Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Филиппова Екатерина Игоревна

Рабочая программа по обществознанию. Автор Кравченко А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob-vo_6-7.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе курса «Обществознание».

Курс «Обществознание» для 6–7 классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Курс «Обществознания» основной школы делится на два органически единых, но имеющих свою специфику концентра: 6–7 и 8–9 классы.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 6–7 классах по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

Важнейшими целями изучения курса в данных школьных параллелях являются:

– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

– воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

– освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

– овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Курс «Обществознание» в 6–7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознание» в 6–7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания.

Основным содержанием курса в 6 классе является:

– знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;

– раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

– ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;

– показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

В 7 классе в основе содержания курса – раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.

Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:

– сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;

– психологический портрет личности;

– самооценку подростка;

– образ жизни подростка;

– взаимоотношение подростка с законом;

– социальную и жилую среду подростка.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.

В 6–7 классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:

– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.

Курс «Обществознание» для 6–7 классов рассчитан на 68 часов (1 час в неделю; 34 часа за учебный год).

Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему усмотрению, в т.ч. для организаций уроков-практикумов, занятий по составлению мини социальных ученических проектов и др.

Методическое обеспечение программы:

  1. Учебник основной: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», 6 класс, Москва, «Русское слово». 2008 г.
  2. Биянова Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. М.: «ВАКО», 2008 г.
  3. Учебник основной: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», 7 класс, Москва, «Русское слово». 2009 г.
  4. Кочетов Н.С. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. Волгоград: Учитель, 2009 г.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

•  сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

•  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы,

 выполненные учащимися.

Не менее 255 учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(34 урока)

Календарно – тематическое планирование

6 класс

№ урока

Название тем уроков

Кол-во часов

Сроки

Тема 1. Общество и человек

1.

Вводный урок. Что изучает курс «обществознание»

1

Сентябрь

2.

Что такое общество?

1

3.

Происхождение и развитие человека

1

4.

Исторические ступени развития общества

1

5.

Современное общество

1

Октябрь

6.

Человечество, как сумма поколений

1

7.

Человек, общество, природа

1

8.

Повторительно-обобщающий урок

1

Тема 2. Экономическая сфера общества

9.

Что такое экономика?

1

Ноябрь

10.

Рынок

1

11.

Что такое предпринимательство и бизнес?

1

12.

Домашнее хозяйство

1

13.

Экономическая деятельность подростков

1

Декабрь

14.

Труд с точки зрения закона

1

15.

Повторительно-обобщающий урок

1

Тема 3. Социальная сфера общества

16.

Социальная структура общества

1

Январь

17.

Семья

1

18.

Правила и нормы поведения в обществе

1

19.

Повторительно-обобщающий урок

1

Тема 4. Политика и право

20.

Государство и граждане

1

Февраль

21.

Право на службе человека

1

22.

Конституция – основной закон страны

1

23.

Право и правопорядок

1

24.

Как защититься от несправедливости

1

Март

25.

Повторительно-обобщающий урок

1

Тема 5. Духовная сфера общества

26.

Наука и образование

1

27.

Мораль

1

28.

Идеал и ценности

1

Апрель

29.

Повторительно-обобщающий урок

1

Тема 6. Ребенок  в обществе

30.

Ребенок в семье

1

31.

Взаимоотношения детей и родителей

1

32.

Ребенок в школе

1

Май

33.

Друзья и ровесники

1

34.

Повторительно-обобщающий урок

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(34 урока)

Календарно – тематическое планирование

7 класс

№ урока

Название тем уроков

Кол-во часов

Сроки

Тема 1. Личность подростка

1.

Переходный возраст

1

Сентябрь

2.

Задачи и трудности подросткового возраста

1

3.

Быть взрослым

1

4.

Физические изменения у подростков

1

5.

Психологический портрет личности: темперамент и характер

1

Октябрь

6.

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

1

7.

Самооценка подростка

1

8.

Выдающаяся личность

1

9.

Лидер и его качества

1

Ноябрь

10.

Повторительно-обобщающий урок

1

Тема 2. Подросток в социальной сфере

11.

 Социальная среда подростка

1

12.

Подросток в группе

1

13.

Межличностные отношения

1

Декабрь

14.

«Мы» и «Они»

1

15.

Мир знакомых и незнакомых людей

1

16.

Социальный портрет молодежи

1

17.

Повторительно-обобщающий урок

1

Январь

Тема 3. Подросток и закон

18.

Юридические границы подросткового возраста

1

19.

Подросток как гражданин

1

20.

Подросток и его права

1

21.

Опасный путь преступной жизни

1

Февраль

22.

Повторительно-обобщающий урок

1

Тема 4. Образ жизни подростков

23.

Подросток в обществе риска

1

24.

Проблема одиночества

1

25.

Подростковая культура

1

Март

26.

Образ жизни

1

27.

Досуг и отдых

1

28.

Спорт

1

29.

Повторительно-обобщающий урок

1

Апрель

Тема 5. Подросток и его жилая сфера

30.

Город и село

1

31.

Мой дом, мое жилище

1

Май

32-34.

Повторительно-обобщающие уроки

3

Требования к уровню подготовки учащихся 6-7 классов.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  •  сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь: 

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;          деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать   познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

 и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Дополнительная  литература для учителя и учащихся:

  1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
  2. Алтухов В. Политика и видение будущего // Общественные науки сегодня. 1992. - №3.
  3. Амелин В. Многомерная модель политической власти // Общественные науки сегодня. 1991. - №2.
  4. Антропология (Общая теория человека) /Под ред. Л.А. Зеленова. Новгород, 1991.
  5. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.
  6. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  7. Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.
  8. Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.
  9. Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991. - №9.
  10. Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002
  11. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  12. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.
  13. Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль. – 1991. - №5.
  14. Деятельность: теория, методология, проблема. М., 1990.
  15. Добреньков В.И., Кравченко А.И.  Социология: В 3 т. М., 2000.
  16. Зобов Р.А., Обухов В.Л., Сугакова Л.М. Основы человековедения: человек как микрокосм. М., 1999.
  17. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М. - Новосибирск, 1997.

Методика преподавания обществознания в школе.

  1. Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. - № 9. С. 31-34.
  2. Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» //Преподавание истории и обществознания в школе.  2003. - № 8. С. 40-44.
  3. Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 4. С. 17-24.
  4. Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе.  2002. - № 2. С. 22-26.
  5. Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
  6. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3-х ч. М., 2001.
  7. Дыдко С.Н. Использование схем и таблиц на уроках обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 39-44.
  8. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 3. С. 40-48.
  9. Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 26-32.
  10. Козленко С.И. Региональный компонент обществознания: вопросы теории и методики преподавания. М., 2000.
  11. Костина Л.М. Урок «Российская государственная символика. История и современность» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 70-72.
  12. Култыгин В.П. Как зарождались знания об обществе. Материалы к урокам //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 7. С. 3-7.
  13. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2002.
  14. Максимова Е.Г. Интеллектуальная игра «Государственные символы в судьбе» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 67-70.
  15. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М., 2001.
  16. Морозова С.В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования //Преподавание истории и обществознания в школе.  2003. - № 8. С. 36-40.
  17. Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
  18. Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 38-41.
  19. Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...