Рабочие программы по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочие программы по обществознанию, 6 - 9 классы, составленные в соответствии с федеральным компонентом образовательного стандарта (приказ №1089)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_po_obshchestvoznaniyu.zip | 176.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УО АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕЛТИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании методического объединения протокол № _____ от «_____» __________20____г __________________________ | Согласовано Зам.директора по УВР _____________Т.В.Шутова от «_____» __________20____г | Утверждаю Директор МКОУ «Узинская ООШ» ____________А.В.Блинов Приказ № __________ от «_____» __________20____г |
Рабочая программа по обществознанию
6 класс
2014 – 2015 учебный год
Автор: Чумакова Светлана Леонидовна,
Учитель истории и обществознания 1 категории
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089, на основании авторской программы для общеобразовательных учреждений по обществознанию для 6 – 11 классов Л.Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева, 2011 г.
Преподавание ведется по учебнику для общеобразовательных учреждений Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой Обществознание. 6 класс: М.: Просвещение, 2011 , входящему в Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год, утвержденный Приказом МОиН от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Цель обучения:
Создание условий для достижения обучающимися результатов, предусмотренных ГОС.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Обществознание» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет в первом концентре. В 6 классе основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков. Пропедевтический характер курса способствует успешной социализации младших школьников в ходе изучения предмета, освоить основные обществоведческие понятия: «общество», «человек», «гражданин», «гуманизм» и др. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение обществознания отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания предмета:
- Познавательные, проявляющиеся в признании научного знания, в осознании ценности методов исследования общества;
- коммуникативные, основу которых составляют: грамотная речь, правильное использование терминологии, способность открыто выражать и отстаивать свою точку зрения, потребность вести диалог;
- ценность потребности в здоровом образе жизни;
- морально-этические ценности.
Программа включает изучение регионального компонента.
Преподавание ведется на алгоритмическом уровне с элементами творчества.
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная;
- игровые технологии;
- ИКТ;
- технология развития критического мышления;
- технологии уровней дифференциации;
- здоровьесберегающие технологии;
Среди методов обучения преобладают:
- репродуктивно-продуктивные;
- объснительно-иллюстративные;
- методы коллективного обучения.
Занятия представляют собой преимущественно комбинированный тип урока.
- текущий (тестирование и устный опрос);
- промежуточный (тестирование по теме, понятийный диктант)
- итоговый (контрольная работа)
При проведении промежуточного и итогового контроля оцениваются все учащиеся, при проведении текущего контроля оцениваются те учащиеся, которые письменно или устно отвечают на вопросы.
Оценивание достижений обучающихся производится при помощи отметок (по 5-балльной шкале).
Содержание учебного предмета
Тема 1. Человек в социальном измерении
Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. ПОЗНАНИЕ МИРА. Личность. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА. Особенности подросткового возраста. САМОПОЗНАНИЕ.
Тема 2. Человек среди людей
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межнациональные и МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ отношения.
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Тема3. Нравственные основы жизни
Сфера духовной культуры и ее особенности. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ. Социальные ценности и нормы. Мораль. ДОБРО И ЗЛО. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.
Социальная сфера. Отношения между поколениями. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера политики и социального управления. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.
Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие прав, свобод и обязанностей. Конституция Российской Федерации. Федеративное устройство России.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права и обязанности родителей и детей.
Опыт познавательной и практической деятельности
- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Учебно- тематический план
№ темы | Разделы, темы | всего часов | Теоретические занятия (ч) | Практические (лабораторные) занятия (ч) | Контрольные занятия (ч) |
| Введение в курс обществознания | 1 | 1 | ||
1 | Человек в социальном измерении | 9 | 8 | 1 | |
2 | Человек среди людей | 9 | 8 | 1 | |
3 | Нравственные основы жизни | 13 | 12 | 1 | |
Итоговое обобщение | 2 | 1 | 1 | ||
Итого часов | 34 | 30 | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли подростка;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи человека и общества;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
- приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно-методическое обеспечение
Литература
для учителя
- Антонов В.В. Школьникам о всеобщей декларации прав человека: Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2001 – 64 с.
- Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011 – 224 с
- Буйволова И.Ю. Обществознание. 6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой/ Волгоград: Учитель, 2013 – 95 с.
- Конституция Российской Федерации. – М.:Эксмо, 2012 – 32 с.
- Конституция Удмуртской Республики. – Ижевск «Удмуртия», 1995 г – 88 с
- Поздеев А. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс/ М: ВАКО, 2011 - 112 с.
- Степанько С.Н. Обществознание. 6 класс: поурочные планы к учебнику под ред. Боголюбова Л.Н., - Волгоград: Учитель, 2010 – 218 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
для учащихся
- Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2013 – 224 с
- Иванова Л.Ф. , Хотеенкова Я.В. Рабочая тетрадь по обществознанию 6 класс/ М.: Просвещение, 2011 – 96 с.
Материально-технические средства обучения
- Магнитная доска
- Компьютер
- Проектор
- Телевизор
- Экспозиционный экран
Календарно- тематическое планирование
дата | Раздел | № ур в теч. года, № ур в разд | Темы уроков | Кол-во | Содержание урока | Виды учебной деятельности | Опыт познавательной и практической деятельности | |
план. | фактич. | |||||||
1 | Введение в курс обществознания | 1 | Обществознание как предмет | - слушают учителя - знакомятся с учебником - читают текст учебника - предполагают роль предмета в жизни - находят примеры | - дискуссия «Что изучает предмет обществознание?» | |||
1. Человек в социальном измерении | 2(1) | Человек родился | 1 | Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Наследственность. | - слушают учителя - составляют тезисы - читают текст - высказывают отношение к тексту - решают познавательные и практ. задачи | - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; | ||
3(2) | Человек - личность | 1 | Личность. Социализация индивида. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Сознание. Сильная личность. Индивид. Индивидуальность. | - читают параграф - слушают учителя - дают толкование слов - составляют вопросы - решают познавательные и практ. задачи | - диспут «Сильная личность – какая она?» - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации | |||
4(3) | Особый возраст: отрочество | 1 | Особенности подросткового периода, подросток. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. | - читают параграф - слушают учителя - составляют таблицу | выполнение творческой работы – устное описание своего портрета | |||
5(4) | Самостоятельность
| 1 | Самостоятельность. Общение. | - работают в группах: читают текст, высказывают свое отношение к тексту, приводят примеры, решают познавательные и практ. задачи, вырабатывают правила общения, | - диспут «Кого сегодня можно назвать рыцарем?» - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации | |||
6(5) | Познай самого себя
| 1 | Познание мира. Самопознание. Самооценка. | - читают параграф - выписывают ключевые слова - формулируют собственные оценочные суждения - решают познавательные и практ. задачи | - оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации | |||
7(6) | На что ты способен | 1 | Способности, талант, поступки | - читают параграф - слушают учителя - дают толкование слов - формулируют собственные оценочные суждения | - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации - тренинг «Мои способности» | |||
8(7) | Человек и его деятельность
| 1 | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | - читают текст - слушают учителя - составляют схему - высказывать мнение, собственное оценочное суждение о значении труда - составляют кластер - решают познавательные и практ. задачи | - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации - выполнение творческой работы – кластер «Деятельность человека» | |||
9(8) | Потребности человека | 1 | Жизненные ценности и ориентиры. Потребности: духовные, социальные и материальные; суждение, умозаключение, эмоции, чувства | - смотрят презентации - составляют тезисы и схему - приводят примеры - решают познавательные и практ. задачи | - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации | |||
10(9) | Повторение «Человек» | 1 | Контроль знаний, умений | - пишут промежуточную контрольную работу | ||||
2. Человек среди людей | 11 (1) | Семья – ячейка общества | 1 | Человек и его ближайшее окружение. Неполная семья. Отношения между поколениями. Права и обязанности родителей и детей. | - читают текст - слушают учителя - составляют тезисы - отвечают на вопросы - приводят примеры - решают познавательные и практ. задачи | диспут «Для чего человеку семья?» - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации | ||
12(2) | Семейное хозяйство | 1 | Экономика. Ресурсы и потребности семьи | - смотрят презентации - составляют тезисы и схему - приводят примеры - решают познавательные и практ. задачи | - Дискуссия о домашних обязанностях - ситуативная игра «Один дома» - решение познавательных и практических задач, | |||
13(3) | Семейное хозяйство | 1 | Ограниченность ресурсов. | - слушают учителя - выписывают ключевые слова - работают с текстом учебника - решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; - приводят примеры | - решение познавательных и практических задач, - оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения экономической рациональности; | |||
14(4) | Делу время, потехе час | 1 | Социальная значимость здорового образа жизни. | - читают текст - выписывают ключевые слова - выступают с сообщениями по тексту - формулируют собственные оценочные суждения - приводят примеры | - оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности - выполнение творческой работы - проект «Как все успеть?» | |||
15(5) | Профессия – ученик | 1 | Образование и его значимость в условиях информационного общества | - слушают учителя - составляют схему - формулируют собственные оценочные суждения о роли образования - составляют синквейн | - формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации | |||
16(6) | Чему учит школа | 1 | Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | - слушают учителя - рассуждают о роли учебы для человека и общества - пишут эссе «Мир освещается солнцем, а человек – знанием» | - выполнение творческой работы - эссе «Мир освещается солнцем, а человек – знанием» | |||
17(7) | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Межличностные отношения. | - читают текст - выписывают ключевые слова - слушают учителя - приводят примеры - составляют вопросы - отвечают на вопросы | - выполнение творческой работы – разработка правил общения в классе | |||
18(8) | Учимся дружно жить в классе
| 1 | Общение | - работают в группах: читают текст, высказывают свое отношение к тексту, приводят примеры, решают познавательные и практ. задачи, вырабатывают правила общения в классе, обсуждают в классе | - ролевая игра «Необитаемый остров» | |||
| 19(9) | Повторение «Человек среди людей» |
| - пишут промежуточную контрольную работу | ||||
Тема 3. Нравствен- ные основы жизни | 20(1) | Труд – основа жизни | 1 | Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | - слушают учителя - читают текст - формулируют собственные оценочные суждения о роли труда для человека; - решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; - составляют кластер в парах | - оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения экономической рациональности - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; | ||
21(2) | Как оценивается труд | 1 | благотворительность | - слушают учителя - читают текст - формулируют собственные оценочные суждения о роли труда для человека; - решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации | - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; | |||
22(3) | Труд и творчество | 1 | Творчество, мастер, | - смотрят презентации - выписывают ключевые слова - приводят примеры - решают познавательные и практ. задачи - составляют проект «Я и творчество» | - выполнение творческой работы – коллаж «Я и творчество» | |||
23(4) | На пути к жизненному успеху
| 1 | Жизненные ценности и ориентиры. Залог успеха, смысл жизни | - находят ответы на вопросы в тексте учебника - выписывают тезисы и ключевые слова - приводят примеры; - рассуждают о счастье человека - оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности | - оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности - выполнение творческой работы - буклет «Счастье – это…» | |||
24(5) | Что значит быть патриотом | 1 | Патриотизм и гражданственность. Гуманизм. Патриот. Федеративное устройство России, субъекты РФ Понятие прав, свобод и обязанностей | - слушают учителя - читают текст - оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности - пишут письмо о Родине | - выполнение творческой работы - письмо о Родине - оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности | |||
25(6) | Символика России
| 1 | Герб, флаг, гимн | - работают в парах: читают текст, выступают с сообщениями - составляют кластер «Символы УР» | - выполнение творческой работы - кластера | |||
26(7) | Гражданин | 1 | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Конституционные обязанности гражданина. Гражданин. Правозащитник | - слушают учителя - читают текст - составляют схему - выписывают ключевые слова - оценивают собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности | - оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности | |||
27(8) | Мы – многонациональный народ | 1 | Конституция РФ и УР. Межнациональные и межконфессиональные отношения. | - слушают учителя - читают текст - отвечают на вопросы - приводят примеры | - ситуативная игра «Встреча» | |||
28(9) | Многонациональная культура России | 1 | Межнациональные и межконфессиональные отношения | - объясняют роль любой национальной культуры для человечества
| - получение социальной информации из СМИ «Вклад Удмуртии в развитие России» | |||
29(10) | Человек славен добрыми делами
| 1 | Мораль. Добро и зло. Социальные ценности. Золотое правило нравственности | -работают в парах: читают текст, пересказывают друг другу, составляют кластер по теме, - оценивают собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности | - оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности - выполнение творческой работы - эссе «С чего начинается доброта?» | |||
30(11) | Будь смелым | 1 | Смелость. Терпимость, терпеливость. | - слушают учителя - читают текст - составляют кроссворд - разгадывают кроссворд - приводят примеры смелых поступков | - выполнение творческой работы - кроссворда | |||
31(12) | Что такое человечность | 1 | Социальные ценности и нормы. Гуманизм, человечность. | - слушают учителя - читают текст - выписывают ключевые слова - оценивают собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности - приводят примеры, - составляют синквейн | - формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации - оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности | |||
32(13) | Повторение «Нравствен- ные основы жизни» | 1 | - пишут промежуточную контрольную работу | |||||
33 | Итоговое повторение | 1 | Контроль основный знаний и умений | - пишут итоговую работу – тестирование | ||||
34 | Урок- конференция «Я – человек» | 1 | - защищать проект «Я – человек» - оценивают свои работы | - выполнение творческой работы - проекта «Я – человек» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...