Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Кузнецова Оксана Олеговна

Рабочая программа по обществознанию по учебнику Л.Н.Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа предмета «Обществознание» предназначена для 6 класса. Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.        
  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кватчинская СОШ»;  
  • Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.5-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.
  • Обществознание. Рабочие программы.5-9 классы / Боголюбов. – 3-е изд. - М. «Просвещение», 2014 г.

Изучение курса "Обществознание" продиктовано потребностями современного общества. Сегодня необходимо создавать условия для социализации личности; формировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры; содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности; развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. Курс обществознания призван раскрыть наряду с процессами, происходящими внутри нашей страны, влияние на них нарастающей глобализации, характеризовать геополитические интересы России.

Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, регулирующие эти отношения социальные нормы. 

Содержание основного общего образования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Цель: сформировать первоначальные представления о совокупности качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

Задачи:

— создание условий для социализации личности;

— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Содержание программы позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

В 6 классе содержание курса расширяет круг знаний о человеке в обществе. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. 

Изменения, внесенные в авторскую программу,   их обоснование:

Планирование составлено на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, рассчитанной на   35 учебных часов. Данная рабочая программа в основном соответствует авторской программе, общее количество часов уменьшено на 1 час, так как в учебном плане школы обозначены 34 учебные недели. Таким образом, 1 час уменьшен за счет резервного учебного  времени.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Учебник: Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Обществознание. 6 класс. – М.: Просвещение,  2013.
  2. Иванова Л. Ф. Хотеенкова Я.В. Рабочая тетрадь по обществознанию, 6 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Обществознание. 6 класс. Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2013

Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения «Обществознание» на этапе основного образования, из расчета 1 учебный час в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации.


Учебно-тематический план 6 класс

Раздел

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Введение

1

1

-

-

1

Человек в социальном измерении

12

10

2

Практическая работа

2

Человек среди людей

11

9

2

Контрольная работа

3

Нравственные основы жизни

10

9

1

Контрольная работа

Итого

34

29

5


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс (34 часа)

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

по плану

фактически

1

Введение в обществознание

Краткая характеристика изучаемого курса. Цели, задачи изучения предмета. Структура,   особенности содержания методического   аппарата учебника

Уметь высказывать собственное мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.

2.09

2.09

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (12 часов)

2

Человек

Человек растёт и развивается среди людей. Человек, индивид, личность. Индивидуальность человека.

Знать биологическое и социальное в человеке; деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение); мышление и речь.  Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

9.09

9.09

3

Человек - личность

Личность. Социальные параметры личности. Социализация индивида. Качества сильной личности

Знать, кого называют человеком, индивидом, личностью; особенности подросткового возраста.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

16.09

16.09

4

Познание человеком мира и самого себя

Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что способен человек.  Познание мира. 

Знать, как происходит познание мира и познание самого себя.  Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

23.09

30.09

5

Самосознание и самооценка

Самопознание. Самооценка. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность.

Знать, что такое самооценка, и ее влияние на развитие личности.  Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

30.09

7.10

6

Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности.

Знать, что называют деятельностью человека и ее основные формы (труд, игра, учение); мышление и речь.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

7.10

7

Знания и умения как условие успешной деятельности

Знания и умения как условия успешной деятельности. Значение образования в жизни человека.

Знать, как знания и учения влияют на деятельность человека.  Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

14.10

8

Потребности человека

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Знать, какие потребности свойственны человеку, а какие животному.

Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

21.10

9

Духовный мир человека

Духовный мир человека. Мысли и чувства. Эмоции

Знать, что включает в себя понятие «духовный мир человека».  Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

11.11

10

На пути к жизненному успеху

Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху.

Знать, как труд влияет на достижение успеха в жизни.  Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

18.11

11

Проблема выбора профессии

Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Знать, почему необходимо осознано выбирать будущую профессию.  Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

25.11

12

Повторение по теме

«Человек – личность»

 Человек – личность. Человек среди людей. Человек и его деятельность. Познание мира

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника,  выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

2.12

13

Практическая работа №1 «Человек, индивид, личность»

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Знать основные положения раздела; основные моменты изученного. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы и применять полученные знания на практике.

9.12

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (11 часов)

14

Межличностные отношения

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.

Знать, что такое отношения; межличностные отношения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

16.12

15

Сотрудничество и соперничество

Сотрудничество и соперничество, как средство достижения результата

Знать, чем отличаются соперничество и сотрудничество; что такое межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

23.12

16

Солидарность и толерантность

Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Знать, что такое солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

17

Большие и малые социальные группы

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные.

 Знать, какие бывают социальные группы и социальные роли. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

18

Лидеры. Групповые нормы

Лидеры. Роль лидера в группе.  Групповые нормы. Правила поведения в группах

Знать, кто является лидером в группе; по каким правилам и нормам живет группа.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

19

Общение – форма отношения человека к окружающему миру

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения.

Знать, что называют общением; цели общения.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

20

Средства и стили общения

Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Знать средства и стили общения; особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

21

Межличностные конфликты, причины их возникновения

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение.

Знать, что такое конфликты; причины возникновения и пути их решения.

Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

22

Конструктивное решение конфликта

Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Знать, что такое конфликты; причины возникновения и пути их решения.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

23

Повторение по теме

«Человек среди людей»

Межличностные отношения. Большие и малые группы. Общение и его особенности.  Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Знать: основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника,  выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

24

Контрольная работа №1 «Человек среди людей»

Межличностные отношения. Большие и малые группы. Общение и его особенности. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Знать основные положения раздела; основные моменты изученного.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы и применять полученные знания на практике.

РАЗДЕЛ 3. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (10 часов)

25

Мораль. Золотое правило морали

Мораль. «Золотое правило морали» - главное правило доброго человека.

Знать, что такое мораль; золотое правило морали.

Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

26

Учимся делать добро

Что такое добро. Кого называют добрым.  Доброе – значит хорошее.

Знать, что называют добром и злом.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

27

Смелость и страх

Что такое страх. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха.

Знать, что такое смелость и страх; их различия.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

28

Смелость и отвага

Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». Противодействие злу.

Знать, что такое смелость и отвага; чем определения похожи и чем отличаются.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

29

Человечность

Человечность и его ее выражение в современном мире. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Знать, что такое человечность, и его выражение.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

30

Гуманизм – уважение и любовь к людям

Гуманизм — уважение и любовь к людям. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Знать, что такое гуманизм, и его выражение.

 Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

31

Повторение по теме

«Нравственные основы жизни»

Добро, мораль, золотое правило морали, смелость, человечность, гуманизм.

Знать: основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника,  выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

32

Итоговое повторение по всему курсу

Человек – личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни

Знать: основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

33

Контрольная работа №2 «Человек и общество»

Человек – личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни.

Знать основные положения раздела; основные моменты изученного.Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы и применять полученные знания на практике.

34

Игра «Человек и общество»

Человек – личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни

Знать основные положения раздела; основные моменты изученного.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы и применять полученные знания на практике.


Список литературы для 6 класса

1. Никитина Т. И. Рабочие программы. Обществознание. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2013.

2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: - М.: Просвещение, 2013.

3. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник. – М.: Астрель, 2013.

4. Сазонова Т. Г. Обществознание в таблицах и схемах. –  СПб. : ООО «Виктория плюс», 2008.

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2012.

6. Конституция Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1995.

7. Трудовой кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2012.

8. Семейный кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2012.

9. Конституция РФ. – М.: Эксмо, 2012.

10. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2012.

11. Закон РФ. «Об образовании». – М.: Эксмо, 2011.

12. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10 -11 кл. – М.: Просвещение, 2013.

13. Поздеев А. В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014.

14. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Рабочие программы 5 – 9 кл.  – М.: Просвещение, 2014.

15. Гражданский кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2014.


Контрольно-измерительные материалы

Тема

Формы контроля

Литература

1

Человек – личность

Практическая работа

Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Обществознание. 6 класс. – М.: Просвещение,  2013.

2

Общение

Контрольная работа

Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 кл. – М.: ВАКО, 2014.

3

Человек и общество

Контрольная работа

Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 кл. – М.: ВАКО, 2014.

Критерии оценивания.

За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа).

 Если ученик правильно отвечает на 50-70%  вопросов, то получает оценку «3», 70-90 % правильных ответов – «4», 80-100 % правильных ответов – «5».

Практические работы:

«5» - правильное решение и его объяснение

«4» - правильное решение и неполное или неточное объяснение

«3» - правильное решение без объяснения

«2» - неправильное решение и объяснение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...