Методическая разработка по теме"Эволюция русского Парламентаризма"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

План урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parlamentarizm._plan_uroka.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока для 10 - 11 класса по теме: «Эволюция русского парламентаризма».

Автор материала: И.С. Цветков, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 84 Петроградского района Санкт-Петербурга

Санкт – Петербург 2015 г.

Пояснительная записка

  • целевая аудитория

Учащиеся 10-11 классов. Тип класса: смешанный.

  • актуальность темы

Зачастую пассивная гражданская позиция современной молодежи (и не только) вызвана тем, что избиратели не понимают, каким образом в стране осуществляется законотворческая деятельность. Многие не видят смысла в своем праве голоса, считая, что они ни как не влияют на ситуацию в стране. Уроки по теме «Парламентаризм» помогут будущим избирателям ориентироваться в законодательных органах власти.

  • цели и задачи данного урока

Изучить истоки российского парламентаризма

Выяснить причины  появления парламента в начале ХХ века

Показать учащимся значение парламентаризма, как важного инструмента демократии

Способствовать воспитанию у учащихся активной гражданской позиции

  • используемые педагогические технологии

Информационный урок – лекция

Диалог с аудиторией

  • материально-техническое обеспечение урока

Компьютер или ноутбук с проектором (для слайдовой презентации темы занятия)

Материалы для записи

Ход урока.

Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе.

Вступительное слово:

Тема нашего сегодняшнего урока: «Эволюция русского парламентаризма». Развитие представительных органов в нашей стране проходило на протяжении 13 веков. Оно началось с вечевых традиций и эволюционировало до современного парламента.

Давайте подробнее рассмотрим, как это происходило.

Изучение материала (с элементами актуализации полученных знаний по истории)

I. Вече.

Народное собрание на Руси. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с др. землями и т.д. В Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и зажиточных людей. В Северо-Восточной Руси управлялось великокняжеской властью. Вечевые традиции стали важнейшим истоком демократии в России и оказали важное значение на формирование гражданского общества в будущем.

II. Боярская дума.

Высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Являлась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Не смотря на то, что Боярская дума была скорее совещательным органом, она стала по сути первым законотворческим советом при государе.

III. Земский собор.

С середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии. Земский собор стал первым прототипом, не только выборного парламента, но и первым референдумом.

IV. Сенат и Государственный совет.

Прави́тельствующий Сена́т в Российской империи -  высший государственный орган, 

подчиненный Императору. Учреждён Петром Великим 22 февраля (5 марта1711как 

высший орган государственной власти и законодательства.

На смену Сенату пришел Государственный совет. О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году.

Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским.

Сенат и Г.с. стали первыми законодательными органами власти, действующими на постоянной основе. Их отличием от современного парламента являлось то, что они не были выборными и являлись, скорее совещательными органами власти при государе.

V. Государственная Дума Российской Империи

Появление Г.Д. стало результатом революции 1905 года, когда перед царем встал вопрос, или революция, или реформы.

6 августа 1905 года Манифестом Николая II была учреждена Государственная дума как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и — на особых основаниях — крестьяне) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г, установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

Из недостатков Г.д. следует указать и то, что выборы в нее проводились по куриальной системе.

VI. Федеральное собрание.

Парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган Российской Федерации. Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции России. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами  — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Рефлексия

Ответы на вопросы (по слайдам). Дети угадывают, что изображено на слайдах.

Домашнее задание

Разработать программу своей партии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса»

Пояснительная записка к методической разработке на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса».Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одн...

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

Методическая разработка по теме: "Преподавание русского языка"

Урок повторения по теме "Имя прилагательное" (6-й класс)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

методическая разработка по теме "Эволюция"

данную разработку можно использовать при подготовке к ЕГЭ...

Методическая разработка урока "Направления эволюции" 11 класс

Материал содержит тест, лабораторные работы и задания...