Методическая разработка урока
методическая разработка по обществознанию (5, 6, 7 класс) на тему

Шупейко Галина Викторовна

Предлагаю методическую разработку урока по обществознанию по теме "Права потребителей. Защита прав потребителей". Урок может быть использован и на предмете экономика в 5-7 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПО ТЕМЕ: «ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Тема урока: Права потребителей. Защита прав потребителей.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный

Категория учащихся: 7 класс

Предметная область: обществознание

Цель урока: формирование рационального потребительского поведения

Задачи:

Познавательные:

  • дать определения понятиям: потребитель, производитель, закон, суверенитет
  • дать понятие об основных правах потребителей

Развивающие:

  • использовать ранее полученные знания  понятий  «закон», «суверенитет»,  «потребитель», «производитель»
  • усвоить основные права потребителей;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя;
  • развивать внимание, мышление, рассуждение;

  • продолжить отработать навык составления синквейна
  • совершенствовать умение работать с текстом, учить выделять главное в тексте
  • развивать творческие способности учащихся

Воспитательные:

  • воспитывать культуру потребления
  • воспитывать уважение к одноклассникам во время устных ответов

Оборудование: сборник «О защите прав потребителей», проектор


ЭТАПЫ УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

ВРЕМЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

Организационный этап

1 мин

Учитель создает условия для достижения психологического комфорта учащихся на уроке, способствует быстрому вхождению класса в деловой ритм

Учащиеся формируют умения внутренней самоорганизации

Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала

Актуализация знаний

5 мин

 Детям предлагается обратить внимание на экран, где изложены статьи древних законов:        (§ 229) Если строитель построил человеку дом и  свою  работу сделал  непрочно,  а  дом,  который  он  построил,  рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 233)  Если  строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

И задаются вопросы:

  • Знакомы ли вам эти статьи?
  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке?

(Да, практически во всех сводах законов с древнейших времен были определены нормы, защищающие интересы граждан  как потребителей. Первый из известных нам примеров такого рода – законы вавилонского царя Хаммурапи (XVIII век до нашей эры), приведенные мной §§, например, говорят по поводу некачественной работы).

Учитель знакомит учащихся с целями и задачами урока

С интересом читают статьи. Предлагают ответы на вопрос, и вместе  с учителем  формулируют тему урока.

Этап усвоения нового материала

Учитель организует фронтальную беседу:

Давайте для начала вспомним, кто такой потребитель?

  • Какими же знаниями должен обладать потребитель на рынке товаров и услуг, чтобы наиболее полно удовлетворить свои потребности?

(все предложения учащихся фиксируются на доске)

Эти знания делают потребителя независимым. Есть такое понятие «суверенитет потребителя», то есть его независимость.

На суверенитет потребителя нередко «покушаются» продавцы.

  • Что же может угрожать нашей независимости как потребителя?
  • Как потребителю обеспечить свой суверенитет?

Главное – он должен знать свои права!

  • Представьте, что вы зашли в магазин, на что вы имеете право?

Учитель организует работу мини-групп (по два человека) учащихся с текстом закона

  • Откройте сборник законов «О защите прав потребителя» – познакомьтесь с основными из них: выпишите в тетрадь № статьи и ее суть (воспользуйтесь подсказкой на доске)

Проверка выполненной работы, обобщение

  • Как вы думаете, этот документ предназначен только для потребителей? Почему?

-Потребитель – это человек, приобретающий товары или услуги для удовлетворения своих потребностей

-О производителе, сроке годности товара, цене, качестве

-Отсутствие определенных знаний покупателя, обман со стороны недобросовестных производителей, реклама

- Знать, кто и когда сделал товар и т.д.

Учащиеся включаются в самостоятельную работу с текстом, при необходимости обращаются за помощью к учителю

Ответы детей

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: зарядка для глаз

Первичное повторение и закрепление на уровне восприятия

Систематизация и обобщение новых знаний при выполнении заданий на преобразовательном уровне

Фронтальная работа

Ученики вытягивают карточки с описанием практических ситуаций (назвать право потребителя) или с понятиями (например: «Потребитель» - необходимо раскрыть суть понятия, дать определение)

Примеры практических ситуаций:

  • На рынке продавцы обычно разрешают покупателям самим выбирать свежие помидоры, огурцы, арбузы и другие подобные товары. Какое право потребителей они соблюдают?  (право выбора)
  • В ходе проверки на прилавке  магазина  было обнаружено сливочное масло с истекшим сроком годности. Принято решение: уничтожить продукт. Верно ли такое решение? Какое из прав потребителей было нарушено этим магазином?  (право на безопасность)
  • Производители пластмассовой посуды указывали на ней: «для непищевых продуктов». Что заставило производителя поступить таким образом?  (право на информацию)

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием!        

Учащиеся активно включаются в работу

Рефлексия

  • Предлагаю вам по любому из новых понятий темы составить синквейн. Напомним правила его составления …
  • Проверка синквейна по желанию.

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу «Как прошел урок? (раздав заготовку) и оценить свою работу на уроке:

На уроке я работал

Активно

Пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен

Не доволен

Урок для меня показался

Коротким

Длинным

За урок я

Не устал

Устал

Материал урока мне был

Понятен

Не понятен

Моё настроение

Стало лучше

Не изменилось

Учащиеся выполняют задание

Предлагают свои синквейны

Выполняют задание

Заключительный этап урока: подведение итогов, оценка работы на уроке. Домашнее задание

Учитель подводит итоги работы на уроке и сообщает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения

1. Выучить основные понятия и права потребителей.

2.  Фото-проект «Добросовестный продавец (производитель)» или кто не уверен, что справится с фото-проектом, нарисовать права потребителей на листе форматом А4 в виде коллажа или составить памятку-инструкцию «Что делать, если твои права потребителя нарушают» (все виды заданий можно распределить по группам)

(Оговариваются условия, правила, критерии)

Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы по заданию


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

                                                                                                                                                                      ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                                                                                                      Учитель истории и обществознания

                                                                                                                                                                      МБОУ СШ № 22 городского округа г. Бор

                                                                                                                                                                      ШУПЕЙКО ГАЛИНА ВИКТОРОВНА

                                                                                                                                                                      Образование – высшее

                                                                                                                                                                      Педагогический стаж работы – 18 лет

                                                                                                                                                                      Без квалификационной категории

                                                                                                                                                                      Galja-sh@mail.ru 

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Методическая разработка урока по теме «Права потребителей. Защита прав потребителей» в разделе 2 «Человек в экономических отношениях» курса «Обществознание», 7 класс.
  • Урок составлен на основе «Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н, Боголюбова. 5-9 классы», М.: Просвещение, 2011г.
  • Выбор разработки данного урока не случаен, так как тема является актуальной, социально ориентированной и направлена на формирование потребительской культуры учащихся, что обязательно пригодится им как в настоящем, так и в будущем, во взрослой жизни
  • На изучение данной темы мной отведено 2 часа, это необходимо для того, чтобы обстоятельно проверить творческое домашнее задание учащихся, выяснить, что удалось /не удалось при работе и почему, провести рефлексию домашнего задания.
  • В работе используются   общеизвестные методы дидактики: репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод, а также проблемно-поисковый метод (в приёмах ТРКМ), основной целью которого является не только формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков, но и  способствует достижению высокого уровня умственного развития, активизирует деятельность на уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...