Рабочие программы по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Чумакова Светлана Леонидовна

Рабочие  программы по обществознанию, 6 - 9 классы, составленные в соответствии с федеральным компонентом образовательного стандарта (приказ №1089)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmy_po_obshchestvoznaniyu.zip176.87 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 УО АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕЛТИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЗИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено

на заседании методического

объединения

протокол № _____

от «_____» __________20____г

__________________________

Согласовано

Зам.директора по УВР

_____________Т.В.Шутова

от «_____» __________20____г

Утверждаю

Директор МКОУ «Узинская ООШ»

____________А.В.Блинов

Приказ № __________

от «_____» __________20____г

Рабочая программа по обществознанию

6 класс

2014 – 2015 учебный год

                                                                    Автор: Чумакова Светлана Леонидовна,

                                                                                                                       Учитель истории и обществознания  1 категории

2015 г.

Пояснительная записка

      Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом  МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089, на основании авторской программы для общеобразовательных учреждений по  обществознанию для 6 – 11 классов Л.Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева, 2011 г.

      Преподавание ведется по учебнику  для общеобразовательных учреждений Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой  Обществознание. 6 класс: М.: Просвещение, 2011 , входящему в Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год,  утвержденный Приказом МОиН от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

     Цель обучения:

   Создание условий для достижения обучающимися результатов, предусмотренных ГОС.

  Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной,  практической  деятельности в основных социальных ролях, характерных для  подросткового  возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Общая характеристика учебного предмета

                     Курс «Обществознание» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет в первом концентре. В 6 классе основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков. Пропедевтический характер курса способствует успешной социализации младших школьников в ходе изучения предмета, освоить основные обществоведческие понятия: «общество», «человек», «гражданин», «гуманизм» и др. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д.

  Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение обществознания  отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю.

           Ценностные ориентиры содержания предмета:

  1. Познавательные, проявляющиеся в признании научного знания, в осознании ценности методов исследования общества;
  2. коммуникативные, основу которых составляют: грамотная речь, правильное использование терминологии, способность открыто выражать и отстаивать свою точку зрения,  потребность вести диалог;
  3. ценность потребности в здоровом образе жизни;
  4. морально-этические ценности.

      Программа включает изучение регионального компонента.

      Преподавание ведется на алгоритмическом уровне с элементами творчества.

      Программа предусматривает применение следующих технологий обучения:

- традиционная классно-урочная;

- игровые технологии;

- ИКТ;

- технология развития критического мышления;

- технологии уровней дифференциации;

- здоровьесберегающие технологии;

       Среди методов обучения преобладают:

- репродуктивно-продуктивные;

- объснительно-иллюстративные;

- методы коллективного обучения.

      Занятия представляют собой преимущественно комбинированный тип урока.

 - текущий   (тестирование и устный опрос);

- промежуточный (тестирование по теме, понятийный диктант)

- итоговый  (контрольная работа)

       При  проведении промежуточного и итогового контроля  оцениваются все учащиеся, при проведении текущего контроля  оцениваются те учащиеся, которые письменно или устно  отвечают на вопросы.

        Оценивание достижений обучающихся производится при помощи отметок (по 5-балльной шкале).

     

     Содержание учебного предмета

      Тема 1. Человек в социальном измерении

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. ПОЗНАНИЕ МИРА. Личность. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА. Особенности подросткового возраста. САМОПОЗНАНИЕ.  

Тема 2. Человек среди людей 

    Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.   Межнациональные и МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ отношения.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.  

      Тема3. Нравственные основы жизни

Сфера духовной культуры и ее особенности.   ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ.   Социальные ценности и нормы. Мораль. ДОБРО И ЗЛО. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Социальная сфера.    Отношения между поколениями. Социальная значимость здорового образа жизни.  

Сфера политики и социального управления.  Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.  

Право, его роль в жизни общества и государства.   Понятие прав, свобод и обязанностей.  Конституция Российской Федерации.  Федеративное устройство России.  

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.   Права и обязанности родителей и детей.

   Опыт познавательной и практической деятельности

- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Учебно- тематический план

№ темы

Разделы, темы

всего часов

Теоретические занятия (ч)

Практические (лабораторные) занятия (ч)

 Контрольные занятия (ч)

 

Введение в курс обществознания

1

1

1

Человек в социальном измерении

9

8

1

2

Человек среди людей

9

8

1

3

Нравственные основы жизни  

13

12

1

Итоговое обобщение

2

1

1

Итого часов

34

30

4

                                 

                                                                                                   

                   Требования к уровню подготовки  учащихся 6 класса.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:

 Знать/понимать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 уметь:

 - описывать   человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли подростка;

 - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи человека и общества;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,

- приводить примеры  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

                            

 Учебно-методическое обеспечение

                                      Литература

 для учителя

  1. Антонов В.В. Школьникам о всеобщей декларации прав человека: Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2001 – 64 с.
  2. Боголюбов Л.Н.,  Иванова Л.Ф.  Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011 – 224 с
  3. Буйволова И.Ю. Обществознание. 6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой/ Волгоград: Учитель, 2013 – 95 с.
  4. Конституция Российской Федерации. – М.:Эксмо, 2012 – 32 с.
  5. Конституция Удмуртской Республики. – Ижевск «Удмуртия», 1995 г – 88 с
  6. Поздеев А.  Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс/ М: ВАКО,  2011 - 112 с.
  7. Степанько С.Н. Обществознание. 6 класс: поурочные   планы к учебнику под ред. Боголюбова Л.Н., - Волгоград: Учитель, 2010 – 218 с.
  8. Федеральный  компонент   государственного стандарта общего образования

для учащихся  

  1. Боголюбов Л.Н., Иванова  Л.Ф. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2013 – 224 с
  2. Иванова  Л.Ф. , Хотеенкова Я.В.   Рабочая тетрадь по обществознанию  6 класс/ М.: Просвещение, 2011 – 96 с.

Материально-технические средства обучения

  1. Магнитная доска
  2. Компьютер
  3. Проектор
  4. Телевизор
  5. Экспозиционный экран

Календарно- тематическое планирование

  дата

Раздел

№ ур

в теч. года,

№ ур

в разд

Темы уроков

Кол-во

 Содержание урока

Виды учебной деятельности  

Опыт познавательной и    практической деятельности

план.

фактич.

1

Введение в курс обществознания

1

Обществознание как предмет  

- слушают учителя

- знакомятся с учебником

 - читают текст учебника

- предполагают роль предмета в жизни

- находят примеры

- дискуссия «Что изучает предмет обществознание?»

1. Человек в социальном измерении

2(1)

Человек родился

1

  Биологическое и социальное в человеке.

 Мышление и речь. Наследственность. 

 - слушают учителя

- составляют тезисы

- читают текст

- высказывают отношение к тексту

- решают познавательные и практ. задачи

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

3(2)

Человек - личность

1

 Личность. Социализация индивида. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

 Сознание. Сильная личность. Индивид. Индивидуальность.

 - читают параграф

- слушают учителя

- дают толкование слов

- составляют вопросы

- решают познавательные и практ. задачи

- диспут «Сильная личность – какая она?»

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

4(3)

Особый возраст: отрочество

1

  Особенности подросткового периода, подросток.  Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

 - читают параграф

- слушают учителя

- составляют таблицу

выполнение творческой работы –  устное описание своего портрета

5(4)

Самостоятельность

 

1

Самостоятельность. Общение.

- работают в группах: читают текст, высказывают свое отношение к тексту, приводят примеры, решают познавательные и практ. задачи, вырабатывают правила общения,

- диспут «Кого сегодня можно назвать рыцарем?»

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

6(5)

Познай самого себя

 

1

 Познание мира. Самопознание.  Самооценка.

- читают параграф

- выписывают ключевые слова

 - формулируют собственные оценочные суждения

 - решают познавательные и практ. задачи

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

7(6)

На что ты способен

1

Способности, талант, поступки

 - читают параграф

- слушают учителя

- дают толкование слов

- формулируют собственные оценочные суждения

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

- тренинг «Мои способности»

8(7)

Человек и его деятельность

 

1

 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

 - читают текст

- слушают учителя

- составляют схему

- высказывать мнение, собственное оценочное суждение о значении труда

-   составляют  кластер

- решают познавательные и практ. задачи

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

- выполнение творческой работы – кластер «Деятельность человека»

9(8)

Потребности человека

1

Жизненные ценности и ориентиры.

Потребности: духовные, социальные  и материальные;   суждение, умозаключение, эмоции, чувства

 - смотрят презентации

- составляют тезисы и схему

- приводят примеры

- решают познавательные и практ. задачи

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

10(9)

Повторение «Человек»

1

Контроль знаний, умений

  - пишут  промежуточную контрольную  работу

2.  Человек среди людей

11 (1)

Семья – ячейка общества

1

 Человек и его ближайшее окружение. Неполная семья. Отношения между поколениями.   Права и обязанности родителей и детей. 

 - читают текст

- слушают учителя

- составляют тезисы

- отвечают на вопросы

- приводят примеры

- решают познавательные и практ. задачи

диспут «Для чего человеку семья?»

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

12(2)

Семейное хозяйство

1

  Экономика. Ресурсы и потребности семьи

 - смотрят презентации

- составляют тезисы и схему

- приводят примеры

- решают познавательные и практ. задачи

- Дискуссия  о домашних обязанностях

- ситуативная игра «Один дома»

- решение познавательных и практических задач,

13(3)

Семейное хозяйство

1

 Ограниченность ресурсов.

- слушают учителя

- выписывают ключевые слова

- работают с текстом учебника

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

- приводят примеры

- решение познавательных и практических задач,

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения экономической рациональности;

14(4)

Делу время, потехе час

1

 Социальная значимость здорового образа жизни.

 - читают текст

- выписывают ключевые слова

- выступают с сообщениями по тексту

- формулируют собственные оценочные суждения  

- приводят примеры

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности

- выполнение творческой работы -  проект «Как все успеть?»

15(5)

Профессия – ученик

1

 Образование и его значимость в условиях информационного общества

 - слушают учителя

- составляют схему

-  формулируют собственные оценочные суждения о роли образования

 - составляют синквейн

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации

16(6)

Чему учит школа

1

 Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

- слушают учителя

- рассуждают о роли учебы для человека и общества

- пишут  эссе  «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»

- выполнение творческой работы -  эссе  «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»

17(7)

Одноклассники, сверстники, друзья

1

 Межличностные отношения.

 - читают текст

- выписывают ключевые слова

- слушают учителя

- приводят примеры

- составляют вопросы

- отвечают на вопросы

- выполнение творческой работы – разработка правил общения в классе

18(8)

Учимся дружно жить в классе

 

1

Общение

 - работают в группах: читают текст, высказывают свое отношение к тексту, приводят примеры, решают познавательные и практ. задачи, вырабатывают правила общения в классе, обсуждают в классе

- ролевая игра «Необитаемый остров»

 

19(9)

 Повторение «Человек среди  людей»

 

  - пишут  промежуточную контрольную  работу

Тема 3. Нравствен-

ные основы жизни  

20(1)

Труд – основа жизни

1

 Товары и услуги.  Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

- слушают учителя

- читают текст

-   формулируют собственные оценочные суждения   о роли труда для человека;

- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

- составляют кластер в парах

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения экономической рациональности

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

21(2)

Как оценивается труд

1

благотворительность

 - слушают учителя

- читают текст

-   формулируют собственные оценочные суждения   о роли труда для человека;

- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

22(3)

Труд и творчество

1

Творчество,  мастер,

 - смотрят презентации

- выписывают ключевые слова

- приводят примеры

- решают познавательные и практ. задачи

- составляют проект «Я и творчество»

- выполнение творческой работы – коллаж  «Я и творчество»

23(4)

На пути к жизненному успеху

 

1

Жизненные ценности и ориентиры.

Залог успеха, смысл жизни

- находят ответы на вопросы в тексте учебника

- выписывают тезисы и ключевые слова

- приводят примеры;

- рассуждают о счастье человека

- оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности

-  выполнение творческой работы  - буклет «Счастье – это…»

24(5)

Что значит быть патриотом

1

Патриотизм и гражданственность. Гуманизм.  Патриот.   Федеративное устройство России, субъекты РФ Понятие прав, свобод и обязанностей

 - слушают учителя

- читают текст

- оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности

- пишут  письмо о Родине

-  выполнение творческой работы  -  письмо о Родине

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности

25(6)

Символика России

 

1

Герб, флаг, гимн

 - работают в парах:  читают текст, выступают с сообщениями

- составляют кластер «Символы УР»

  - выполнение творческой работы  - кластера

26(7)

Гражданин

1

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Конституционные обязанности гражданина. Гражданин. Правозащитник

 - слушают учителя

- читают текст

- составляют схему

- выписывают ключевые слова

- оценивают собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности

27(8)

Мы – многонациональный народ

1

  Конституция РФ и УР. Межнациональные и межконфессиональные отношения.

- слушают учителя

- читают текст

- отвечают на вопросы

- приводят примеры

 - ситуативная игра «Встреча»

28(9)

Многонациональная культура России

1

Межнациональные и межконфессиональные отношения

 -  объясняют роль любой национальной культуры для человечества

 

 

- получение социальной информации из СМИ «Вклад  Удмуртии в развитие России»

29(10)

Человек славен добрыми делами

 

1

Мораль. Добро и зло. Социальные ценности. Золотое правило нравственности

 -работают в парах: читают текст, пересказывают друг другу, составляют кластер по теме,

-  оценивают собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности

- выполнение творческой работы  - эссе «С чего начинается доброта?»

30(11)

Будь смелым

1

 Смелость. Терпимость, терпеливость.

 - слушают учителя

- читают текст

- составляют кроссворд

- разгадывают кроссворд

- приводят примеры смелых поступков

- выполнение творческой работы  - кроссворда

31(12)

 Что такое человечность

1

 Социальные ценности и нормы. Гуманизм, человечность.

   - слушают учителя

- читают текст

- выписывают ключевые слова

- оценивают собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности

- приводят примеры,  

- составляют синквейн

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности

32(13)

Повторение «Нравствен-

ные основы жизни»  

1

  - пишут  промежуточную контрольную  работу

33

Итоговое повторение

1

Контроль основный знаний и умений

 - пишут  итоговую работу – тестирование  

34

Урок- конференция «Я – человек»

1

-  защищать проект «Я – человек»

-  оценивают свои работы

- выполнение творческой работы  - проекта «Я – человек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...