по теме "Вписанная и описанная сферы"...

Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"

Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...

Тест "Многогранники описанные около сферы"

Тест "Многогранники описанные около сферы"...